Расходы на продвижение сайта в поисковых системах
У нашего предприятия есть интернет-сайт. Для увеличения его популярности мы заключили договор с компанией по оптимизации и продвижению сайтов (продвижение ключевых слов в поисковых системах). Имеются акты выполненных работ и налоговые накладные. Можем ли мы включить такие расходы в валовые?
(г. Харьков)
Прежде всего необходимо определить, что представляет собой интернет-сайт и для чего он служит. Фактически сайт является совокупностью программного кода и элементов дизайна. Предприятия содержат их в основном для рекламы собственной продукции и/или ее реализации. Понеся расходы по продвижению сайта в поисковых системах, предприятие надеется увеличить собственные экономические выгоды.
Очевидно, что по цели расходы на «популяризацию» сайта в поисковых системах можно соотнести с расходами на маркетинг. Таким образом, в качестве основания для формирования валовых расходов напрашивается
п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, который разрешает включать в них расходы на проведение рекламных мероприятий. При этом налогоплательщик должен обзавестись доказательной базой, способной подтвердить факт получения соответствующих услуг и их связь с хозяйственной деятельностью (письмо ГНАУ от 08.04.2008 г. № 3146/6/15-016 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 30, с. 21). Хотя в указанном письме налоговики сами делали вывод о том, что конкретных документов, подтверждающих предоставление маркетинговых услуг, действующее законодательство не содержит. В принципе, данную роль может играть лишь акт выполненных работ, но, на наш взгляд, налогоплательщику также желательно иметь на руках отчеты и иные документы, способные подтвердить реальность выполненных работ и их связь с хозяйственной деятельностью.В заключение отметим, что не стоит путать расходы на продвижение сайта с расходами на его улучшение. Последнее имело бы место тогда, когда были бы осуществлены работы, связанные с внесением изменений в программный код сайта или в элементы его дизайна — в таком случае налоговые последствия были бы иными.
В учете расходы на продвижение сайта необходимо отразить следующим образом:
Учет расходов на продвижение сайта
№ п/п | Название хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | ВД | ВР | |||
Предприятие — плательщик налога на прибыль и НДС заказывает услугу по продвижению сайта. Исполнитель является плательщиком налога на прибыль и НДС. Стоимость услуги составляет 3600 грн. (с учетом НДС). | ||||||
1 | Произведена предоплата компании за услуги по продвижению сайта | 371 | 311 | 3600 | — | 3000 |
2 | Отражен налоговый кредит | 641 | 644 | 600 | — | — |
3 | Предоставлена услуга по продвижению сайта и подписан акт выполненных работ | 93 | 631 | 3000 | — | — |
4 | Списан налоговый кредит | 644 | 631 | 600 | — | — |
5 | Произведен зачет должностей | 631 | 371 | 3600 | — | — |
6 | Расходы по продвижению сайта списаны на уменьшение финансового результата | 791 | 93 | 3000 | — | — |
Виталий Смердов, экономист-аналитик