Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Налоговый кодекс: пролог

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2010/№ 102
Печать
Статья

Налоговый кодекс: пролог

 

Итак,

Налоговый кодекс принят и вступает в силу с 1 января 2011 года. Без преувеличения можно сказать, что этот документ коснется в той или иной степени каждого. По крайней мере, налог с доходов физлиц платят все. Да и другие налоги, плательщиками которых являются юрлица, пусть не прямо, но все же влияют на обывателя, ведь от ставки налога, порядка его взимания в определенной степени зависит успех развития предприятия в целом и в конечном счете благосостояние каждого его сотрудника.

Трудно себе представить какой-либо другой законодательный документ, разработка которого была бы такая трудоемкая и длительная. Хотя большинство налогоплательщиков помнят только заключительный этап, начиная с летнего всенародного обсуждения проекта и заканчивая акциями протеста. Поэтому не удивительно, что такое мучительное появление на свет этого документа сопровождалось постоянными правками его текста. Наши читатели уже знакомы с проектом

Налогового кодекса (см. «Налоги и бухгалтерский учет», № 81 (с. 13), № 91 (с. 20) за 2010 год). Однако ввиду вышесказанного этими консультациями можно руководствоваться как ориентиром, в нюансах возможны существенные расхождения (взять, к примеру, определение хозяйственной деятельности, которое в проекте Налогового кодекса было привязано к деятельности, направленной на получение прибыли, что развязывало бы руки налоговикам при ущемлении «дешевых» продаж, а в итоговом тексте документа в определении этого термина присутствует привязка к деятельности, направленной на получение дохода).

Важные рекомендации мы давали уже после официального опубликования этого документа (см. «Налоги и бухгалтерский учет», № 99 (с. 17) и № 100 (с. 43 — 46) за 2010 год). Они касались самых животрепещущих вопросов, по которым налогоплательщик должен принимать решение мгновенно, однако не давали общей картины

Налогового кодекса. Именно поэтому мы подготовили номер, который подробно ознакомит наших читателей с этим документом. Разумеется, сразу объять необъятное невозможно — рамки одного номера не позволяют проанализировать все нюансы Налогового кодекса. А на некоторые вопросы сейчас просто невозможно ответить, поскольку во исполнение Налогового кодекса должно быть принято множество подзаконных документов. Поэтому в дальнейшем мы будем регулярно знакомить читателей с новыми тонкостями налогообложения.

А теперь ближе к

Налоговому кодексу. Что он собой представляет? Не откроем секрета, если скажем, что его можно охарактеризовать как объединение в одном документе правил, регламентирующих порядок расчета, декларирования, уплаты налогов, порядок проведения проверок, обжалования действий контролирующих органов и прочих действий в сфере налогообложения.

Причем структура

Налогового кодекса по разделам очень напоминает свод существующих на сегодня законов (разумеется, с существенными корректировками). Например, раздел I представляет собой правила установления налогов и сборов, а также их перечень, которые были предусмотрены Законом Украины «О системе налогообложения» (но с учетом важного дополнения — в этом разделе приведены унифицированные определения терминов); раздел II аккумулировал в себя администрирование налогов и порядок проведения проверок, регламентированные сегодня общеизвестным Законом № 2181 и Законом № 509; раздел III — порядок расчета и уплаты налога на прибыль, установленный сегодня Законом о налоге на прибыль, и т. д.

При этом громадное значение имеют два последних раздела, посвященные заключительным и переходным положениям. Например, именно во втором из них дано

«добро» на уплату единого налога физическими и юридическими лицами в практически не измененном виде. Кроме того, такой платеж, как сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, хотя и присутствует в перечне общегосударственных налогов и сборов, все же будет взиматься по существовавшим ранее правилам и тоже только благодаря переходным положениям.

Вот перечень налогов и сборов, которые придется платить согласно

Налоговому кодексу.

1.

Общегосударственные:

1.1. налог на прибыль предприятий;

1.2. налог на доходы физических лиц;

1.3. налог на добавленную стоимость;

1.4. акцизный налог;

1.5. сбор за первую регистрацию транспортного средства;

1.6. экологический налог;

1.7. рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитная транспортировка трубопроводами природного газа и аммиака по территории Украины;

1.8. рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине;

1.9. плата за пользование недрами;

1.10. плата за землю;

1.11. сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины;

1.12. сбор за специальное использование воды;

1.13. сбор за специальное использование лесных ресурсов;

1.14. фиксированный сельскохозяйственный налог;

1.15. сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

1.16. пошлина;

1.17. сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, выработанной квалифицированными когенерационными установками;

1.18. сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.

2.

Местные:

2.1. налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка;

2.2. единый налог;

2.3. сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

2.4. сбор за места для парковки транспортных средств;

2.5. туристический сбор.

Как видим, перечень существенно отличается от существовавшего. Прежде всего, это вызвано тем, что некоторые налоги теперь просто не будут взиматься. Примером таких платежей являются

коммунальный налог и налог на рекламу, рыночный сбор, сбор за право использования местной символики и сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли: за периоды после 01.01.2011 г. их платить не надо.

Другая часть обязательных платежей просто названа по-другому. Причем в некоторых случаях изменение названия имеет существенное значение ввиду изменения порядка уплаты налога (как это произошло, например, с налогом с владельцев транспортных средств, который заменен сбором за первую регистрацию транспортного средства; новое название этого платежа говорит само за себя). В других же случаях это больше похоже на формальное переименование налога, существенно не меняющее по сути (например, плата за торговые патенты названа сбором за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности).

Если говорить о налогах, которые

изменились не слишком существенно, то здесь можно выделить НДФЛ, НДС (изменения есть, но особенно принципиальными их назвать нельзя). В то же время порядок расчета, определения базы налогообложения некоторых налогов претерпели существенные изменения. Прежде всего таковым можно назвать налог на прибыль. Однако первый квартал 2011 года законодатели разрешили его плательщикам работать по-старому, поэтому подготовиться к изменениям по этому налогу время еще есть. С еще большей отсрочкой (начиная с 01.01.2012 г.) вступит в силу налог на недвижимость — тот налог, который был указан с незапамятных времен в Законе о системе налогообложения, но так и не был введен.

Отдельно нужно сказать о

едином налоге. В приведенном перечне он присутствует. Для юридических лиц с 01.04.2011 г. появится альтернатива: нулевая ставка по налогу на прибыль. К сожалению, применить ее всем единоналожникам вряд ли удастся прежде всего из-за ограничения видов деятельности. Что касается физлиц, то для них тоже пока действует Указ № 727, хотя и с некоторыми оговорками.

В то же время приведенный перечень налогов и сборов, к сожалению, не исчерпывающий. Все дело в том, что переходные положения предусматривают норму, согласно которой сборы (плата, взносы), не установленные

Налоговым кодексом, но установленные законодательными актами как обязательные платежи до его вступления в силу взимаются по правилам, установленным такими законодательными актами, до вступления в силу закона об административных услугах и других законов, которые будут регулировать взимание соответствующих сборов (платы, взносов). Судя по всему, из-за этой нормы и после 01.01.2011 г. придется платить сборы в Пенсионный фонд с отдельных операций, государственную пошлину.

Ну и, пожалуй, самая приятная новость состоит в том, что за нарушения налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года

штрафы будут применяться в символическом размере — 1 грн., а для плательщиков налога на прибыль и тех, кто перешел с единого налога на общую систему они вообще не применяются за нарушения, допущенные по итогам деятельности во II и III кварталах 2011 года. За это отдельная благодарность законодателям: до начала применения штрафов в полном объеме бухгалтеры успеют лучше подготовиться. А мы, своевременно публикуя аналитические материалы и нормативные акты, постараемся сделать все от нас зависящее, чтобы наши читатели были ограждены от штрафов и по новому и по старому законодательству.

 

Дмитрий Костюк, заместитель главного редактора

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше