Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Плата за нарушение «ценовых» требований: штрафные санкции

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2010/№ 98
Печать
Статья

Плата за нарушение «ценовых» требований: штрафные санкции

 

В тех случаях, когда законодательство предъявляет требования к установлению цен на те или иные товары, стороны договора оказываются достаточно ограничены в осуществлении своей деятельности. Государство обосновывает введение таких дополнительных требований исключительной важностью определенных категорий товаров. Этим объясняется и серьезность санкций, которые могут быть применены за их нарушение.

Нина КОСТЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

В соответствии со

ст. 192 ХКУ порядок установления и применения цен, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении установления и регулирования цен, а также контроля за ценами и ценообразованием определяются законом о ценах и ценообразовании, другими законодательными актами.

Как видим,

ХКУ в вопросе определения органов, уполномоченных осуществлять надзор за соблюдением законодательства о ценах, отсылает нас к Закону о ценах. Последний решает этот вопрос следующим образом: контроль за соблюдением государственной дисциплины цен осуществляется органами, на которые эти функции возложены правительством Украины (ч. 2 ст. 13 Закона о ценах). На данный момент соответствующие полномочия возложены на Государственную инспекцию по контролю за ценами и ее территориальные органы (п. 3 Положения № 1819). О порядке проведения «ценовых» проверок мы не раз писали (см. «Предприятие и контроль за ценами» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 20; «Проверки соблюдения законодательства о ценах и санкции за его нарушение» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 77).

Однако уже в скором времени правительство в рамках заявленного им курса на дерегулирование предпринимательской деятельности намерено внести некоторые коррективы в порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства о ценах, упразднив госинспекции по ценам и передав их надзорные полномочия управлениям по защите прав потребителей. Соответственно произойдут изменения и в порядке проведения проверок. Будем держать вас в курсе законодательных нововведений, а пока остановимся на санкциях, которые установлены на уровне закона, а потому в ближайшее время вряд ли подвергнутся изменениям.

 

Санкции за нарушение законодательства о ценах

В соответствии со

статьей 14 Закона о ценах вся необоснованно полученная предприятием*, организацией сумма выручки вследствие нарушения государственной дисциплины цен подлежит изъятию в доход соответствующего бюджета, в зависимости от подчиненности предприятия, организации. Кроме того, во внебюджетные фонды местных советов взыскивается штраф в двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки . Соответственно при отсутствии выручки санкция за нарушение дисциплины цен не применяется (определение ВАСУ от 03.06.2008 г. // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 77).

* Обращаем внимание, что Госцениспекция вполне обоснованно исходит из того, что нормы, установленные законодательством о ценообразовании для предприятий, распространяются и на физлиц-предпринимателей (см. письмо от 24.11.2006 г. № 200/7-10/1660

на с. 47), поэтому за нарушения в сфере ценообразования, предусмотренные для предприятий финсанкции применимы и к физическим лицам — предпринимателям.

Следует отметить, что Госценинспекция, ориентируясь на высказанную когда-то ВХСУ позицию (см.

п. 2 обзорного письма ВХСУ от 16.12.2004 г. № 01-8/3273 «О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с применением законодательства о ценах и ценообразовании»), исходит из того, что выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) является сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). Из этого можно сделать вывод, что если имеет место только факт заключения договора, в котором цена определена с нарушением требований законодательства о ценообразовании, это еще не является основанием для применения указанной санкции. В то же время заключение бартерного договора не освобождает от необходимости придерживаться таких требований. При этом для расчета необоснованно полученной выручки от реализации товаров по бартерному договору берется сумма данного договора, но с учетом того, состоялась ли по нему встречная поставка товаров (работ, услуг) (письмо Госценинспекции от 06.12.2006 г. № 200/7-8/1741 см. на с. 46).

Обращаем внимание, что предусмотренная

Законом о ценах санкция применяется и в случае нарушения требований о декларировании цен либо их изменений (см. письмо Минэкономики от 03.12.2007 г. № 89-22/102). Однако есть шансы для оспаривания ее применения.

Во-первых, можно воспользоваться достаточно неудачной формулировкой

ст. 14 Закона о ценах: в ней при буквальном прочтении речь идет о нарушении государственной дисциплины цен со стороны коммунальных и государственных предприятий. Такой вывод следует из используемых в статье слов о том, что выручка изымается «в доход соответствующего бюджета в зависимости от подчиненности предприятия, организации».

Сразу же хотим предупредить о том, что этот аргумент выглядит крайне слабым по сравнению с устоявшейся практикой применения санкций, предусмотренных

ст. 14 Закона о ценах (см., например, определение ВАСУ от 17.06.2009 г. № К-21422/07). Об этом свидетельствует и существование специального подзаконного акта, направленного на регламентацию особенностей расчета и применения установленной в ст. 14 Закона о ценах санкции — Инструкции № 298.

Во-вторых, полномочиями по регулированию оптово-отпускных цен на определенные продукты путем декларирования их изменения, а также, например, по введению предельных торговых надбавок наделены Совет министров АРК, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации. Соответственно, если на местном уровне госадминистрацией не принимался распорядительный документ, предусматривающий осуществление определенных мер госрегулирования цен, применить установленные

ст. 14 Закона о ценах санкции нельзя.

В-третьих, традиционное основание для того, чтобы избежать применения любых административно-хозяйственных санкций, в том числе за нарушение законодательства о ценах, — сроки, в течение которых они могут применяться. Напомним, согласно

ст. 250 ХКУ админхозсанкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности. При этом днем выявления считается день составления акта проверки, днем применения санкции — день вынесения соответствующего решения уполномоченным органом (см. определение ВАСУ от 17.06.2009 г. № К-21422/07 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 77).

Кроме того, на контролирующие органы возложена обязанность доказать факт получения субъектом хозяйствования необоснованной выручки в результате нарушения. Иначе применение санкции будет признано неправомерным (см., например,

определение ВАСУ от 02.09.2010 г. № К-43689/09).

Нарушения требований законодательства о ценообразовании, за которые к субъектам хозяйствования может быть применена данная санкция, и особенности расчета штрафа в каждом случае приведем в виде таблицы.

 

Нарушение

Размер штрафа

Расчет штрафа

1

2

3

4

Финансовые санкции
(налагаются на субъектов хозяйствования)

1

Начисление не предусмотренных законодательством наценок к ценам и тарифам, которые регулируются (ст. 14 Закона о ценах, п. 1.4 Инструкции № 298)

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и стоимостью от реализации продукции (услуг, работ) по ценам, которые должны применяться согласно требованиям законодательства

2

Применение свободных цен (тарифов) на продукцию (услуги, работы) при условии введения для них режима государственного регулирования

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и стоимостью от реализации продукции (услуг, работ) по ценам, которые должны применяться согласно требованиям законодательства

3

Применение цен (тарифов) на продукцию (услуги, работы) с рентабельностью, уровень которой превышает установленный в соответствии с законодательством предельный

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и ее стоимостью согласно установленным законодательством ценам (тарифам)

4

Применение цен (тарифов) с нарушением введенного порядка обязательного их декларирования

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и стоимостью от реализации продукции (услуг, работ) по ценам, которые должны применяться согласно требованиям законодательства

5

Завышение или занижение размера предусмотренных законодательством налогов и обязательных сборов, включаемых в структуру цены или их невключение в структуру регулируемой цены

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и ее стоимостью согласно установленным законодательством ценам (тарифам)

6

Включение в структуру регулируемых цен (тарифов) не предусмотренных законодательством расходов или расходов сверх установленных размеров

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и ее стоимостью согласно установленным законодательством ценам (тарифам)

7

Включение в стоимость продукции и услуг, цены (тарифы) на которые регулируются, фактически не выполненных или выполненных не в полном объеме услуг (работ)

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается разница между полученной выручкой и стоимостью продукции и услуг, определенной в соответствии с нормативами с учетом фактических объемов выполнения

8

Применение торговых и снабженческо-сбытовых надбавок (наценок) сверх установленного предельного размера

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и ее стоимостью согласно установленным законодательством ценам (тарифам)

9

Применение цен (тарифов) субъектами хозяйствования за виды услуг (работ), не предусмотренных определенными нормативно-правовыми актами, устанавливающими для них соответствующие перечни платных услуг

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается вся сумма незаконно полученных денежных средств

10

Установление и применение цен (тарифов) ниже законодательно установленных минимальных

Размер финансовых санкций определяется в каждом конкретном случае по законодательным актам, регулирующим порядок установления цен на те или иные товары

Например, Законом № 758 определена ответственность субъектов предпринимательства за реализацию сахара по ценам ниже минимально установленной цены, в виде штрафа в размере двойной стоимости сахара, реализация которого осуществлялась с нарушением

 

По действующему на данный момент законодательству санкции в приведенных выше размерах за нарушения законодательства о ценообразовании уполномочены применять госценинспекции. Как мы уже отмечали, не исключено, что в скором времени соответствующие полномочия будут переданы управлениям по защите прав потребителей. Даже если так произойдет, то порядок обжалования решений о применении санкций за нарушения законодательства о ценообразовании кардинально измениться не должен: как и сейчас, у субъекта хозяйствования будет возможность обжаловать принятое в отношении него решение либо в вышестоящем органе, либо в суде.

В отношении судебного обжалования обратим внимание на некоторые моменты.

1. В части оформления иска следует помнить о перечне обязательных для указания в нем сведений. Так,

в иске нужно указать:

1) наименование административного суда, в который подается исковое заявление;

2) имя (наименование) истца, почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые есть;

3) имя (наименование) ответчика, почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если такие известны;

4) содержание исковых требований и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования;

5) в случае необходимости — в иск включается ходатайство истца, т. е. обращение к суду с просьбой совершить определенные действия, которые сам истец совершить не может. Это может быть ходатайство об освобождении от уплаты судебного сбора, о назначении судебной экспертизы, об истребовании доказательств, о вызове свидетелей и др.;

6) перечень документов и других материалов, которые прилагаются.

К исковому заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих обстоятельства, на которые налогоплательщик ссылается в иске.

Исковое заявление подписывается истцом или его представителем с указанием даты подписания.

2. С 30.07.2010 г.

существенно сократился срок на обжалование тех решений госорганов, на основании которых с субъекта хозяйствования могут быть взысканы денежные средства (решения о применении финсанкций к ним также относятся). Вместо установленного раньше срока в один год, теперь применяется месячный срок, который следует отсчитывать со дня получения субъектом хозяйствования решения о применении к нему санкций.

 

Ответственность должностных лиц

Должностные лица субъекта хозяйствования, виновные в нарушении порядка установления и применения цен и тарифов, также могут быть привлечены к ответственности.

В соответствии со ст. 1652 КоАП

нарушение порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также скидок, наценок, доплат к ним влечет наложение штрафа на должностных лиц субъекта хозяйствования* в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.). Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года уже было подвержено административному взысканию за одно из подобных правонарушений, влекут за собой наложение штрафа от 10 до 15 ннмдг, т. е. от 170 до 255 грн.

* К физлицам-предпринимателям данная санкция, по признанию самой Госценинспекции, не применяется (см. письмо от 24.11.2006 г. № 200/7-10/1660

на с. 47).

Кроме того, невыполнение законных требований органов государственного контроля за ценами по устранению нарушений порядка формирования и применения цен и тарифов или прекращения операций по счетам в учреждениях банков и других финансово-кредитных учреждениях приводит к наказанию должностных лиц в виде наложения штрафа в размере от 9 до 18 ннмдг, т. е.

от 153 до 306 грн. (ст. 1883 КУоАП).

Привлечь к ответственности за указанные нарушения может сама госценинспекция на основании ею же составленного протокола об админправонарушении. Рассматривать такие дела на данный момент уполномочен начальник Госценинспекции и его заместители, начальники госценинспекций в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители (

ст. 2445 КоАП).

Сроки, в течение которых на должностное лицо может быть наложен админштраф за допущенное им нарушение законодательства о ценах, меньше сроков применения административно-хозяйственных санкций в отношении самих субъектов хозяйствования. Напомним, согласно

ст. 38 КоАП административное взыскание может быть наложено не позднее чем через 2 месяца со дня его совершения, а в случае длящегося правонарушения — 2 месяца со дня его выявления.

При этом сроки, в течение которых на должностное лицо может быть наложен админштраф за допущенное им нарушение законодательства о ценах, отличаются от сроков применения административно-хозяйственных санкций в отношении самих субъектов хозяйствования. Напомним, согласно ст. 38 КоАП административное взыскание может быть наложено не позднее чем через 2 месяца со дня его совершения, а в случае длящегося правонарушения — 2 месяца со дня его выявления. Для примера, повышение цен без предварительного декларирования их повышения, на наш взгляд, следует рассматривать как длящееся нарушение. Соответственно применить штраф к должностным лицам можно будет независимо от того момента, когда субъект хозяйствования должен был задекларировать изменение цен. Единственное временное ограничение, которое остается, — 2 месяца со дня выявления, т. е. со дня составления протокола об админправонарушении. Другой характер носит нарушение в виде применения торговых надбавок сверх установленного размера. Каждый факт реализации продукции с применением таких надбавок следует рассматривать как разовое правонарушение, имеющее одномоментный характер, — оно совершается при передаче товара покупателю. Это дает основания говорить о том, что по истечении 2 месяцев со дня продажи товара применить к должностному лицу указанный штраф уже нельзя ввиду истечения сроков давности, предусмотренных

ст. 38 КоАП.

Это основные моменты, касающиеся применения санкций за нарушения требований законодательства о ценообразовании. Надеемся, зная их, субъектам хозяйствования удастся избежать применения таких санкций к себе.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше