Темы статей
Выбрать темы

Пенсионный сбор с отдельных видов деятельности: прошлое, настоящее и... его неопределенное будущее

Редакция НиБУ
Статья

Пенсионный сбор с отдельных видов деятельности: прошлое, настоящее и… его неопределенное будущее

 

Пенсионному сбору с отдельных видов деятельности зачастую уделяется очень немного внимания, и совершенно напрасно. Ведь он входит в систему налогообложения, а значит, с точки зрения контролирующих органов, является таким же потенциальным источником штрафных санкций, как и все остальные налоги и сборы. В данной статье приведены ответы практически на все вопросы, которые могут возникнуть при начислении и уплате пенсионного сбора с отдельных видов деятельности.

Виталий СМЕРДОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Проект Налогового кодекса

— проект Налогового кодекса Украины от 21.09.2010 г. № 7101-I.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон о системе налогообложения

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-ХII.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закона об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 400

— Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.

Порядок № 1740

— Порядок уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций, утвержденный постановлением КМУ от 03.11.98 г. № 1740.

Порядок № 614 —

Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Положение № 614 —

Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Порядок № 143

— Порядок составления декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденный приказом ГНАУ от 29.03.2003 г. № 143.

П(С)БУ 3 —

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 3 «Отчет о финансовых результатах», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 г. № 87.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

 

Общеизвестные, но от этого не менее важные моменты

Для начала несколько общих моментов. Пенсионный сбор является элементом

налоговой системы Украины, о чем свидетельствует его почетное место в общегосударственных налогах и сборах (п. 16 ст. 14 Закона о системе налогообложения). Формально на пенсионный сбор распространяется действие базового нормативно-правового акта в части налогового контроляЗакона № 2181, о чем сказано в его преамбуле. Хотя на самом деле Закон № 2181 может использоваться здесь лишь для определения финансовых санкций (хотя и с этим не все так просто), а в вопросах начисления, уплаты и подачи отчетности по пенсионному сбору следует ориентироваться на Закон № 400 и Порядок № 1740. Контроль за начислением и уплатой данного сбора возлагается на органы Пенсионного фонда, что следует из п.п. 2.1.2 Закона № 2181, и всецело поддерживается налоговиками (письмо ГНАУ от 13.05.2010 г. № 4591/6/17-0416).

Напоминаем, что уже

традиционной стала практика внесения изменений в нормативно-правовые акты о пенсионном сборе законами о государственном бюджете. Ярким примером данного утверждения является Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.2010 г. № 2154-VI, который с 01.07.2010 г. отменил взимание пенсионного сбора с безналичных операций по купле/продаже иностранной валюты (письмо НБУ от 22.06.2010 г. № 13-117/3331-10567).

Исходя из последней доступной редакции

проекта Налогового кодекса пенсионному сбору суждено жить и в эпоху «налоговой библии», о чем может свидетельствовать п. 14 Заключительных и переходных положений проекта Налогового кодекса. В нем указано, что сборы, установленные законодательными актами как обязательные платежи до вступления в действие Кодекса, продолжают взиматься в соответствии с теми законодательными актами, которые регулируют их взимание. Кроме того, сам Закон № 400 никем не отменялся.

Теперь самое время рассмотреть пенсионный сбор в разрезе облагаемых видов деятельности.

 

Реализация ювелирных изделий из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценных камней

Плательщики

. В их роли выступают субъекты предпринимательской деятельности (юридические и физические лица, в том числе единоналожники), осуществляющие реализацию ювелирных изделий (п. 1.6 Закона № 400). Причем укажем на один очевидный факт — при осуществлении комиссионной торговли учет пенсионного сбора и его уплату осуществляет именно комиссионер (письмо ПФУ от 08.09.2010 г. № 21401/Г-11, см. с. 13).

База

. Базой обложения является стоимость реализованных ювелирных изделий (без учета НДС, с чем соглашаются и налоговики в своем письме от 12.03.2008 г. 2195/6/16-1515-6). Но что понимается под ювелирным изделием? Для ответа на этот вопрос налоговики предлагают использовать ДСТУ 3375-96 (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 24, с. 62), в котором указано, что ювелирными признаются изделия из драгоценных металлов, а также с использованием драгоценных и недрагоценных металлов (после художественной обработки и соответствия другим условиям, приведенным в определении). Кроме того, отметим один важный момент: если ювелирные изделия реализуются комиссионером, то пенсионный сбор начисляется и уплачивается со стоимости товаров, включающей и комиссионное вознаграждение, независимо от порядка проведения расчетов (письмо ПФУ от 08.09.2010 г. № 21401/Г-11).

Ставка

. Сбор устанавливается в размере 5 % от базы налогообложения.

Уплата и отчетность

. Правила уплаты приведены в п. 8 постановления № 1740: если на протяжении рабочего дня сумма сбора будет равна или превысит 50 грн., то его следует уплатить на протяжении следующего рабочего дня, в противном случаене позднее того рабочего дня, когда сумма сбора достигнет 50 грн. Плательщики сбора должны ежеквартально предоставлять отчетность органам пенсионного фонда до 20 числа месяца, следующего за последним днем квартала. С самой формой отчета можно ознакомиться в приложении 3 к постановлению № 1740.

РРО

. В п. 9 постановления № 1740 указано, что документом, подтверждающим продажу ювелирного изделия, является кассовый чек*, в котором сумма сбора включена в состав общего налога, уплачиваемого при приобретении. В соответствии с этим же пунктом плательщики должны вести отдельный бухгалтерский учет суммы сбора, выделяя его из общей суммы налога. В совместном письме налогового и пенсионного органов (от 22.12.98 г. № 15282/10/23-3117 от 15.12.98 г. № 04/4834) говорится о возможности программирования в РРО цены с использованием общей суммы налога (НДС и пенсионного сбора).

* Хотя сбор уплачивается независимо от формы расчетов или вида торговли: оптовой/розничной (письмо ПФУ от 28.10.2002 г. № 04/6647).

Конечно, это все хорошо, однако

есть несколько «но». Во-первых, согласно п. 3.2 Положения № 614 в фискальном кассовом чеке должна быть выделена именно сумма НДС, а не общая сумма налога, включающая и пенсионный сбор. Во-вторых, указанные в предыдущем абзаце правила на данный момент не соответствуют профильному законодательству. Все дело в том, что согласно п. 4.2 Порядка № 614 РРО может использоваться лишь в сфере хозяйственной деятельности, определенной для него в графе 8 Реестра регистраторов расчетных операций, утвержденного приказом ГНАУ от 19.08.2010 г. № 618. В данной графе есть позиции, говорящие о том, что отдельные РРО могут учитывать две ставкиони как раз и предназначены для использования при торговле ювелирными изделиями. В силу этого торговцы ювелирными изделиями, использующие РРО с одной ставкой, подвержены риску попасть под принудительную разрегистрацию своих кассовых аппаратов, которая может производиться исходя из пп. 2.11 — 2.13 Порядка № 614.

Более того, в

п. 2.1 Положения № 614 указано, что данным нормативным актом установлены обязательные реквизиты расчетного документа. В случае отсутствия хотя бы одного из них, а также несоблюдения сферы применения (судя по всему, РРО), документ не является расчетным. Очевидно, что при выделении в кассовом чеке общей суммы налога указанное условие нарушается. Также может нарушиться и второе условие — если используется РРО, не выделяющий две ставки. Таким образом, в случае следования указанным разъяснениям официальных органов на плательщика может быть возложена ответственность в виде 5-кратной стоимости реализованных товаров без распечатки соответствующего расчетного документа (п. 1 ст. 17 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР).

Хотя ГНАУ в своем

письме от 11.08.2006 г. № 8861/6/23-8019 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 79, с. 6) считает указанное выше разъяснение (совместное письмо ГНАУ и ПФУ) соответствующим закону.

НДС

. Не забудьте, что пенсионный сбор с реализации ювелирных изделий включается в базу обложения НДС, поскольку согласно п. 4.1 Закона об НДС в базу налогообложения включаются суммы общегосударственных налогов и сборов (кроме НДС и пенсионного сбора с услуг мобильной связи). О данном факте говорят и налоговики в вышеупомянутом письме ГНАУ от 12.03.2008 г. 2195/6/16-1515-6.

Что касается реализации бывших в употреблении ювелирных изделий, то НДС в такой ситуации облагается лишь стоимость комиссионного вознаграждения (

п. 4.7 Закона об НДС), о чем также говорилось и в письме ПФУ и ГНАУ от 15.12.98 г. № 04/4834 и от 22.12.98 г. № 15282/10/23-3117).

Налог на прибыль

. Сумма пенсионного сбора в составе стоимости реализованных товаров увеличит валовые доходы по п. 4.1 Закона о налоге на прибыль. Сумму «входящего» пенсионного сбора следует отразить в строке 01.1 декларации. Суммы перечисленного в бюджет («исходящего») пенсионного сбора относятся в состав валовых расходов отчетного периода в силу п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль. В расходной части декларации эту сумму следует отразить в строке 04.6, о чем свидетельствует указание в п. 3.1 Порядка № 143. При этом налогоплательщик должен предоставлять годовое приложение Р1, в котором сумма пенсионного сбора найдет свое место в строке 4.6.17.

Бухгалтерский учет

. Сумма пенсионного сбора вычитается из дохода, что следует из п. 16 П(С)БУ 3, в котором говорится, что суммы иных сборов (куда входит и пенсионный) должны отражаться в свободной строке (025) формы 2 «Отчет о финансовых результатах». Приведем пример (таблица 1).

Пример 1

. Предприятие розничной торговли, плательщик НДС, реализовало ювелирные изделия, попадающие в базу обложения пенсионным сбором, на сумму 12600 грн. (в том числе пенсионный сбор — 500 грн. и НДС — 2100 грн.).

 

Таблица 1

Бухгалтерский учет пенсионного сбора с операций по реализации
ювелирных изделий из золота (кроме обручальных колец),
платины и драгоценных камней

п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Отражена реализация ювелирных изделий

301

702

12600

10500

2

Начислена сумма пенсионного сбора

702

651

500

500

3

Отражены налоговые обязательства по НДС

702

641

2100

4

Перечислена сумма пенсионного сбора (следующий рабочий день после реализации)

651

311

500

5

Списана себестоимость ювелирных изделий

902

282

8000

6

Списана сумма торговой наценки

285

282

4600

7

Отражен финансовый результат

791

902

8000

702

791

10000

 

Приобретение в собственность легковых автомобилей

Плательщики

. В соответствии с п. 1.7 Закона № 400 плательщиками автомобильного пенсионного сбора являются юридические и физические лица при отчуждении легкового автомобиля. Постановление № 1740 более подробно растолковывает данный момент и говорит о получателях автомобилей: «предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности, а также физических лицах, приобретающих право собственности на легковые автомобили». Не вдаваясь в лишнюю полемику относительно соответствия подзаконного акта идее Закона, скажем, что на практике пенсионный сбор платят именно получатели автомобилей. Кстати, упрощенцы должны уплачивать этот сбор на общих основаниях. Что касается получения автомобиля, то согласно п. 12 постановления № 1740 нет особой разницы, каким путем было приобретено право собственности на него, лишь бы это вписывалось в рамки законов Украины. То есть получение автомобиля в виде подарка, путем мены, а также в виде взноса в уставный фонд также должно облагаться пенсионным сбором (письмо ГНАУ от 19.05.2008 г. № 5792/5/16-151, письмо ПФУ от 13.05.2008 г. № 8158/03-20 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 61, с. 5).

Исключения

. В постановлении № 1740 приведены некоторые исключения, согласно которым сбор не платят:

инвалиды, обеспечивающиеся автомобилями (через службу социальной защиты);

лица, унаследовавшие автомобиль по закону (но не по завещанию).

База

. Для исчисления сбора базой является стоимость автомобиля, указанная в любом документе, который может ее подтвердить. Кстати, данную позицию поддерживает и Пенсионный фонд, который указывает, что документ определяется в зависимости от способа приобретения автомобиля (письмо ПФУ от 13.06.2008 г. № 10031/-3-20).

Причем

в одних документах стоимость может быть указана с учетом НДС, в других — без (например, акт экспертной оценки). Соответственно, возникает вопрос: надо ли «накручивать» сумму сбора на стоимость автомобиля с учетом НДС или без? Пенсионный фонд разъяснил этот момент, разрешив уплачивать сбор со стоимости автомобиля без учета НДС (письмо ПФУ от 07.09.2006 г. № 11438/03-10).

Ставка

. Она составляет 3 % от базы обложения.

Уплата и отчетность

. Сбор уплачивается на счета специального фонда государственного бюджета по месту регистрации автомобиля. Без документального подтверждения его уплаты органы Госавтоинспекции не зарегистрируют автомобиль (пп. 14 — 15 постановления № 1740).

Особые случаи

. Все еще открытым остается вопрос о необходимости уплаты пенсионного сбора при гарантийной замене автомобиля. По этому поводу есть положительное разъяснение Пенсионного фонда (письмо ПФУ от 28.09.2005 г. № 11910/03-30). Надеемся, что Госавтоинспекция примет его на вооружение даже с учетом п. 8 Порядка государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденного постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388 (далее — Порядок № 1388), п. 14 постановления № 1740, согласно которым автомобиль регистрируется лишь при документальном подтверждении уплаты пенсионного сбора.

Что касается

передачи автомобиля в процессе реорганизации, то по этому поводу есть положительное письмо Госкомпредпринимательства от 21.06.2006 г. № 4480, в котором делается следующий вывод: поскольку при реорганизации передача имущества происходит по распределительному акту, то нет факта отчуждения — а значит, пенсионный сбор в таком случае уплачиваться не должен. Кроме того, при передаче автомобиля вследствие реорганизации проводится не регистрация, а перерегистрация (п. 34 Порядка № 1388). Перерегистрация автомобиля также происходит вследствие изменения его характеристик, а также по иным причинам, приведенным в п. 33 Порядка № 1388. Однако есть вероятность, что контролирующие органы не внемлют подобным аргументам («Вестник налоговой службы Украины», 2010, № 21, с. 35).

НДС

. Как мы уже отмечали выше, данный сбор не затрагивает лиц, отчуждающих автомобили, а потому в базу обложения НДС ими не включается, хотя в вышеупомянутом письме (письмо ПФУ от 07.09.2006 г. № 11438/03-10) пенсионщики выдвинули точку зрения, что пенсионный сбор каким-то образом должен включаться в базу обложения НДС. Такой же неправомерный вывод был сделан и налоговиками в письме ГНАУ от 19.05.2008 г. № 5792/5/16-151. Очевидно, что в указанных разъяснениях речь шла о продавцах автомобилей (поскольку налоговые обязательства по НДС возникают именно у них), а последних вопросы пенсионного сбора вообще не должны волновать.

Налог на прибыль

. Теперь, что касается налога на прибыль. Если автомобиль получен для использования в хозяйственной деятельности, то согласно специальному п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль уплаченная сумма пенсионного сбора найдет свое место в валовых расходах получателя автомобиля (письмо ГНАУ от 19.12.2006 г. № 23881/7/15-0317 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 103, с. 64). В декларации сумму уплаченного сбора необходимо отразить в стр. 04.6, а в годовом приложении Р1 для нее предусмотрена отдельная строка 4.6.18.

Бухгалтерский учет

. Уплаченную сумму пенсионного сбора следует включить в первоначальную стоимость объекта, что следует из п. 8 П(С)БУ 7. Приведем следующий пример (таблица 2).

Пример 2

. Предприятие для использования в хозяйственной деятельности приобрело легковой автомобиль. Стоимость автомобиля составляет 120000 грн., в том числе НДС — 20000 грн. Перед регистрацией автомобиля в органах Госавтоинспекции предприятие уплатило пенсионный сбор в размере (с учетом мнения ПФУ, см. выше) 3000 грн. Плата за регистрацию автомобиля составила 1200 грн. (условная сумма).

 

Таблица 2

Бухгалтерский учет пенсионного сбора при получении легковых автомобилей

п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

БС

1

Осуществлена предоплата за легковой автомобиль

371

311

120000

 

2

Произведена уплата пенсионного сбора

651

311

3000*

3000*

3

Произведена оплата регистрации автомобиля

377

311

1200

4

Сформирована первоначальная стоимость автомобиля:

Х

4.1

в стоимости автомобиля

152

631

100000

100000**

4.2

в части пенсионного сбора

152

651

3000

4.3

в части стоимости регистрации

152

377

1200

1200**

4.4

в части невозмещенного НДС***

152

631

20000

5

Произведен зачет задолженностей

631

371

120000

6

Введен автомобиль в эксплуатацию****

105

152

124200

* С учетом положительного мнения ПФУ, которым позволялось начислять пенсионный сбор на стоимость объекта без учета НДС.

** В налоговом учете увеличение балансовой стоимости объекта основных фондов группы 2 осуществляется в квартале, следующем за кварталом оприходования.

*** Согласно п. 8 П(С)БУ 7 сумма невозмещенных непрямых налогов включается в первоначальную стоимость основных фондов. Также не забудьте, что суммы «входящего» НДС при приобретении легковых автомобилей в налоговый кредит не включаются по п.п. 7.4.2 Закона об НДС.

**** Первоначальная стоимость = 100000 + 20000 + 1200 + 3000 = 124200 грн.

 

Приобретение недвижимости

Плательщики

. По данной операции плательщиками сбора признаются предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, а также физические лица, которые приобретают недвижимое имущество (п. 1.9 Закона № 400, п. 151 постановления № 1740). При этом единственным основанием для уплаты пенсионного сбора является договор купли/продажи. Получение недвижимости иными способами (договор мены, дарения, наследование по закону или завещанию) не создает обязанности уплаты пенсионного сбора. Этот вывод справедлив и для ситуации, когда юрлицо, принявшее участие в долевом строительстве недвижимого имущества и получившие его по акту, оформляет свидетельство о праве собственности (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2010, № 14, с. 40).

Для целей уплаты пенсионного сбора

недвижимым имуществом считаются такие объекты:

— жилые дома и их части, квартиры;

— садовые дома, дачи, гаражи, иные постоянно размещенные постройки;

— иные объекты, которые подпадают под определение первой группы основных фондов по

Закону о налоге на прибыль (т. е. согласно п.п. 8.2.1 и п.п. 8.2.2 указанного Закона). Это важный момент, в соответствии с которым сбор не стоит уплачивать при приобретении земельных участков (они не подпадают под определение основных фондов), с чем охотно соглашается и Пенсионный фонд в письме от 13.05.2008 г. № 8161/03-30, а также в «Вестнике налоговой службы Украины», 2010, № 14, с. 42.

Исключения

. В постановлении № 1740 также предусмотрен ряд исключений, когда пенсионный сбор уплачивать не нужно:

— государственное предприятие, учреждение или организация покупает недвижимость за счет бюджетных средств;

— учреждения и организации иностранных государств, пользующихся иммунитетами и привилегиями согласно законам и международным договорам Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;

— граждане, приобретающие жилье и находятся в очереди на получение жилья, или впервые приобретают жилье;

— физическое лицо получило право собственности на жилье в результате приватизации.

Кроме того,

от уплаты пенсионного сбора освобождены покупатели, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, уплачивающими фиксированный сельскохозяйственный налог, и согласно Общему классификатору «Отрасли народного хозяйства Украины», утвержденному приказом Минстатистики Украины от 24.01.94 г. № 21, имеют следующий код:

— сельскохозяйственное предприятие, включая сельское (фермерское) хозяйство, —

21000 — 21260, 22300;

рыбное хозяйство, рыболовный колхоз

— 21271 — 21273;

сахарный завод (комбинат)

— 18111.

База

. Базой обложения пенсионным сбором является стоимость, указанная в договоре купли/продажи, вне зависимости от того, каким образом продается недвижимость (письмо ПФУ от 23.02.2007 г. № 3017/08-10 и от 25.04.2007 г. № 6943/03-20). Кроме того, не лишним будет определиться, стоит ли начислять пенсионный сбор на НДС, если он включен в стоимость недвижимости согласно договору купли/продажи. В этом вопросе можно воспользоваться аналогией с уплатой пенсионного сбора при получении легковых автомобилей — относительно данной операции есть положительное разъяснение (письмо ПФУ от 07.09.2006 г. № 11438/03-10).

Ставка

. Сбор уплачивается в размере 1 % от базы обложения.

Уплата и отчетность

. Данный сбор должен быть уплачен до момента нотариального заверения. Причем ни в Законе № 400, ни в постановлении № 1740 не указано, по какому месту плательщик должен его уплачивать — по месту государственной регистрации (проживания) или по месту нахождения недвижимости. Пенсионщики разъяснили этот момент, показав, что они не против уплаты сбора по любому из этих двух адресов (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 23, с. 21) — соглашаемся с их мнением.

НДС

. Данный сбор не затрагивает продавцов недвижимости, а значит, и не включается ими в базу обложения НДС. Но пенсионщики выдвигают противоположную точку зрения (письмо ПФУ от 07.09.2006 г. № 11438/03-10). Несмотря на неправомерность такого вывода, его можно использовать в своих интересах: если (следуя мнению пенсионщиков) сбор включается в базу обложения НДС, то он должен начисляться на стоимость объекта без НДС.

Налог на прибыль

. Относительно налога на прибыль мы считаем, что здесь должны действовать аналогичные правила с автомобильным пенсионным сбором, т. е. сумма сбора должна принимать участие в формировании валовых расходов отчетного периода (конечно же, при условии связи с хозяйственной деятельностью). К подобному выводу приходят и налоговики (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 6, с. 47). В декларации сумму пенсионного сбора необходимо отразить в строке 04.6, а в годовом приложении Р1в строке 4.6.15.

Бухгалтерский учет

. В бухгалтерском учете данная сумма должна включаться плательщиком в первоначальную стоимость объекта (действуют те же правила, что и при получении автомобиля — см. выше). Рассмотрим следующий пример:

Пример 3

. Предприятие приобрело офисное помещение стоимостью 420000 грн. с учетом НДС — 70000 грн. До нотариального заверения оно уплатило пенсионный сбор в размере 3500 грн. Стоимость прочих услуг (в том числе регистрации), понесенных в связи с приобретением и оформлением права собственности на объект недвижимости, составила 3000 грн. (условная сумма).

 

Таблица 3

Бухгалтерский учет пенсионного сбора при приобретении недвижимого имущества

п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

БС

1

Произведена оплата пенсионного сбора

651

311

3500*

3500

2

Оплачена стоимость прочих услуг, уплаченных в связи с приобретением и оформлением права собственности

371

311

3000

3

Оформлено право собственности

152

631

350000

4

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

70000

5

Сформирована первоначальная стоимость объекта:

Х

5.1

в части уплаченного пенсионного сбора

152

651

3500

5.2

в части стоимости нотариального заверения и других подобных услуг (в том числе регистрации)

152

631

3000

6

Помещение введено в эксплуатацию

103

152

356500**

353000***

7

Оплачена стоимость недвижимого имущества

631

311

420000

* С учетом письма ПФУ, которые позволяют сделать вывод, что пенсионный сбор входит в базу обложения НДС (что, как было указано, некорректно), а значит, начисляется на стоимость объекта без учета НДС.

** Первоначальная стоимость в бухучете = 350000 + 3500 + 3000 = 356500 грн.

*** В налоговом учете увеличение балансовой стоимости объекта основных фондов группы 1 осуществляется в квартале, следующем за кварталом введения в эксплуатацию.

 

Пользование услугами мобильной связи

Плательщики

. В данном случае плательщиками сбора выступают (п. 1.10 Закона № 400, п. 1512 постановления № 1740):

— предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, которые пользуются услугами мобильной связи (в том числе и упрощенцы);

— операторы мобильной связи, предоставляющие свои услуги бесплатно (в этом случае сбор рассчитывается исходя из обычных цен таких операторов).

Причем заметьте, сбор платят именно потребители услуг, что является важным моментом при определении права на валовые расходы, но об этом позже.

Исключения

. Предусмотрены следующие освобождения от этого сбора (п. 1.10 Закона № 400, п. 1.513 постановления № 1740):

— речные, морские, воздушные, космические транспортные средства, средства наземного технологического транспорта (в том числе такси), в которые вмонтировано оборудование радиосвязи, радионавигации и радиоастрономии, которое не может быть отделено от перечисленных транспортных средств без потери их технологических и эксплуатационных качеств и характеристик;

— транслирование программ радио- и телевизионными станциями;

— передача и прием информации при помощи радиосвязи сетями ведомственной и технологической связи, которые не имеют автоматической коммутации с сетью общего пользования;

— пользование радиотелефонами и радиоудлинителями, подключенными к номерам квартирных телефонов;

— суммы, которые уплачиваются одним оператором в виде компенсации услуг роуминга другому оператору, предоставившему такие услуги.

База

. Представляет собой стоимость любых услуг мобильной связи без учета НДС (для него п.п. 4.1 Закона об НДС предусмотрено отдельное освобождение).

Ставка

. Сбор составляет 7,5 % базы обложения (п. 1514 постановления № 1740).

Уплата и отчетность

. Сбор уплачивается потребителем услуги в момент ее приобретения, а на оператора возлагается обязанность по удержанию и перечислению данной суммы в бюджет. Причем порядок ее перечисления аналогичен порядку при ювелирном пенсионном сборе (т. е. устанавливается предельная сумма сбора в 50 грн., при достижении которой необходимо перечислить сумму в бюджет). Также операторы должны подавать отчетность по форме приложения 2к постановлению № 1740 — до 20 числа месяца, следующим за последним месяцем квартала (п. 19 постановления № 1740).

НДС

. При определении налоговых последствий по НДС необходимо осуществить условное разделение:

пользователи мобильными услугами — не являются поставщиками, а значит, и базу НДС формируют не они;

— дилеры (торговцы карточками)

— не включают в базу обложения НДС сумму пенсионного сбора в силу действия п. 4.1 Закона об НДС. С этим также соглашаются и налоговики (письмо ГНАУ от 25.05.2007 г. № 10611/7/16-1517-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 53, с. 19);

операторы — с чистой совестью пользуются индульгенцией, предусмотренной п.п. 4.1 Закона об НДС, и не включают сбор в базу обложения.

Налог на прибыль

. Снова необходимо разделение по субъектам:

пользователи мобильными услугами — являются фактическими плательщиками данного сбора, а значит, имеют полное право на включение его в состав валовых расходов по п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль (п.п. 5.2.5 не задействуем, поскольку он касается тех лиц, которые перечисляют налог/сбор в бюджет);

дилеры (торговцы карточками) — имеют право включить в валовые расходы сумму уплаченного сбора по п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль, так как без его уплаты они фактически не могут осуществлять данную хозяйственную деятельность. Формально они не перечисляют в бюджет данные суммы, поэтому п.п. 5.2.5 здесь не работает («Вестник налоговой службы», 2005, № 35, с. 21).

операторываловые доходы возникают у них по п.п. 4.1 Закона о налоге на прибыль. В то же время операторы имеют возможность отнести сумму сбора, перечисленного в бюджет, в состав валовых расходов по п.п. 5.2.5.

Бухгалтерский учет

. У дилера суммы уплаченного пенсионного сбора сформируют первоначальную стоимость приобретенных скретч-карт — причина этого кроется в том, что данная сумма дилеру не возмещается (п. 9 П(С)БУ 9). Приведем следующий пример отражения в бухгалтерском учете приобретения и реализации скретч-карт у дилера:

Пример 4

. Предположим, дилер закупает у оператора карточки на сумму 1275 грн. (в том числе 200 грн. — НДС и 75 грн. — пенсионного сбора), после чего реализовывает всю партию конечному потребителю.

 

Таблица 4

Бухгалтерский учет пенсионного сбора при приобретении
и реализации мобильных карточек дилерами

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Оприходованы скретч-карты

281

631

1075*

1075

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

200

3

Оплачены скретч-карты

631

311

1275

4

Переданы скретч-карты на реализацию

282

281

1075

 

5

Отражена сумма торговой наценки

282

285

500

6

Поступили средства за реализованные скретч-карты

301

702

1575

1325

7

Начислены налоговые обязательства по НДС

702

641

250

8

Списана торговая наценка реализованных скретч-карт

285

282

500

9

Списана себестоимость реализованных скретч-карт

902

282

1075

10

Списан на финансовый результат доход, полученный от реализации скретч-карт

702

791

1325

* В том числе «входящий» пенсионный сбор 75 грн. (оператор не включает сумму пенсионного сбора в базу НДС).

 

Ответственность за неуплату

Как уже отмечалось,

в вопросе определения финансовых санкций в начале статьи мы сослались на Закон № 2181. Формально данный нормативно-правовой акт может определять их размер, порядок применения и уплаты, но на практике, как говорится, «нашла коса на камень».

Начнем с самого простого —

штраф за неподачу, подачу (несвоевременную подачу) декларации, о котором идет речь в п.п. 17.1.1 Закона № 2181. Данный штраф не может быть применен в случае с пенсионным сбором, поскольку расчеты, которые должны подавать определенные категории лиц, не попадают под определение налоговой декларации (расчета) в соответствии с Законом № 2181.

Далее —

штраф за неуплату (несвоевременную уплату) в соответствии с п.п. 17.1.7 Закона № 2181. Согласно последнему штраф накладывается за неуплату согласованного налогового обязательства. И все бы хорошо, если бы не то, что налоговое обязательство становится согласованным в двух случаях:

при подаче декларации (расчета), чего в случае с пенсионным сбором не происходит (см. выше);

при получении налогового уведомления от контролирующего органа после того, как он определит сумму налогового обязательства на основании пп. 4.2 — 4.3 Закона № 2181. В этом случае также возникает препятствие, связанное, в основном, со статусом расчета по пенсионному сбору.

Несмотря на проблематичность наложения санкций по Закону № 2181, мы советуем относиться к пенсионному сбору со всей серьезностьюего неуплата может привести плательщика в суд (например, постановление Луганского апелляционного хозяйственного суда от 23.06.2008 г. № 6/187).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше