Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Проверки и штрафы. Санкции для физлица-предпринимателя за неподачу налоговых деклараций

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2010/№ 100
Печать
Ответы на вопросы

Санкции для физлица-предпринимателя за неподачу налоговых деклараций

 

Физическое лицо — предприниматель на общей системе налогообложения не сдавало декларацию о доходах в течение трех предыдущих лет, поскольку не было дохода. Если декларации за весь этот период подать сейчас вместе с декларацией текущего периода, какие к предпринимателю могут быть применены санкции?

(г. Симферополь)

 

Декларацию о доходах обязаны предоставлять физические лица — предприниматели, работающие на общей системе или на фиксированном налоге, независимо от того, велась ли в течение отчетного периода (квартала, полугодия, 9 месяцев или года) предпринимательская деятельность, был в этот период доход или нет. Данная обязанность предусмотрена

абзацем первым п. 4 ст. 14 Декрета Кабмина «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

Следует сказать, что вопрос о штрафных санкциях за неподачу декларации о доходах физическим лицом — предпринимателем на общей системе налогообложения имеет давнюю историю, на протяжении которой он не может получить однозначного ответа.

Налоговые органы, как видно из

письма ГНАУ от 20.11.2009 г. № 14244/5/17-0416, исходят из того, что за неподачу декларации о доходах физическим лицом — предпринимателем санкции, предусмотренные Законом № 2181, не применяются. Они это склонны объяснять тем, что отчетность, которую подают физлица-предприниматели, не охватывается понятием налоговой декларации, из которого исходит Закон № 2181. Напомним, в соответствии с ним налоговой декларацией признается документ, на основании которого начисляется и/или уплачивается налог, сбор (обязательный платеж).

Однако это не значит, что налоговые органы считают неподачу либо несвоевременную подачу декларации о доходах физлицом-предпринимателем ненаказуемым нарушением. При выявлении таких фактов органы государственной налоговой службы составляют административные протоколы и налагают штраф, предусмотренный

ст. 1641 Кодекса Украины об административных правонарушениях, в размере от 3 до 8 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, т. е. от 51 до 136 грн.

Поскольку неподача декларации, за которую предусмотрен указанный выше штраф, является длящимся правонарушением (субъект считается нарушившим требования со следующего дня после предельного срока подачи декларации и до того момента, пока ее не подаст либо пока нарушение не будет выявлено контролирующим органом), сослаться на установленный

ст. 38 КоАП срок давности в 2 месяца не удастся. В ситуации, в отношении которой задан вопрос, если теперь субъект хозяйствования вместе с текущей декларацией подаст декларации за три предыдущих года, то именно с момента такой подачи начнет исчисляться 2-месячный срок давности, после истечения которого штраф за несвоевременную подачу деклараций применен уже быть не может.

Если же налоговый орган составит административный протокол о привлечении физического лица к ответственности по

ст. 1641 КоАП, то вынести постановление о наложении предусмотренного данной статьей штрафа он должен до истечения указанного 2-месячного срока. При этом отдельный штраф за каждый факт неподачи декларации применен не будет, поскольку согласно ст. 36 КоАП, если лицо совершило несколько админнарушений, дела по которым одновременно рассматриваются одним и тем же органом, взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации также есть все основания настаивать на необходимости применения данной статьи и на том, что за все несвоевременно поданные декларации налагается штраф в максимальном предусмотренном размере 136 грн.

Однако не исключено, что позиция налоговиков изменится под влиянием практики Высшего административного суда Украины. При рассмотрении подобных дел ВАСУ исходит из того, что

ответственность по ст. 1641 КоАП применяется к физическим лицам, не имеющим статуса субъекта предпринимательской деятельности. Специальным же законом по вопросам налогообложения, устанавливающим порядок погашения обязательств юридических либо физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), начисления и уплаты пени и штрафных санкций, которые применяются к налогоплательщикам контролирующими органами, является Закон № 2181. При этом к налогоплательщикам согласно п. 1.1 ст. 1 Закона № 2181 относятся также физические лица, имеющие статус субъектов предпринимательской деятельности. Подпунктом 17.1.1 п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181 установлено, что налогоплательщик, не подающий налоговую декларацию в сроки, определенные законодательством, уплачивает штраф в размере 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждую такую неподачу либо ее задержку (см. определения ВАСУ от 12.10.2010 г. по делу № К-8539/09, от 15.04.2010 г. по делу № К-1821/07 к/с, от 11.03.2009 г. № К-33651/06, п. 2.2 Справки ВАСУ от 29.01.2010 г. о результатах изучения и обобщения практики рассмотрения дел по искам физических лиц по поводу решений, действий или бездействия субъектов властных полномочий в делах о привлечении к административной ответственности).

Следует сказать, что такая позиция, безусловно, не в пользу налогоплательщика, поскольку, во-первых, указанный штраф применяется за каждый факт неподачи либо несвоевременной подачи декларации (это правило сохранилось и в

Налоговом кодексе и закреплено в ст. 115), во-вторых, срок давности для взыскания штрафа, предусмотренного п.п. 17.1.1 п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181, гораздо более продолжительный и составляет 1095 дней, которые отсчитываются со следующего дня после истечения предельного срока на подачу такой декларации. Поэтому физическим лицам — предпринимателям остается лишь рассчитывать на то, что суды все же изменят свою позицию и прислушаются к аргументам о том, что подаваемые ими декларации не являются налоговыми, поскольку на их основании не осуществляется определение налоговых обязательств.

 

Елена Уварова, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше