Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Вы нам писали. «Дешевый» сахар реализуем «дорого»: правомерность ценообразования

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2010/№ 98
Печать
Статья

«Дешевый» сахар реализуем «дорого»: правомерность ценообразования

 

Резкий рост цен на сельхозпродукцию — головная боль не только для ее потребителей, но порой и для ее производителей. Сельхозпредприятие из Харьковской области просит разъяснить ряд вопросов относительно реализации запасов произведенного в 2008 году сахара, учетная цена которого в несколько раз меньше сегодняшней рыночной цены

.

Анатолий БОБРО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Во многих случаях сельхозпредприятия вправе самостоятельно устанавливать так называемые свободные цены на свою продукцию, однако это возможно далеко не всегда. На примере ситуации из практики осветим основные моменты в сфере ценообразования сахара.

 

Ситуация

Вкратце перескажем ситуацию из письма сельхозпредприятия и поставленные в нем вопросы. Все они сводятся, можно сказать, к главному: может ли сельхозпредприятие реализовать сахар, произведенный на давальческих условиях из выращенной в хозяйстве в 2007 — 2008 годах сахарной свеклы, по рыночным ценам настоящего времени, если сложившаяся на то время его учетная цена (2 грн./кг) значительно (в разы) меньше цены предлагаемой сегодня покупателями?

Сомнение в правомерности свободного выбора цены усматривается в нормах

ст. 3 Закона о господдержке сельского хозяйства, которыми, в частности, абзацем первым подпункта 3.3.4 установлено, что для объектов государственного ценового регулирования (видов сельхозпродукции и товаров), отмеченных в пункте* 3.3.1 данного Закона, устанавливается предельная торговая надбавка (наценка) на уровне не выше 20 % оптово-отпускной цены производителя (таможенной стоимости) к конечному потребителю.

* Так указано в Законе о господдержке сельского хозяйства, хотя правильнее надо было сказать — подпункте. —

Примеч. ред.

Кроме того, этим же

Законом о господдержке сельского хозяйства введено ограничение минимальными и максимальными интервенционными ценами.

Более всего настораживает

абзац четвертый этого же п.п. 3.3.4, в котором, в частности, отмечается, что вся сумма торговой надбавки (наценки), полученная с нарушениями норм данного Закона, и штраф в двукратном размере выручки взыскивается органами государственной налоговой службы по решению соответствующей государственной инспекции по контролю за ценами в местный бюджет по месту осуществления торговой деятельности предприятия (организации) нарушителя.

В то же время

Законом о сахаре введено понятие минимальной цены на сахар. Не окажется ли такое предприятие в своего рода «тисках» требований: с одной стороны — Закона о господдержке сельского хозяйства, а с другой — Закона о сахаре?

На наш взгляд, повода для беспокойства нет, но обо всем по порядку.

 

Правовые аспекты

Анализируя поставленный вопрос, прежде всего обратимся к

главе 21 «Цены и ценообразование в сфере хозяйствования» ХКУ, которой установлено, в частности, следующее.

Субъекты хозяйствования могут использовать в хозяйственной деятельности

свободные цены, государственные фиксированные цены и регулируемые цены — предельные уровни цен или предельные отклонения от государственных фиксированных цен.

Свободные

цены определяются на все виды продукции (работ, услуг), за исключением тех, на которые установлены государственные цены. Свободные цены определяются субъектами хозяйствования самостоятельно по согласию сторон, а во внутрихозяйственных отношениях — также по решению субъекта хозяйствования.

Государственные фиксированные и регулируемые цены

устанавливаются на ресурсы, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на продукцию и услуги, которые имеют существенное социальное значение для населения. Перечень отмеченных ресурсов, продукции, услуг утверждает Кабинет Министров Украины.

Государственное регулирование цен

осуществляется путем установления фиксированных государственных и коммунальных цен, предельных уровней цен, предельных уровней торговых надбавок и снабженческих вознаграждений, предельных нормативов рентабельности или путем внедрения обязательного декларирования изменения цен.

Политика ценообразования, порядок установления и применения цен, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по установлению и регулированию цен, а также контролю цен и ценообразования определяются

Законом о ценах, другими законодательными актами.

Чтобы не повторяться, не станем приводить отдельные нормы

Закона о ценах, аналогичные вышеприведенным нормам главы 21 ХКУ . Лишь еще раз обращаем внимание: свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов (ст. 7 Закона о ценах).

Из вышесказанного следует, что первостепенного ответа требует вопрос о принадлежности сахара к видам продукции, на которую установлены государственные цены. Ответ на него фактически предопределяет ответ о возможности (невозможности) применения свободной цены.

 

Госрегулирование согласно Закону о господдержке сельского хозяйства

Пунктом 3.1

Закона о господдержке сельского хозяйства установлено, что государство осуществляет регулирование оптовых цен отдельных видов сельскохозяйственной продукции, устанавливая минимальные и максимальные интервенционные цены, а также применяя другие меры, определенные данным Законом, при соблюдении правил антимонопольного законодательства и правил добросовестной конкуренции.

Содержание государственного ценового регулирования заключается

в осуществлении Аграрным фондом государственных интервенций в объемах, которые позволяют установить цену равновесия (фиксинг) на уровне не ниже минимальной интервенционной цены и не выше максимальной интервенционной цены. Государство не осуществляет ценовое регулирование за пределами организованного аграрного рынка Украины (п. 3.2 Закона о господдержке сельского хозяйства).

Перечень видов сельскохозяйственной продукции (товаров), являющихся объектами государственного ценового регулирования, установлен его

п.п. 3.3.1, который включает и сахар-песок (свекольный).

Поскольку

Закон о господдержке сельского хозяйства оперирует специфическими терминами, полагаем, не лишним напомнить определения некоторых из них, приведенные в пункте 2 этого Закона.

Организованный аграрный рынок

— совокупность правоотношений, связанных с заключением и выполнениям гражданско-правовых договоров, предметом которых является сельскохозяйственная продукция, по стандартизированным условиям и реквизитам биржевых договоров (контрактов) и правилами Аграрной биржи.

Аграрная биржа

— юридическое лицо, созданное согласно Закону Украины «О товарной бирже», которая подпадает под регулирование норм такого закона и статей 279 — 282 ХКУ (с учетом особенностей, определенных данным Законом) и предоставляет, в частности, услуги субъектам хозяйствования по заключению биржевых договоров (контрактов) относительно сельхозпродукции.

Государственная аграрная интервенция

— продажа или приобретение сельхозпродукции на организованном аграрном рынке с целью обеспечения ценовой стабильности. Государственная аграрная интервенция разделяется на:

товарную интервенцию, под которой понимается продажа сельхозпродукции при росте цен на организованном аграрном рынке сверх максимального уровня, осуществляемой с целью достижения уровня равновесия, в том числе путем продажи товарных деривативов;

финансовую интервенциюприобретение сельхозпродукции при падении спотовых цен на организованном аграрном рынке ниже минимального уровня, осуществляемого с той же целью достижения уровня равновесия, в том числе путем приобретения товарных деривативов.

Определения этих терминов вместе с нормами

п. 3.2 Закона о господдержке сельского хозяйства позволяют сделать вывод, что ограничение минимальными и максимальными интервенционными ценами, как путь госрегулирования, распространяется лишь на операции государственной аграрной интервенции, т. е. на операции по продаже или приобретению Аграрным фондом сельхозпродукции на организованном аграрном рынке.

Кстати, интервенционные цены на объекты государственного ценового регулирования в 2010/2011 маркетинговом году указаны в

приложении к приказу Минагрополитики от 23.02.2010 г. № 78 (в редакции приказа Минагрополитики от 15.09.2010 г. № 558). В частности, на сахар-песок (свекольный) минимальная и максимальная интервенционные цены (с учетом НДС) определены на уровне соответственно 6700 и 7700 гривень за тонну. Период их применения (период госрегулирования) установлен постановлением № 40 — с 1 сентября 2010 г. до 31 августа 2011 г.

Минимальная и максимальная интервенционная цена объекта государственного ценового регулирования определяется по

Методике № 159, пунктом 2 которой, в частности, установлено, что минимальная интервенционная цена на сахар не может быть ниже, чем минимальная цена на сахар квоты «А», определенная в соответствии со ст. 6 Закона о сахаре.

Уже отсюда (из упоминания о минимальной цене на сахар квоты «А»)

становится понятно, что присутствующее в Законе о господдержке сельского хозяйства выражение законодателей «государство не осуществляет ценовое регулирование за пределами организованного аграрного рынка Украины», не следует трактовать, как говорится, на все случаи жизни. Ведь, кроме этого Закона, изданы и другие законодательные акты по госрегулированию цен на продовольственные товары, в том числе и на сахар. Но об этом разговор чуть позже.

 

Мнимая опасность

Сейчас же следует остановиться на напрасных, по нашему мнению, опасениях применения штрафа согласно

п.п. 3.3.4 Закона о господдержке сельского хозяйства при нарушении 20 % ограничения, установленного этим же подпунктом.

Обращаем внимание, что указанное ограничение (не выше 20 %)

касается торговой наценки, устанавливаемой, акцентируем, к оптово-отпускной цене, а не к учетной (первоначальной) цене в бухучете. Указанные цены отождествлять, естественно, нельзя.

Системное восприятие всех четырех абзацев

п.п. 3.3.4 Закона о господдержке сельского хозяйства позволяет сделать вывод, что он адресован предприятиям оптовой и розничной торговли, к которым сельхозпредприятие, как производитель товара, в данном случае — сахара на давальческих условиях, не относится.

Формирование производителями оптово-отпускных цен нельзя понимать как установление

торговой надбавки (наценки), под которой, как гласит законодательство (в частности, постановление Укоопсоюза от 21.11.2007 г.), понимается разница между ценой продажи и ценой закупки товара. В рассматриваемой ситуации речь не идет о перепродаже сахара, как видим, сельхозпредприятие реализует не покупной, а свой «давальческий» сахар.

Кстати, здесь весьма уместно вспомнить Национальный классификатор Украины «Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2005», принятый приказом Госпотребстандарта от 26.12.2005 г. № 375 (далее —

КВЭД). В подразделе 3.1 КВЭД, в частности, говорится, что заказчики — это единицы, которые продают от собственного имени товары или услуги, но заказывают их изготовление третьим лицам. Эти единицы классифицируют в секции G <…>, за исключением случаев, когда они являются владельцами давальческого сырья, разработки или торговой марки и берут на себя риск, связанный с производством. В этом случае заказчиков классифицируют так, словно бы они сами производят эту продукцию (а именно: в промышленности или в сфере услуг).

Что касается дооценки сахара, то в изложенной ситуации она невозможна. Как известно,

п. 24 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденного приказом МФУ от 20.10.99 г. № 246 (далее — П(С)БУ 9), установлено, что запасы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации. А согласно п. 28 П(С)БУ 9 дооценка возможна лишь в отношении ранее уцененных запасов, причем не более суммы предыдущего уменьшения. Впрочем, в переоценке и нет резона, поскольку 20 % ограничение к производителю не применяется.

 

Госрегулирование согласно Закону о сахаре

Кроме рассмотренных выше минимальных и максимальных интервенционных цен на сахар, законодательство оперирует, как уже упомянуто ранее, и термином «

минимальная цена на сахар», определение которому дано в ст. 1 Закона о сахаре: нижний предел цены при заключении соглашений покупки-продажи на внутреннем рынке Украины в объемах квоты «А». Заметим, что, в отличие от Закона о господдержке сельского хозяйства, Закон о сахаре говорит лишь о минимальной цене, без упоминания о верхней планке.

Этой же

ст. 1 Закона о сахаре дано определение и термина «квота поставки сахара на внутренний рынок (квота «А»)» — максимальное количество сахара для поставки на внутренний рынок с 1 сентября проходящего года до 1 сентября следующего года для удовлетворения внутренних потребностей.

Согласно

Закону о сахаре Кабмину делегированы полномочия, в частности, по ежегодному:

— определению предельного размера квоты «А»;

— определению объемов закупки сахара для удовлетворения внутренних государственных нужд;

— установлению (по предложению Минагрополитики) минимальной цены на сахар квоты «А».

Отметим, что правительственным

постановлением № 96:

— установлен предельный размер квоты поставки сахара на внутренний рынок (квота «А») в период с 1 сентября 2010 г. до 1 сентября 2011 г. в объеме 1892 тыс. тонн;

— утверждены

минимальные цены на сахарную свеклу, которая будет поставляться с 1 сентября 2010 г. до 1 сентября 2011 г. для производства сахара в пределах квоты «А», с учетом базисной сахаристости и на сахар квоты «А».

В

приложении к постановлению № 96 отмечается, что на сахар белый кристаллический (код 15.83.12.301 — согласно Государственному классификатору продукции и услуг ДК 016-97, утвержденному приказом Госстандарта от 30.12.97 г. № 822), изготовленный в соответствии с ДСТУ 4623:2006, минимальная цена установлена в размере 4250 гривень за тонну (без учета НДС). Следовательно, с НДС цена установлена на уровне 5100 грн./т.

Кстати, в предшествующем периоде госрегулирования — с 1 сентября 2009 г. до 1 сентября 2010 г., минимальная цена на сахар согласно

приложению к постановлению КМУ от 04.02.2009 г. № 63 составляла:

— с 01.09.2009 г. до 22.10.2009 г. — 2666,67 гривень за тонну (без учета НДС), соответственно с НДС —

3200 грн./т.;

— с 22.10.2009 г. до 01.09.2010 г. (после внесения

постановлением КМУ от 30.09.2009 г. № 1094 изменений в приложение к постановлению КМУ от 04.02.2009 г. № 63), — 3125 гривень за тонну (без учета НДС), соответственно с НДС — 3750 грн./т.

Отметим, что в

приложении к постановлению № 96 на период с 1 сентября 2010 г. до 1 сентября 2011 г. указана также и минимальная цена на свеклу сахарную/фабричную (согласно Классификатору ДК 016-97 код 01.11.51.100) в размере 291,66 грн./т. (без учета НДС). Понятно, что с учетом НДС она равняется 349,99 грн./т (!?). Не думаем, что это некий новомодный пиар-ход устанавливать ценники с «копеечной» скидкой. Скорее всего, правительство имело в виду «круглую» цифру (350), только вот при определении цены без учета НДС оно, надо полагать, «забыло» применить правило округления, в очередной раз проявив «чудеса творчества».

Не оставим без внимания штрафоопасный

п. 3 ст. 9 Закона о сахаре, которым, в частности, установлено следующее. В случае поставок сахара на внутренний рынок сверх установленной квоты или реализации его по ценам ниже определенной минимальной цены, с субъекта предпринимательской деятельности взыскивается штраф в размере двойной стоимости сахара, реализация которого осуществлена с нарушением установленного порядка. Решения о взыскании штрафов принимаются судом по искам органов, которые по поручению Кабмина осуществляют контроль исполнения данного Закона.

Как мы понимаем, реальная угроза штрафных санкций возможна только при несоблюдении ценового ограничения, ведь в

письме Государственной инспекции по контролю за ценами (далее — Госценинспекция) от 16.05.2003 г. № 32/5-5/742 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 47) говорится, что весь сахар, независимо от того, кем он реализуется (сахарными заводами, торговыми предприятиями, субъектами предпринимательской деятельности, которые не являются производителями сахара и которые получили его по договорам покупки-продажи, переработки давальческого сырья, по бартеру и т. п.), входит в общий объем сахара квоты «А» и во всех случаях должен реализоваться по цене не ниже минимальной, устанавливаемой правительством Украины.

Утвержденные

минимальные цены на сахарную свеклу и сахар являются обязательными для всех субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности для определения цены на сахарную свеклу и сахар во время заключения соглашений покупки-продажи (п. 6 Порядка № 868).

 

Выводы

Итак, на поставленный главный вопрос о возможности реализации «дешевого» сахара по цене, на порядок (в разы) превышающей его учетную стоимость в бухгалтерском учете 2 грн./кг, следует однозначный утвердительный ответ.

Более того, акцентируем внимание, что согласно

ст. 9 Закона о сахаре в случае поставок сахара на внутренний рынок штрафоопасной является реализация его по ценам ниже (а не выше) определенной минимальной цены, установленной на период с 1 сентября 2010 г. до 1 сентября 2011 г. в размере 4250 гривень за тонну (без учета НДС). Следовательно, с учетом НДС минимальная цена сахара установлена на уровне 5100 грн./т.

И хотя государство определенными методами воздействует на политику ценообразования предприятия, верхнего предела цены, т. е. конкретного ее максимального размера, не установлено.

Право органов

Госценинспекции проводить проверки «сахарных» операций не подлежит сомнению. Прямой ответ содержится в приказе Минэкономики № 107, который, как говорится в его преамбуле, издан согласно Закону о сахаре и во исполнение правительственного постановления № 868, т. е. двум основополагающим нормативным актам «сахарного» законодательства. Согласно п. 1 приказа № 107 осуществление контроля по выполнению условий производства и реализации сахара в части соблюдения установленных минимальных цен возложено на Государственную инспекцию по контролю за ценами и ее территориальные органы.

Заметим, что вопросы декларирования цены на продовольственные товары, в том числе и на сахар, освещены в отдельной статье этого номера газеты, поэтому повторяться не будем.

В заключение выразим надежду, что эта публикация полнотой освещения удовлетворила обратившегося к нам читателя и будет полезной другим сельхозпредприятиям в аналогичных ситуациях.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше