Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Налог на прибыль. Учет автомобильных трассеров

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2010/№ 100
Печать
Ответы на вопросы

Учет автомобильных трассеров

 

Предприятие, находящееся на общей системе налогообложения, приобрело два трассера на собственные грузовые автомобили, а также оплатило стоимость их монтажа. В комплекте с ними также поставлялось программное обеспечение. Каким образом отразить данную операцию в бухгалтерском и налоговом учете?

(г. Сумы)

 

Для начала отметим, что трассеры представляют собой устройства для отслеживания местоположения определенных объектов, в нашем случае — автомобилей. В общем случае, подобные устройства могут быть как устанавливаемыми в объект, так и выполняющими свои функции без непосредственного монтажа. Исходя из формулировки вопроса, в нашем случае должен рассматриваться именно первый вариант.

Отметим, что стоимость программного обеспечения и его установки в подобных случаях не влечет за собой отдельных учетных последствий (программное обеспечение полностью связано с оборудованием и не выполняет отдельных функций; кроме того, его стоимость не выделяется из стоимости оборудования).

 

Налоговый учет

В учете налога на прибыль существует два варианта отражения рассматриваемой операции: как улучшение основных фондов или как приобретение отдельного объекта. Выбор зависит от того, будет ли трассер монтироваться в автомобиль или нет. Мы представим оба варианта.

Трассер монтируется в автомобиль

. Данный вариант сразу же отсылает нас к п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль. Дальнейшие налоговые последствия полностью зависят от достижения 10 %-го валоворасходного лимита:

— расходы на приобретение и монтаж трассеров в пределах лимита следует отразить в валовых расходах отчетного периода (строка 04.10 декларации с заполнением таблицы 3 ее квартального приложения К1/1);

— расходы в сумме превышения лимита пойдут на увеличение стоимости основных фондов группы 2 (если не было других ремонтов).

Трассер не монтируется в автомобиль

. Этот вариант предполагает учет трассера в качестве отдельного объекта, но не обязательно основного фонда. Дело в том, что трассер не обязательно должен попадать под критерии определения основных фондов, приведенных в п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль, а именно в части стоимости свыше 1000 грн. (второй критерий не учитываем, поскольку данный объект предназначается для использования дольше 365 календарных дней). Снова образуется разделение налоговых последствий.

Предположим, трассер попадает под определение основного фонда. В таком случае его стоимость должна увеличить третью группу основных фондов в квартале, следующем за его оприходованием.

Если же трассер отнести к основным фондам нельзя, то его необходимо учитывать как запасы, классифицировав такой объект как налоговую малоценку. В таком случае стоимость трассера увеличит валовые расходы, после чего она подлежит перерасчету по

п. 5.9, о чем прямо указано в абзаце 2 п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль. При этом перерасчет по п. 5.9 стоимости малоценных необоротных активов налоговики привязывают к бухгалтерским методам амортизации. Таким образом, в декларации следует заполнить строку 04.1 и строку А7 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации. Выбытие признается в периоде и сумме, которые зависят от метода амортизации в бухгалтерском учете, а именно:

— по 50 % в первом месяце использования объекта и месяце выбытия из состава активов;

— 100 % в первом месяце использования объекта.

В части учета НДС необходимо отметить, что если предприятие использует грузовые автомобили в налогооблагаемых поставках в пределах хозяйственной деятельности, то оно может отнести сумму «входящего» НДС в состав налогового кредита на общих основаниях.

 

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете также существует два варианта отражения.

Трассер монтируется в автомобиль

. Ввиду того, что установка трассеров приведет к увеличению экономических выгод от использования автомобилей, в бухгалтерском учете расходы на их приобретение также должны рассматриваться как улучшения. Таким образом, согласно п. 14 П(С)БУ 7 сумму расходов на приобретение и монтаж трассеров необходимо отправить на увеличение первоначальной стоимости автомобилей.

Трассер не монтируется в автомобиль

. Трассер — законченное приспособление, способное выполнять самостоятельные функции (причем не обязательно в привязке к конкретному объекту), а значит, может признаваться отдельным объектом основных средств согласно п. 4 П(С)БУ 7. В таком случае, стоимость трассера должна отображаться или в составе малоценных необоротных материальных активов (счет 112), или в числе машин и оборудования (счет 104) — в зависимости от критерия малоценности, устанавливаемого предприятием.

В учете рассматриваемую операцию можно представить следующим образом (см. таблицу):

 

Учет приобретения и установки трассеров

№ п/п

Название операции

Бухгалтерский учет

Сумма

Налоговый учет

Дт

Кт

ВР

БС

Вариант 1

Стоимость трассера составляет 2400 грн. (в том числе НДС) и он монтируется в автомобиль. Остаток 10 %-го лимита составляет 1500 грн.

1

Произведена предоплата за трассеры

371

311

2400

1500

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

400

3

Оприходованы трассеры

152

631

2000

4

Списан налоговый кредит по НДС

644

631

400

5

Трассеры смонтированы и введены в эксплуатацию

105

152

2000

500*

6

Произведен зачет задолженностей

631

371

2400

* Стоимость основных фондов увеличится, начиная со следующего квартала после установки трассера.

Вариант 2

Стоимость трассера составляет 2400 грн. (в том числе НДС) и его системы не монтируются в автомобиль. Критерий малоценности активов, установленный предприятием, составляет 5000 грн.

1

Произведена предоплата за трассеры

371

311

2400

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

400

3

Оприходованы трассеры

153

631

2000

2000*

4

Списан налоговый кредит по НДС

644

631

400

5

Трассер введен в эксплуатацию

112

153

2000

6

Произведен зачет задолженностей

631

371

2400

7

Начислена в первом месяце использования объекта амортизация в размере 100 % его стоимости

92 (91, 93)

132

2000

* Стоимость группы 3 основных фондов увеличится, начиная со следующего квартала после оприходования трассера.

 

Виталий Смердов, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше