Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Уплата ЕСВ при выплате зарплаты — банки контролируют

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2010/№ 97
Печать
Статья

Уплата ЕСВ при выплате зарплаты — банки контролируют

 

Во исполнение норм Закона № 2464, регулирующего, в частности, порядок исчисления, начисления и уплаты единого взноса, Пенсионным фондом разработан ряд нормативно-правовых документов, среди которых есть и документ, определяющий порядок принятия банками к исполнению расчетных документов на выплату заработной платы. О том, как будут взаимодействовать банки и плательщики единого социального взноса при получении (перечислении) последними денежных средств для выплаты заработной платы, пойдет речь в данной статье.

Лилия УШАКОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 2464

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Порядок № 21-3

— Порядок принятия банками к исполнению расчетных документов на выплату заработной платы, утвержденный постановлением Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 21-3.

Инструкция № 21-5

— Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная постановлением Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 21-5.

 

Общие положения

С 01.01.2011 г. вступает в силу

Закон № 2464, определяющий условия и порядок начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное социальное страхование (далее — ЕСВ).

Согласно

ч. 7 ст. 9 Закона № 2464 и п.п. 4.2.1 Инструкции № 21-5 уплата ЕСВ производится работодателями путем перечисления безналичных средств с их банковских счетов.

Таким образом, банки являются своего рода посредниками между плательщиками ЕСВ и управлениями Пенсионного фонда в районах, городах, районах в городах (далее — органы Пенсионного фонда) и работодателями. В связи с этим

ст. 24 Закона № 2464 определены обязанности банков относительно соблюдения законодательства о сборе и ведении учета ЕСВ. Перечислим их:

1) банки

во время открытия счетов обязаны требовать от юридических и физических лиц — предпринимателей документы, подтверждающие их взятие на учет в органе Пенсионного фонда в качестве плательщиков ЕСВ (уведомление о взятии на учет плательщика единого взноса по форме согласно приложению 1 к Порядку взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное социальное страхование от 27.09.2010 г. № 216) (ч. 1 ст. 24 Закона № 2464);

2) банки

принимают от плательщиков ЕСВ платежные поручения и другие расчетные документы на выдачу (перечисление) средств для выплаты заработной платы, на которые в соответствии с Законом № 2464 начисляется ЕСВ, и осуществляют их выдачу (перечисление), только при условии одновременного предоставления плательщиком расчетных документов о перечислении средств на уплату соответствующих сумм ЕСВ или документов, которые подтверждают фактическую уплату таких сумм (ч. 2 ст. 24 Закона № 2464). Во исполнение данной нормы Закона № 2464 Пенсионным фондом был разработан Порядок № 21-3 (см. на с. 6) , который будет регулировать механизм принятия банками денежных чеков, платежных поручений и других расчетных документов на выдачу (перечисление) денежных средств для выплаты заработной платы, подлежащей обложению ЕСВ.

Порядок № 21-3,

как и Закон № 2464, вступит в силу с 01.01.2011 г. С этой же даты ныне действующий Порядок принятия банками к исполнению расчетных документов на выплату заработной платы, утвержденный постановлением Пенсионного фонда Украины от 07.04.2009 г. № 12-1, утратит силу.

В соответствии с

абзацем вторым п. 1 Порядка № 21-3 его положения не применяются относительно:

— предприятий и организаций всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности обществ УТОГ и УТОС, где количество инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее чем 25 % суммы расходов на оплату труда;

— предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов составляет не менее чем 50 % общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее чем 25 % суммы расходов на оплату труда;

— дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, филиалов, представительств и других обособленных подразделений иностранных предприятий, учреждений и организаций (в частности, международных), расположенных на территории Украины;

— плательщиков, которые находятся на казначейском обслуживании в Государственном казначействе Украины.

Указанные предприятия и организации

ежегодно по состоянию на 1 января представляют банкам справку, выданную соответствующим органом Пенсионного фонда, которая подтверждает такой статус.

Действие

Порядка № 21-3
распространяется на:

— юридических лиц (предприятия, учреждения, организации), использующих труд физических лиц, и их филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения;

— физических лиц — предпринимателей (далее — ФЛП), которые используют труд других лиц;

— физических лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, и физических лиц, которые используют труд других лиц на условиях трудового договора (контракта).

Итак, положения

Порядка № 21-3 будут действовать в отношении «обычных» работодателей, в том числе и ФЛП, избравших упрощенную систему налогообложения. Напомним, что согласно Закону № 2464 с 01.01.2011 г. ФЛП — единщики обязаны будут исчислять, начислять и уплачивать ЕСВ с сумм заработной платы наемных работников в общем порядке.

При получении (перечислении) сумм на выплату заработной платы, пособия по временной нетрудоспособности, больничных и вознаграждений физическим лицам за выполненные работы (предоставленные услуги) по гражданско-правовым договорам, работодателям придется соблюдать требования

Порядка № 21-3.

При выполнении каких условий работодатели, на которых распространяется действие

Порядка № 21-3, смогут получить (перечислить) средства на выплату заработной платы, рассмотрим далее.

 

Как банки будут принимать расчетные документы на выплату зарплаты

Согласно требованиям

Порядка № 21-3 с 01.01.2011 г. прием банками от работодателей — плательщиков ЕСВ денежных чеков, платежных поручений или других расчетных документов на выдачу (перечисление) средств для выплаты заработной платы может производиться:

1)

с проверкой сумм уплаты ЕСВ;

2)

без проверки сумм уплаты ЕСВ.

Рассмотрим каждый из указанных случаев подробно.

Выдача (перечисление) денежных средств на выплату заработной платы с проверкой сумм ЕСВ

. Получить средства на выплату (перечисление) заработной платы работодатель сможет при выполнении двух условий:

1)

одновременно с расчетными документами на выплату заработной платы должны быть предоставлены расчетные документы (документы на перечисление наличности) о перечислении средств на уплату ЕСВ;

2) суммы, уплаченные по таким документам, должны составлять

не менее 1/3 суммы средств на выплату заработной платы, указанной в расчетных документах.

В случае если в расчетных документах или документах на перевод наличности сумма ЕСВ

меньше 1/3 суммы средств для выплаты заработной платы (например, в связи с применением максимальной величины базы начисления ЕСВ, равной 15 размерам прожиточного минимума для трудоспособного лица на соответствующий месяц, и/или наличием работающих инвалидов, и/или в связи с имеющейся переплатой по ЕСВ), прием банками к исполнению расчетных документов плательщиков ЕСВ на выплату заработной платы производится только при условии одновременного предоставления с ними оригинала справки-расчета, согласованной органом Пенсионного фонда.

Справка-расчет

составляется плательщиком ЕСВ в трех экземплярах по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 21-3, и подается в орган Пенсионного фонда по месту взятия на учет, который согласно абзацу второму п. 3 Порядка № 21-3 обязан ее безотлагательно согласовать. При этом один экземпляр согласованной справки остается в органе Пенсионного фонда, второй — предоставляется в банк, третий — остается у плательщика ЕСВ.

Предоставление плательщиком ЕСВ в банк вместе с расчетными документами на выплату заработной платы оригинала справки-расчета, согласованного с органом Пенсионного фонда, является основанием для выдачи (перечисления) указанных в расчетных документах средств, при условии, что суммы ЕСВ, указанные в расчетном документе и справке-расчете, совпадают.

Порядок заполнения справки-расчета рассмотрим на примере.

Пример.

Плательщик ЕСВ получает в банке денежные средства для выплаты работникам заработной платы за первую половину месяца. Общая сумма заработной платы наемных работников, указанная в денежном чеке, составляет 15000 грн., из них 3000 — заработная плата работающих инвалидов. Кроме того, у плательщика ЕСВ имеется переплата по ЕСВ в размере 200 грн. Заполним фрагмент справки-расчета.

 

img 1

 

На практике нередки ситуации, когда работодатели открывают несколько счетов в различных банках. При этом уплата ЕСВ может осуществляться работодателями с текущего счета, открытого в одном банке, а выплата (перечисление) заработной платы работникам с текущего счета в другом банке. Кроме того, плательщик ЕСВ может досрочно уплатить страховые взносы, например, при выплате заработной платы за первую половину месяца уплатить авансом часть взносов с заработной платы за вторую половину месяца. В таких случаях, для того чтобы банк выдал сумму заработной платы, указанную в денежном чеке, и/или исполнил платежное поручение и/или другой расчетный документ на выплату (перечисление) заработной платы, работодателю достаточно предоставить в банк

одновременно с расчетными документами на выплату заработной платы документальное подтверждение ранее уплаченного ЕСВ.

Согласно

абзацу второму п. 4 Порядка № 21-3 таким документальным подтверждением могут быть платежные поручения или другие расчетные документы (документы на перечисление наличности) о перечислении ЕСВ (в том числе с текущего счета, открытого в другом банке), в которых в реквизите «Назначение платежа» плательщик указал период, за который начислена заработная плата, а банк плательщика заполнил реквизит «Дата исполнения».

Однако если сумма перечисленного ранее ЕСВ, указанная в расчетных документах, предоставленных работодателем в виде документального подтверждения, будет меньше 1/3 суммы средств на выплату заработной платы за соответствующий период, то банк примет к исполнению расчетные документы на выплату (перечисление) заработной платы только по согласованию этой суммы с соответствующим органом Пенсионного фонда, т. е. плательщик ЕСВ обязан будет предоставить банку справку-расчет.

Выдача (перечисление) денежных средств на выплату заработной платы без проверки сумм ЕСВ

. Согласно п. 5 Порядка № 21-3 в отдельных случаях плательщикам ЕСВ для представления в банк могут выдаваться органом Пенсионного фонда справки о выдаче средств для выплаты заработной платы без проверки сумм уплаты ЕСВ по форме приложения 2 к Порядку № 21-3.

Такие справки выдаются плательщикам ЕСВ, которые:

обращаются в органы Пенсионного фонда за согласованием справки-расчета, где сумма перечисления ЕСВ меньше 1/3 суммы средств на выплату заработной платы, указанных в денежном чеке, и/или платежном поручении, и/или другом расчетном документе, в связи с применением максимальной величины базы начисления ЕСВ. Отметим, что при применении данного условия на практике возникает вопрос: сколько раз должен обратиться плательщик ЕСВ в орган Пенсионного фонда за согласованием справки-расчета, чтобы получить справку о выдаче средств для выплаты зарплаты без проверки сумм уплаты ЕСВ, и с какой периодичностью. Ведь применение максимальной величины базы начисления плательщиков ЕСВ может быть обусловлено либо установлением работникам должностного оклада (тарифной ставки) в размере, превышающем 15 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, и тогда работодатель должен будет согласовывать справку-расчет ежемесячно, либо начислением премий или доплат в отдельных календарных месяцах, за которые производится выплата заработной платы, и тогда плательщик ЕСВ будет обращаться за согласованием только лишь в месяцы такого начисления, либо другими причинами. Надеемся, что в скором времени Пенсионный фонд предоставит свои разъяснения по указанному вопросу;

— в течение предыдущего года

не допустили нарушений законодательства о начислении и уплате ЕСВ (взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование).

Справка по форме приложения 2 к

Порядку № 21-3 позволяет работодателю получать (перечислять) суммы средств на выплату заработной платы без проверки банком сумм уплаты ЕСВ. Выдача справок производится по решению руководителя органа Пенсионного фонда на срок до одного года. То есть согласно Порядку № 21-3 руководитель Пенсионного фонда на свое усмотрение принимает решение, кому выдавать такие справки, а кому нет, и если выдавать, то на какой срок. Получается, что срок справки может составлять и один месяц, и тогда работодателю придется периодически обращаться в Пенсионный фонд за получением очередной справки о выдаче средств для выплаты заработной платы без проверки сумм уплаты ЕСВ.

В случае если Пенсионным фондом будут выявлены нарушения законодательства о ЕСВ работодателем, которому ранее была выдана справка о выдаче средств для выплаты заработной платы без проверки сумм ЕСВ, то указанная справка отзывается Пенсионным фондом до окончания срока ее действия путем направления плательщику ЕСВ и его обслуживающему банку соответствующего уведомления (приложение 3 к

Порядку № 21-3). Со следующего рабочего дня после получения уведомления об отзыве справки банк начинает осуществлять прием от плательщика ЕСВ денежных чеков, платежных поручений и других расчетных документов на перечисление (выдачу) заработной платы в общем порядке с проверкой сумм ЕСВ (см. выше).

Пенсионный фонд не предусмотрел аналогичную процедуру для плательщиков ЕСВ, у которых работают инвалиды. Согласно

ч. 13 ст. 8 Закона № 2464 на заработную плату инвалидов работодатели обязаны начислять ЕСВ в размере 8,41 %, в то время как в общем случае на заработную плату обычных работников страховой взнос начисляется в зависимости от класса профессионального риска производства и составляет от 36,76 % до 49,7 %. Таким образом, если фонд оплаты труда инвалидов составляет существенный процент от общего фонда оплаты труда других работников и суммы в расчетных документах на перечисление средств на уплату ЕСВ составляют меньше 1/3 суммы средств на выплату заработной платы , для получения (перечисления) средств на выплату заработной платы работодателю придется ежемесячно согласовывать суммы ЕСВ с Пенсионным фондом.

В заключение статьи хотелось бы обратить внимание плательщиков ЕСВ на то, что согласно ч. 1 ст. 12 Закона № 2464 контроль за правильностью начисления, исчисления, полнотой и своевременностью уплаты ЕСВ осуществляют органы Пенсионного фонда путем проведения проверки бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов о начислении, исчислении и уплате ЕСВ. Банки не проверяют правильность начисления (исчисления) платежей, а только производят выдачу (перечисление) средств на заработную плату, соблюдая условия, определенные Порядком № 21-3.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше