Темы статей
Выбрать темы

Экосбор. Сбор за размещение отходов при списании шин

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Сбор за размещение отходов при списании шин

 

Является ли предприятие, которое периодически списывает отработавшие свой эксплуатационный ресурс автомобильные шины, плательщиком сбора за размещение отходов?

(г. Житомир)

 

Очевидно, что

списанные после исчерпания своего эксплуатационного ресурса автомобильные шины подпадают под определение отходов, приведенное в ст. 1 Закона об отходах. Так, отходами признаются любые вещества, материалы и предметы, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства и не могут быть в дальнейшем использованы в месте их образования или выявления и от которых их владелец избавляется, имеет намерение или должен избавиться путем утилизации или удаления.

Субъекты хозяйствования, деятельность которых сопровождается образованием отходов, вправе:

самостоятельно размещать их в специально отведенных местах или объектах (места размещения отходов, хранилища, полигоны, комплексы, сооружения, участки недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченных органов на удаление отходов или осуществление других операций с отходами, соблюдая при этом санитарные нормы и правила содержания территории;

передавать отходы специализированным предприятиям.

На практике чаще всего субъекты хозяйствования идут по второму пути, т. е. передают образовавшиеся у них отходы специализированным предприятиям. При этом в зависимости от типа отходов и степени их опасности к таким предприятиям зачастую предъявляются дополнительные требования, без соблюдения которых они не могут заниматься соответствующей деятельностью в сфере обращения с отходами.

В частности, если речь идет об

автомобильных шинах, то необходимо иметь в виду, что у специализированного предприятия, с которым у субъекта хозяйствования заключен договор на передачу указанных отходов, должна быть соответствующая лицензия на сбор и заготовку вторсырья (по перечню, установленному КМУ), как того требует ст. 35 Закона об отходах, а также п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона о лицензировании. Упомянутый перечень утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2001 г. № 183, и в нем, помимо прочего, указаны также резиновые изделия, в том числе изношенные шины.

Что касается уплаты

сбора за размещение отходов при списании автомобильных шин, то следует знать, что на сегодня, до вступления в силу Налогового кодекса, взимание такого сбора, называемого платой за размещение отходов, урегулировано ст. 39 Закона об отходах. При этом в ст. 1 указанного Закона под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах, из чего можно сделать вывод, что их временное (до момента изъятия) хранение в других местах размещением не является.

Такой же вывод содержится и в разъяснениях контролирующих органов (см., например,

письма Минприроды от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08; Минпромполитики от 27.05.2008 г. № 15/2-3-319; ГНАУ от 28.05.2008 г. № 6208/5/15-0215 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 58). К сожалению, в них нет единодушия по поводу длительности такого временного хранения, однако здесь, на наш взгляд, предпочтение следует отдавать подходу, сформулированному налоговиками. Так, ГНАУ считает, что только в случае, если субъект хозяйствования своевременно не передал отходы другим специализированным предприятиям (коммунальным предприятиям) в установленные договором сроки по собственной вине и/или по вине этих предприятий, в результате чего на конец отчетного квартала отходы остались у такого субъекта хозяйствования, он должен уплатить сбор за фактические объемы отходов, которые действительно размещались на его собственных объектах в течение определенного времени (подробности см. в статье «Сбор за размещение отходов: накопилось…» в том же номере нашего издания).

Следовательно, в случае передачи отходов (автомобильных шин) специализированному предприятию на утилизацию

субъект, образующий отходы, не является плательщиком экосбора, если он передал такие отходы в установленные договором сроки и на конец отчетного периода (квартала) не имел их у себя в наличии.

В завершение добавим, что

специализированные предприятия, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья, осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов и предоставляют услуги в этой сфере, также не являются плательщиками сбора за размещение отходов на их территориях. Указанная норма содержится в ст. 39 Закона об отходах.

 

Игорь Хмелевский, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше