Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Судебное разбирательство хозяйственных споров: обзор нововведений

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2010/№ 69
Печать
Статья

Судебное разбирательство хозяйственных споров: обзор нововведений

 

В одном из предыдущих номеров нами были рассмотрены наиболее принципиальные изменения, происшедшие в административном судопроизводстве. Наступила очередь для не менее значимого с точки зрения субъектов хозяйствования вопроса — по каким правилам теперь происходит рассмотрение хозяйственных споров?

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ХПК

— Хозяйственный процессуальный кодекс Украины от 06.11.91 г. № 1798-XII.

Закон о судоустройстве

— Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 г. № 2453-VI.

Приводим обзор основных нововведений в порядке рассмотрения хозяйственных дел в виде сравнительной таблицы.

 

Процедурное правило

До внесения изменений

После внесения изменений

1

2

3

Определение судьи, который будет рассматривать дело

Не был предусмотрен порядок

Определение судьи или коллегии судей для рассмотрения конкретного дела осуществляется автоматизированной системой документооборота суда при регистрации соответствующих документов по принципу достоверности, который учитывает количество дел, находящихся в производстве судей, запрет принимать участие в пересмотре решений для судьи, принимавшего участие в вынесении судебного решения, о пересмотре которого поднимается вопрос, пребывание судей в отпуске, на больничном, в командировке и окончание срока полномочий. Дела распределяются с учетом специализации судей (ст. 21 ХПК)

Подача встречного иска

Ответчик имеет право до принятия решения по спору подать к истцу встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным иском (ст. 60 ХПК)

Ответчик имеет право до начала рассмотрения хозяйственным судом дела по существу подать к истцу встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным иском (ст. 60 ХПК)

Как видим, срок, в течение которого ответчик может подать встречный иск, существенно уменьшился: теперь сделать это можно только до начала рассмотрения дела по существу, т. е. до даты проведения заседания хозяйственного суда, о времени и месте проведения которого стороны уведомляются определением о возбуждении производства по делу.

Сроки решения процессуальных вопросов

Сокращены с пяти до трех дней сроки решения следующих вопросов:
 — направление определения об отказе в приеме искового заявления сторонам, прокурору или его заместителю, если они являются заявителями (срок отсчитывается со дня поступления заявления);
 — возврат искового заявления для устранения недостатков (отсчитывается со дня поступления заявления в суд);
 — вынесение и направление сторонам, прокурору, если он является заявителем, определение о возбуждении производства по делу (отсчитывается со дня поступления иска);
 — направление сторонам, прокурору, третьим лицам, которые принимали участие в судебном процессе, но не присутствовали в судебном заседании, судебного решения;
 — направление местным хозяйственным судом полученной апелляционной жалобы в соответствующий апелляционный хозяйственный суд;
 — направление сторонам постановления апелляционного суда (отсчитывается со дня принятия постановления) и т. п.

Срок рассмотрения дела в суде первой инстанции

Спор должен быть решен хозяйственным судом в срок не более двух месяцев со дня получения искового заявления (ст. 69 ХПК)

Возможность продления срока решения дела

По ходатайству обеих сторон или ходатайству одной стороны, согласованному с другой стороной, спор может быть решен в более длительный срок, чем два месяца

В исключительных случаях по ходатайству стороны, с учетом особенностей рассмотрения спора, хозяйственный суд определением может продлить срок рассмотрения спора, но не более чем на пятнадцать дней

Раньше указанное предписание давало возможность, не нарушая требований процессуального законодательства, продлевать срок решения дела на достаточно длительный срок. После внесения изменений, если они заработают на практике, срок рассмотрения дела в хозяйственном суде первой инстанции в любом случае не должен превышать двух с половиной месяцев.

Подача апелляционной жалобы

Апелляционная жалоба подается через местный хозяйственный суд, рассмотревший дело (ст. 91 ХПК)

Срок подачи апелляционной жалобы

Апелляционная жалоба подается на решение местного хозяйственного суда в течение десяти дней, а на определение местного хозяйственного суда — в течение пяти дней со дня их объявления местным хозяйственным судом (ст. 93 ХПК)

Форма и содержание апелляционной жалобы

Требования к форме и содержанию апелляционной жалобы не изменились.
Апелляционная жалоба подается в письменной форме и должна содержать:
1) наименование апелляционного хозяйственного суда, в который подается жалоба;
2) наименование местного хозяйственного суда, принявшего решение, номер дела и дату принятия решения;
3) требования лица, подающего апелляционную жалобу, а также основания, по которым инициирован вопрос о пересмотре решения, со ссылкой на законодательство и материалы, имеющиеся в деле или поданные дополнительно;
4) перечень документов, приложенных к жалобе.
Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем.
К жалобе прилагаются доказательства уплаты государственной пошлины и направления копии жалобы другой стороне в деле (ст. 94 ХПК)

Срок рассмотрения апелляционной жалобы

Апелляционная жалоба (представление) на решение местного хозяйственного суда рассматривается в двухмесячный срок со дня поступления дела вместе с апелляционной жалобой (представлением) в апелляционную инстанцию (ст. 102 ХПК)

Апелляционная жалоба на решение местного хозяйственного суда рассматривается в двухмесячный срок со дня вынесения определения о приеме апелляционной жалобы к производству (ст. 102 ХПК).
Отдельно оговорен срок рассмотрения апелляционной жалобы на определение местного хозяйственного суда. Такая жалоба рассматривается в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения о приеме апелляционной жалобы к производству

Определения местного хозяйственного суда, которые могут быть обжалованы отдельно от решения

Соответствующий перечень не был предусмотрен

Перечень определений местного хозяйственного суда, которые могут быть обжалованы в апелляционном порядке отдельно от решения местного хозяйственного суда, приведен в ст. 106 ХПК. Среди них, в частности:
1) о применении предупредительных мер, отказе в удовлетворении заявления, о применении предупредительных мер, оставление без изменений определения; о применении предупредительных мер, изменении или отмене определения; о применении предупредительных мер;
2) о возврате искового заявления;
3) об отказе в приеме искового заявления;
4) о передаче дела по подсудности;
5) об обеспечении иска, отмене обеспечения иска;
6) о приостановлении производства по делу;
7) о прекращении производства по делу;
8) об оставлении иска без рассмотрения;
9) об утверждении мирового соглашения и др.

Право кассационного обжалования

Стороны по делу имеют право подать кассационную жалобу, а прокурор кассационное представление на решение местного хозяйственного суда, вступившее в законную силу, и постановление апелляционного суда. Кассационную жалобу имеют право подать также лица, которые не были привлечены к участию по делу, если суд принял решение или постановление, касающееся их прав и обязанностей (ст. 107 ХПК)

Стороны, прокурор, третьи лица, лица, которые не принимали участия в деле, но в отношении которых суд решил вопрос о их правах и обязанностях, имеют право подать кассационную жалобу на (ст. 107 ХПК):
1) решения местного хозяйственного суда после их пересмотра в апелляционном порядке и постановления апелляционного хозяйственного суда, принятые по результатам апелляционного рассмотрения;
2) определения местного хозяйственного суда, которые могут быть обжалованы отдельно от решения суда, после их пересмотра в апелляционном порядке и постановления апелляционного хозяйственного суда, принятые по результатам апелляционного рассмотрения

В результате внесения изменений сделана важная оговорка: кассационная жалоба может быть подана только после апелляционного пересмотра решения суда первой инстанции. Ранее формулировка ст. 107 ХПК позволяла субъектам хозяйствования, например, в случае пропуска срока на апелляционное обжалование, подавать кассационную жалобу на решение суда первой инстанции, которое не было обжаловано в апелляционном суде.

Порядок подачи кассационной жалобы

Кассационная жалоба (представление) подается (вносится) в Высший хозяйственный суд Украины через местный или апелляционный хозяйственный суд, принявший обжалуемое решение или постановление.
Местный или апелляционный хозяйственный суд, принявший обжалуемое решение или постановление, обязан направить жалобу (представление) вместе с делом в Высший хозяйственный суд Украины в пятидневный срок со дня ее поступления (ст. 109 ХПК).

Кассационная жалоба подается в Высший хозяйственный суд Украины через апелляционный хозяйственный суд, принявший обжалуемое решение или постановление.
Апелляционный хозяйственный суд обязан безотлагательно направить жалобу вместе с делом в Высший хозяйственный суд Украины (ст. 109 ХПК)

В связи с тем, что после внесения изменений подача кассационной жалобы является возможной только после прохождения стадии апелляционного обжалования, подать жалобу в ВХСУ можно только через апелляционный суд.

Срок подачи кассационной жалобы

Кассационная жалоба (представление) может быть подана (внесена) в течение одного месяца со дня вступления решения местного хозяйственного суда или постановления апелляционного хозяйственного суда в законную силу (ст. 110 ХПК)

Кассационная жалоба может быть подана в течение двадцати дней со дня вступления решения местного хозяйственного суда или постановления апелляционного хозяйственного суда в законную силу (ст. 110 ХПК)

Срок рассмотрения кассационной жалобы

Кассационная жалоба (представление) рассматривается в двухмесячный срок со дня поступления дела вместе с кассационной жалобой (представлением) в Высший хозяйственный суд Украины (ст. 1118 ХПК)

Кассационная жалоба на решение хозяйственного суда рассматривается в течение одного месяца, жалоба на определение — в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения о приеме кассационной жалобы к производству Высшим хозяйственным судом Украины (ст. 1118 ХПК)

Основания для подачи заявления о пересмотре судебных решений хозяйственных судов Верховным Судом Украины

Верховный Суд Украины пересматривает в кассационном порядке постановления или определения Высшего хозяйственного суда Украины в случаях, когда они обжалованы (ст. 11115 ХПК):
1) по мотивам применения Высшим хозяйственным судом Украины закона или другого нормативно-правового акта, противоречащего Конституции Украины;
2) в случае их несоответствия решениям Верховного Суда Украины или Высшего суда другой специализации по вопросам применения норм материального права;
3) в связи с выявлением разного применения Высшим хозяйственным судом Украины одного и того же положения закона или другого нормативно-правового акта в аналогичных делах;
31) по мотивам несоответствия постановлений или определений международным договорам, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины;
4) на основании установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом

Заявление о пересмотре судебных решений хозяйственных судов может быть подано исключительно на следующих основаниях (ст. 11116 ХПК):
1) неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, в результате чего приняты разные по содержанию судебные решения в подобных правоотношениях;
2) установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом

Срок подачи заявления о пересмотре судебных решений хозяйственных судов

Кассационная жалоба, кассационное представление Генерального прокурора Украины на постановление или определение Высшего хозяйственного суда Украины могут быть поданы не позднее одного месяца со дня ее принятия (ст. 11116 ХПК)

Заявление о пересмотре судебных решений хозяйственных судов подается в течение одного месяца со дня принятия судебного решения хозяйственного суда, в отношении которого подано заявление о пересмотре судебных решений хозяйственных судов, или со дня принятия судебного решения, на которое осуществляется ссылка, как в подтверждение основания пересмотра, если оно принято позже, но не позднее одного года со дня принятия судебного решения, о пересмотре которого подается заявление (ст. 11117 ХПК)

Порядок подачи

Кассационная жалоба, кассационное представление Генерального прокурора Украины на постановление или определение Высшего хозяйственного суда Украины подаются в Верховный Суд Украины через Высший хозяйственный суд Украины.
Высший хозяйственный суд Украины направляет кассационную жалобу (представление) вместе с делом в Верховный Суд Украины в десятидневный срок со дня поступления жалобы (представления)

Порядок подачи заявления о пересмотре судебных решений хозяйственных судов существенно усложнился и предусматривает значительное влияние ВГСУ на этот процесс. Так, как и раньше, заявление о пересмотре судебных решений хозяйственных судов подается в Верховный Суд Украины через Высший хозяйственный суд Украины.
Далее заявление о пересмотре судебного решения хозяйственного суда рассматривается судьей-докладчиком, который при наличии оснований возвращает его для устранения недостатков.
Решение вопроса о допуске дела к производству осуществляется коллегией в составе пяти судей Высшего хозяйственного суда Украины, которая формируется без участия судей, принявших обжалуемое решение.
О допуске дела к производству или отказе в таком допуске Высший хозяйственный суд Украины в течение пятнадцати дней со дня поступления заявления выносит определение. Определение выносится без вызова лиц, принимающих участие в деле. Определение о допуске дела к производству или об отказе в таком допуске должно быть обоснованным.
Определение о допуске дела к производству вместе с заявлением о пересмотре судебного решения и приложенными к нему документами направляется в Верховный Суд Украины в течение пяти дней со дня его вынесения. Копия определения о допуске дела направляется вместе с копией заявления лицам, принимающим участие в деле, а в случае отказа в допуске — лицу, подавшему заявление

Срок рассмотрения дела Верховным Судом Украины

Не был предусмотрен

Срок рассмотрения дела Верховным Судом Украины не может превышать один месяц со дня открытия производства по делу

Обязательность судебных решений Верховного Суда Украины

Указания, содержащиеся в постановлении Верховного Суда Украины, являются обязательными для суда первой инстанции в ходе нового рассмотрения дела и для Высшего хозяйственного суда Украины при рассмотрении материалов кассационной жалобы или кассационного представления (ст. 11121 ХПК)

Решение Верховного Суда Украины, принятое по результатам рассмотрения заявления о пересмотре судебного решения по мотивам неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях, является обязательным для всех субъектов властных полномочий, которые применяют в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий указанную норму права, и для всех судов Украины. Суды обязаны привести свою судебную практику в соответствие с решениями Верховного Суда Украины.
Невыполнение судебных решений Верховного Суда Украины влечет за собой ответственность, установленную законом (ст. 11128 ХПК)

Значительно усилено влияние ВСУ на формирование судебной практики Украины. Фактически на уровне ХПК закреплена обязательность его правовых позиций по тем или иным вопросам. Кроме того, если исходить из требований ст. 11128 ХПК, теперь в случае возникновения спора с тем или иным контролирующим либо другим государственным органом, любым другим субъектом, можно смело ссылаться на решения ВСУ, которые теперь официально имеют обязательную силу не только для участников дела, но и для других субъектов. Ранее такие ссылки базировались сугубо на авторитетности позиции ВСУ и угрозе того, что при рассмотрении аналогичного вопроса суд будет ориентироваться на нее.

Основания пересмотра судебных решений по вновь выявленным обстоятельствам

Хозяйственный суд может пересмотреть принятое им судебное решение, вступившее в законную силу, по вновь выявленным обстоятельствам, которые имеют существенное значение для дела и не могли быть известны заявителю (ст. 112 ХПК)

Если ранее решение вопроса, может ли то или иное обстоятельство быть основанием для пересмотра решения, было отнесено на усмотрение суда, то теперь в ХПК приведен исчерпывающий перечень таких обстоятельств (ст. 112 ХПК). Это:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны лицу, обращающемуся с заявлением, на момент рассмотрения дела;
2) установленные приговором суда, вступившим в законную силу, заведомо неправильное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальшивость документов или вещественных доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения;
3) установление приговором суда, вступившим в законную силу, вины судьи в совершении преступления, в результате которого было принято незаконное или необоснованное решение;
4) отмена судебного решения, ставшего основанием для принятия решения или вынесения определения, подлежащего пересмотру;
5) установлена Конституционным Судом Украины неконституционность закона, другого правового акта или их отдельного положения, примененного судом при решении дела, если решение суда еще не выполнено

Порядок и срок подачи заявления о пересмотре судебных решений по вновь выявленным обстоятельствам

Судебное решение хозяйственного суда может быть пересмотрено по вновь выявленным обстоятельствам по заявлению стороны, представлению прокурора не позднее двух месяцев со дня установления обстоятельств, ставших основанием для пересмотра судебного решения (ст. 113 ХПК)

Судебное решение хозяйственного суда может быть пересмотрено по вновь выявленным обстоятельствам по заявлению стороны, прокурора, третьих лиц, поданному в течение одного месяца со дня установления обстоятельств, ставших основанием для пересмотра судебного решения

Срок пересмотра судебного решения по вновь выявленным обстоятельствам

Заявление, представления прокурора о пересмотре решения, определения, постановления по вновь выявленным обстоятельствам рассматриваются хозяйственным судом в судебном заседании в месячный срок со дня их поступления

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше