Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об утверждении Изменений к Положению о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2010/№ 103
Печать
Приказ от 08.11.2010 г. № 1327

Министерства и ведомства Украины

 

Об утверждении Изменений к Положению о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете

Приказ от 8 ноября 2010 года № 1327

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 25 ноября 2010 г. под № 1181/18476

(извлечение)

 

В соответствии с частью второй статьи 6 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины от 28.12.92 № 731 «Об утверждении Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.

Утвердить Изменения к Положению о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 № 88, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 05.06.95 под № 168/704 (далее — Изменения) (прилагаются).*

* Изменения не публикуются, поскольку указанное Положение приводим ниже в кодифицированном виде с учетом внесенных изменений. Изменения в тексте выделены

полужирным курсивом. —
Примеч. ред.

<…>

3. Настоящий приказ вступает в силу через десять дней после государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины.

<…>

 

 

Министр Ф. Ярошенко

 

 

Утверждено приказом Министерства финансов Украины от 24 мая 1995 г. № 88

Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 5 июня 1995 г. под № 168/704

(

с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены приказом Министерства финансов Украины от 8 ноября 2010 года № 1327)

(извлечение)

 

<…>

2. Первичные документы

<…>

2.8. Дополнительные требования к порядку создания первичных документов о кассовых и банковских операциях, движении ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и других объектов имущества предусматриваются другими

нормативно-правовыми актами.

2.9. В случаях, установленных законодательством, а также соответствующими органами государственной власти Украины, бланки первичных документов могут быть отнесены к бланкам строгой отчетности. Бланки строгой отчетности печатаются по образцам типовых или специализированных форм, утвержденных соответствующим органом государственной власти по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области статистики и Министерством финансов Украины, с обязательным печатанием на бланках квитанций, билетов, талонов, абонементов и т. п. их номинальной стоимости. Все бланки строгой отчетности подлежат нумерации, способ нанесения которой (нумератором, типографским способом) устанавливают соответствующие органы государственной власти.

Порядок использования и учета бланков первичных документов строгой отчетности, а также круг хозяйственных операций, оформление которых осуществляется на таких бланках, устанавливаются отдельными

нормативно-правовыми актами.

<…>

2.14. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и недостоверность отраженных в них данных несут лица, которые составили и подписали эти первичные документы

.

2.15. Первичные документы подлежат обязательной проверке работниками, которые ведут бухгалтерский учет, по форме и содержанию, т. е. проверяется наличие в документе обязательных реквизитов и соответствие хозяйственной операции

действующему законодательству, логическая увязка отдельных показателей.

2.16. Запрещается принимать к исполнению первичные документы на операции, которые противоречат

нормативно-правовым актам, установленному порядку приема, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных ценностей и другого имущества, нарушают договорную и финансовую дисциплину, наносят ущерб государству, собственникам, другим юридическим и физическим лицам. Такие документы должны быть переданы руководителю предприятия, учреждения для принятия решения.

<…>

 

3. Учетные регистры

<…>

3.4. Ответственность за несвоевременное составление учетных регистров и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти учетные регистры

.

<…>

 

6. Хранение документов

<…>

6.9. Изъятие первичных документов, учетных регистров, финансовой отчетности у предприятий, учреждений осуществляется в соответствии с законодательством

.

<…>



комментарий редакции

Вопросы изъятия первичных документов

Нельзя сказать, что правки, внесенные комментируемым приказом Минфина от 08.11.2010 г. № 1327 в Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом того же ведомства от 24.05.95 г. № 88 (далее — Положение № 88), носят революционный характер. Направлены таковые, прежде всего, на приведение норм Положения № 88 в соответствие с требованиями действующего законодательства и в первую очередь Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее — Закон о бухучете).

Так, обновленные пп. 2.14 и 3.4 Положения № 88 вторят теперь п. 8 ст. 9 Закона о бухучете, согласно которому

ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы. До внесения изменений, напомним, упомянутые пункты Положения № 88 устанавливали, что лица, подписавшие документы и учетные регистры, являются ответственными за своевременное и качественное составление документов, достоверность приведенных в них данных и правильность регистрации информации в учетных регистрах.

В новой редакции изложен также и п. 6.9 Положения № 88, который теперь прописан более чем лаконично и звучит так: «

Изъятие первичных документов, учетных регистров, финансовой отчетности у предприятий, учреждений осуществляется в соответствии с законодательством». При этом следует подчеркнуть, что корреспондирующий с данным пунктом Положения № 88 п. 9 ст. 9 Закона о бухучете предоставляет право должностным лицам предприятия в такой ситуации в присутствии представителей органов, осуществляющих изъятие, снять копии изымаемых документов. Кроме прочего, обязательным является составление реестра изымаемых документов в порядке, установленном законодательством.

Наиболее распространенные случаи возможного изъятия у предприятий и учреждений документов контролирующими и другими органами представим для наглядности в таблице (с учетом изменений законодательства, которые

вступят в силу 01.01.2011 г.).

 

Органы изъятия (выемки)

Полномочия органов по изъятию (выемке) документов

Следственные органы

Выемка оригиналов первичных финансово-хозяйственных и/или бухгалтерских документов осуществляется только по мотивированному постановлению судьи
(ст. 178, ст. 186 Уголовно-процессуального кодекса Украины).
Соответствующие изменения вступают в силу с 01.01.2011 г., до этого выемка была возможна по мотивированному постановлению следователя

Налоговые органы

Запрещается изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.
При отказе плательщика налогов или его законных представителей предоставить копии документов должностному (служебному) лицу органа государственной налоговой службы такое лицо составляет акт в произвольной форме, удостоверяющий факт отказа, с указанием должности, фамилии, имени, отчества плательщика налогов (его законного представителя) и перечня документов, которые ему было предложено предоставить. Указанный акт подписывается должностным (служебным) лицом органа государственной налоговой службы и плательщиком налогов или его законным представителем. В случае отказа плательщика налогов или его законного представителя от подписания указанного акта в нем делается соответствующая запись.
Получение копий документов оформляется описью. Копия описи, составленной должностными (служебными) лицами органа государственной налоговой службы, вручается под подпись плательщику налогов или его законному представителю. Если плательщик налогов или его законный представитель отказывается от заверения описи либо от подписания относительно получения копии описи, то должностные (служебные) лица органа государственной налоговой службы, получающие копии, делают отметку об отказе от подписания.
Должностное (служебное) лицо органа государственной налоговой службы, проводившее проверку, в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, имеет право получать от плательщика налогов или его законных представителей копии документов, относящихся к предмету проверки. Такие копии должны быть заверены подписью плательщика налогов или его должностного лица и скреплены печатью (при наличии).
В случае если до начала или во время проведения проверки оригиналы первичных документов, учетных и других регистров, финансовой и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выполнения требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, были изъяты правоохранительными и другими органами, указанные органы обязаны предоставить для проведения проверки контролирующему органу копии указанных документов или обеспечить доступ к проверке таких документов.
Такие копии, заверенные печатью и подписями должностных (служебных) лиц правоохранительных и других органов, которыми было осуществлено изъятие оригиналов документов или которым был обеспечен доступ к проверке изъятых документов, должны быть предоставлены в течение трех рабочих дней со дня получения письменного запроса контролирующего органа
(ст. 85 Налогового кодекса Украины)

Органы контрольно-ревизионной службы

Вправе изымать:
копии финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов при проведении ревизий;
оригиналы первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов на основании решения суда до окончания ревизии (п. 4 ст. 10 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII)

Органы Пенсионного фонда

Имеют право изымать копии документов, подтверждающих занижение размера заработной платы (дохода) и других выплат, на которые начисляется единый взнос (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI)

Специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и Службы безопасности Украины

Вправе получать документы об операциях, счетах, вкладах, внутренние и внешние экономические соглашения физических и юридических лиц по письменному требованию руководителей соответствующих специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью при осуществлении мероприятий по борьбе с организованной преступностью (п.п. «б» п. 2 ст. 12 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» от 30.06.93 г. № 3341-XII)

 

Приказ Минфина от 08.11.2010 г. № 1327

вступил в силу 06.12.2010 г.

 

Татьяна Войтенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше