Темы статей
Выбрать темы

Вдогонку за Налоговым кодексом

Редакция НиБУ
Статья

Вдогонку за Налоговым кодексом

 

Думать, что вступление в силу Налогового кодекса затронет исключительно налоговые правоотношения, было бы заблуждением. Документ настолько значимый, что косвенно повлияет и на целый ряд других, неналоговых, вопросов. Среди них — использование РРО, производство и оборот спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и т. д. Но обо всем по порядку.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон № 755

— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Закон № 2756

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.2010 г. № 2756-VI.

 

Итак, документом, сопровождающим принятие

Налогового кодекса с целью согласования с ним текущего законодательства, стал Закон № 2756 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 101, с. 5).

 

Правила использования РРО с 01.01.2011 г.

Основные изменения, на которые следует обратить внимание:

1. В результате внесенных изменений преамбула

Закона об РРО указывает на то, что он применяется ко всем субъектам хозяйствования и их хозяйственным единицам, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме. Одновременно с этим исчезла ст. 1 Закона об РРО.

Это, думаем, еще больше укрепит ГНАУ (которая в ближайшее время должна стать Государственной налоговой

службой Украины) в ее попытках обосновывать необходимость применения РРО и при безналичной оплате тоже (см. письмо ГНАУ от 05.10.2010 г. № 20886/7/10-2017). Однако указанные изменения идею Закона об РРО не меняют: РРО применяется только там, где в расчетах используются деньги наличные или безналичные (но не любой безнал, а только с использованием платежных карточек, чеков и т. п.). Аргументы, подтверждающие такую позицию, по-прежнему можно найти в п. 1 ст. 3, п. 11 ст. 3, п. 12 ст. 9, п. 6 ст. 17 и в первую очередь в самом понятии расчетной операции (оно осталось без изменений и приведено в ст. 2), под которой понимается прием от покупателя наличных денежных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных денежных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу) (более подробно см. комментарий к указанному выше письму // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 95, с. 18).

2.

Состав субъектов, которые могут работать без РРО, книги учета расчетных операций (КУРО) и расчетной книжки (РК), не изменился. В их числе остались юридические лица, осуществляющие продажу товаров собственного производства и предоставляющие услуги, кроме предприятий торговли и общественного питания, физические лица — предприниматели, которые уплачивают фиксированный либо единый налог.

3. В результате внесенных изменений

физические лица — предприниматели, уплачивающие фиксированный либо единый налог, могут продавать в розницу пиво в бутылках и банках. Новация заключается в том, что до внесения изменений предприниматель должен был для осуществления такой торговли применять КУРО и выдавать каждому покупателю расчетную квитанцию.

Без РРО с 01.01.2011 г. также допускается продажа в розницу уайт-спирита, который тоже является подакцизным товаром.

4. Продажа товаров (кроме подакцизных), предоставление услуг лицами, получившими льготный торговый патент для продажи товаров (предоставления услуг), теперь не требует ведения такими лицами книг учета доходов и расходов с применением

Порядка ведения книги учета доходов и расходов, утвержденного постановлением Кабмина от 26.09.2001 г. № 1269. Ссылка на него исчезла из п. 8 ст. 9 Закона об РРО. Единоналожники могут продолжать вести Книгу ф. № 10, заполняя в ней четыре графы («период учета», «расходы на производство продукции», «сумма выручки (дохода)», «чистый доход»).

5. Изменился ряд санкций за нарушение требований к порядку использования РРО. Для наглядности приведем их в виде таблицы.

 

 

Вид нарушения

Ответственность

до 31.12.2010 г.

с 01.01.2011 г.

1

2

3

4

1

Проведение расчетных операций на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг)

Штраф в пятикратном размере стоимости проданных товаров или предоставленных услуг, на которые выявлено несоответствие

Если нарушение совершено впервые — штраф 1 грн.;
при повторном совершении нарушения (повторным следует считать нарушение, совершенное второй раз в течение календарного года) — 100 процентов стоимости проданных с одним из перечисленных выше нарушений товаров;
— за каждое следующее совершение нарушения — в пятикратном размере стоимости товаров, проданных с нарушениями

2

Непроведение расчетных операций через регистраторы расчетных операций

3

Нераспечатка соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетных операций, или проведение расчетной операции без использования расчетной книжки

4

Несоответствие суммы наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, которая указана в дневном отчете, а в случае использования расчетной книжки — общей сумме продаж по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня

5

Использование при осуществлении расчетных операций регистратора расчетных операций, который не переведен в фискальный режим работы, не зарегистрирован, не опломбирован или опломбирован с нарушением установленного порядка

Штраф в размере
20 ннмдг (340 грн.)

Фактически охватывается санкцией, указанной в п. 2 таблицы, поскольку использование РРО, непереведенного в фискальный режим работы (который включает в себя опломбирование РРО), приравнивается к непроведению расчетной операции через РРО

6

Неиспользование при осуществлении расчетных операций в случаях, предусмотренных Законом об РРО, расчетной книжки либо использование незарегистрированной надлежащим образом расчетной книжки или нарушение установленного порядка ее использования, нехранение расчетных книжек в течение установленного срока

Штраф в размере 20 ннмдг (340 грн.)
(до 01.01.2011 г. аналогичный штраф был за те же нарушения, совершенные в отношении КУРО)

7

Невыполнение ежедневной печати фискального отчетного чека или его нехранение

Штраф в размере 20 ннмдг (340 грн.)

8

Невыполнение печати контрольной ленты либо ее несоздание в электронной форме на РРО или нехранение ее в течение

трех лет, либо искажение данных о проведении расчетных операций, информация о которых содержится на контрольной ленте, созданной в электронной форме*

Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.)

9

Проведение расчетной операции через РРО без использования режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества

Штраф в размере 5 ннмдг (85 грн.)

10

Нарушение установленного в п. 1 ст. 9 Закона об РРО порядка проведения расчетов через кассы предприятий, учреждений и организаций, в которых эти операции должны проводиться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке

Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.)

11

Нарушение порядка оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных документов и документов на перевозку на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте

12

Применение при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя, при условии отсутствия или повреждения пломбы центра сервисного обслуживания*

Штраф в размере 100 ннмдг (1700 грн.)

13

Непредоставление в органы государственной налоговой службы отчетности, связанной с применением РРО, расчетных книжек и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков с РРО по кабельным или бескабельным каналам связи, в случае обязательной их подачи

Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.)

Примечание. Обязанность предоставлять копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте в памяти РРО, который создает ее в электронной форме, а для РРО, создающего контрольную ленту в печатном виде, в его памяти либо в памяти модема, который к нему присоединен, в органы ГНС по кабельным либо бескабельным каналам связи в порядке, установленном ГНАУ, у субъектов хозяйствования возникнет с 01.01.2012 г. Тогда же и заработает эта санкция, при условии утверждения соответствующего порядка ГНАУ.
Исключение сделано только для физлиц-предпринимателей, имеющих не более трех РРО в одном пункте продажи товаров (услуг). На них эта обязанность не распространяется.

* Полужирным курсивом выделены изменения.

 

Из

Закона об РРО исключили норму, предусматривающую ответственность за невыставление ценников на реализуемые товара
(меню, прейскуранты либо тарифы на предоставляемые услуги), использование ценников и прейскурантов, содержащих цены и тарифы в иностранной валюте либо в других единицах, но не в гривне, в виде штрафа в размере одного необлагаемого минимума доходов граждан (17 грн.) за каждый невыставленный ценник на товар (меню, прейскурант либо тариф на услугу) либо выставленный ценник на товар (меню, прейскурант либо тариф на услугу) в иностранной валюте или в других единицах. Это не значит, что за соответствующие нарушения больше не будет санкций. Просто теперь эти вопросы абсолютно обоснованно регулируются исключительно законодательством о защите прав потребителей и штрафы налагать могут только управления по защите прав потребителей.

Штрафы за нарушение правил использования РРО при выполнении операций купли-продажи иностранной валюты, а также санкции, применяемые к центрам сервисного обслуживания, к производителям или поставщикам РРО, остались прежними.

Кроме того, как и раньше, должностные лица и работники торговли, общественного питания и сферы услуг за нарушение требований

Закона об РРО могут привлекаться к административной ответственности по ст. 1551 КоАП. Тут также ничего не изменилось.

Дискуссии наверняка вызовет вопрос о том, какие санкции должны применяться в отношении тех нарушений, которые были допущены до 01.01.2011 г., но штраф за которые налагается после 01.01.2011 г. И ответ на него может иметь достаточно принципиальное значение, если речь, например, идет о нарушениях, указанных в пп. 1 — 4 таблицы. Так, если за непроведение расчетных операций через РРО до 31.12.2010 г. включительно был предусмотрен пятикратный штраф, то после 01.01.2011 г. он составит всего 1 грн. Есть надежда, что суды займут позицию субъектов хозяйствования и будут применять новые штрафы и к тем нарушениям, которые были совершены еще в 2010 году, а выявлены только в 2011 году.

Обращаем внимание: сколько бы нарушений не было допущено в 2010 г., с 01.01.2011 г. начинается новый отсчет — нарушение, совершенное после этой даты, будет считаться совершенным впервые (в этом календарном году) с применением штрафа в размере 1 грн.

Хотим успокоить — штраф в размере 1 грн. (в отличие от штрафов, применяемых за допущенные в период с 01.01.2011 г. по 30.06.2011 г. нарушения налогового законодательства) за нарушение порядка использования РРО не является переходным положением и рассчитан на длительное действие.

6. Применение санкций, предусмотренных за нарушение требований к порядку использования РРО, больше не ограничено сроками, установленными

ст. 250 ХКУ. Это значит, что штраф может быть применен, даже если со дня совершения нарушения прошло больше года, а с момента выявления (составления протокола контролирующим органом) больше шести месяцев.

В то же время если по состоянию на 01.01.2011 г. истек год с момента нарушения правил использования РРО (т. е. нарушение имело место до 01.01.2010 г.), то привлечь за него к ответственности уже нельзя. Впрочем, налоговые органы всегда оспаривали возможность применения годичного срока давности из

ст. 250 ХКУ к РРО-штрафам.

7.

Новые правила подачи отчетности по РРО, связанные с передачей копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков по кабельным либо бескабельным каналам связи, начнут действовать с 01.01.2012 г. За их нарушение предусмотрен штраф в размере 10 ннмдг.

 

Оборот алкоголя, спирта и табака

В части регулирования производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий существенных изменений нет. Среди нововведений:

1. Установление требования, чтобы парфюмерные жидкости упаковывались во флаконы объемом не больше 255 куб. см.

2. Предусмотрено требование реализовывать спирт этиловый, который используется как лекарственное средство, а также спиртовые и водно-спиртовые настойки только через аптеки во флаконах из медицинского стекла объемом не более чем 100 куб. см. Под данное правило не попали только бальзамы.

3. Если раньше импорт табачного сырья могли осуществлять только производители табачных изделий, получившие лицензию на право оптовой торговли табачными изделиями, то теперь такую возможность получили субъекты, имеющие лицензию на производство табачных изделий, а также табачно-ферментационные заводы, осуществляющие реализацию (передачу) ферментированного табачного сырья производителям табачных изделий либо на экспорт. Нарушение требования о реализации ферментированного табачного сырья только производителям табачных изделий либо на экспорт влечет за собой штраф в размере 50 процентов стоимости партии отгруженного товара.

4.

Розничная торговля столовыми винами не требует получения лицензии.

5.

Минимальный размер штрафа за оптовую либо розничную торговлю коньяком, алкогольными напитками, водкой, ликеро-водочными изделиями и вином по ценам, ниже установленных минимальных оптово-отпускных либо розничных цен на такие напитки, увеличился с 1000 до 5000 грн.

6. Установлен штраф за вывоз спирта этилового, водки и ликеро-водочных изделий с территории акцизного склада либо транспортировка такой продукции без отметки представителя органа государственной налоговой службы на товаротранспортной накладной о согласовании отпуска товара в размере 200 процентов стоимости вывезенной либо транспортированной продукции, но не менее 15000 грн.

 

Новое понятие местонахождения

С 01.01.2011 г. вступят в силу внесенные

Законом № 2756 изменения в ГКУ. В соответствии с ними местонахождением будет считаться фактическое место ведения деятельности или размещения офиса, из которого осуществляется ежедневное руководство деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществляются управление и учет.

По действующему законодательству, напомним, местонахождением юрлица является адрес органа либо лица, которые в соответствии с учредительными документами или с законом выступают от его имени. Другими словами, юридическое лицо самостоятельно определяет, какой адрес считать своим местонахождением, и указывает его при госрегистрации. В целом, достаточно, чтобы у юридического лица были правовые основания владения и пользования помещением по данному адресу — оно должно быть или в собственности, или использоваться по договору аренды (хотя эти сведения при госрегистрации не устанавливаются), а также «поддерживать связь» со своим местонахождением на случай проведения проверки либо получения корреспонденции от государственных органов и контрагентов.

С внесением изменений в

ГКУ правило, в соответствии с которым информация о местонахождении юрлица подлежит обязательному включению в единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей при государственной регистрации юрлица (ч. 4 ст. 89 ГКУ), будет действовать как и прежде. Более того, в Закон № 755 изменения не вносятся, и в нем останется прежнее понятие местонахождения. Получается, что если раньше законодательство Украины не допускало наличия фактического местонахождения и юридического, то теперь вносимые изменения неизбежно к этому приведут (о возможных негативных последствиях несовпадения фактического и юридического местонахождений см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 98). В то же время все действующее законодательство Украины при употреблении термина «местонахождение» исходит из его понимания как юридического адреса (указанного в Едином госреестре), поэтому какие реальные последствия может иметь такое изменение понятия в ГКУ, учитывая также его достаточно расплывчатое определение (в частности, использование указания на то, что по местонахождению должно преимущественно находиться руководство), пока неясно.

 

Недействительность сделки по инициативе налоговиков — через суд

В

ГКУ отдельно оговорены последствия заключения договора, нарушающего интересы государства и общества. Если раньше такие договоры как нарушающие публичный порядок признавались ничтожными (ст. 228 ГКУ) и к сторонам применялись последствия, предусмотренные ст. 208 ХКУ (при наличии умысла обеих сторон — при условии выполнения обязательства обеими сторонами — в доход государства по решению суда взыскивается все полученное ими по обязательствам, а в случае выполнения обязательства одной стороной с другой стороны взыскивается в доход государства все полученное ею, а также все, что она должна выплатить первой стороне в качестве возмещения полученного; в случае умысла только у одной из сторон — все полученное ею должно быть возвращено второй стороне, а полученное последней — взыскивается по решению суда в доход государства), то теперь такая сделка ничтожной не считается. Ее недействительность подлежит установлению в суде. Если суд признает договор противоречащим интересам государства и общества, то к сторонам могут быть применены указанные выше последствия.

Данное изменение явно в пользу налогоплательщиков, поскольку теперь налоговые органы не смогут, просто ссылаясь на ничтожность договора (которая не требует установления в суде), применять «налоговые» последствия недействительности сделки в виде непризнания валовых расходов и снятия налогового кредита.

Это основные нововведения, которые начнут действовать уже с 01.01.2011 г.

Закон № 2756 вносит и другие изменения в действующее законодательство, имеющие не столь существенное значение. Среди них:

— включение налоговых органов в число субъектов, по письменному требованию которых подлежит раскрытию информация об учете именных ценных бумаг участниками депозитарной системы Украины;

— в

ст. 657 ГКУ при установлении требований к форме договоров купли-продажи земельного участка, целостного имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) либо иного недвижимого имущества, которые подлежат обязательному нотариальному удостоверению и государственной регистрации, теперь сделано исключение для договоров купли-продажи имущества, пребывающего в налоговом залоге. Это связано с тем, что ст. 95 Налогового кодекса предусматривает специальный порядок продажи имущества, находящегося в налоговом залоге;

— согласно действующей сейчас редакции

ч. 3 ст. 86 ХКУ финансовое состояние учредителей — юридических лиц в части их способности осуществить соответствующие взносы в уставный фонд хозяйственного общества в случаях, предусмотренных законом, должно быть проверено независимым аудитором (аудиторской организацией) в установленном порядке, а имущественное состояние учредителей-граждан должно быть подтверждено декларацией об их доходах и имуществе, заверенной соответствующим налоговым органом. С 01.01.2011 г. вместо декларации имущественное состояние должно подтверждаться справкой органа государственной налоговой службы о поданной декларации о доходах и имуществе («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 46). Однако на наш взгляд, данная норма все равно не начнет действовать на практике;

выемка оригиналов первичных финансово-хозяйственных и / или бухгалтерских документов правоохранительными органами может осуществляться только на основании постановления суда. Раньше это можно было сделать при проведении следственных мероприятий по постановлению следователя;

— информация об открытии производства по делам о банкротстве, о проведении санации и назначении управляющего санацией, о признании юрлица банкротом и открытии ликвидационной процедуры будет вноситься в Единый госреестр. Доведение же до банкротства теперь подследственно не только следователям органов внутренних дел, но и налоговой милиции.

Это то, что предусмотрено на бумаге. Посмотрим, как перечисленные нововведения будут действовать на практике.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше