Темы статей
Выбрать темы

Столовая (буфет) на предприятии

Редакция НиБУ
Статья

Столовая (буфет) на предприятии

 

В этой статье будет приведена информация, касающаяся разрешительных процедур, учета, налогообложения для столовых на предприятиях, которые обслуживают своих работников. Надеемся, она поможет разобраться с основными организационными и учетными проблемами, возникающими у таких предприятий.

Александр ЗОЛОТУХИН, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV.

Закон о патентовании

— Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Закон о НДФЛ

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон № 2806

— Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Закон № 2807

— Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Закон № 3745

— Закон Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII.

Закон № 4004

— Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Декрет № 56

— Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

Методрекомендации № 157

— Методические рекомендации по внедрению национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в сфере общественного питания и бытовых услуг, гармонизированных с международными стандартами, утвержденные приказом Минэкономики от 17.06.2003 г. № 157.

Нормы № 2

— Рекомендуемые нормы технического оснащения заведений общественного питания, утвержденные приказом Минэкономики от 03.01.2003 г. № 2.

Нормы № 38

— Нормы оснащения предприятий общественного питания посудой, столовыми приборами, мебелью и кухонным инвентарем, утвержденные приказом Минторга СССР от 09.02.1973 г. № 38.

Налоговое разъяснение № 184

— Обобщающее налоговое разъяснение по отдельным местным налогам и сборам, утвержденное приказом ГНАУ от 25.03.2010 г. № 184.

Постановление № 526

— постановление КМУ от 21.05.2009 г. № 526 «О мерах по упорядочению выдачи документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности».

Правила № 219

— Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Минэкономики от 24.07.2002 г. № 219.

Санитарные правила

— Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое (СанПин 42-123-5777-91), утвержденные МЗО СССР и Минторгом СССР 19.03.91 г.

Инструкция № 5

— Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5.

 

Основные регламентирующие документы

Прежде всего отметим, что столовая (буфет) в терминах

Правил № 219 является заведением ресторанного хозяйства. Итак, если предприятие будет открывать у себя столовую (буфет), ему придется выполнять требования как Правил № 219, так и других профильных нормативных документов.

Для оснащения столовой необходимо будет соответствующее

оборудование, посуда, кухонный инвентарь. Для решения этих вопросов рекомендуем обратиться к Нормам № 2 и Нормам № 38.

При проектировании, реконструкции или строительстве помещения столовой, при последующем ее функционировании следует также обязательно соблюдать нормы

Санитарных правил.

Отдельно следует сказать о

письме Минторга от 09.09.98 г. № 15-03/29-577а. В приложении к этому письму приведены рекомендации по части характеристики заведений ресторанного хозяйства по типам и классам, а также приведен перечень касающихся их отраслевых нормативных документов. Согласно рекомендациям столовые (буфеты) на классы не подразделяют.

Столовые

являются заведениями с разнообразным ассортиментом блюд, булочных, кондитерских изделий и покупных товаров и с методом обслуживания — самообслуживание. В зависимости от ассортимента блюд столовые бывают общего типа и диетические. По месту расположения и контингенту потребителей различают столовые общедоступные, студенческие, школьные, рабочие. Мы рассматриваем рабочие столовые.

Буфет

— это заведение, оборудованное буфетной стойкой, реализующее ограниченный ассортимент готовых блюд, напитков и т. п.

Теперь несколько слов о

персонале столовой. Согласно п. 1.9 Правил № 219 работники, занимающиеся производством, хранением, а также продажей пищевых продуктов и продовольственного сырья, обязаны иметь профессиональное специальное образование (подготовку).

Все работники столовой обязаны проходить

медицинское обследование в установленном законодательством порядке, результаты которого отражаются в их личных медицинских книжках. Личная медицинская книжка предъявляется для контроля по требованию представителей учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы. Статьей 26 Закона № 4004 установлено, что такие работники должны проходить обязательные предварительные (до приема на работу) и периодические медицинские осмотры. Работники, которые без уважительных причин не прошли в установленный срок обязательный медицинский осмотр в полном объеме, от работы отстраняются и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Порядок проведения обязательных профилактических медицинских осмотров и выдачи личных медицинских книжек

и Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам, утвержден постановлением КМУ от 23.05.2001 г. № 559. В п. 5 Перечня приведен список работников предприятий общественного питания. То есть указанные там работники столовой (буфета) и должны проходить медосмотр. Кстати, согласно п. 2 Порядка обязательные медицинские осмотры проводятся за счет работодателей.

Перечень необходимых обследований и периодичность их проведения утвержден

приказом МЗО от 23.07.2002 г. № 280.

 

Разрешительные документы и процедуры

Конечно, регулирование деятельности столовой приведенными выше документами не ограничивается. Приведем общий обзор нормативно-правовых актов, выдвигающих требования по прохождению определенных разрешительных процедур для открытия столовой.

 

Разрешительные документы и процедуры для столовой

Разрешительный документ (процедура)

Комментарий

1

2

Разрешение на размещение объектов торговли

Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли — это плата за оформление и выдачу разрешений на торговлю в специально отведенных для этого местах. Механизм взимания этого сбора и порядок его уплаты устанавливается сельскими, поселковыми, городскими советами в границах предельных размеров ставок, определенных ст. 17 Декрета № 56. Его предельный размер не должен превышать 340 грн. (20 ннмдг) для субъектов, постоянно осуществляющих торговлю в специально отведенных для этого местах, и 17 грн. (1 ннмдг) в день — для разовой торговли.
Хотя существуют весомые аргументы по поводу отсутствия достаточных законодательных оснований как для уплаты сбора, так и для необходимости получения разрешения. Например, в своем письме от 09.06.2010 г. № 7240 Госкомпредпринимательство указывает, что правовых оснований для выдачи данного разрешения нет, поскольку необходимость его получения не предусмотрена ни одним законом, как это установлено ст. 4 Закона № 2806. Вместе с тем, если нет оснований для выдачи разрешения, то и объект для взимания сбора отсутствует (письмо Госкомпредпринимательства от 14.08.2007 г. № 6048).
Однако решения органов местного самоуправления, как правило, предусматривают необходимость получения разрешений на размещение объектов торговли. С местными советами в этом вопросе солидарна и ГНАУ, указывая, что обязанность уплаты сбора за выдачу разрешения на размещение объекта торговли возникает при получении такого разрешения согласно решениям органов местного самоуправления
(см., в частности, Обобщающее налоговое разъяснение об отдельных местных налогах и сборах, утвержденное приказом ГНАУ от 25.03.2010 г. № 184 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 32, и там наши контраргументы в комментарии на с. 36).
Итак, если предприятие не спорило с таким подходом, ему приходилось уплачивать сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и получать такое разрешение

Разрешение госпожнадзора

К началу работы вновь созданной (построенной, реконструированной, отреставрированной, капитально отремонтированной) столовой нужно получить разрешение от органов государственного пожарного надзора согласно Порядку выдачи органами государственного пожарного надзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденному постановлением КМУ от 14.02.2001 г. № 150 (ст. 10 Закона № 3745, п. 18 Перечня (приложение 1 к постановлению № 526)).
Деятельность столовой может осуществляться без получения такого разрешения, в случае приема столовой в эксплуатацию комиссией при участии органов государственного пожарного надзора (п. 11 Порядка № 150, ст. 10 Закона № 3745).
Раньше разрешение также можно было не получать, если предприятие, содержащее столовую, заключало договор добровольного страхования ответственности перед третьими лицами и подавало органу государственного пожарного надзора по местонахождению столовой Декларацию соответствия по форме и в порядке, утвержденном постановлением КМУ от 17.05.2006 г. № 685. Однако постановлением Кабмина от 25.08.2010 г. № 725 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 71) начало работы вновь созданных предприятий, ввод в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилых объектов и объектов другого назначения, внедрение новых технологий, аренда любых помещений отнесены к видам деятельности, которые не могут осуществляться на основании декларации соответствия

Разрешение СЭС

Согласно п. 1.6 Правил № 219 открытие столовой согласовывается с органами СЭС.
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 4004 предоставление земельных участков под строительство, утверждение норм проектирования, проектной и нормативно-технической документации на строительство, реконструкцию объектов производственного, социально-культурного и иного назначения, разработка, изготовление и использование новых машин, механизмов, оборудования, других средств производства, новых технологий осуществляется по согласованию с государственной СЭС.
Согласно ст. 17 данного Закона разработка и производство новых видов пищевых продуктов, внедрение новых технологических процессов их производства и обработки, а также материалов, контактирующих с продовольственным сырьем или пищевыми продуктами во время изготовления, хранения, транспортировки и реализации, разрешаются главным государственным санитарным врачом на основании положительного заключения государственной СЭС.
Следовательно, если помещение столовой будет строиться или реконструироваться, соответствующую проектную документацию следует согласовывать с СЭС. В дальнейшем перед открытием столовой нужно получить положительное заключение СЭС, предоставляемое согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденному постановлением КМУ от 22.06.99 г. № 1109. В свою очередь, для получения заключения следует провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу, согласно Порядку проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, утвержденному приказом МОЗ Украины от 02.10.2000 г. № 247.
Следует отметить, что деятельность по производству, переработке или реализации пищевых продуктов, подконтрольных санитарной службе, указана в Перечне видов хозяйственной деятельности, которые не могут осуществляться на основании декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства, утвержденном постановлением Кабмина от 25.08.2010 г. № 725 (п. 4)

Лицензия

Деятельность рабочей столовой (буфета) не подлежит лицензированию. Однако если в столовой будут торговать алкогольными напитками и/или табачными изделиями, нужно получать лицензию, необходимость которой предусмотрена Законом Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP

Патент

По общему правилу, патентованию подлежит торговая деятельность за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов и кредитных карточек на территории Украины (п. 1 ст. 1 Закона о патентовании). Однако, согласно п. 12 ст. 3 Закона о патентовании, не требует патентования деятельность в торгово-производственной сфере (общественное питание) на предприятиях, в учреждениях, организациях, в том числе учебных заведениях, по обслуживанию исключительно работников этих предприятий, учреждений, организаций и учащихся и студентов в учебных заведениях.
Поэтому если столовая (буфет) обслуживает исключительно работников предприятия, патент приобретать не нужно. Если же столовая также предоставляет услуги питания за наличные на сторону, патент приобретается.
Вместе с тем патент не нужен предприятиям, находящимся на уплате единого налога или являющимся плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога (п. 6 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98, ст. 1 Закона Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» от 17.12.98 г. № 320-XIV)

 

Столовая на предприятии является структурным подразделением. Ее деятельность соответствует коду вида экономической деятельности (КВЭД) 55.51.0 «Деятельность столовых».

Согласно

п. 2 ст. 57 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV в учредительных документах предприятия (в первую очередь в уставе) указываются, среди прочего, данные о предмете хозяйственной деятельности. Поэтому, если деятельность столовых в уставе отсутствует, желательно внести изменения в устав, но не обязательно.

Наряду с этим такие данные не лишним будет занести в Справку из ЕГРПОУ, которую выдает орган статистики. Правда, Справка содержит только пять наименований видов деятельности. Поэтому, если предприятие фактически осуществляет большее количество видов деятельности, внести туда данные еще и по деятельности столовой не выйдет. Разве что деятельность столовой будет одним из пяти основных видов деятельности.

 

Особенности документооборота

Нормативно установленного порядка документирования для столовых нет. Да и особенности функционирования столовых на различных предприятиях разные. Поэтому каждое предприятие решает этот вопрос самостоятельно. Для того чтобы не изобретать велосипед, целесообразно ориентироваться в первую очередь на формы документов, приведенные в

Методрекомендациях № 157. Основные сведения, касающиеся этих документов, приведем в таблице. Причем применяться должны не все приведенные формы, а только те из них, для оформления которых предприятие осуществляет соответствующие хозяйственные операции.

 

Основные документы в работе столовой

Документ
(номер
приложения
к Методрекомендациям № 157)

Комментарий

1

2

Калькуляционная карта
(приложение 2)

Предназначена для расчета цен продажи на продукцию собственного производства.
Если блюда отпускаются работникам бесплатно, то здесь целесообразно указывать нормативную или фактическую себестоимость блюд

План-меню

(приложение 3)

Определяется суточная потребность в сырье. План-меню является основанием для составления меню для потребителей и требования к кладовой на получение сырья

Требование к кладовой
(приложение 4)

Является основанием для отпуска продуктов и товаров из кладовой на кухню. На основании Требования по накладным (форма № М-20) осуществляется отпуск продуктов и товаров

Закупочный акт (приложение 5)

Оформляют закупку сельскохозяйственной продукции у населения

Товарный отчет
(приложение 6)

Отражается движение товаров и тары в кладовой за отчетный период на основании приходных и расходных документов. Составляется материально ответственным лицом в двух экземплярах. Первый с приложенными к нему документами передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица.
Этот отчет составляют также материально ответственные лица буфетов, магазинов кулинарных изделий, мелкорозничной торговой сети, который вместе с приходными и расходными документами подают в бухгалтерию в установленный срок

Акт о реализации готовых изделий кухни за наличные
(приложение 7)

Составляется кухней на основании чеков РРО. Содержит общую сумму реализации за день за наличные в разрезе видов блюд

Акт о реализации и отпуске изделий кухни
(приложение 8)

В отличие от предыдущего Акта применяется там, где, кроме отпуска кухней блюд за наличные, осуществляется отпуск другим подразделениям предприятия (например, в буфет и т. п.)

Акт о продаже и отпуске изделий кухни

(приложение 9)

В отличие от предыдущих двух актов, этот Акт используют, если форма расчетов с потребителями не позволяет получить данные о реализации изделий кухни в разрезе наименований, количества и их стоимости

Дневной заборный лист
(приложение 10)

Оформляют отпуск готовых изделий в раздаточную (в буфеты, мелкорозничную торговую сеть), если она отделена от основного производства.
Оформляется в двух экземплярах ежедневно отдельно на каждое материально ответственное лицо. Бланки заборных листов нумеруются и выдаются в бухгалтерии каждому материально ответственному лицу после того, как оно ставит личную подпись в специальном журнале.
По окончании рабочего дня подводятся итоги натуральных показателей и определяется стоимость отпущенной продукции по каждому заборному листу. В заборном листе также отражается возврат нереализованной продукции на производство.
Заборным листом может оформляться также передача готовых изделий из кондитерского цеха в кладовую (экспедицию)

Заказ-счет
(приложение 11)

Составляют при обслуживании юбилейных праздников, банкетов и других специальных заказов

Меню на отпуск питания работникам заведения (предприятия)

(приложение 12)

Используют для отпуска питания своим работникам с указанием общего количества питания согласно количеству работающих в этот день. Используют также для отражения реализации питания по абонементам

Отчет о движении продуктов и тары по кухне
(приложение 13)

Отражается движение продукции, товаров и сырья на кухне на основании приходных и расходных документов. Составляется ежедневно материально ответственным лицом в двух экземплярах. Первый с приложенными к нему документами передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица. К отчету также прилагаются план-меню и один экземпляр меню

Акт о передаче товаров и тары при изменении материально ответственного лица
(приложение 14)

Оформляется передача товаров и продукции от одного материально ответственного лица к другому при их сменной работе. Составляется в трех экземплярах (первый экземпляр остается у лица, передающего товары, второй у лица, получающего товары, а третий экземпляр передается в бухгалтерию вместе с отчетом)

Наряд-заказ
(приложение 15)

Является ежедневным плановым заданием по выпуску товаров в натуральном выражении, которое составляет заведующий кондитерским цехом (кондитер) и утверждает руководитель предприятия. Наряд-заказ является основанием для отпуска товаров и сырья из кладовой и выписывается в трех экземплярах. Первый экземпляр передается заведующему кондитерским цехом (кондитеру) для выполнения заказа, второй остается в бухгалтерии для контроля за движением товаров и сырья, третий экземпляр является основанием для расчета заработной платы.
Наряд-заказ одновременно является документом для:
— установления производственного задания на изготовление кондитерских изделий;
— составления расчета необходимого количества сырья на изготовление готовых изделий согласно заказу;
— контроля за выпуском из производства готовых изделий в количестве и ассортименте согласно заказу;
— расчета заработной платы кондитерам

Отчет о движении готовых изделий в кондитерских и других цехах
(приложение 16)

Ежедневно составляется материально ответственными лицами (кондитерских и других цехов), вместе с приходными и расходными документами подается в бухгалтерию

Акт на разделку мяса на крупнокусковые полуфабрикаты
(приложение 17)

Составляют материально ответственные лица с целью контроля соответствия выхода полуфабрикатов количеству полученного из кладовой (экспедиции) мяса

Отчет о движении продуктов в производстве
(приложение 18)

Составляется при проведении инвентаризации и применяется для фиксации движения продуктов

Контрольный расчет расходов продуктов по нормам рецептур на изготовленные изделия
(приложение 19)

Составляет бухгалтерия при проведении инвентаризации за межинвентаризационный период для выявления отклонений фактического расходования товаров и сырья от установленных норм по фактически изготовленным изделиям

Ведомость об остатках товаров на складе
(в кладовой) (приложение 20)

Составляется по окончании месяца либо на дату инвентаризации по данным карточек (книг) количественно-суммового учета. Общая стоимость товаров на конец месяца (или на день инвентаризации) по этой ведомости сверяется
с данными бухгалтерского учета

 

Могут применяться также отдельные формы, утвержденные приказом Минторга СССР от 20.08.86 г. № 201, в первую очередь:

Акт на бой, лом и утрату посуды и приборов (специализированная форма № 17-ОПит). Акт составляется в двух экземплярах назначенной на предприятии комиссией для оформления боя, лома и утраты столовой посуды и приборов один экземпляр для бухгалтерии, второй — материально ответственному лицу;

Журнал учета столовой посуды и приборов, выдаваемых подотчет работникам предприятия (специализированная форма № 16-ОПит) и т. п. Применяется для учета столовой посуды и приборов. Журнал ведется лицом, ответственным за сохранность столовой посуды и приборов
(зам. директора, распорядителем зала, бригадиром официантов) и т. п.

 

Применение сборников рецептур

Следует заметить, что блюда готовятся в столовой не наугад. Их рецептура строго регламентирована.

Прежде всего на каждый день заведующий производством (шеф и т. п.) составляет

план-меню (приложение 3 к Методрекомендациям № 157), который утверждает директор предприятия или начальник столовой. В плане указываются виды и количество блюд, которые будут готовиться в этот день. Блюда приводятся согласно сборникам рецептур, перечень основных из которых приведен в приложении 1 к Методрекомендациям № 157. Базовым из них является Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, утвержденный приказом Минторга СССР от 12.12.1980 г. № 310.

Если в столовой будут готовить какие-то блюда, которых нет в Сборнике, нужно будет разработать так называемое фирменное блюдо. Разрабатывается оно согласно соответствующему

Порядку, утвержденному приказом Минэкономики от 25.09.2000 г. № 210.

 

Особенности расчетов с заказчиками (работниками)

Предприятие может предоставлять питание своим работникам как за плату (в том числе со скидкой), так и бесплатно.

Предоставление питания за плату

При оплатном питании могут применяться наличные расчеты, когда работник уплачивает предприятию за приобретенные блюда наличными, или же стоимость питания может вычитаться из зарплаты работника.

1. Наличные расчеты

. При расчетах наличными предприятие должно применять РРО*, так как осуществляются операции по расчетам в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг (ст. 1 Закона об РРО).

* Если это не столовые (буфеты) школ, ПТУ (п. 11 ст. 9 Закона об РРО), вузов предприятий УТОГ и УТОС (п. 5 Перечня № 1336), расположенные на территории сел, указанные в пп. 4, 6, 22 Перечня № 1336.

2. Вычет из зарплаты

. При вычете стоимости питания из зарплаты могут применять по меньшей мере две основные схемы документирования предоставления питания — по спискам и по талонам.

По первой схеме

при получении питания в список работников, получающих питание, напротив соответствующей фамилии записывают стоимость блюд, выбранных работником. А работник ставит собственную подпись. В дальнейшем списки передают в бухгалтерию для удержания стоимости предоставленного питания из зарплаты.

По второй схеме

в начале каждого месяца работникам по спискам выдают талоны на питание определенной стоимости. Далее возможны разные варианты.

Например, данные списки передают в бухгалтерию и на их основании стоимость питания вычитают из зарплаты работников. А талоны работники предоставляют в столовой при получении блюд. Однако здесь будут нестыковки при сравнении стоимости питания столовой и стоимости талонов по спискам. Ведь наверняка некоторые работники используют не все талоны либо потеряют некоторые из них и т. п. Данные нестыковки нужно будет отражать в учете.

Другой, более приемлемый вариант, — работники в момент получения питания предоставляют талоны столовой. В этот же момент работники отражаются в списке как получившие питание на такую-то сумму. В дальнейшем такие списки передают в бухгалтерию для удержания стоимости питания из зарплаты.

Здесь появляется вопрос:

нужно ли применять РРО, когда питание предоставляется по талонам и/или по спискам? На наш взгляд, нет. Ведь согласно ст. 1 Закона об РРО РРО применяется только при расчетах наличными или при безналичном расчете — с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. А у нас питание предоставляется по талонам и/или по спискам. Ни наличные, ни платежные карточки, чеки, жетоны и т. п. не применяются. Что касается талонов, то они являются своего рода документальным разрешением на предоставление питания. К безналичным платежным средствам наши талоны не имеют никакого отношения.

Вместе с тем некоторые предприятия для дополнительного контроля отпуска блюд применяют РРО даже в случае предоставления питания по талонам и/или по спискам. В чеке РРО блюда фиксируют по наименованиям и проводят по отделу «безналичная оплата». Правда, на наш взгляд, отражать такую «оплату» в отчетности по РРО не нужно. А в КУРО для учета этой «безналичной оплаты» нужно ввести дополнительную графу.

Однако предприятию следует быть готовым к тому, что представители налоговых органов могут иметь иное мнение. Так, письмо ГНАУ от

05.10.2010 г. № 20886/7/10-2017// «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 95, с. 16 говорит о том, что налоговики желают видеть расчет через РРО даже при продаже товаров в кредит и когда талоны применяются на АЗС при отпуске нефтепродуктов.

Основное обоснование налоговой таково, что при отпуске по талонам товара (у нас — блюд) талоны исполняют функции средства безналичного платежа. Но такое мнение не имеет законодательного подтверждения. По талонам не происходит безналичного списания средств, как по платежным карточкам, чекам, жетонам.

Если предприятию не под силу доказать собственную правоту, оно может согласиться с мнением налоговой.

Предоставление бесплатного питания

Предприятие может предоставлять работникам также и бесплатное питание. Варианты предоставления могут быть разные. А все их можно условно разделить на две группы — персонифицированное и неперсонифицированное.

Персонифицированное

. В целом условия его предоставления аналогичны оплатному питанию, стоимость которого вычитается из зарплаты. Оформляться оно может талонами и/или ведомостями.

Неперсонифицированное

. Здесь также могут быть разные варианты.

Например, работникам могут предоставляться по списку талоны на бесплатное питание без указания стоимости. Талоны будут исполнять функцию разрешения на получение бесплатного питания. Работник по талону может выбрать любое количество и виды предложенных столовой блюд. Или же питание будет предоставляться и без применения талонов.

Фактически в этих случаях будет иметь место неперсонифицированное предоставление бесплатного питания по принципу шведского стола. Количество, виды и стоимость предоставленного работникам неперсонифицированного питания могут оформляться в столовой через

Меню на отпуск питания работникам (приложение 12 к Методрекомендациям № 157).

Как для персонифицированного, так и для неперсонифицированного питания также появляется проблема применения РРО. Аргументы здесь такие же, как описано выше. Законодательных оснований применять РРО нет. Разве что предприятие будет делать это по собственному желанию с целью дополнительного контроля, без отражения этих операций в отчетности по РРО. Но налоговая может иметь иное мнение. В любом случае, во избежание недоразумений советуем согласовать этот вопрос со своей налоговой.

 

Бухгалтерский учет

Основным проблемным моментом бухгалтерского учета столовой будет определение себестоимости блюд, ведь столовая имеет признаки как производственной, так и торговой деятельности.

На практике преимущественно применяется так называемый

торговый метод учета расходов. Этот метод предлагает применять Минэкономики (см. его письмо от 05.11.2004 г. № 54-51/741). Хотя нормам бухгалтерского законодательства больше соответствует производственный метод. О необходимости заведениями ресторанного хозяйства применять производственный метод указано в письме Минфина от 11.11.2004 г. № 31-04200-30-29/21009.

При применении

торгового метода запасы (продовольственное сырье, из которого готовят блюда) учитывают на счете 28 «Товары», с начислением торговой наценки на субсчете 285. Торговая наценка определяется исходя из отпускной стоимости готовых блюд, для приготовления которых использованы данные запасы. А отпускную стоимость определяют на основании калькуляций. Учет сырья в производстве ведется на счете 23 «Производство». На этом счете учитывается исключительно стоимость сырья и товаров, использованных для производства продукции. Обратите внимание: при торговом методе организации бухгалтерского учета товары и сырье в производстве (на счете 23) учитывают по ценам продажи (см. п. 2.2 Методрекомендаций № 157). По окончании каждого месяца израсходованные на приготовление проданных блюд запасы списывают по ценам реализации с применением среднего процента торговой наценки (п. 22 П(С)БУ 9 «Запасы»).

Все другие связанные с приготовлением блюд расходы (зарплата работников с начислениями, амортизация оборудования, стоимость электроэнергии, воды и т. п.) списывают на счета

92 «Административные расходы» и 93 «Расходы на сбыт».

Продажа блюд отражается с использованием

субсчетов 702, 902.

При применении

производственного метода запасы учитывают на субсчете 201 «Сырье и материалы» по первоначальной стоимости. При передаче запасов для приготовления блюд (на кухню) они списываются на счет 23 «Производство», на котором формируется производственная себестоимость блюд. Остальные расходы, связанные с производством продукции (заработная плата поваров, других производственных работников, начисления на фонд оплаты их труда, амортизация кухонного оборудования, арендная плата производственного помещения и т. п.), учитываются на счете 91 «Общепроизводственные расходы», поскольку они не являются прямыми в понимании П(С)БУ 16.

Готовые блюда оприходуются на счете

26 «Готовая продукция». После чего их реализация отражается в общеустановленном порядке, как для готовой продукции, с использованием субсчетов 701, 901.

Подробнее об учете в заведениях общественного питания см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 63, с. 4, 2007, № 71, с. 10.

 

Налоговый учет

Налоговый учет зависит от варианта предоставления питания работникам — оплатное или бесплатное и других нюансов.

Предоставление питания за плату

В таком случае стоимость предоставленного питания по договорным ценам, но не ниже обычных цен (

п.п. 7.4.3 Закона о налоге на прибыль, п. 4.1 Закона об НДС), включается в валовые доходы и является базой начисления налогового обязательства по НДС*.

* Относительно НДС обычные цены применяются с учетом 20-процентного коридора.

Себестоимость предоставленных блюд также в общеустановленном порядке относится к

валовым расходам. А НДС в расходах относится к налоговому кредиту.

Предоставление бесплатного питания

Бесплатное питание

включается в ФОТ (п.п. 2.3.4 Инструкции № 5), поэтому его следует расценивать как один из элементов обычной зарплаты . Хотя для большей убедительности по части статуса этой выплаты ее следует зафиксировать в коллективном договоре в разделе «Оплата труда».

Следовательно, стоимость питания

облагается НДФЛ и всеми зарплатными взносами, как обычная зарплата (исключение — неперсонифицированное питание, которое не будет включаться в базу обложения НДФЛ и зарплатными взносами, см. письмо ГНАУ от 26.08.2004 г. № 7335/6/17-3116), а также относится в состав валовых расходов (с учетом «натурального» коэффициента) согласно п.п. 5.6.1 и п.п. 5.7.1 Закона о налоге на прибыль.

Кроме того, отдельно следует сказать

о расходах на закупку/производство самого питания. Как уже отмечалось, питание предоставляется работникам в обмен на их труд, т. е. операция носит бартерный характер и связана с хоздеятельностью. И, казалось бы, вполне справедливо отнести такие расходы на валовые, однако они являются расходами двойного назначения, о чем свидетельствует п.п. 5.4.9 Закона о налоге на прибыль, которым разрешается относить на валовые расходы только деятельность «старых» бесплатных столовых (подробнее об этом немного ниже). Вот и выходит, что расходы на закупку бесплатного питания не попадают в ВР, однако НДС в их стоимости остается в НК, потому что операция связана с хоздеятельностью. Само собой разумеется, что остаются ВР по зарплате, и ВД и НО по НДС при реализации питания.

Предоставление питания со скидкой

(ниже себестоимости)

Если предприятие организовало столовую с целью питания работников за символическую плату, например за копейку, то здесь также следует признать, что столовая находится на содержании предприятия, а значит, от статуса объекта социальной инфраструктуры открутиться будет сложно. Поэтому здесь, как и в ситуации с бесплатной столовой:

валовых расходов в части расходов на закупку продуктов и других эксплуатационных расходов столовой не будет, при этом «входной» НДС имеет право попасть в налоговый кредит;

валовой доход и налоговые обязательства по НДС отражаются (по обычным ценам) при реализации блюд;

валовые расходы в размере суммы дотирования расходов работников на питание, увеличенной на «натуральный» коэффициент, отражаются как зарплата на основании п.п. 5.6.1 Закона о налоге на прибыль. Обоснование то же: дотация на питание работников включается в ФОТ согласно п.п. 2.3.4 Инструкции № 5;

НДФЛ и соцвзносы удерживаются/начисляются исходя из суммы дотирования с применением «натурального» коэффициента.

Предоставление питания в прибыльной

столовой, в том числе со скидкой

Прежде всего отметим: если работник оплачивает питание и столовая окупается, пусть даже с мизерной прибылью, то столовую

нельзя считать объектом социальной инфраструктуры, а следует признать полноценным хозяйственным подразделением, ведь она приносит доход. Значит, в этом случае ограничения п.п. 5.4.9 Закона о налоге на прибыль не применяются и расходы на содержание и эксплуатацию столовой, а также расходы по закупке продуктов для приготовления блюд могут быть включены в валовые расходы в полном объеме на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

Тоже самое можно сказать и для ситуации, когда в столовой питаются не только свои работники по ценам ниже себестоимости, но и сторонние лица по рентабельной цене. Тогда это не соцобъект, и валовые расходы по закупке питания правомерны. Правда, в данном случае приобретали

торговый патент, потому что льгота по п. 12 ст. 3 Закона о патентовании в случае питания неработников не действует.

Суммы НДС

, уплаченные в связи с приобретением продуктов, используемых для приготовления блюд, включаются в состав налогового кредита на основании п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

При продаже блюд

валовые доходы и налоговые обязательства по НДС у предприятия возникают по обычным ценам .

Часть расходов по питанию работников, которую берет на себя предприятие, можно рассматривать

как дотацию на питание, а такая выплата включается в ФОТ (п.п. 2.3.4 Инструкции № 5), поэтому и ее следует расценивать как один из элементов зарплаты (и тоже желательно это зафиксировать в колдоговоре). Таким образом, стоимость питания в размере предоставленной скидки с учетом «натурального» коэффициента может быть отнесена в состав валовых расходов на основании п.п. 5.6.1 Закона о налоге на прибыль.

Как и по другим элементам ФОТ, здесь нужно будет

удержать НДФЛ с учетом «натурального» коэффициента, плюс все зарплатные удержания и начисления в соцфонды.

 

Применение

п.п. 5.4.9 Закона о налоге на прибыль

Согласно

п.п. 5.4.9 Закона о налоге на прибыль в валовые расходы относятся расходы плательщика налога на содержание, эксплуатацию и обеспечение основной деятельности помещений, используемых плательщиком налога для организации питания работников такого плательщика налога, которые находились на балансе и содержались за счет такого плательщика налога по состоянию на 01.07.97 г. (кроме капитальных расходов, подлежащих амортизации).

На кого распространяется эта норма?

Во-первых

, в ней идет речь об объектах социальной инфраструктуры. Это объекты, состоящие на балансе плательщика налога не для осуществления хозяйственной деятельности с целью получения дохода, а для социальных целей (т. е. где кормят бесплатно) (см., например, письма ГНАУ от 29.07.2008 г. № 15175/7/15-0217, от 09.12.2005 г. № 12104/6/15-0316).

Во-вторых

, на такие объекты социальной инфраструктуры, которые состояли на балансе плательщика и содержались им по состоянию на 01.07.97 г.

То есть, если предприятие содержало у себя столовую по состоянию на 01.07.97 г., где работники питались бесплатно, и до сегодняшнего дня продолжает ее содержать, продолжая практику бесплатного питания работников, оно может воспользоваться этой нормой. Напомним, что в этом случае расходы на содержание и эксплуатацию столовой (в частности, расходы на оплату электроэнергии, коммунальных услуг, заработную плату технического персонала и другие расходы, связанные с содержанием столовой в надлежащем состоянии и ее эксплуатацией) включаются в состав валовых расходов предприятия в полном объеме, а расходы на обеспечение основной деятельности столовой (в том числе расходы на выплату заработной платы работников столовой и т. п.) включаются в состав валовых расходов предприятия в размере 50 процентов от суммы понесенных расходов (

п. 5 «Переходных положений» Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 01.07.2004 г. № 1957, письма ГНАУ от 29.07.2008 г. № 15175/7/15-0217).

Однако мы в этой статье рассматриваем несколько другую ситуацию, когда предприятие по состоянию на 01.07.97 г. столовой не имело. В таком случае данная норма на него не распространяется, таким образом, валовых расходов в части расходов на содержание и основную деятельность таких «новых» столовых не будет.

Пример

. За месяц работникам основного производства начислена зарплата в сумме 100000 грн. Кроме того, работникам предоставлено бесплатное персонифицированное питание на сумму 10200 грн., в том числе НДС — 1700 грн. При этом бесплатное питание своим работникам по себестоимости предусмотрено в коллективном договоре предприятия.

Удержания в зарплатные фонды и НДФЛ из общей суммы зарплаты 112000 грн. (100000 + 12000)* составили (условно) 20227 грн., начисления в зарплатные фонды (условно) составляют 94753 грн.

* Где 12000 — доход на сумму стоимости питания с учетом «натурального» коэффициента 10200 х 1,176471.

Приготовлением питания занимается рабочая столовая предприятия. Себестоимость питания (зарплата, продукты и т. п.) составила 8500 грн. Для учета расходов столовой применяется производственный метод.

Расходы основного производства предприятие учитывает на субсчете 231, столовой — на субсчете 232.

 

Учет расходов столовой и предоставления питания работникам

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Начислена работникам:
— основная зарплата

231

661

100000

100000

— зарплата в виде предоставленного питания

231

661

12000

12000

2

Удержаны зарплатные взносы и НДФЛ

661

65, 641

20227

3

Начислены зарплатные взносы

231

65

94753

94753

4

Понесены расходы столовой на приготовление блюд

232, 91

201, 66, 65, 63 и т. п.

8500

5

Оприходованы готовые блюда по фактической себестоимости

26

232, 91

8500

6

Предоставлено питание работникам

361

701

10200

8500

7

Отражено налоговое обязательство по НДС

701

641

1700

8

Доход от продажи отнесен на финансовые результаты

701

791

8500

9

Списана стоимость блюд на себестоимость реализации

901

26

8500

10

Списана на финансовый результат себестоимость предоставленных блюд

791

901

8500

11

Зачтена стоимость предоставленного работнику питания с начисленной зарплатой

661

361

10200

12

Выдана из кассы зарплата работникам

(112000 - 20227 - 10200)

661

301

81573

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше