Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Экологический налог

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2010/№ 102
Печать
Статья

Экологический налог

 

Правила взимания экологического налога, пришедшего на смену сбору за загрязнение окружающей природной

среды, по сравнению с проектом Налогового кодекса, который был проанализирован нами ранее (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 81, с. 13), мало в чем изменились. Тем не менее считаем необходимым хотя бы кратко повторить эти правила, теперь уже не в сослагательном (мол, что будет, если проект примут), а в изъявительном наклонении.

Итак,

экологический налог — это общегосударственный обязательный платеж, взимаемый с фактических объемов выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, размещения отходов, фактического объема радиоактивных отходов, которые временно хранятся их производителями, фактического объема образованных радиоактивных отходов и с фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 года (п.п. 14.1.57 Налогового кодекса).

Согласно

п. 240.1 этого Кодекса плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, во время ведения деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются:

— выбросы

загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;

сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты ;

размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья;

образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);

временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

Кроме того,

п. 240.2 Налогового кодекса определяет перечисленных выше лиц, а также граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, плательщиками экологического налога еще и в том случае, если они осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива. Тем не менее удерживать и перечислять такой налог в бюджет во время реализации такого топлива, предоставлять соответствующую отчетность контролирующему органу, а также нести ответственность за определенные нарушения в последнем случае придется не самим плательщикам налога, а так называемым налоговым агентам.

В соответствии с

п. 241.2 Налогового кодекса к налоговым агентам относятся субъекты хозяйствования, которые:

осуществляют оптовую торговлю топливом;

осуществляют розничную торговлю топливом (кроме тех, которые реализуют топливо, приобретенное у субъектов хозяйствования, указанных выше).

Нельзя не отметить, что при таком законодательном регулировании уплаты экологического налога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения в случае использования топлива, само определение

передвижного источника загрязнения, приведенное в п.п. 14.1.142 Налогового кодекса*, теперь выглядит атавизмом. Как, впрочем, и упоминание в этом контексте об использовании топлива, поскольку сам факт его использования (сжигания) отходит на второй план, а налогом фактически будет облагаться каждая первая продажа топлива (оптовая или розничная).

* Передвижной источник загрязнения

транспортное средство, движение которого сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ.

Резюмируя сказанное, отметим, что путем введения института налоговых агентов количество реальных плательщиков экологического налога резко сократится, поскольку сейчас удельный вес плательщиков экосбора за передвижные источники загрязнения в общем количестве плательщиков сбора за загрязнения является наибольшим.

Остановимся далее на довольно существенных

изменениях в правилах исчисления экологического налога по сравнению с ранее существовавшим сбором за загрязнение окружающей природной среды.

Первое новшество

, на которое стоит обратить внимание, содержится в п. 249.1 Налогового кодекса: суммы налога исчисляются налогоплательщиками (во всех случаях, кроме осуществления выбросов в атмосферу передвижными источниками загрязнения) и налоговыми агентами (в последнем случае) самостоятельно ежеквартально. Сказанное означает отказ законодателя от соблюдения принципа нарастающего итога при исчислении экологического налога. То же самое касается и предоставления отчетности**, которая, однако, по-прежнему должна подаваться в органы госналогслужбы в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала. Сразу добавим, что уплата налога происходит, как и раньше, в течение 10 календарных дней, наступающих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации.

** Этот вывод подтверждается и размещенным на официальном сайте ГНАУ проектом налоговой декларации экологического налога — ее действительно следует составлять за отчетный квартал без применения нарастающего итога.

Второе важное новшество

бросается в глаза при изучении формул для расчета наиболее распространенных видов экологического налога, которые представлены в пп. 249.3 — 249.6 Налогового кодекса. Нельзя не заменить существенного упрощения указанных формул по сравнению с теми, которыми плательщики сбора за загрязнение пользовались до этого. Такое упрощение произошло, в частности, за счет отсутствия в них многих из ранее применявшихся корректировочных коэффициентов (например, коэффициентов, устанавливаемых в зависимости от численности жителей населенного пункта или от народнохозяйственного значения населенного пункта, а также регионального (бассейнового) корректировочного коэффициента, учитывающего территориальные экологические особенности, а также эколого-экономические условия функционирования водного хозяйства).

Однако такое упрощение вышло для плательщиков боком — все из перечисленных выше коэффициентов были учтены в величине соответствующих ставок экологического налога, причем исходя из своего максимального значения. В результате получилось

одномоментное повышение ставок в среднем в 3,6 раза по сравнению с проиндексированными ставками сбора за загрязнение, действовавшими в текущем году. Видно, не зря говорят, что простота хуже воровства… Как небольшое утешение в п. 2 подразд. 5 разд. XX «Переходные положения» Налогового кодекса содержится ложка меда, призванная подсластить эту горькую пилюлю. Заключается она в том, что по налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим:

с 1 января 2011 года до 31 декабря 2012 года включительно, ставки налога составляют 50 % от ставок, предусмотренных ст. 243 — 246 этого Кодекса;

с 1 января 2013 года до 31 декабря 2013 года включительно, ставки налога составляют 75 % от ставок, предусмотренных ст. 243 — 246 этого Кодекса;

с 1 января 2014 года ставки налога составляют 100 % ставок, предусмотренных ст. 243 — 246 этого Кодекса.

Третье новшество

Налогового кодекса в отношении правил исчисления экологического налога, полагаем, будет с одобрением воспринято его плательщиками, в частности теми из них, кто осуществляет сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты и размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах.

Как известно, ранее таким субъектам хозяйствования вменялось в обязанность получение соответствующего лимита (на сбросы или на размещение отходов), величина которого играла заметную роль при расчете сбора за загрязнение. Напомним, что такой сбор за сбросы и размещение отходов в пределах лимита исчислялся в однократном размере, а в случае превышения лимита (либо его полного отсутствия) — в повышенном* размере.

* Специально не уточняем кратность такого повышения, поскольку различными нормативно-правовыми актами, в частности ст. 39 Закона об отходах и п. 8 Порядка № 303, она была установлена по-разному.

В настоящее время в

Налоговом кодексе отсутствуют какие-либо требования о применении сверхлимитного коэффициента при расчете экологического налога за сбросы в водные источники и за размещение отходов. Однако стоит предостеречь плательщиков этого налога: сказанное отнюдь не означает упразднения обязанности получать указанные лимиты.

О существовании в будущем лимитов сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, образования и размещения отходов промышленного, сельскохозяйственного, строительного и другого производства говорится в

ст. 44 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XII, изложенной в новой редакции Законом № 2756. И получать их впредь тоже придется. Однако теперь ответственность за несоблюдение таких лимитов выведена из налоговой плоскости, но осталась неизменной в рамках природоохранного, водного, земельного законодательства, а также законодательства об охране атмосферного воздуха.

Что касается

индексации ставок экологического налога, то отдельного механизма индексации таких ставок (как, впрочем, и остальных ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях) Налоговый кодекс теперь не содержит. Вместо этого п. 4 разд. XIX «Заключительные положения» Кодекса правительству поручено ежегодно до 1 июня вносить в парламент проект закона о внесении изменений в этот Кодекс в отношении таких ставок с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции. Таким образом, Налоговый кодекс освободил налогоплательщиков от обязанности по проведению индексации ставок экологического налога, а также ряда других налогов и сборов, возложив ее на госорганы, что стоит только приветствовать.

Несколько слов о порядке

представления налоговой отчетности и уплаты налога, определенном ст. 250 Налогового кодекса. Содержание этой статьи по своей сути ничем не отличается от соответствующих норм Порядка № 303, Инструкции № 162, а также последних писем главного налогового ведомства, посвященных администрированию сбора за загрязнение (в частности, письма ГНАУ от 14.04.2009 г. № 7787/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 34, с. 9). Тезисно напомним основные моменты.

Базовый налоговый

(отчетный) период, как и раньше, равен календарному кварталу. Отчетность по экологическому налогу и его уплата происходят в зависимости от вида источника загрязнения, а именно:

за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения стационарных источников загрязнения, специально отведенных для этого мест или объектов;

— за топливо, реализованное налоговыми агентами

, — по месту нахождения пунктов продажи топлива;

— за образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов

сверх установленного особыми условиями лицензии срока — по месту пребывания плательщика на налоговом учете в органах государственной налоговой службы.

Как и прежде, если установленное таким образом место представления налоговых расчетов не будет совпадать с местом нахождения предприятия на налоговом учете, то у него возникает обязанность

подать копии соответствующих налоговых расчетов еще и по месту своей налоговой регистрации.

Присутствует в

Налоговом кодексе и норма, знакомая нам по письму ГНАУ от 14.04.2009 г. № 7787/7/15-0817: если плательщик сбора состоит на налоговом учете в городе с районным делением, то такой плательщик может подавать одну налоговую декларацию за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или размещение отходов, если эти источники и/или специально отведенные места для размещения отходов находятся на территории указанного города. При этом в декларации необходимо указать код согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ) по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете (городского совета).

В соответствии с

п. 250.9 Налогового кодекса если налогоплательщик с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, то такой налогоплательщик должен сообщить об этом в соответствующий орган госналогслужбы по месторасположению источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В противном случае он обязан представлять налоговые декларации в общем порядке.

Заметим, что необходимость информировать налоговый орган об отсутствии источников загрязнения либо сдавать отчетность с прочерками была у плательщиков сбора за загрязнение ранее (мы писали об этом в статье «Подается ли отчетность по экосбору при отсутствии источников загрязнения?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 102). К сожалению,

Налоговым кодексом так и остались неурегулированными ни срок подачи такого заявления, ни его форма, вследствие чего те рекомендации, которые были даны в указанной статье, остаются актуальными и в будущем году.

И наконец, подводя итоги нашему первому знакомству с экологическим налогом, не забудем о необходимости в последний раз подать отчетность по сбору за загрязнение и уплатить налоговые обязательства по нему, задекларированные в такой отчетности. В связи с этим укажем, что согласно

п. 1 подразд. 9 разд. XX «Переходные положения» Налогового кодекса зачисление в бюджет, в частности, сбора за загрязнение окружающей природной среды, который уплачивается в первом квартале будущего года за последний квартал текущего, осуществляется в порядке и на условиях, действовавших ранее. Это значит, что по итогам 2010 года отчетность по этому сбору следует подать не позднее 9 февраля 2011 года, а уплатить его — не позднее 21 февраля 2011 года.

 

Игорь Хмелевский, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше