Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Проверки по Налоговому кодексу: первый визит старых знакомых

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2010/№ 102
Печать
Статья

Проверки по Налоговому кодексу: первый визит старых знакомых

 

Первое, на что следует обратить внимание: со вступлением в силу

Налогового кодекса не только не исчезнут старые, но и появятся новые виды проверок. Это, в частности, плановые и внеплановые невыездные проверки (раньше таковыми были только выездные проверки) и фактические проверки. Более наглядно это видно на схеме.

 

img 1

 

Из схемы видно, что по сравнению с действующим до 01.01.2011 г. законодательством:

1. Появляются

фактические проверки, предназначенные для контроля налоговыми органами за соблюдением неналогового законодательства (РРО, кассовая дисциплина, контроль за наличием лицензий, патентов, свидетельств, соблюдением требований к производству и обороту подакцизных товаров, так называемые налоговые проверки в сфере трудовых отношений). Порядок их проведения установлен в Налоговом кодексе. До этого, напомним, на практике возникало достаточно большое количество вопросов, связанных с неопределенностью и противоречивостью законодательного регулирования их проведения (подробно см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 30), полномочия же налоговых органов осуществлять проверки в сфере трудовых отношений появились со вступлением в силу Закона № 2275 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 50).

2. Кроме камеральных проверок, которые предусмотрены и действующим законодательством, вводятся

невыездные документальные проверки (хотя налоговые органы и при действующем законодательстве пытались обосновывать возможность проведения таких проверок). Более того, как можно сделать вывод из анализа текста ст. 75 Налогового кодекса, документальные невыездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми. При этом на их проведение распространяются многие из тех требований, которые предъявляются к проведению документальных выездных проверок.

Что касается камеральных проверок, то они проводятся без какого-либо специального решения руководителя налогового органа либо направления на ее проведение. Разработчики

Налогового кодекса посчитали необходимым специально оговорить, что согласие налогоплательщика на проведение камеральной проверки и его присутствие во время ее проведения не являются обязательными (п. 76.1 ст. 76 Налогового кодекса).

3. Если по законодательству до 01.01.2011 г. понятие документальных проверок применялось исключительно по отношению к проверкам соблюдения налогового законодательства, то теперь в ходе таких проверок могут быть выявлены и нарушения неналогового законодательства, подконтрольного налоговикам (РРО, кассовая дисциплина, подакцизные товары и т. д.).

4.

Внеочередные проверки, которые стали одним из наиболее дискуссионных нововведений в этом году (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 50) и правомерность проведения которых сразу вызвала сомнения, Налоговым кодексом не предусмотрены. Впрочем, те вопросы, которые подлежали проверке в ходе внеочередных проверок, согласно Кодексу подлежат проверке в ходе документальных и фактических проверок.

Кроме того,

п. 73.5 ст. 73 Налогового кодекса предусматривает возможность проведения так называемых встречных сверок. Встречной сверкой Кодекс предлагает считать «сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, которое осуществляется органами государственной налоговой службы с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете налогоплательщика». По результатам сверки составляется справка, которая, если цитировать абзац четвертый п. 73.5 ст. 73 Налогового кодекса, в десятидневный срок предоставляется субъекту хозяйствования, отсчитывать который, как можно предположить, следует со дня окончания сверки.

Хитрость в том, что

встречные сверки не являются проверками, а это значит, что на них не распространяются требования и ограничения, предусмотренные Налоговым кодексом в части проведения проверок. Порядок осуществления сверок должен будет установить Кабмин. Но информация, полученная в ходе таких встречных сверок, в последующем может послужить как основание для внеплановой проверки.

Обращаем внимание: кроме налоговых и таможенных органов,

другие госорганы не имеют права проводить проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов, в том числе по запросу правоохранительных органов. Кроме того, органы СБУ, внутренних дел, налоговой милиции, прокуратуры и их служебные (должностные) лица не могут принимать непосредственное участие в проведении проверок и проводить проверки по вопросам налогообложения. Работники налоговой милиции, как это предусмотрено и действующим законодательством, могут принимать участие в проверках, связанных с ведением оперативно-разыскных дел или расследованием уголовных дел в рамках Закона об ОРД и УПК.

Отметим также, что

налоговые органы получили ряд новых полномочий, которые могут ими реализовываться при осуществлении надзорных мероприятий. Среди них возможность проводить контрольные расчетные операции до начала проверки налогоплательщика по соблюдению им порядка осуществления наличных расчетов и применения РРО (п.п. 20.1.9 п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса).

Основные требования к порядку проведения проверок документальных и фактических проверок

раскрыты в табл. 1. Отдельно проведена сравнительная характеристика оснований для внеплановых проверок (табл. 2).

 

Таблица 1

Порядок проведения документальных проверок: сравнительная таблица

До 01.01.2011 г.

После 01.01.2011 г.

Плановые
выездные

Внеплановые выездные

Плановые

Внеплановые

Фактические

выездные

невыездные

выездные

невыездные

1

2

3

4

5

6

7

Основание проверки

План-график проверок

Не предусматриваются в плане-графике проведения проверок и проводятся при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных Законом № 509
(см. табл. 2 «Основания внеплановых проверок»)

План-график проверок

Не предусматриваются в плане-графике проведения проверок и проводятся при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом (см. табл. 2 «Основания внеплановых проверок»)

1) по результатам проверок других плательщиков налогов выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогов законодательства о производстве и обороте подакцизных товаров, осуществлении плательщиком налогов расчетных операций, ведении кассовых операций, наличии патентов, лицензий, свидетельств о государственной регистрации и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы государственной налоговой службы, и возникает необходимость проверки таких фактов;
2) при получении в установленном законодательством порядке информации от государственных органов либо органов местного самоуправления, свидетельствующей о возможных нарушениях плательщиком налогов законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, в частности, по осуществлению плательщиками налогов расчетных операций, ведению кассовых операций, наличию патентов, лицензий, свидетельств о государственной регистрации и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы государственной налоговой службы, производству и обороту подакцизных товаров;

3) в случае письменного обращения покупателя (потребителя), оформленного в соответствии с законом, о нарушении плательщиком налогов установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования либо лицензирования;
4) в случае неподачи субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, подачи их с нулевыми показателями;
5) в случае получения в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта плательщиками налогов;
6) в случае выявления по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам, которые являются предметом фактических проверок;
7) при получении в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплате работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации

Периодичность проведения

Не чаще одного раза в календарный год

Нет ограничений, зависит только от наличия оснований
для проведения

Определяется в зависимости от степени риска** в деятельности налогоплательщика, которая может быть:
— высокой (проверки проводятся не чаще одного раза в календарный год***);
— средней (проверки проводятся не чаще одного раза в два календарных года***);
— незначительной (проверка не может проводиться чаще одного раза за три календарных года***)

Нет ограничений, зависит только от наличия оснований для проведения

В целом нет ограничений, зависит только от наличия оснований для проведения.
Единственное ограничение предусмотрено для проверок, которые проводятся с целью контроля прекращения нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки. Такие проверки могут проводиться только единожды в течение 12 месяцев с даты составления акта по результатам предыдущей проверки

Несмотря на то что прямо на это Налоговый кодекс не указывает, но из его предписаний следует, что в план-график включаются как выездные, так и невыездные проверки. Поэтому в случае проведения невыездной проверки следующая документальная проверка — выездная либо невыездная — может быть проведена с учетом указанных ограничений к периодичности плановых проверок

Уведомление о проверке

Не позднее чем за 10 дней до дня начала проверки субъекту хозяйствования должно быть направлено письменное уведомление с указанием дат начала и окончания проведения проверки

Не предусмотрено

За 10 календарных дней до дня начала проверки налогоплательщику вручается под подпись либо направляется заказным с письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении документальной проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проверки

Не предусмотрено, копия приказа о проверке вручается непосредственно перед началом проверки

Налогоплательщику направляется письменное уведомление о дате начала и месте проведения проверки

Не предусмотрено

Документы на проверку

1) направление на проверку, на котором должна быть подпись руководителя органа ГНС, скрепленная печатью этого органа.
В направлении должны быть указаны:
 — дата выдачи направления;
 — название органа ГНС;
 — цель, вид (плановая / внеплановая) и основания проверки;
 — дата начала и дата окончания проверки;
 — должности, звания и фамилии должностных лиц органа ГНС, которые будут проводить проверку

1) приказ о проведении плановой проверки;
2) копия приказа о проведении документальной проверки

Приказ руководителя налогового органа, копия которого вручается налогоплательщику под подпись до начала проведения проверки, направление на проведение проверки с указанием в нем:
 — даты выдачи направления;
 — наименования органа государственной налоговой службы;
 — реквизитов приказа о проведении проверки;
 — наименования и реквизитов субъекта (объекта), проверка которого проводится/ фамилии, имени, отчества физлица-налогоплательщика;
 — цели, вида проверки (внеплановая);
 — основания проведения проверки;
 — даты начала проверки и ее длительности;
 — должности и фамилии должностного (служебного) лица, которое проводит проверку.
Направление должно быть подписано руководителем налогового органа либо его заместителем и скреплено печатью налогового органа

 

2) копия приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой выездной проверки, в котором указываются основания проведения внеплановой проверки, дата ее начала и дата окончания

3) направление на проведение**** проверки с указанием в нем:
 — даты выдачи направления;
 — наименования органа государственной налоговой службы;
 — реквизитов приказа о проведении проверки;
 — наименования и реквизитов субъекта (объекта), проверка которого проводится / фамилии, имени, отчества физлица-налогоплательщика;
 — цели, вида проверки (внеплановая);
 — основания проведения проверки;
 — даты начала проверки и ее длительности;
 — должности и фамилии должностного (служебного) лица, которое проводит проверку.
Направление должно быть подписано руководителем налогового органа либо его заместителем и скреплено печатью налогового органа

3) письменное уведомление о дате начала и месте проведения проверки

Основания для недопуска проверяющих

Формально в качестве оснований для недопуска проверяющих к проверке названы только непредоставление работниками налоговой службы документов, необходимых для проведения проверки, либо их предоставление с нарушением установленных законом требований.

Продолжительность проверки

Для субъектов малого предпринимательства — до 20 раб. дней, для других — 30 раб. дней (до Закона № 2275 была установлена длительность в 10 и 20 рабочих дней соответственно)

Для субъектов малого предпринимательства — до 10 раб. дней, для других — 15 раб. дней (до Закона № 2275 была установлена длительность в 5 и 10 рабочих дней соответственно)

Для крупных налогоплательщиков***** — не более 30 раб. дней;
для субъектов малого предпринимательства — до 10 раб. дней;
для остальных — не более 20 раб. дней

Для крупных налогоплательщиков***** — не более 15 раб. дней;
для субъектов малого предпринимательства — до 5 раб. дней;
для остальных — не более 10 раб. дней.
За исключением проверок, которые проводятся в связи с предоставлением налогоплательщиком декларации с отрицательным значением НДС более 100 тыс. грн. Перечень оснований для проведения внеплановой выездной проверки для определения достоверности начисления бюджетного возмещения должен быть установлен Кабмином

Не более 10 суток

Продление проверки

На срок не более 15 раб. дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 10 раб. дней (до вступления в силу Закона № 2275 возможные сроки продления проверок составляли 10 и 5 раб. дней соответственно)

Не более чем на 10 раб. дней (до Закона № 2275 было предусмотрено, что внеплановые проверки субъектов малого предпринимательства могут продлеваться не более чем на 2 раб. дня, в отношении других субъектов хозяйствования — не более чем на
5 раб. дней)

Для крупных налогоплательщиков***** — не более чем на 15 раб. дней;
для субъектов малого предпринимательства — не более чем на 5 раб. дней;
для остальных — не более чем на 10 раб. дней

Для крупных налогоплательщиков***** — не более чем на 10 раб. дней;
для субъектов малого предпринимательства — не более чем на 2 раб. дня;
для остальных — не более чем на 5 раб. дней

Не более чем на 5 суток при наличии одного из таких оснований:
1) заявление субъекта хозяйствования в случае необходимости предоставления им документов, касающихся предмета проверки;
2) сменный режим работы или суммированный учет рабочего времени субъекта хозяйствования и/или его хозяйственных объектов

Приостановление проверки

До вступления в силу Закона № 2275 такая возможность не была предусмотрена.
Указанный Закон ввел право налоговых органов приостанавливать проверку — как плановую, так и внеплановую — по решению руководителя налогового органа, которое оформляется приказом. Период, на который проверка приостанавливается, не может превышать 30 рабочих дней

Может быть приостановлена только выездная проверка крупного налогоплательщика по решению руководителя налогового органа, оформляемому приказом, копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается плательщику налогов или его уполномоченному представителю под расписку с последующим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок.
Приостановление проверки прерывает течение срока проведения проверки в случае вручения плательщику налогов или его уполномоченному представителю под расписку копии приказа о приостановлении проверки.
При этом проверка может быть приостановлена на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней, а при необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов о деятельности плательщика налогов, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления плательщиком налогов утраченных документов проверка может быть приостановлена на срок, необходимый для завершения таких процедур.
Общий срок проведения проверок достоверности начисления бюджетного возмещения с учетом указанных выше сроков приостановления не может превышать 60 календарных дней

Не предусмотрено

Проверяемый период деятельности

Не установлен.
В п.п. 2.3 письма от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354 ГНАУ обоснованно указывает, что действующее законодательство не устанавливает ограничений в отношении периода деятельности субъекта хозяйствования, который может проверяться. В то же время своеобразный ограничитель проверяемого периода предусмотрен Законом № 2181 в виде 1095-дневного срока давности. Если в течение этого срока налоговый орган не определяет сумму налогового обязательства, налогоплательщик считается освобожденным от такого налогового обязательства. Применить срок давности можно только в том случае, если налогоплательщик выполнил свою обязанность по подаче налоговой декларации. Ее невыполнение лишает субъекта хозяйствования этой возможности

Не установлен.
Оговорки в отношении сроков давности, в течение которых налоговый орган имеет право самостоятельно определять суммы налоговых обязательств, справедливы и теперь. Более того, Налоговый кодекс теперь данный вопрос регулирует более жестко, указывая, что налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, на основании которых налоговыми органами осуществляется проверка соблюдения законодательства, не менее чем 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой использовались указанные документы, а в случае неподачи — начиная с предельного срока подачи такой отчетности

* Под местонахождением юридического лица с 01.01.2011 г. понимается фактическое место ведения деятельности или размещения офиса, из которого осуществляется ежедневное руководство деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществляется управление и учет.

** Порядок формирования и утверждения плана-графика, перечень рисков и их деление по степени устанавливаются центральным органом государственной налоговой службы. Можно предположить, что за основу будет взят тот примерный перечень критериев, которыми налоговики руководствуются сегодня при составлении планов-графиков проверок.

В Налоговом кодексе критерии определены только в отношении налогоплательщиков — юридических лиц, к которым может применяться ставка 0 процентов налога на прибыль и у которых сумма уплаченного в бюджет НДС составляет не менее 5 процентов от задекларированного дохода за отчетный налоговый период, а также самозанятых лиц, сумма уплаченных налогов которых составляет не менее 5 процентов от задекларированного дохода за отчетный налоговый период. Такие налогоплательщики включаются в план-график не чаще чем один раз в три календарных года при условии, что они определили свой налоговый адрес, подают в установленные сроки налоговую отчетность и вносят в нее в случае самостоятельного выявления ошибок уточнения в предусмотренном порядке (например, абз. третьим п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса предусмотрена обязанность внести соответствующие изменения в налоговую отчетность в случае признания договора недействительным), предоставляют сведения о суммах выплаченных доходов налогоплательщикам-физлицам, своевременно и в полном объеме уплачивают суммы налоговых обязательств.

*** Отметим, что, как и раньше, речь идет именно о календарном годе, т. е. исчисляемом с 1 января года, в котором проводится проверка, до 31 декабря этого года, а не от даты проведения проверки.

**** При плановой невыездной проверке направление на ее проведение не нужно.

***** Согласно п.п. 14.1.24 Налогового кодекса крупный плательщик налогов — юридическое лицо, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние 4 последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает 500 млн грн. или общая сумма уплаченных в Госбюджет налогов за такой же период превышает 12 млн грн. Напомним, крупные и средние предприятия (для которых предусмотрена обязательная электронная отчетность) определены в ч. 7 ст. 63 ХКУ.

 

Таблица 2

Основания для внеплановых проверок

 

До 01.01.2011 г

После 01.01.2011 г

Примечания

1

2

3

4

1

По результатам проверок других плательщиков налогов выявлены факты, свидетельствующие о нарушении плательщиком налогов законов Украины о налогообложении, валютного законодательства, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса

По результатам проверок других плательщиков налогов или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогов налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса

1. Как видим, если раньше основанием для внеплановой проверки могли стать результаты проверок других налогоплательщиков, то теперь послужить таким основанием может получение налоговой информации*.
2. В ходе внеплановых проверок может осуществляться контроль за соблюдением не только налогового, но и другого подконтрольного налоговикам законодательства

2

Плательщиком налогов не подана в установленный срок налоговая декларация или расчеты, если их подача предусмотрена законом

Думаем, суды по-прежнему будут настаивать на том, что налоговый орган обязательно должен указать, какую именно налоговую декларацию или расчеты и за какой налоговый период не предоставил налогоплательщик (определение ВАСУ от 20.10.2009 г. № К-17897/07).
Основное изменение в этом основании проведения внеплановой налоговой проверки связано с тем, что расширилось само понятие налоговой декларации, которое теперь в себя включает отчет по форме № 1ДФ, а значит, его непредоставление также теперь может служить основанием для внеплановой проверки

3

Налогоплательщиком подан уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который проверялся органом государственной налоговой службы

Новое основание для внеплановой выездной проверки, в ходе которой налоговый орган может проверить только тот налоговый период, в отношении которого подан уточняющий расчет

4

Выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговой декларации, поданной плательщиком налогов, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса

Подход судов к рассмотрению правомерности проведения проверок по данному основанию измениться не должен. Они исходят из того, что запрос должен содержать четкое требование о необходимости предоставления налогоплательщиком пояснений и документального подтверждения с указанием, какие конкретно данные налоговой декларации и по какому именно налогу вызвали сомнения в их достоверности. В противном случае суды признают, что у налогового органа отсутствовали основания для проведения проверки (см. определение ВАСУ от 27.10.2009 г. № К-14245/07).
Суды признают законными требования налоговиков о предоставлении документов/реестров выданных и полученных налоговых накладных, налоговых накладных, оригиналов пятых основных листов (экземпляров декларанта) грузовых таможенных деклараций, платежных документов, подтверждающих правомерность бюджетного возмещения. Непредоставление таких документов по запросу налоговиков — основание для внеплановой проверки

5

Плательщик налогов подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами органа государственной налоговой службы в ходе проведения плановой или внеплановой выездной проверки, в которой требует полной или частичной отмены результатов соответствующей проверки. Налогоплательщиком должна быть подана жалоба о нарушении во время проведения плановой либо внеплановой выездной проверки законодательства должностными лицами налогового органа. При этом основанием для проведения внеплановой проверки в этом случае будет не любая жалоба, а жалоба, в которой налогоплательщик требует полной либо частичной отмены результатов проверки

Плательщиком налогов поданы в установленном порядке органу государственной налоговой службы возражения к акту проверки или жалоба на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых содержится требование полного или частичного пересмотра результатов соответствующей проверки либо отмены принятого по ее результатам налогового уведомления-решения, в случае если плательщик налогов в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы во время проверки и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки

Проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим предметом обжалования.
Кроме того, если раньше для того, чтобы появилось основание для внеплановой проверки, достаточно было подачи налогоплательщиком жалобы, в которых он бы указывал на допущенные проверяющими нарушения в ходе проверки и требовал в связи с этим полной либо частичной отмены принятых на основании проверки решений.
С 01.01.2011 г. не любая такая жалоба будет становиться основанием для внеплановой проверки. Теперь она может быть проведена только в том случае, если налогоплательщик обосновывает свои претензии к налоговому органу на том, что в ходе проверки не были установлены и/или исследованы имеющие значение для дела обстоятельства

6

В случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с плательщиком налогов, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса

Данное основание фактически охватывается основанием, указанным в п. 1 этой таблицы

Запрос налогового органа должен обязательно содержать перечень вопросов, ответы на которые должен предоставить налогоплательщик, указание на выявленные факты, свидетельствующие о допущенном нарушении, и какие именно документы-пояснения по поводу этих фактов они хотят получить от предприятия. В противном случае отсутствие ответа налогоплательщика на такой запрос не может быть основанием для внеплановой налоговой проверки (определение ВАСУ от 17.06.2009 г. № К-64/07).
Проверяться должен тот период, в отношении которого был направлен запрос, на который налогоплательщик не ответил (определение ВАСУ от 17.06.2009 г. № К-64/07)

7

Проводится реорганизация (ликвидация) предприятия

Начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица либо предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, возбуждено производство по делу о признании банкротом плательщика налогов или подано заявление о снятии с учета плательщика налогов

В данной части регулирование несколько изменилось. Раньше в случае банкротства налогоплательщика основания для проверки возникали только при вынесении судом постановления о признании субъекта хозяйствования банкротом. С этого момента согласно ст. 22 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника либо признании его банкротом» от 14.05.92 г. № 2343-XII начинается ликвидационная процедура и в связи с этим возникает основание для проведения внеплановой налоговой проверки (см. письмо ВХСУ от 05.02.2010 г. № 05-06/520/78).
Теперь, как видим, с внеплановой проверкой налоговики могут прийти уже после возбуждения дела о признании банкротом

8

В отношении налогоплательщика (его должностного лица) в порядке, установленном законом, налоговой милицией заведено оперативно-розыскное дело, в связи с чем есть необходимость в проведении внеплановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности такого плательщика налогов.
Проверки, проводимые после возбуждения уголовного дела против проверяемого плательщика налогов (должностных лиц плательщика налогов), в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством или в связи с ведением оперативно-розыскных дел, возбужденных в отношении таких плательщиков налогов (должностных лиц плательщиков налогов)

Получено постановление суда (определение суда) о назначении проверки или постановление органа дознания, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом по уголовным делам, находящимся в их производстве

Ужесточены требования к проведению внеплановых проверок налоговыми органами в связи с действиями правоохранительных органов. Если раньше таким основанием могло стать возбуждение оперативно-розыскного дела, то теперь такая проверка проводится только при наличии возбужденного уголовного дела.
Но, думаем, это не заставит налоговиков предоставлять субъекту хозяйствования постановление о назначении проверки в рамках расследования уголовного дела, как сейчас они отказываются предоставлять постановления об оперативно-розыскных делах (письмо ГНАУ от 03.07.2009 г. № 2954/Н/23-8014).
Что касается проведения проверки по инициативе суда, то, как можно сделать вывод, вынести постановление либо определение о назначении проверки суд может не только в ходе рассмотрения уголовного дела, но и любого другого, в частности административного

9

В случае, когда вышестоящий орган государственной налоговой службы в порядке контроля за достоверностью заключений нижестоящего органа государственной налоговой службы осуществил проверку документов обязательной отчетности плательщика налогов или заключений акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом, и выявил их несоответствие требованиям законов, что привело к непоступлению в бюджеты сумм налогов и сборов (обязательных платежей)

Вышестоящим органом государственной налоговой службы в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц нижестоящего органа государственной налоговой службы проведена проверка документов обязательной отчетности плательщика налогов или материалов документальной проверки, проведенной нижестоящим контролирующим органом, и обнаружено несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение во время проверки вопросов, которые должны были быть выяснены при проверке для вынесения объективного заключения о соблюдении плательщиком налогов требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы

Как и раньше, решение о проведении документальной внеплановой проверки в этом случае принимается вышестоящим органом государственной налоговой службы только в том случае, если в отношении должностных лиц нижестоящего органа государственной налоговой службы, проводивших документальную проверку указанного плательщика налогов, начато служебное расследование либо возбуждено уголовное дело.
По содержанию данной нормы сам собой факт назначения и начала служебного расследования в отношении работников налогового органа не является достаточным основанием для проведения внеплановой выездной проверки у юрлица, поскольку данный факт является только обязательным условием при наличии определенных обстоятельств, а именно:
— осуществление проверки вышестоящим налоговым органом документов обязательной отчетности плательщика налогов в порядке контроля за достоверностью заключений нижестоящего органа и установления их несоответствия требованиям закона;
— осуществление проверки заключений акта проверки, составленного нижестоящим налоговым органом, а также установление несоответствия его заключений законодательству, что повлекло непоступление в бюджет сумм налогов (определение ВАСУ от 29.01.2009 г. № К-22651/07)

10

Плательщиком подана декларация с отрицательным значением налога на добавленную стоимость, составляющим более 100 тыс. гривень. Есть достаточные основания считать, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства (п.п. 7.7.5 Закона об НДС)*

Плательщиком подана декларация, в которой заявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства (перечень оснований устанавливается Кабмином), и/или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, составляющим более 100 тыс. гривень

Если раньше основанием для внеплановой проверки была только подача плательщиком налогов декларации по НДС с отрицательным значением при условии, что размер такого задекларированного отрицательного значения составляет свыше 100 тыс. грн. (обращаем внимание: речь шла не о сумме возмещения НДС, а об отрицательном значении суммы НДС в строке 18.2 декларации), то теперь проверка также может быть проведена в случае заявления к бюджетному возмещению НДС.
Проверка по данным основаниям проводится исключительно в отношении законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость и/или по отрицательному значению по налогу на добавленную стоимость, составляющему более 100 тыс. грн

11

Обращение налогоплательщика

Если налогоплательщик направляет в налоговую обращение о проведении проверки, какие-либо иные основания для проведения проверки не требуются

12

В отношении плательщика НДС поступило заявление от покупателя с жалобой ввиду отказа со стороны такого плательщика НДС (поставщика) выдать покупателю налоговую накладную или нарушения порядка ее заполнения
(п.п. 7.2.6 Закона об НДС)*

В отношении плательщика налога подана жалоба о непредоставлении таким плательщиком налогов налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае непредоставления таким плательщиком налогов пояснений и документального подтверждения по письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня его получения

Указанные факты автоматически основанием для проверки не становятся. Такое основание появится только в том случае, если налогоплательщик не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на соответствующий запрос налогового органа

13

Получение налоговой милицией информации об уклонении субъекта хозяйствования от налогообложения при начислении (выплате, получении) налогооблагаемого дохода наемному лицу. Способами такого уклонения могут быть незаключение трудового договора с работником, осуществление хоздеятельности без регистрации и т. д

Получение информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе в результате незаключения плательщиком налогов трудовых договоров с наемными лицами согласно закону, а также осуществления лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим основанием для проведения такой проверки

Законом Украины от 20.05.2010 г. № 2275-VI налоговым органам впервые было предоставлено полномочие на проведение нового вида проверок — внеочередных проверок соблюдения налогового законодательства в сфере трудовых отношений. Основанием для такой проверки могло стать получение налоговой милицией информации об уклонении субъекта хозяйствования от налогообложения при начислении (выплате, получении) налогооблагаемого дохода наемному лицу. Способами такого уклонения могут быть незаключение трудового договора с работником, осуществление хоздеятельности без регистрации и т. д.
Налоговый кодекс отказался от внеочередных проверок, предусмотрев перечисленные факты как основание для проведения внеплановой проверки

14

В случае если должностное лицо контролирующего органа, осуществляющее проверку, отказывается по каким-либо причинам от принятия во внимание документов, предоставленных налогоплательщиком во время проведения проверки, и налогоплательщик предоставляет в контролирующий орган, назначивший проверку, документы, указанные в акте проверки как отсутствующие в течение 3 рабочих дней со дня получения акта проверки

Такое основание для внеплановой проверки в действующем до 01.01.2011 г. законодательстве отсутствует.
Контролирующий орган имеет право не принимать решение по результатам проведенной проверки и назначить внеплановую документальную проверку налогоплательщика

15

Отрицательное значение объекта налогообложения декларируется плательщиком налога в течение четырех последних налоговых периодов. При проведении такой внеплановой проверки проверяется правильность определения объекта налогообложения

Налоговый кодекс предусматривает приведенные основания для проверок не в общем перечне, который приведен в ст. 78 Налогового кодекса, а в специальных разделах. При этом в общем перечне, который сформулирован как исчерпывающий, соответствующих отсылок, предусматривающих возможность установления иных дополнительных оснований для внеплановых проверок, нет, что может поставить под сомнение правомерность проведения проверок по указанным основаниям

16

Стоимость объекта финансового лизинга, который впервые вводится в эксплуатацию, определяется договором в сумме, меньшей стоимости расходов на его приобретение или сооружение, налоговый орган имеет право провести внеплановую проверку для определения уровня обычной цены

17

Выявление противоречий между данными налоговой накладной и Единого реестра налоговых накладных — основание для проверки продавца и в соответствующих случаях покупателя товаров/услуг

* К налоговой информации Налоговый кодекс относит сведения:
— содержащиеся в налоговых декларациях, расчетах, других отчетных документах;
— содержащиеся в поданных крупными плательщиками налогов в электронном виде копиях документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документах, которые ведутся в электронном виде, регистрах бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов;
— о финансово-хозяйственных операциях плательщиков налогов;
— о применении регистраторов расчетных операций;
— полученные от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и Национального банка Украины, в частности: а) об объектах налогообложения, которые предоставляются и/или регистрируются такими органами. Указанная информация должна содержать, в частности, вид, характеристики, индивидуальные признаки объекта налогообложения (при наличии), по которым его можно идентифицировать; б) о результатах осуществления государственного контроля за хозяйственной деятельностью плательщика налогов; в) содержащаяся в отчетных документах (кроме персонифицированной статистической информации, финансовых отчетов), подаваемых плательщиком налогов в органы исполнительной власти и/или органы местного самоуправления; г) об установленных органами местного самоуправления ставках местных налогов, сборов и предоставленных такими органами налоговых льготах; д) о разрешениях, лицензиях, патентах, свидетельствах на право осуществления отдельных видов деятельности; е) об экспортных и импортных операциях плательщиков налогов;
— предоставленные банками, другими финансовыми учреждениями — о наличии и движении средств на счетах плательщика налогов;
— поступившие от органов власти других государств, международных организаций или нерезидентов.

** Поскольку до закрепления в Налоговом кодексе основания, указанные в п. 10 и п. 12 данной таблицы, были предусмотрены в Законе об НДС, но не включены в приведенный в Законе № 509 перечень оснований внеплановых проверок, мы указывали на то, что они самостоятельного характера не имеют.

 

Оформление результатов проверок

Налоговым кодексом

предусмотрено, что результаты проверок (кроме камеральных) оформляются, как и сейчас, в форме акта проверки, если в ходе такой проверки выявлены нарушения законодательства, либо в форме справки, если нарушений не выявлено.

И акт, и справка должны быть подписаны должностными лицами органа государственной налоговой службы и плательщиками налогов или их законными представителями (при наличии).

В случае несогласия плательщика налогов с выводами акта такой плательщик

обязан подписать такой акт проверки с замечаниями.

Несколько иной порядок оформления предусмотрен для оформления результатов камеральной проверки. Если

не выявлено нарушений — никакие документы (в частности, справки) не составляются. В случае установления нарушений составляется акт в 2 экземплярах, который подписывается должностными лицами органа, проводившего проверку, и после регистрации в органе ГНС вручается или отсылается для подписания в течение 3 рабочих дней налогоплательщику (п. 86.2 Налогового кодекса).

Акт (справка) о результатах фактических проверок составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органов государственной налоговой службы, проводившими проверку, регистрируется не позднее следующего рабочего дня после окончания проверки. Акт (справка) о результатах указанных проверок подписывается лицом, осуществлявшим расчетные операции, плательщиком налогов и его законными представителями (при наличии).

В случае несогласия плательщика налогов или его законных представителей с выводами проверки либо фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения в течение пяти рабочих дней со дня получения акта (справки)

. Такие возражения рассматриваются органом государственной налоговой службы в течение пяти рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указаны в замечаниях), и плательщику налогов направляется ответ.

В акте проверки указываются как факты занижения, так и факты завышения налоговых обязательств плательщика.

Хотим обратить внимание, что

рассмотрение админсудами дел по обращению налоговых органов с требованием приостановить расходные операции налогоплательщика на его счетах, либо подтвердить обоснованность админареста имущества налогоплательщика, либо взыскать средства по налоговому долгу будут рассматриваться по ускоренной процедуре. Налоговый орган с соответствующим требованием обращается в суд в течение 24 часов с момента установления тех обстоятельств, которые являются основанием для такого обращения. Решение судом должно быть принято не позже 96 часов (отсчитываются тоже с момента установления обстоятельств, в связи с которыми налоговый орган обратился в суд) и подлежит немедленному исполнению.

Но если налоговый орган пропускает указанный срок в одни сутки, это не означает, что он утрачивает право на обращение в суд с соответствующим требованием к налогоплательщику. Он может обратиться в общем порядке, но такой иск налогового органа уже не будет рассматриваться по упрощенной процедуре.

 

Елена Уварова, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше