Учет автомобильных трассеров
Предприятие, находящееся на общей системе налогообложения, приобрело два трассера на собственные грузовые автомобили, а также оплатило стоимость их монтажа. В комплекте с ними также поставлялось программное обеспечение. Каким образом отразить данную операцию в бухгалтерском и налоговом учете?
(г. Сумы)
Для начала отметим, что трассеры представляют собой устройства для отслеживания местоположения определенных объектов, в нашем случае — автомобилей. В общем случае, подобные устройства могут быть как устанавливаемыми в объект, так и выполняющими свои функции без непосредственного монтажа. Исходя из формулировки вопроса, в нашем случае должен рассматриваться именно первый вариант.
Отметим, что стоимость программного обеспечения и его установки в подобных случаях не влечет за собой отдельных учетных последствий (программное обеспечение полностью связано с оборудованием и не выполняет отдельных функций; кроме того, его стоимость не выделяется из стоимости оборудования).
Налоговый учет
В учете налога на прибыль существует два варианта отражения рассматриваемой операции: как улучшение основных фондов или как приобретение отдельного объекта. Выбор зависит от того, будет ли трассер монтироваться в автомобиль или нет. Мы представим оба варианта.
Трассер монтируется в автомобиль
. Данный вариант сразу же отсылает нас к п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль. Дальнейшие налоговые последствия полностью зависят от достижения 10 %-го валоворасходного лимита:— расходы на приобретение и монтаж трассеров в пределах лимита следует отразить в валовых расходах отчетного периода (строка 04.10 декларации с заполнением таблицы 3 ее квартального приложения К1/1);
— расходы в сумме превышения лимита пойдут на увеличение стоимости основных фондов группы 2 (если не было других ремонтов).
Трассер не монтируется в автомобиль
. Этот вариант предполагает учет трассера в качестве отдельного объекта, но не обязательно основного фонда. Дело в том, что трассер не обязательно должен попадать под критерии определения основных фондов, приведенных в п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль, а именно в части стоимости свыше 1000 грн. (второй критерий не учитываем, поскольку данный объект предназначается для использования дольше 365 календарных дней). Снова образуется разделение налоговых последствий.Предположим, трассер попадает под определение основного фонда. В таком случае его стоимость должна увеличить третью группу основных фондов в квартале, следующем за его оприходованием.
Если же трассер отнести к основным фондам нельзя, то его необходимо учитывать как запасы, классифицировав такой объект как налоговую малоценку. В таком случае стоимость трассера увеличит валовые расходы, после чего она подлежит перерасчету по
п. 5.9, о чем прямо указано в абзаце 2 п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль. При этом перерасчет по п. 5.9 стоимости малоценных необоротных активов налоговики привязывают к бухгалтерским методам амортизации. Таким образом, в декларации следует заполнить строку 04.1 и строку А7 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации. Выбытие признается в периоде и сумме, которые зависят от метода амортизации в бухгалтерском учете, а именно:— по 50 % в первом месяце использования объекта и месяце выбытия из состава активов;
— 100 % в первом месяце использования объекта.
В части учета НДС необходимо отметить, что если предприятие использует грузовые автомобили в налогооблагаемых поставках в пределах хозяйственной деятельности, то оно может отнести сумму «входящего» НДС в состав налогового кредита на общих основаниях.
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете также существует два варианта отражения.
Трассер монтируется в автомобиль
. Ввиду того, что установка трассеров приведет к увеличению экономических выгод от использования автомобилей, в бухгалтерском учете расходы на их приобретение также должны рассматриваться как улучшения. Таким образом, согласно п. 14 П(С)БУ 7 сумму расходов на приобретение и монтаж трассеров необходимо отправить на увеличение первоначальной стоимости автомобилей.Трассер не монтируется в автомобиль
. Трассер — законченное приспособление, способное выполнять самостоятельные функции (причем не обязательно в привязке к конкретному объекту), а значит, может признаваться отдельным объектом основных средств согласно п. 4 П(С)БУ 7. В таком случае, стоимость трассера должна отображаться или в составе малоценных необоротных материальных активов (счет 112), или в числе машин и оборудования (счет 104) — в зависимости от критерия малоценности, устанавливаемого предприятием.В учете рассматриваемую операцию можно представить следующим образом (см. таблицу):
Учет приобретения и установки трассеров
№ п/п | Название операции | Бухгалтерский учет | Сумма | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | ВР | БС | |||
Вариант 1 | ||||||
Стоимость трассера составляет 2400 грн. (в том числе НДС) и он монтируется в автомобиль. Остаток 10 %-го лимита составляет 1500 грн. | ||||||
1 | Произведена предоплата за трассеры | 371 | 311 | 2400 | 1500 | — |
2 | Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 644 | 400 | — | — |
3 | Оприходованы трассеры | 152 | 631 | 2000 | — | — |
4 | Списан налоговый кредит по НДС | 644 | 631 | 400 | — | — |
5 | Трассеры смонтированы и введены в эксплуатацию | 105 | 152 | 2000 | — | 500* |
6 | Произведен зачет задолженностей | 631 | 371 | 2400 | — | — |
* Стоимость основных фондов увеличится, начиная со следующего квартала после установки трассера. | ||||||
Вариант 2 | ||||||
Стоимость трассера составляет 2400 грн. (в том числе НДС) и его системы не монтируются в автомобиль. Критерий малоценности активов, установленный предприятием, составляет 5000 грн. | ||||||
1 | Произведена предоплата за трассеры | 371 | 311 | 2400 | — | — |
2 | Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 644 | 400 | — | — |
3 | Оприходованы трассеры | 153 | 631 | 2000 | — | 2000* |
4 | Списан налоговый кредит по НДС | 644 | 631 | 400 | — | — |
5 | Трассер введен в эксплуатацию | 112 | 153 | 2000 | — | — |
6 | Произведен зачет задолженностей | 631 | 371 | 2400 | — | — |
7 | Начислена в первом месяце использования объекта амортизация в размере 100 % его стоимости | 92 (91, 93) | 132 | 2000 | — | — |
* Стоимость группы 3 основных фондов увеличится, начиная со следующего квартала после оприходования трассера. |
Виталий Смердов, экономист-аналитик