Темы статей
Выбрать темы

Проверки и штрафы. Уточняющий расчет после уведомления о проверке, но до ее начала

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Уточняющий расчет после уведомления о проверке, но до ее начала

 

Предприятие получило уведомление о проведении плановой налоговой проверки. Может ли оно в течение 10 дней с момента получения уведомления, но до начала проведения проверки подать уточняющий расчет по налогу на прибыль, уплатить 5-процентный штраф и сумму самой недоплаты?

(г. Днепропетровск)

 

В соответствии с

п. 17.2 Закона № 2181 налогоплательщик, который до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан:

а) либо направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 5 процентов от такой суммы до подачи уточняющего расчета;

б) либо отразить сумму недоплаты в составе декларации по этому налогу, которая подается за следующий налоговый период, увеличенную на сумму штрафа в размере 5 процентов такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы налогового обязательства по этому налогу.

Это правило не применяется только в двух случаях:

а) если налогоплательщик не подает налоговую декларацию за период, в течение которого произошла недоплата налогового обязательства;

б) если судом установлено совершение преступления должностными лицами налогоплательщика либо физлицом-налогоплательщиком по умышленному уклонению от уплаты указанного налогового обязательства.

Как видим,

основное требование — успеть уплатить сумму недоплаты, 5-процентный штраф и направить уточняющий расчет до дня начала проверки. При этом дата начала проверки фиксируется сразу в нескольких документах, в частности:

— в уведомлении о плановой проверке (ч. 4 ст. 111 Закона № 509);

— в удостоверении (направлении) на проведение проверки (п. 1 ч. 1 ст. 112 Закона № 509 ), копия которого остается у субъекта хозяйствования;

— в приказе руководителя налогового органа о проведении внеплановой проверки (

п. 2 ч. 1 ст. 112 Закона № 509), копия которого также остается у субъекта хозяйствования, если речь идет о внеплановой проверке;

— в журнале проверок, если он ведется на предприятии.

Как видим, получение уведомления о проверке моментом начала проверки считаться не может. Об этом свидетельствует хотя бы то, что требование о предварительном уведомлении органами государственного контроля о предстоящей плановой проверке также привязано к дате начала проверки: субъект хозяйствования должен получить письменное уведомление не позднее чем за 10 дней до начала проверки (ч. 4 ст. 111 Закона № 509). Более того, суды не принимают во внимание дату направления уведомления о проверке, устанавливая лишь сам факт начала проверки (см., например,

определение ВАСУ от 29.04.2010 г. по делу № К-19572/08).

Таким образом, для самостоятельного выявления факта занижения налогового обязательства имеет значение только

дата начала проверки, т. е. дата, когда контролирующий орган непосредственно приступил к фактическому осуществлению плановых или внеплановых «мер государственного надзора» (см. также «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 93, с. 46). Этот момент фиксируется в ряде документов, которые в случае возникновения спора с проверяющими субъект хозяйствования может использовать для установления даты начала проверки. Причем речь идет о выездной проверке. Данное предписание в рамках действующего на данный момент законодательства не может допускать толкование, которое бы предполагало невозможность исправления самостоятельно выявленных ошибок во время проведения невыездных налоговых проверок.

Кроме того, безусловно, существующее ограничение следует воспринимать как допускающее возможность самоисправиться уже после окончания проверки. Запрет распространяется только на период проверки. Если налоговый орган ошибку не обнаружил, то налогоплательщик вполне может предоставить уточняющий расчет либо отразить сумму недоплаты в следующей налоговой декларации уже после окончания проверки.

Если же попытка исправить допущенные ранее ошибки будет сделана в тот период, когда проходила проверка, либо без уплаты самоштрафов, то соответствующая сумма недоплаты не будет считаться самостоятельно выявленной, налоговый орган составит на нее налоговое уведомление-решение с применением предусмотренного

п.п. 17.1.3 ст. 17 Закона № 2181 штрафа в размере 10 процентов от суммы недоплаты (занижения суммы налогового обязательства) за каждый из налоговых периодов, установленных для такого налога, начиная с налогового периода, на который приходится такая недоплата, и заканчивая налоговым периодом, в котором налогоплательщиком получено налоговое уведомление от контролирующего органа, но не больше 50 процентов такой суммы и не меньше 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан совокупно за весь срок недоплаты, независимо от количества прошедших налоговых периодов.

В

Налоговом кодексе данный вопрос урегулирован несколько иначе. Так, в частности, в случае самоисправления путем подачи уточняющего расчета размер штрафа снижен с 5 до 3 процентов от суммы недоплаты (п. 50.1 ст. 50). Интересный нюанс: если раньше размер штрафа не зависел от избранного налогоплательщиком способа самостоятельно выявленной ошибки и составлял 5 процентов от суммы недоплаты, то теперь в случае подачи уточняющего расчета налогоплательщик одновременно с ним должен уплатить, как уже было указано, 3-процентный штраф, если же сумма недоплаты отражается в составе декларации, которая подается за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, необходимо уплатить 5-процентный штраф от суммы недоплаты. Видимо, законодатель стимулирует налогоплательщиков не ждать для исправления выявленной ошибки окончания налогового периода, а сразу подавать уточняющий расчет.

Предусмотрено также, что

подача уточняющего расчета к налоговой декларации, поданной за период, который уже проверялся, дает основание налоговому органу для проведения внеплановой проверки за соответствующий период.

И еще одно: видимо, со вступлением в силу

Налогового кодекса самоисправляться нельзя будет не только во время проведения выездных проверок, но и документальных невыездных, которые теперь стали отдельным видом проверок и о проведении которых налоговые органы теперь будут направлять уведомления.

 

Елена Уварова, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше