Темы статей
Выбрать темы

Декларирование цены на продовольственные товары

Редакция НиБУ
Статья

Декларирование цены на продовольственные товары

 

Одним из способов государственного воздействия на политику ценообразования предприятия является декларирование цен. Какие продовольственные товары подпадают под госрегулирование цен и каков порядок их декларирования, рассмотрим в этой статье.

Михаил ВИШНЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Госрегулирование цен: цель и методы

Государственное регулирование цен на определенные виды продукции является, по сути, исключением из предоставленного

ст. 190 ХКУ субъектам хозяйствования права самостоятельного установления свободных цен по согласованию сторон. Аналогичная норма установлена и ст. 7 Закона о ценах. Государственные фиксированные и регулируемые цены устанавливаются на ресурсы, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на продукцию и услуги, которые имеют существенное социальное значение для населения. Перечень указанных ресурсов, продукции, услуг утверждает Кабинет Министров Украины (ст. 191 ХКУ).

С целью усовершенствования системы государственного регулирования цен и дальнейшего развития рыночных отношений Кабмин принял

постановление № 1548, в котором определены полномочия соответствующих органов в данной сфере.

Согласно

п. 12 приложения к постановлению № 1548 Совмину АР Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям предоставлены полномочия регулировать (устанавливать), в частности:

— предельные торговые (снабженческо-сбытовые) надбавки к оптовой цене производителя

(таможенной стоимости) на муку, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, говядину, свинину и мясо птицы, колбасные изделия вареные, молоко, сыр, сметану, масло сливочное, масло подсолнечное, яйца куриные не выше 15 процентов без учета расходов на их транспортировку в междугородном сообщении;

предельные уровни рентабельности производства муки пшеничной высшего, первого и второго сорта, муки ржаной обдирной, хлеба весом более 500 граммов из муки пшеничной высшего, первого и второго сорта и их смеси, муки ржаной и смеси муки пшеничной и ржаной простой рецептуры (мука, дрожжи, соль, вода) без добавления сахара, жира, других наполнителей, а также хлеб и хлебобулочные изделия для диабетиков;

оптово-отпускные цены на муку пшеничную высшего, первого и второго сорта, муку ржаную обдирную, говядину, свинину, мясо птицы, колбасные изделия вареные, молоко, сыр, сметану, масло сливочное, яйца куриные, сахар, масло подсолнечное путем декларирования их изменения.

 

Декларирование оптовой цены

Приказом № 341,

изданным Минэкономики в соответствии с п. 2 постановления № 373, утверждены:

— форма

Декларации об оптовой цене на продовольственные товары, относительно которых введено государственное регулирование (далее — Декларация № 341);

Инструкция о заполнении и применении Декларации № 341 (далее — Инструкция № 341).

Требования

Инструкции № 341 распространяются на субъектов хозяйствования — юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и физических лиц — предпринимателей, которые производят и реализуют продовольственные товары, кроме хлебобулочных изделий, относительно цен, на которые введено государственное регулирование.

Не станем детально останавливаться на установленном

разделом II Инструкции № 341 порядке заполнения и оформления Декларации № 341, на наш взгляд, довольно понятном из самой ее формы. Лишь кратко отметим, что:

— в соответствующей графе

Декларации № 341 оптовая цена производителя за единицу измерения товара указывается без НДС в гривнях и копейках;

в пункте 4 указываются

полное наименование товарополучателя (грузополучателя), серия, номер и дата заполнения товарно-транспортной накладной.

Как отмечает

Минэкономики в своих Методуказаниях № 3804, порядок декларирования дает возможность отследить цену продовольственного товара и размер торговой (снабженческо-сбытовой) надбавки на пути продвижения от производителя (оптового поставщика) к конечному реализатору (розничная торговая сеть) или потребителю (предприятие пищевой промышленности). Механизм отслеживания понятен из установленного разделом III Инструкции № 341 порядка применения Декларации № 341. Напомним его основные моменты.

Декларация № 341

составляется производителем товара отдельно на каждую партию товара в одном экземпляре (который остается у производителя), подписывается руководителем (или заменяющим его лицом) и заверяется печатью (при наличии) и применяется вместе с первичным документом на отпуск товара (товарно-транспортной накладной, накладной на отпуск товара и т. п.), на что четко указывает примечание в форме декларации.

Заверенная руководителем (или заменяющим его лицом)

копия Декларации № 341 предоставляется производителем каждому покупателю (товарополучателю, грузополучателю) товара вместе с первичными документами на отпуск товара и применяется на всех этапах реализации товара. При каждой последующей реализации этого товара независимо от объема партии каждый продавец в копии Декларации № 341, полученной от производителя или предыдущего продавца, отмечает лишь наименование товарополучателя (грузополучателя) и реквизиты первичного документа на отпуск товара. Указанная копия заверяется продавцом и прилагается к первичному документу на отпуск товара.

Руководитель субъекта хозяйствования (производителя, товарополучателя, грузополучателя) несет

ответственность за достоверность данных, указанных в Декларации № 341, согласно законодательству. Декларация № 341 (ее копия) хранится в течение трех лет вместе с первичным документом на отпуск товара.

Следовательно,

копия Декларации № 341 является передаваемым документом на всем пути продвижения товара от производителя к конечному потребителю, используемым при контроле размера торговой (снабженческо-сбытовой) надбавки (наценки) и для подтверждения оптовой цены.

Применение данного механизма декларирования имеет смысл только в том случае, если на определенную группу продовольственных товаров введено госрегулирование цен именно путем

установления предельных торговых надбавок к оптовой цене. Оно (декларирование) не распространяется на продтовары, в отношении которых применяются иные меры госрегулирования. В противном случае декларирование окажется никому не нужной формальностью, никоим образом реально не влияющей на формирование цены с предельной торговой надбавкой.

Отметим, что ни

Инструкция № 341 , ни форма Декларации № 341 не предусматривают направления производителями, товарополучателями, грузополучателями товара соответственно ни Декларации № 341, ни ее копии в момент их оформления в адрес органов Госценинспекции. Копия Декларации № 341 предоставляется лишь покупателю товара. Органам госконтроля за ценами Декларация № 341 (ее копия) предоставляется по требованию во время проверки соблюдения госдисциплины цен, а также по их письменным запросам (п. 4 раздела III Инструкции № 341).

 

Декларирование изменения оптово-отпускной цены

Прежде всего заметим, что в отличие от порядка

декларирования оптовой цены с оформлением Декларации № 341, как уже сказано выше, одновременно с оформлением первичных документов на отпуск товара, порядок декларирования изменения оптово-отпускной цены предусматривает предварительное (заблаговременное) согласование цены, а по сути — получение разрешения на ее правомерное применение в будущих операциях по реализации товаров, подпадающих под контроль соблюдения госдисциплины цен.

Как мы уже ранее отмечали, согласно

п. 12 приложения к постановлению № 1548 Совмину АР Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским госадминистрациям предоставлены полномочия регулировать (устанавливать), в частности, оптово-отпускные цены путем декларирования их изменения.

С целью реализации приведенной нормы на практике, правительством утвержден

Порядок № 1222, устанавливающий механизм декларирования цен, основные требования которого для наглядности представим в виде таблицы.

 

Требование к порядку декларирования цены

Содержание требования

Примечания

1

2

3

Предмет декларирования

Изменение оптово-отпускных цен на некоторые продовольственные товары в случае их увеличения в течение месяца более чем на 1 процент

1. Речь идет о любом увеличении цены более чем на 1 процент, которое можно выявить, сравнив цены, устанавливавшиеся в два разных дня, между которыми не прошло более 30 дней.
2. Обращаем внимание, что декларированию подлежат именно оптово-отпускные цены на продтовары, т. е. фактические цены, применяемые в расчетах за товары, которые поставляются (реализуются) субъектами хозяйствования с целью их использования в предпринимательской деятельности, с учетом налога на добавленную стоимость и транспортных расходов. Из этого можно заключить, что повышение цен, по которым товар реализуется физлицам, приобретающим его для бытовых целей, декларированию не подлежит

Товары, цены на которые подлежат декларированию

Мука пшеничная высшего, первого и второго сорта, мука ржаная отрубная, говядина, свинина, мясо птицы (тушка), колбасные изделия вареные, кроме высшего сорта, молоко коровье питьевое с содержанием жира до 2,5 %, творог кисломолочный с содержанием жира до 9 %, сметана с содержанием жира до 20 %, масло сливочное с содержанием жира до 72,5 %, яйца куриные, сахар-песок, масло подсолнечное

Приведенный перечень в точности соответствует указанному в приложении к постановлению № 1548

Документы, которые необходимо подготовить с целью декларирования изменения цены производителю товаров

Для производителя:

Для реализатора:

Практическим руководством при подготовке указанных документов для субъектов хозяйствования должен стать Порядок № 373 («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 34, с. 5)

— объяснительная записка по обоснованию необходимости изменения оптово-отпускных цен вместе со справкой о результатах экономического анализа фактических затрат производства (реализации);

— калькуляция себестоимости производства продовольственных товаров с указанием объема материальных и трудовых затрат;
— справка об объемах производства продовольственных товаров за прошлый год и соответствующий период текущего года;
— стандарты, нормативы, технологические регламенты по производству продовольственных товаров;
— копии договоров, связанных с производством продовольственных товаров, заключенных с другими субъектами хозяйствования;
— справка о фактической и декларированной рентабельности от реализации продовольственных товаров

— калькуляция затрат по реализации продовольственных товаров;
— копии договоров,
связанных с реализацией продовольственных товаров, заключенных
с другими субъектами хозяйствования;
— копия декларации изменения оптово-отпускных цен на продовольственные товары субъекта хозяйствования, осуществляющего деятельность по производству продовольственных товаров (в случае наличия)

Документы удостоверяются подписью руководителя субъекта хозяйствования и скрепляются печатью

Сроки декларирования

Для производителя — не более 10 рабочих дней до дня повышения

Для реализатора — не более 3 рабочих дней до дня повышения.

 

Органы, через которые осуществляется декларирование

Территориальные органы Госценинспекции, которые предоставляют субъектам хозяйствования по их обращению заключения по экономическому обоснованию уровней оптово-отпускных цен на продовольственные товары, изменения которых подлежат декларированию

Первоначальная редакция Порядка № 1222 предусматривала уведомительный, а не согласовательный порядок декларирования цен. Другими словами, от субъектов хозяйствования требовалось лишь поставить в известность местные органы исполнительной власти о планируемом повышении цен. После внесения изменений территориальные органы Госценинспекции получили право отказывать в предоставлении соответствующих заключений, что, в свою очередь, равноценно отказу в декларировании изменения цены на продовольственный товар. Получить отказ в декларировании субъект хозяйствования может и после прохождения Госцениспекции — уже на этапе обращения к госадминистрации.
В этой части действие Порядка № 1222 даже приостанавливалось в соответствии с Указом Президента Украины от 06.03.2009 г. № 125/2009, однако в связи с тем, что КСУ не счел предложенный Порядком № 1222 механизм декларирования нарушающим нормы Конституции, его действие было возобновлено.
Кстати, Указ Президента Украины от 06.03.2009 г. № 125/2009 утратил силу согласно Указу Президента Украины от 13.06.2009 г. № 434/2009

В случае получения положительного заключения, для декларирования изменения оптово-отпускных цен на продовольственные товары субъекты хозяйствования обращаются в Совмин АР Крым, областную, Киевскую, Севастопольскую городские госадминистрации и подают такие документы:
— заключение территориального органа Госценинспекции;
— проект декларации изменения оптово-отпускных цен на продовольственные товары определенной формы, соответственно осуществляемой субъекты хозяйствования виду деятельности:

по производству продовольственных товаров — по форме согласно приложению 1 к Порядку № 1222

по реализации продовольственных товаров — по форме согласно приложению 2 к Порядку № 1222

 

Полагаем, что сказанное в табличном виде не нуждается в особых пояснениях. Можно лишь обратить внимание на отдельные моменты и несколько расширить сказанное.

1. Декларирование проводить не нужно и в случаях, если цена в течение месяца выросла ровно на 1 % или меньше, а также в случаях, если цена увеличилась более чем на 1 %, но по прошествии более длительного чем месяц периода.

2. Кроме того, Минэкономики в

Методуказаниях № 3804 отмечает: декларированию не подлежат оптово-отпускные цены на продовольственные товары при применении их ниже задекларированных. Не подлежат декларированию оптово-отпускные цены в случае их повышения после снижения, но не выше, чем задекларированные.

3. Отличаются не только перечень документов, которые согласно

пунктам 3 и 4 Порядка № 1222 должны подавать производители и торговые предприятия органам Госценинспекции, но и сроки их подачи при декларировании изменения оптово-отпускных цен (соответственно 10 и 3 рабочих дня до введения новых цен). Разные сроки: 7-дневный (для производителей) и 2-дневный (для реализаторов) после получения документов отводится и для выдачи им письменных заключений территориальными органами Госценинспекции (п. 6 Порядка № 1222).

4. Как уже стало понятно, сам процесс декларирования состоит, можно сказать, из двух этапов.

На первом этапе предприятие, которое повышает цены, должно предоставить предусмотренные Порядком № 1222 документы органам Госценинспекции и получить их заключение. На втором — проект Декларации изменения оптово-отпускных цен, а также заключение территориального органа Госценинспекции предоставляется соответственно по принадлежности в Совмин АР Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские госадминистрации, для согласования Декларации, для чего отведен двухдневный срок.

5. Изменение оптово-отпускных цен осуществляется с

даты согласования декларации, а оптово-отпускные цены на продовольственные товары считаются задекларированными на день вступления в силу распоряжения (решения) уполномоченного органа госадминистрации.

6. Заметим, что неприятные моменты для предприятия могут быть как на первом, так и на втором этапах:

— органы

Госценинспекции могут отказать в выдаче заключения, если предприятие представило документы не в полном объеме, оформило их не по установленной форме или недостаточно обосновало необходимость изменения оптово-отпускных цен (п. 5 Порядка № 1222);

— в случае

несогласования Декларации уполномоченным органом госадминистрации предприятию направляется обоснованный ответ с указанием причин отказа.

На этом, пожалуй, можно подвести черту в освещении порядков декларирования цены на продовольственные товары, подпадающие под контроль соблюдения госдисциплины цен. Вопросы контроля, санкций и ответственности рассмотрены в отдельной статье ниже.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше