Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Почта редакции. Инспектирование грузов — с точки зрения НДС то же самое, что и транспортное экспедирование. Или нет?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2010/№ 99
Печать
Ответы на вопросы

Инспектирование грузов — с точки зрения НДС то же самое, что и транспортное экспедирование. Или нет?

 

Наша компания — резидент Украины оказывает украинской компании услуги по инспектированию грузов (сюрвейерские услуги). Грузы идут из-за границы в Украину. Инспектирование осуществляется как на таможенной территории Украины, так и за ее пределами. Оплата осуществляется в гривне на территории Украины. Каким образом определить налоговые последствия по НДС?

(г. Харьков)

 

Под инспектированием грузов понимается

комплекс работ, по результатам которых предоставляется вывод о состоянии груза и рисках при транспортировке. Кроме того, в данные услуги очень часто включается транспортировка, оформление формальностей (например, таможенное оформление) и иные работы, которые также присущи и транспортно-экспедиторским услугам.

Для ответа на вопрос необходимо исходить из общего правила, согласно которому

в объект обложения НДС попадает поставка услуг с местом поставки на таможенной территории Украины (п.п. 3.1.1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР — далее Закон об НДС).

Место поставки

услуг определяется при помощи п. 6.5 Закона об НДС, некоторые положения которого мы сейчас вспомним. В общем случае применяется п.п. «а», в соответствии с которым местом поставки считается место регистрации НДС поставщика услуги. Далее в Законе установлен перечень исключений, из которых наиболее близким к нашей ситуации является п.п. «г» в части услуг, вспомогательных транспортным. Такая близость связана с тем, что услуги по оформлению формальностей во время перевозок, проверки документов, тары, содержания, приему и передаче товаров относятся к подгруппе вспомогательных и дополнительных транспортных услуг (код 63.40.20 Украинского классификатора продукции и услуг, утвержденного приказом Госкомстата от 30.12.97 г. № 822).

Несмотря на видимую очевидность ситуации, может существовать

два варианта определения налоговых последствий. Выбор напрямую зависит от содержания услуги и ее оформления.

Первый вариант

. Как мы уже отмечали, комплекс услуг по инспектированию очень похож на транспортно-экспедиторские, по отношению к которым у налоговиков сложилась вполне убедительная точка зрения (письмо ГНАУ от 05.02.2010 г. № 1120/6/16-1515-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 48, с.11). Все дело в том, что для применения п.п. «г» Закона об НДС необходимо наличие документального подтверждения того, какая часть услуг была предоставлена на таможенной территории Украины, а какая за ее пределами. В то же время действующая нормативная база не предусматривает возможности такого разделения. Таким образом, отсутствие необходимой документации делает невозможным применение в данной ситуации п.п. «г», что обязывает плательщика облагать НДС всю стоимость предоставленных услуг по обеим сторонам таможенной границы Украины (п.п. «а» п. 6.5 Закона об НДС).

Второй вариант

. Инспектирование может быть более узким и включать в себя лишь проверку и оценку качества груза (экспертизу). Акт выполненных работ (предоставленных услуг) составляется после каждой экспертизы и, кроме всего прочего, должен включать в себя перечень проверенных товаров и стоимость фактически предоставленных услуг. То есть у предприятия имеется возможность подтвердить объем предоставленных услуг за пределами таможенной границы Украины. Факт предоставления услуги за границей следует отразить в акте и, кроме того, в качестве доказательств необходимо обзавестись копиями ГТД, с печатью таможенных органов, свидетельствующими о пересечении товаром границы. Применяя п.п. «г», предприятие сможет обложить НДС лишь стоимость услуг, фактически предоставленных в Украине, а другая их часть просто «выпадет» из объекта обложения. Но предупреждаем, налоговики будут не в восторге от подобного поворота дел и, скорее всего, будут настаивать на обложении подобных услуг по первому варианту.

Принятие же окончательного решения остается за налогоплательщиками.

 

Виталий Смердов, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше