Темы статей
Выбрать темы

Плата за землю

Редакция НиБУ
Статья

Плата за землю

 

Согласно

п.п. 14.1.147 Налогового кодекса плата за землюобщегосударственный налог, который взимается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

В свою очередь,

земельный налог — обязательный платеж, взимаемый с собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей (п.п. 14.1.72 Налогового кодекса). Арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности (далее — арендная плата) — обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком (п.п. 14.1.136 этого же Кодекса).

Как видим, подход к плате за землю, закрепленный в

разд. XIII Налогового кодекса, ничем не отличается от принятого ранее в Законе № 2535, который, заметим, в соответствии с п.п. 1 п. 2 разд. XIX «Заключительные положения» этого Кодекса утратит силу с 1 января следующего года. Что ж, тем проще и безболезненней будет происходить переход субъектов хозяйствования — собственников земли и землепользователей на новые налоговые рельсы.

Представим для наглядности в табличной форме сравнительную характеристику разновидностей платы за землю в свете положений

Налогового кодекса.

 

Сравнительная характеристика разновидностей платы за землю

№ п/п

Критерий

Разновидности платы за землю

Земельный налог (ЗН)

Арендная плата (АП)

1

2

3

4

1

Правовые основания землепользования

право собственности на землю — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками (ч. 1 ст. 78 ЗКУ);
право постоянного пользования земельным участком — право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока (ч. 1 ст. 92 ЗКУ). В настоящее время такое право могут приобретать лишь:
а) предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной и коммунальной собственности;
б) общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации;
в) религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключительно для строительства и обслуживания культовых и других сооружений, необходимых для обеспечения их деятельности
(ч. 2 ст. 92 ЗКУ)

аренда земли — основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для проведения предпринимательской и других видов деятельности (ст. 1 Закона № 161)

2

Плательщики платы за землю

собственники земельных участков, земельных долей (паев);
землепользователи (ст. 269 Налогового кодекса)

арендаторы земельных участков государственной и коммунальной собственности (п. 288.2 Налогового кодекса)

3

Объекты платы за землю

земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании;
земельные доли (паи), находящиеся в собственности (ст. 270 Налогового кодекса)

земельные участки государственной и коммунальной собственности, предоставленные в аренду (п. 288.3 Налогового кодекса)

4

Документ, удостоверяющий правовой статус земельного участка

государственный акт на право собственности на земельный участок
(ч. 1 ст. 126 ЗКУ). Для земельного участка, приобретенного в собственность из земель частной собственности без изменения его границ, целевого назначения, право собственности удостоверяется:
а) гражданско-правовым соглашением по отчуждению земельного участка, заключенным в порядке, установленном законом, в случае приобретения права собственности на земельный участок по такому соглашению;
б) свидетельством о праве на наследство (ч. 2 ст. 126 ЗКУ);
государственный акт на право постоянного пользования земельным участком (ч. 3 ст. 126 ЗКУ)

договор аренды земли, зарегистрированный в соответствии с законом
(ч. 5 ст. 126 ЗКУ)

5

Статус платежа

общегосударственный налог (п.п. 9.1.10 Налогового кодекса)

общегосударственный налог (п.п. 9.1.10 Налогового кодекса);
— одно из существенных условий договора аренды земли (ч. 1 ст. 15 Закона № 161); платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком (ч. 1 ст. 21 Закона № 161)

6

Основания для начисления платы за землю

данные государственного земельного кадастра (п. 286.1 Налогового кодекса)

договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или коммунальной собственности (п. 288.4 Налогового кодекса)

 

Не пересказывая все содержание

разд. XIII Налогового кодекса, посвященного плате за землю*, остановимся кратко на тех отличиях, которые стоит иметь в виду уже сейчас. Поскольку о некоторых из таких отличий мы уже рассказывали в статье «Налоговый кодекс: знакомимся с проектом» («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 81), сегодня сделаем акцент на том, какие изменения они претерпели в окончательном варианте документа.

* В одном из первых номеров газеты «Налоги и бухгалтерский учет» за 2011 год мы планируем опубликовать обширную статью на эту тему, с тем чтобы предоставление отчетности по плате за землю на будущий год прошло с учетом всех изменений, предусмотренных Налоговым кодексом.

1.

Ставки земельного налога, как и раньше, дифференцированы в зависимости от целевого назначения земельных участков, места их расположения (в пределах или вне населенного пункта), а также от того, проведена или нет денежная оценка земли, по таким категориям:

— земельные участки

сельскохозяйственных угодий (независимо от местонахождения) (ст. 272 Налогового кодекса);

— земельные участки, предоставленные на землях

лесохозяйственного назначения (независимо от местонахождения) (ст. 273 Налогового кодекса);

— земельные участки,

нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения) (ст. 274 Налогового кодекса);

— земельные участки, расположенные

в пределах населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена (ст. 275 Налогового кодекса);

— земельные участки

несельскохозяйственных угодий, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена (ст. 277 Налогового кодекса);

— земельные участки, предоставленные предприятиям

промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, расположенные за пределами населенных пунктов (ст. 278 Налогового кодекса);

— земельные участки, переданные в собственность или предоставленные в пользование на землях

природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена (ст. 279 Налогового кодекса);

— земельные участки на землях

водного фонда и лесохозяйственного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена (ст. 280 Налогового кодекса).

Практически по всем из перечисленных выше категориям земельных участков ставки земельного налога остались на том же уровне, что и до сих пор. Удивление вызывает лишь

снижение в 10 раз (!) ставки налога за земельные участки, переданные в собственность или предоставленные в пользование на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена, — с 50 % от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области (установленных ранее ст. 9 Закона № 2535) до 5 % (установленных ст. 279 Налогового кодекса).

Заметим, что в соответствии с

ч. 12 ст. 7 Закона № 2535 ставки земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, должны были ежегодно уточняться на коэффициент индексации, определенный «госбюджетным» законом на соответствующий год. В частности, Законом о госбюджете-2010 в текущем году предполагалась индексация таких ставок на коэффициент 3,2. Так вот, в ст. 275 Налогового кодекса этот коэффициент учтен непосредственно в самой ставке. А в дальнейшем ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, будет индексироваться в таком же порядке, как и ставки транспортного сбора и экологического налога, о чем уже рассказывалось выше.

Кстати, теперь

п. 275.3 Налогового кодекса предусмотрено, что дифференциация ставок налога за земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов (за исключением сельскохозяйственных угодий и земель лесохозяйственного назначения), нормативная денежная оценка которых не проведена, может достигать трехкратного размера таких ставок. Ранее ч. 5 ст. 7 Закона № 2535 указанные ставки разрешалось увеличивать не более чем в два раза от средних ставок налога. Как и прежде, коэффициент такой дифференциации утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы исходя, в частности, из функционального использования и местонахождения земельного участка.

2.

Стало окончательно ясно, что в Налоговый кодекс не попали нормы, аналогичные тем, которые в настоящее время содержатся в ч. 3 ст. 7 и ч. 2
ст. 8 Закона № 2535
. Речь идет о предписании в случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового соглашения принимать за базу для расчета земельного налога за земли населенных пунктов и земли вне населенных пунктов, предоставленные для предприятий промышленности, транспорта, связи и другого назначения, величину, которая не может быть меньше, чем цена земельного участка, указанная в таком соглашении. База налогообложения сейчас четко определена ст. 271 Налогового кодекса как:

нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным ст. 289 этого Кодекса (об этом порядке скажем дальше);

площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена.

3.

В ст. 276 Налогового кодекса приведены некоторые особенности установления ставок земельного налога. В частности, в случае предоставления в аренду земельных участков (в пределах населенных пунктов), отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками и землепользователями другим субъектам земельный налог за площади, предоставленные в аренду, следует рассчитывать от нормативной денежной оценки, определенной с учетом применения соответствующего коэффициента функционального использования этих площадей в зависимости от вида экономической деятельности арендатора.

Как видим, ГНАУ все-таки удалось закрепить в качестве законодательной нормы свою идею о перерасчете земельного налога арендодателем в случае предоставления в аренду земли или здания. Очевидно, что меньше всех хлопот будет у тех арендодателей — собственников земельных участков и недвижимости, вид деятельности которых совпадает с видом деятельности арендаторов. Обращаем внимание, что такое

совпадение должно иметь место не в смысле точного соответствия кодов КВЭД, а в разрезе коэффициентов, характеризующих функциональное использование земельного участка, которые, в свою очередь, зависят от кода раздела КВЭД и могут быть одинаковыми для нескольких однотипных разделов (см. приложение 1 к Порядку нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденному приказом Госкомзема Украины, Минагрополитики Украины, Минстройархитектуры Украины, Украинской академии аграрных наук от 27.01.2006 г. № 18/15/21/11).

4.

Известное в настоящее время требование ч. 5 ст. 12 Закона № 2535 о необходимости уплаты земельного налога на общих основаниях теми землепользователями, которые имеют соответствующие льготы по этому налогу, но сдают в аренду земельные участки, отдельные здания или их части, сохранилось и в Налоговом кодексе (см. п. 284.3). Однако теперь оно не распространяется на бюджетные учреждения в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям.

5.

Как и ранее, плательщики платы за землю самостоятельно исчисляют ее сумму каждый год по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года подают соответствующему органу ГНС по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по установленной форме с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам. Предоставление такой декларации освобождает от обязанности предоставления ежемесячных деклараций. При предоставлении первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней предоставляется справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка представляется в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли (п. 286.2 Налогового кодекса).

Вместе с тем

Налоговый кодекс разрешает годовую декларацию не подавать (см. п. 286.3), однако в этом случае требуется ежемесячно, в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным, предоставлять новую отчетную налоговую декларацию. О преимуществах такого способа подачи земельной отчетности мы уже не однажды говорили и продолжаем агитировать за нее и в дальнейшем: при кажущемся увеличении трудоемкости (12 месячных деклараций по прошествии каждого месяца вместо одной годовой наперед) такой способ снимает целый ряд вопросов и недоразумений, связанных с уточнением налоговых обязательств по плате за землю и исправлением самостоятельно обнаруженных ошибок при ее расчете.

Кстати, из анализа содержания

п. 286.2 Налогового кодекса в совокупности с п. 288.7 напрашивается вывод, что налоговая декларация по земельному налогу и по арендной плате будет теперь единой*.

* Судя по форме налоговой декларации по плате за землю, проект которой размещен на официальном сайте ГНАУ, так оно и есть.

6.

Окончательно урегулирован вопрос о моменте начала уплаты земельного налога за земельные участки, на которых расположены здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории, при переходе права собственности на такие здания, сооружения (их части). В соответствии с п. 287.6 Налогового кодекса налог должен будет уплачиваться на общих основаниях с даты госрегистрации права собственности на недвижимое имущество.

7.

По сравнению с проектом Налогового кодекса в окончательном варианте документа осталась неизменной обязанность собственника нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивать земельный налог за площади под такими помещениями (их частями), с учетом пропорциональной доли придомовой территории, с даты госрегистрации права собственности на недвижимое имущество (см. п. 287.8).

8.

Что касается арендной платы, то ей в Налоговом кодексе посвящена всего одна статья (ст. 288). В итоге, к сожалению, остались законодательно неурегулированными множество вопросов, традиционно актуальных для плательщиков. И важнейшим из них, так и не получившим ответа на уровне закона, является, конечно же, вопрос, обязательно ли применять коэффициент индексации к размеру арендной платы, закрепленному в договоре аренды? Судя по всему, налогоплательщикам по-прежнему придется либо выполнять абсурдные указания налоговиков на местах, либо отстаивать свою правоту в суде.

9.

И напоследок несколько слов об индексации денежной оценки земли, порядок поведения которой установлен ст. 289 Налогового кодекса. Отметим, что формула для расчета коэффициента такой индексации внешне выглядит без изменений:

Кі = [І - 10] : 100

,

однако

I здесь означает индекс потребительских цен за предыдущий год*. В случае если индекс потребительских цен не превышает 110 %, такой индекс применяется со значением 110.

* Согласно п. 1 Порядка проведения индексации денежной оценки земель, утвержденного постановлением КМУ от 12.05.2000 г. № 783, ранее для этих целей использовался

среднегодовой индекс инфляции года, по результатам которого проводится индексация, а это, строго говоря, разные статистические показатели.

Обращаем внимание, что предназначена эта формула не для плательщиков платы за землю, а для центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (который, кстати, с недавних пор называется

Государственное агентство земельных ресурсов Украины). Именно он (оно) по индексу потребительских цен за предыдущий год должен ежегодно рассчитывать величину коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель и не позднее 15 января текущего года информировать о его величине, в частности, землевладельцев и землепользователей. Указанный коэффициент следует применять куммулятивно в зависимости от даты проведения нормативной денежной оценки земель.

Вот, в принципе, и все, что стоило сказать о плате за землю по свежим следам после принятия

Налогового кодекса. Об остальном читайте в обещанной статье в одном из первых номеров нашего издания за будущий год.

 

Игорь Хмелевский, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше