Темы статей
Выбрать темы

Налог на прибыль. Есть ли право на валовые расходы и налоговый кредит по НДС по товару при отсутствии ТТН

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Есть ли право на валовые расходы и налоговый кредит по НДС по товару при отсутствии ТТН

 

Предприятие приобрело у поставщика товар на условиях самовывоза. Перевозка осуществлена собственным транспортом предприятия без оформления товарно-транспортной накладной. При этом имеются все необходимые документы на товар: расходная накладная, документ об оплате, налоговая накладная. На основании этих документов налогоплательщик отразил у себя валовые расходы и налоговый кредит по НДС по приобретенному товару. Однако налоговый орган не признал отраженные суммы в связи с тем, что поступление товара не подтверждено товарно-транспортной накладной. Правы ли налоговики?

(г. Черкассы)

 

К сожалению, непризнание налоговыми органами в качестве валовых расходов затрат налогоплательщика на приобретение товара, не подтвержденных товарно-транспортными накладными (ТТН), в случае перевозки его автотранспортом — явление нередкое.

Свою позицию они обосновывают тем, что

п.п. 5.3.9 Закона о налоге на прибыль не позволяет считать валоворасходными затраты, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета.

По мнению налоговиков, таким подтверждающим документом при перевозке товара автотранспортом выступает

ТТН. Они давно утверждают, что получение и реализация ценностей со склада при использовании автоперевозок должны подтверждаться соответствующими накладными на отпуск этих ценностей, налоговыми накладными и ТТН. При отсутствии перечисленных документов стоимость таких ценностей не может быть отнесена к валовым расходам, а «входной» НДС по ним — к налоговому кредиту предприятия (см., в частности, консультацию, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2003, № 24, с. 31).

А дело все в том, что действующее законодательство предусматривает

необходимость наличия ТТН у водителя юрлица либо физлица-предпринимателя как при предоставлении услуг перевозки, так и при транспортировке груза для собственных нужд (ст. 48 Закона об автотранспорте, п. 1 Перечня № 207 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 28, с. 7). Наряду с путевым листом грузового автомобиля ТТН считается основным документом на перевозку грузов (см. п. 11.1 Правил № 363).

Типовые формы первичного учета работы грузового автомобиля, в том числе типовая форма ТТН, утверждены

приказом № 488. А п. 2 этого приказа устанавливает, что применение таких форм первичного учета всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности является обязательным.

Кроме того, согласно

разделу 1 Правил № 363 ТТН является единым для всех участников транспортного процесса юридическим документом, предназначенным для списания товарно-материальных ценностей, учета в пути их перемещения (транспортировки), оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы.

В список документов, подтверждающих поступление запасов на предприятие и их выбытие для реализации (кроме товаров в розничной торговле),

ТТН зачислили также Методрекомендации № 2.

На то, что ТТН является основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, указывает и

Государственный комитет статистики Украины в письме от 25.06.2007 г. № 05/2-8/46. С ним согласно Министерство транспорта и связи Украины (см. письмо от 26.12.2007 г. № 5327-02/06/14-07).

Как видите, ТТН рассматривается в качестве

первичного документа для подтверждения получения и выбытия ТМЦ.

Однако требование об

обязательности ее использования для подтверждения валоворасходности затрат нам кажется не совсем корректным, ведь на самом деле ТТН выполняет только одну важную функцию — подтверждает нахождение груза в пути (независимо от того, перевозится он в рамках соответствующего договора или самостоятельно предприятием для собственных нужд).

Для отражения же ТМЦ в учете грузополучателя даже при наличии ТТН целесообразно иметь оформленную грузоотправителем

расходную накладную или другой документ, соответствующий требованиям ст. 9 Закона о бухучете. А для налогового кредита по НДС и вовсе нет альтернативы — для его формирования требуется исключительно налоговая накладная или другой заменяющий ее документ из п.п. 7.2.6 Закона об НДС.

Так что придание большого значения ТТН в налоговом учете не имеет под собой оснований. Данный вывод подтверждают и судебные органы.

Например, по поводу отнесения к составу валовых расходов получателя груза затрат на его транспортировку, подтвержденных

не ТТН, а другими первичными документами (платежными поручениями на перечисление средств за транспортные услуги, актами приема-передачи предоставленных услуг по перевозке грузов), суды констатировали: обязательность наличия ТТН для целей налогового учета действующим законодательством не предусмотрена и не может рассматриваться как единственно возможное средство доказывания обоснованности отнесения затрат на транспортировку груза к валовым расходам (см., в частности, постановление Донецкого окружного админсуда от 10.07.2009 г. по делу № 2а-4066/09/0570, определение Одесского апелляционного административного суда от 17.04.2009 г. по делу № 22а-2595/2008, определение ВАСУ от 15.05.2008 г. по делу № К-30854/06).

Учитывая такую положительную для налогоплательщиков судебную практику, в данном случае у предприятия есть реальные шансы отстоять свои права перед налоговым органом.

 

Наталья Белова, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше