Министерства и ведомства Украины
Об утверждении Изменений к Положению о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете
Приказ от 8 ноября 2010 года № 1327
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 25 ноября 2010 г. под № 1181/18476
(извлечение)
В соответствии с частью второй статьи 6 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины от 28.12.92 № 731 «Об утверждении Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти»
ПРИКАЗЫВАЮ:1.
Утвердить Изменения к Положению о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 № 88, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 05.06.95 под № 168/704 (далее — Изменения) (прилагаются).** Изменения не публикуются, поскольку указанное Положение приводим ниже в кодифицированном виде с учетом внесенных изменений. Изменения в тексте выделены
полужирным курсивом. — Примеч. ред.<…>
3. Настоящий приказ вступает в силу через десять дней после государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины.
<…>
Министр Ф. Ярошенко
Утверждено приказом Министерства финансов Украины от 24 мая 1995 г. № 88
Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 5 июня 1995 г. под № 168/704
(
с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены приказом Министерства финансов Украины от 8 ноября 2010 года № 1327)(извлечение)
<…>
2. Первичные документы
<…>
2.8. Дополнительные требования к порядку создания первичных документов о кассовых и банковских операциях, движении ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и других объектов имущества предусматриваются другими
нормативно-правовыми актами.2.9. В случаях, установленных законодательством, а также соответствующими органами государственной власти Украины, бланки первичных документов могут быть отнесены к бланкам строгой отчетности. Бланки строгой отчетности печатаются по образцам типовых или специализированных форм, утвержденных соответствующим органом государственной власти по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области статистики и Министерством финансов Украины, с обязательным печатанием на бланках квитанций, билетов, талонов, абонементов и т. п. их номинальной стоимости. Все бланки строгой отчетности подлежат нумерации, способ нанесения которой (нумератором, типографским способом) устанавливают соответствующие органы государственной власти.
Порядок использования и учета бланков первичных документов строгой отчетности, а также круг хозяйственных операций, оформление которых осуществляется на таких бланках, устанавливаются отдельными
нормативно-правовыми актами.<…>
2.14. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и недостоверность отраженных в них данных несут лица, которые составили и подписали эти первичные документы
.2.15. Первичные документы подлежат обязательной проверке работниками, которые ведут бухгалтерский учет, по форме и содержанию, т. е. проверяется наличие в документе обязательных реквизитов и соответствие хозяйственной операции
действующему законодательству, логическая увязка отдельных показателей.2.16. Запрещается принимать к исполнению первичные документы на операции, которые противоречат
нормативно-правовым актам, установленному порядку приема, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных ценностей и другого имущества, нарушают договорную и финансовую дисциплину, наносят ущерб государству, собственникам, другим юридическим и физическим лицам. Такие документы должны быть переданы руководителю предприятия, учреждения для принятия решения.<…>
3. Учетные регистры
<…>
3.4. Ответственность за несвоевременное составление учетных регистров и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти учетные регистры
.<…>
6. Хранение документов
<…>
6.9. Изъятие первичных документов, учетных регистров, финансовой отчетности у предприятий, учреждений осуществляется в соответствии с законодательством
.<…>
комментарий редакции
Вопросы изъятия первичных документов
Нельзя сказать, что правки, внесенные комментируемым приказом Минфина от 08.11.2010 г. № 1327 в Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом того же ведомства от 24.05.95 г. № 88 (далее — Положение № 88), носят революционный характер. Направлены таковые, прежде всего, на приведение норм Положения № 88 в соответствие с требованиями действующего законодательства и в первую очередь Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее — Закон о бухучете).
Так, обновленные пп. 2.14 и 3.4 Положения № 88 вторят теперь п. 8 ст. 9 Закона о бухучете, согласно которому
ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы. До внесения изменений, напомним, упомянутые пункты Положения № 88 устанавливали, что лица, подписавшие документы и учетные регистры, являются ответственными за своевременное и качественное составление документов, достоверность приведенных в них данных и правильность регистрации информации в учетных регистрах.В новой редакции изложен также и п. 6.9 Положения № 88, который теперь прописан более чем лаконично и звучит так: «
Изъятие первичных документов, учетных регистров, финансовой отчетности у предприятий, учреждений осуществляется в соответствии с законодательством». При этом следует подчеркнуть, что корреспондирующий с данным пунктом Положения № 88 п. 9 ст. 9 Закона о бухучете предоставляет право должностным лицам предприятия в такой ситуации в присутствии представителей органов, осуществляющих изъятие, снять копии изымаемых документов. Кроме прочего, обязательным является составление реестра изымаемых документов в порядке, установленном законодательством.Наиболее распространенные случаи возможного изъятия у предприятий и учреждений документов контролирующими и другими органами представим для наглядности в таблице (с учетом изменений законодательства, которые
вступят в силу 01.01.2011 г.).
Органы изъятия (выемки) | Полномочия органов по изъятию (выемке) документов |
Следственные органы | Выемка оригиналов первичных финансово-хозяйственных и/или бухгалтерских документов осуществляется только по мотивированному постановлению судьи |
Налоговые органы | Запрещается изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. |
Органы контрольно-ревизионной службы | Вправе изымать: |
Органы Пенсионного фонда
| Имеют право изымать копии документов, подтверждающих занижение размера заработной платы (дохода) и других выплат, на которые начисляется единый взнос (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI) |
Специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и Службы безопасности Украины | Вправе получать документы об операциях, счетах, вкладах, внутренние и внешние экономические соглашения физических и юридических лиц по письменному требованию руководителей соответствующих специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью при осуществлении мероприятий по борьбе с организованной преступностью (п.п. «б» п. 2 ст. 12 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» от 30.06.93 г. № 3341-XII) |
Приказ Минфина от 08.11.2010 г. № 1327
вступил в силу 06.12.2010 г.
Татьяна Войтенко