Декларирование цены на продовольственные товары
Одним из способов государственного воздействия на политику ценообразования предприятия является декларирование цен. Какие продовольственные товары подпадают под госрегулирование цен и каков порядок их декларирования, рассмотрим в этой статье.
Михаил ВИШНЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Госрегулирование цен: цель и методы
Государственное регулирование цен на определенные виды продукции является, по сути, исключением из предоставленного
ст. 190 ХКУ субъектам хозяйствования права самостоятельного установления свободных цен по согласованию сторон. Аналогичная норма установлена и ст. 7 Закона о ценах. Государственные фиксированные и регулируемые цены устанавливаются на ресурсы, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на продукцию и услуги, которые имеют существенное социальное значение для населения. Перечень указанных ресурсов, продукции, услуг утверждает Кабинет Министров Украины (ст. 191 ХКУ).С целью усовершенствования системы государственного регулирования цен и дальнейшего развития рыночных отношений Кабмин принял
постановление № 1548, в котором определены полномочия соответствующих органов в данной сфере.Согласно
п. 12 приложения к постановлению № 1548 Совмину АР Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям предоставлены полномочия регулировать (устанавливать), в частности:— предельные торговые (снабженческо-сбытовые) надбавки к оптовой цене производителя
(таможенной стоимости) на муку, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, говядину, свинину и мясо птицы, колбасные изделия вареные, молоко, сыр, сметану, масло сливочное, масло подсолнечное, яйца куриные не выше 15 процентов без учета расходов на их транспортировку в междугородном сообщении;—
предельные уровни рентабельности производства муки пшеничной высшего, первого и второго сорта, муки ржаной обдирной, хлеба весом более 500 граммов из муки пшеничной высшего, первого и второго сорта и их смеси, муки ржаной и смеси муки пшеничной и ржаной простой рецептуры (мука, дрожжи, соль, вода) без добавления сахара, жира, других наполнителей, а также хлеб и хлебобулочные изделия для диабетиков;—
оптово-отпускные цены на муку пшеничную высшего, первого и второго сорта, муку ржаную обдирную, говядину, свинину, мясо птицы, колбасные изделия вареные, молоко, сыр, сметану, масло сливочное, яйца куриные, сахар, масло подсолнечное путем декларирования их изменения.
Декларирование оптовой цены
Приказом № 341,
изданным Минэкономики в соответствии с п. 2 постановления № 373, утверждены:— форма
Декларации об оптовой цене на продовольственные товары, относительно которых введено государственное регулирование (далее — Декларация № 341);—
Инструкция о заполнении и применении Декларации № 341 (далее — Инструкция № 341).Требования
Инструкции № 341 распространяются на субъектов хозяйствования — юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и физических лиц — предпринимателей, которые производят и реализуют продовольственные товары, кроме хлебобулочных изделий, относительно цен, на которые введено государственное регулирование.Не станем детально останавливаться на установленном
разделом II Инструкции № 341 порядке заполнения и оформления Декларации № 341, на наш взгляд, довольно понятном из самой ее формы. Лишь кратко отметим, что:— в соответствующей графе
Декларации № 341 оптовая цена производителя за единицу измерения товара указывается без НДС в гривнях и копейках;в пункте 4 указываются
полное наименование товарополучателя (грузополучателя), серия, номер и дата заполнения товарно-транспортной накладной.Как отмечает
Минэкономики в своих Методуказаниях № 3804, порядок декларирования дает возможность отследить цену продовольственного товара и размер торговой (снабженческо-сбытовой) надбавки на пути продвижения от производителя (оптового поставщика) к конечному реализатору (розничная торговая сеть) или потребителю (предприятие пищевой промышленности). Механизм отслеживания понятен из установленного разделом III Инструкции № 341 порядка применения Декларации № 341. Напомним его основные моменты.Декларация № 341
составляется производителем товара отдельно на каждую партию товара в одном экземпляре (который остается у производителя), подписывается руководителем (или заменяющим его лицом) и заверяется печатью (при наличии) и применяется вместе с первичным документом на отпуск товара (товарно-транспортной накладной, накладной на отпуск товара и т. п.), на что четко указывает примечание в форме декларации.Заверенная руководителем (или заменяющим его лицом)
копия Декларации № 341 предоставляется производителем каждому покупателю (товарополучателю, грузополучателю) товара вместе с первичными документами на отпуск товара и применяется на всех этапах реализации товара. При каждой последующей реализации этого товара независимо от объема партии каждый продавец в копии Декларации № 341, полученной от производителя или предыдущего продавца, отмечает лишь наименование товарополучателя (грузополучателя) и реквизиты первичного документа на отпуск товара. Указанная копия заверяется продавцом и прилагается к первичному документу на отпуск товара.Руководитель субъекта хозяйствования (производителя, товарополучателя, грузополучателя) несет
ответственность за достоверность данных, указанных в Декларации № 341, согласно законодательству. Декларация № 341 (ее копия) хранится в течение трех лет вместе с первичным документом на отпуск товара.Следовательно,
копия Декларации № 341 является передаваемым документом на всем пути продвижения товара от производителя к конечному потребителю, используемым при контроле размера торговой (снабженческо-сбытовой) надбавки (наценки) и для подтверждения оптовой цены.Применение данного механизма декларирования имеет смысл только в том случае, если на определенную группу продовольственных товаров введено госрегулирование цен именно путем
установления предельных торговых надбавок к оптовой цене. Оно (декларирование) не распространяется на продтовары, в отношении которых применяются иные меры госрегулирования. В противном случае декларирование окажется никому не нужной формальностью, никоим образом реально не влияющей на формирование цены с предельной торговой надбавкой.Отметим, что ни
Инструкция № 341 , ни форма Декларации № 341 не предусматривают направления производителями, товарополучателями, грузополучателями товара соответственно ни Декларации № 341, ни ее копии в момент их оформления в адрес органов Госценинспекции. Копия Декларации № 341 предоставляется лишь покупателю товара. Органам госконтроля за ценами Декларация № 341 (ее копия) предоставляется по требованию во время проверки соблюдения госдисциплины цен, а также по их письменным запросам (п. 4 раздела III Инструкции № 341).
Декларирование изменения оптово-отпускной цены
Прежде всего заметим, что в отличие от порядка
декларирования оптовой цены с оформлением Декларации № 341, как уже сказано выше, одновременно с оформлением первичных документов на отпуск товара, порядок декларирования изменения оптово-отпускной цены предусматривает предварительное (заблаговременное) согласование цены, а по сути — получение разрешения на ее правомерное применение в будущих операциях по реализации товаров, подпадающих под контроль соблюдения госдисциплины цен.Как мы уже ранее отмечали, согласно
п. 12 приложения к постановлению № 1548 Совмину АР Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским госадминистрациям предоставлены полномочия регулировать (устанавливать), в частности, оптово-отпускные цены путем декларирования их изменения.С целью реализации приведенной нормы на практике, правительством утвержден
Порядок № 1222, устанавливающий механизм декларирования цен, основные требования которого для наглядности представим в виде таблицы.
Требование к порядку декларирования цены | Содержание требования | Примечания | |
1 | 2 | 3 | |
Предмет декларирования | Изменение оптово-отпускных цен на некоторые продовольственные товары в случае их увеличения в течение месяца более чем на 1 процент | 1. Речь идет о любом увеличении цены более чем на 1 процент, которое можно выявить, сравнив цены, устанавливавшиеся в два разных дня, между которыми не прошло более 30 дней. | |
Товары, цены на которые подлежат декларированию | Мука пшеничная высшего, первого и второго сорта, мука ржаная отрубная, говядина, свинина, мясо птицы (тушка), колбасные изделия вареные, кроме высшего сорта, молоко коровье питьевое с содержанием жира до 2,5 %, творог кисломолочный с содержанием жира до 9 %, сметана с содержанием жира до 20 %, масло сливочное с содержанием жира до 72,5 %, яйца куриные, сахар-песок, масло подсолнечное | Приведенный перечень в точности соответствует указанному в приложении к постановлению № 1548 | |
Документы, которые необходимо подготовить с целью декларирования изменения цены производителю товаров | Для производителя: | Для реализатора: | Практическим руководством при подготовке указанных документов для субъектов хозяйствования должен стать Порядок № 373 («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 34, с. 5) |
— объяснительная записка по обоснованию необходимости изменения оптово-отпускных цен вместе со справкой о результатах экономического анализа фактических затрат производства (реализации); | |||
— калькуляция себестоимости производства продовольственных товаров с указанием объема материальных и трудовых затрат; | — калькуляция затрат по реализации продовольственных товаров; | ||
Документы удостоверяются подписью руководителя субъекта хозяйствования и скрепляются печатью | |||
Сроки декларирования | Для производителя — не более 10 рабочих дней до дня повышения | Для реализатора — не более 3 рабочих дней до дня повышения. |
|
Органы, через которые осуществляется декларирование | Территориальные органы Госценинспекции, которые предоставляют субъектам хозяйствования по их обращению заключения по экономическому обоснованию уровней оптово-отпускных цен на продовольственные товары, изменения которых подлежат декларированию | Первоначальная редакция Порядка № 1222 предусматривала уведомительный, а не согласовательный порядок декларирования цен. Другими словами, от субъектов хозяйствования требовалось лишь поставить в известность местные органы исполнительной власти о планируемом повышении цен. После внесения изменений территориальные органы Госценинспекции получили право отказывать в предоставлении соответствующих заключений, что, в свою очередь, равноценно отказу в декларировании изменения цены на продовольственный товар. Получить отказ в декларировании субъект хозяйствования может и после прохождения Госцениспекции — уже на этапе обращения к госадминистрации. | |
В случае получения положительного заключения, для декларирования изменения оптово-отпускных цен на продовольственные товары субъекты хозяйствования обращаются в Совмин АР Крым, областную, Киевскую, Севастопольскую городские госадминистрации и подают такие документы: | |||
по производству продовольственных товаров — по форме согласно приложению 1 к Порядку № 1222 | по реализации продовольственных товаров — по форме согласно приложению 2 к Порядку № 1222 |
Полагаем, что сказанное в табличном виде не нуждается в особых пояснениях. Можно лишь обратить внимание на отдельные моменты и несколько расширить сказанное.
1. Декларирование проводить не нужно и в случаях, если цена в течение месяца выросла ровно на 1 % или меньше, а также в случаях, если цена увеличилась более чем на 1 %, но по прошествии более длительного чем месяц периода.
2. Кроме того, Минэкономики в
Методуказаниях № 3804 отмечает: декларированию не подлежат оптово-отпускные цены на продовольственные товары при применении их ниже задекларированных. Не подлежат декларированию оптово-отпускные цены в случае их повышения после снижения, но не выше, чем задекларированные.3. Отличаются не только перечень документов, которые согласно
пунктам 3 и 4 Порядка № 1222 должны подавать производители и торговые предприятия органам Госценинспекции, но и сроки их подачи при декларировании изменения оптово-отпускных цен (соответственно 10 и 3 рабочих дня до введения новых цен). Разные сроки: 7-дневный (для производителей) и 2-дневный (для реализаторов) после получения документов отводится и для выдачи им письменных заключений территориальными органами Госценинспекции (п. 6 Порядка № 1222).4. Как уже стало понятно, сам процесс декларирования состоит, можно сказать, из двух этапов.
На первом этапе предприятие, которое повышает цены, должно предоставить предусмотренные Порядком № 1222 документы органам Госценинспекции и получить их заключение. На втором — проект Декларации изменения оптово-отпускных цен, а также заключение территориального органа Госценинспекции предоставляется соответственно по принадлежности в Совмин АР Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские госадминистрации, для согласования Декларации, для чего отведен двухдневный срок.5. Изменение оптово-отпускных цен осуществляется с
даты согласования декларации, а оптово-отпускные цены на продовольственные товары считаются задекларированными на день вступления в силу распоряжения (решения) уполномоченного органа госадминистрации.6. Заметим, что неприятные моменты для предприятия могут быть как на первом, так и на втором этапах:
— органы
Госценинспекции могут отказать в выдаче заключения, если предприятие представило документы не в полном объеме, оформило их не по установленной форме или недостаточно обосновало необходимость изменения оптово-отпускных цен (п. 5 Порядка № 1222);— в случае
несогласования Декларации уполномоченным органом госадминистрации предприятию направляется обоснованный ответ с указанием причин отказа.На этом, пожалуй, можно подвести черту в освещении порядков декларирования цены на продовольственные товары, подпадающие под контроль соблюдения госдисциплины цен. Вопросы контроля, санкций и ответственности рассмотрены в отдельной статье ниже.