Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О проведении проверок на продовольственных, непродовольственных и смешанных рынках

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2010/№ 11
Печать
Распоряжение от 27.01.2010 г. № 151-

О проведении проверок на продовольственных, непродовольственных и смешанных рынках

Распоряжение от 27 января 2010 г. № 151-р

 

1. Государственным органам пожарного надзора, санитарно-эпидемиологической службы, ветеринарной медицины, службы по карантину растений и органам внутренних дел проводить проверки (кроме проверок товаров животного или растительного происхождения) в порядке государственного надзора (контроля)

исключительно тех субъектов хозяйствования, которые осуществляют организацию (обеспечение) торговли на продовольственных, непродовольственных и смешанных рынках (далее — рынки).

2. Органам внутренних дел проводить проверки субъектов хозяйствования исключительно

в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

3. Государственной налоговой администрации обеспечить проведение

плановых проверок физических лиц — предпринимателей с приглашением их в налоговые органы по месту регистрации путем направления письменного уведомления.

4. Органам государственной налоговой службы оформлять направления на проведение:

внеплановых

проверок субъектов хозяйствования с учетом данных реестров заключенных договоров аренды и субаренды торговых мест, которые ведутся администрациями рынков, согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 29 июля 2009 г. № 868 «Некоторые вопросы организации деятельности продовольственных, непродовольственных и смешанных рынков» (Офіційний вістник України, 2009 г., № 63, ст. 2216);

проверок в соответствии с установленными требованиями

исключительно для тех субъектов хозяйствования, в отношении которых проводятся проверки.

5. Государственному комитету по вопросам технического регулирования и потребительской политики проводить внеплановые проверки субъектов хозяйствования

исключительно по обращениям физических или юридических лиц о нарушении субъектами хозяйствования требований законодательства и на основании направления на проведение проверки соответствующего субъекта хозяйствования.

6. Органам государственного надзора (контроля) в ходе проведения мероприятий контроля

не препятствовать деятельности субъектов хозяйствования, если такая деятельность не противоречит требованиям законодательства.

7. Субъектам хозяйствования, осуществляющим предпринимательскую деятельность на рынках,

рекомендовать заключать договоры страхования товара (продукции), реализуемого ими на рынках.

 

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко



комментарий редакции

Проверки на рынках: что об этом думает Кабмин

Комментируемое распоряжение Кабмина, на наш взгляд, представляет собой очередной лишний для правового регулирования акт. Цель его принятия понятна — заявить об «упрощении условий ведения бизнеса, снижении административного и фискального давления на предпринимателей».

Однако субъектам хозяйствования сильно рассчитывать на его положения в споре с контролирующими органами все же не стоит. Оснований для такого утверждения несколько.

Во-первых,

комментируемый акт принят в форме распоряжения, а не постановления. Напомним: согласно ст. 52 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» от 16.05.2008 г. № 279-VI акты Кабмина нормативного характера издаются в форме постановлений, акты по организационно-распорядительным и другим текущим вопросам — в форме распоряжений. Из этого следует, что комментируемый акт относится ко второй группе, т. е. регулируемые им вопросы должны носить характер организационно-распорядительных либо других текущих вопросов, а не устанавливать общеобязательные правила поведения. Впрочем, правительство пытается по-новому урегулировать отношения путем принятия распоряжения далеко не в первый раз. Объяснение таких действий простое — распоряжения вступают в силу с момента принятия, постановления — не ранее дня опубликования.

Во-вторых,

Кабмин снова вышел за пределы своих полномочий. Вопросы, которым посвящен комментируемый акт, находятся в сфере регулирования законов, в частности Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V. Устанавливать какие-то дополнительные по сравнению с предусмотренными законами ограничения на проведение надзорных мероприятий правительство не может. Похожая ситуация уже имела место, когда Кабмин принял постановление от 21.05.2009 г. № 502 «О временных ограничениях по осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года», которое так и не стало реальным оружием для субъектов хозяйствования в отношении проверяющих.

Но предположим, что законность издания комментируемого распоряжения никто ставить под сомнение не будет, и контролирующие органы проявят готовность исполнять его предписания. Внесет ли это какие-то коррективы в существующий на данный момент порядок проведения проверок? Коротко остановимся на отдельных пунктах распоряжения, чтобы ответить на этот вопрос.

Из анализа п. 1 комментируемого акта, в связи с недостаточной четкостью его изложения, сделать однозначный вывод о цели его введения нельзя. Мы склоняемся к тому, что с его помощью

правительство намеревается ограничить круг субъектов рыночной деятельности, в отношении которых проводятся проверки органами пожарного надзора, СЭС, ветеринарной медицины, службы карантина растений и органами внутренних дел, только субъектами хозяйствования, которые осуществляют организацию (обеспечение) торговли на рынках. (Следует сказать, что в проекте комментируемого документа среди таких субъектов фигурировали также субъекты хозяйствования, в собственности (пользовании) которых есть здания (сооружения, помещения), размещенные на рынке.) Другими словами, перечисленные органы прийти на рынок с проверкой могут только к субъекту хозяйствования, организующему работу на рынке.

Пункт 2 комментируемого акта указывает на то, что в отношении субъектов хозяйствования, торгующих на рынке (арендующих торговые места),

органы внутренних дел могут проводить проверки исключительно при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, дознания и мероприятий по обеспечению производства по делам об админправонарушениям.

Предписания, закрепленные в пунктах 3, 4 и 6 распоряжения, как и положено это форме акта, носят, судя по всему, исключительно организационный характер. Из них, в частности, торгующие на рынках субъекты хозяйствования могут узнать, что для проведения внеплановых проверок налоговые органы используют информацию, содержащуюся в реестрах заключенных договоров аренды и субаренды торговых мест, которые ведутся администрациями рынков. Следует сказать, что проведение такой проверки не противоречит требованиям Закона № 877, согласно которому проверки проводятся по месту осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования (ч. 1 ст. 4). Кроме того, правительство напоминает налоговым органам о том, что действующие законы

не допускают возможности оформления одного направления на проверку нескольких субъектов хозяйствования.

Пункт 5 комментируемого документа ограничивает органы Госкомпотребполитики в основаниях для проведения внеплановых проверок: по мнению правительства, такие проверки могут проводиться только по обращениям физических и юридических лиц о нарушениях субъектом хозяйствования требований законодательства. Вынуждены констатировать, что если указанные контролирующие органы в добровольном порядке не захотят исполнить это указание Кабмина, то не допустить их к внеплановой проверке по другим предусмотренным законодательством основаниям субъект хозяйствования не сможет. Исключение составляют только субъекты малого предпринимательства, в отношении которых, если их деятельность не отнесена к разряду высокой степени риска, внеплановые проверки управлений по защите прав потребителей могут проводиться только по жалобам потребителей. Но данное ограничение действует не в силу распоряжения Кабмина, а в связи с тем, что предусмотрено Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по упрощению условий ведения бизнеса в Украине» от 15.12.2009 г. № 1759-VI (см. статью на с. 43).

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше