Уплата сбора за размещение отходов при списании компьютерной и оргтехники
В связи с моральным устареванием и физическом износом компьютерной (дисплеи, системные блоки, принтеры, источники бесперебойного питания) и оргтехники (копиры, телефоны, фотоаппараты) предприятие приняло решение о ее списании. Какими будут последствия такого решения с точки зрения необходимости уплаты сбора за размещение отходов?
(г. Полтава)
Ответ на поставленный вопрос во многом перекликается с предыдущим, в частности, относительно неуплаты сбора за размещение отходов в случае передачи образовавшихся отходов в установленные договором сроки специализированному предприятию, с тем чтобы на конец отчетного периода (квартала) не иметь их у себя в наличии.
Вместе с тем перечень списанных активов, приведенный в вопросе, достаточно широк, что требует дополнительных рассуждений о том, все ли из них после списания следует считать отходами.
Начнем с того, что согласно
п. 4.9 Закона об НДС списание (ликвидация) основных фондов по самостоятельному решению налогоплательщика квалифицируется как их поставка по обычным ценам с соответствующим начислением налоговых обязательств по НДС по ставке 20 % и выпиской налоговой накладной.Вместе с тем существует возможность
не начислять налоговые обязательства на стоимость ликвидируемого объекта, если, в частности, плательщик налога предоставляет налоговому органу соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании объекта основных фондов другими способами, вследствие чего такой объект не может использоваться в будущем по первоначальному назначению (см. абз. второй п. 4.9 Закона об НДС). Исходя из налоговой привлекательности этой нормы можно предположить, что в большинстве случаев списание основных фондов сопровождается их уничтожением, разборкой и т. п.*, в результате чего образуются те или иные неликвиды (фрагменты пластмассы, стекла, отработанные источники питания, металлолом и пр.).* Разумеется, существует и другой способ избавиться от пришедших в негодность в результате морального или физического износа активов — продать их на сторону по цене возможной реализации. В таком случае вопрос, на который мы здесь отвечаем, теряет смысл.
С точки зрения бухгалтерского учета такие неликвиды по сути —
возвратные отходы, которые являются частью запасов предприятия и приходуются на субсчет 209 «Прочие материалы» бухгалтерской записью Дт 209 — Кт 746 с признанием прочих доходов от обычной деятельности, как того требует п. 44 Методрекомендаций № 561.Большинство из перечисленных выше неликвидов считаются отходами и в понимании
Закона об отходах (определение этого термина см. в ответе на предыдущий вопрос). Повторим, что для неуплаты сбора за размещение таких отходов достаточно своевременно передавать их специализированным предприятиям. При этом в отношении некоторых из них (например, отходов и лома электрических и электронных узлов, содержащих компоненты, такие как аккумуляторные батареи, ртутные включатели, стекло от электронно-лучевых трубок** или другое активированное стекло; отходов стекла от электронно-лучевых трубок; отработанных батарей свинцовых аккумуляторов) следует иметь в виду, что согласно Желтому перечню отходов, утвержденному постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120, они являются опасными отходами. Это, в свою очередь, требует наличия у специализированного предприятия, принимающего их на утилизацию, отдельной лицензии на право осуществления операций в сфере обращения с опасными отходами, что предусмотрено п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона о лицензировании.** Как известно, дисплеи компьютеров совсем недавно были электронно-лучевыми и только в последнее время постепенно начали вытесняться ЖК-мониторами.
В то же время те из образовавшихся неликвидов, которые
содержат в себе черные или цветные металлы или их сплавы, подпадают под определения бытового и промышленного металлолома, приведенные в ст. 1 Закона о металлоломе. Как установлено ст. 2 этого Закона, на отношения, возникающие в процессе осуществления операций с металлоломом, Закон об отходах не распространяется. Следовательно, нельзя говорить и о необходимости внесения платы за размещение отходов, предусмотренной ст. 39 последнего, в тех случаях, если на территории предприятия хранится металлолом, полученный в ходе его производственной деятельности.Попутно заметим, что согласно
п. 26 ст. 9 Закона о лицензировании заготовка, переработка, металлургическая переработка лома цветных и черных металлов подлежат лицензированию. При этом, как предусмотрено ст. 4 Закона о металлоломе, такие операции с металлоломом осуществляются только специализированными или специализированными металлургическими перерабатывающими предприятиями, а также их приемными пунктами, которым и выдается лицензия.Вместе с тем в
ч. 7 этой же статьи уточняется, что лицензированию не подлежит деятельность физических лиц, связанная со сбором и реализацией бытового лома черных и цветных металлов, а также деятельность физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности и юридических лиц, связанная со сбором и реализацией промышленного лома черных и цветных металлов, образовавшегося в результате их деятельности. Таким образом, обыкновенному (неспециализированному) предприятию, в ходе деятельности которого образовались отходы в виде металлолома, для реализации таких отходов лицензию получать не нужно.
Игорь Хмелевский, экономист-аналитик