Темы статей
Выбрать темы

Процедура привлечения к админответственности (от нарушения — до штрафа)

Редакция НиБУ
Статья

Процедура привлечения к админответственности
(от нарушения — до штрафа)

 

Процедура привлечения к административной ответственности включает в себя определенную последовательность этапов, по прохождению которых уже будет приниматься окончательное решение о применении (неприменении) административных санкций. Познакомимся с ней поближе.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Знание процедуры привлечения к административной ответственности важно в первую очередь тем, что в случае выявления в ходе ее ведения малейших нарушений, таковые могут быть обжалованы несогласной стороной в соответствующем порядке. А потому рассмотрим подробнее, что она собой представляет.

Так, в процедуре привлечения к административной ответственности можно условно выделить следующие

этапы:

(1) выявление нарушения и составление

протокола об административном правонарушении;

(2) рассмотрение

дела об административном правонарушении;

(3) вынесение

постановления по делу (принятое постановление при этом может быть обжаловано);

(4)

выполнение постановления.

 

Протокол об административном правонарушении

Выявлено нарушение — составят протокол.

Итак, в случае, если выявлено административное правонарушение, его фиксируют в протоколе. Протокол об административном правонарушении составляется в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается виновному лицу, привлекающемуся к админответственности (ст. 254 КоАП). Фактически протокол представляет собой документ, в котором описывается характер допущенного лицом правонарушения, а также грозящая за это административная ответственность.

Кто может составлять протокол?

Нужно заметить, что КоАП разграничил полномочия контролеров в процедуре привлечения к админответственности и закрепил права по составлению протокола об административных правонарушениях за уполномоченными на то должностными лицами соответствующих органов. Так, перечень лиц соответствующих органов, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, оговорен ст. 255 КоАП. В частности, согласно этой статье (и применительно в первую очередь к интересующей бухгалтера финансовой деятельности) составлять протоколы об административных правонарушениях вправе уполномоченные на то должностные лица:

органов государственной налоговой службы — по «налоговым» нарушениям из ст. 1631 — 1634 КоАП (хотя, забегая наперед, заметим, что само дело об административном правонарушении при этом в дальнейшем будет рассматривать суд, который и примет окончательное решение о наложении админштрафов, о чем подробнее будет сказано далее);

— органов исполнительной власти

в сфере труда и социальной политики — по «трудовым» нарушениям из ст. 41 КоАП (причем здесь аналогично предыдущему «налоговому» случаю дело для дальнейшего рассмотрения будет передаваться в суд, который уже и вынесет окончательный вердикт о возможности применения админответственности);

органов социального страхования, ГКРС, статистики, в компетенцию которых также входит и дальнейшее рассмотрение дел об административных правонарушениях. Так, к примеру:

(а) в случае с соцвзносами протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов соответствующих соцфондов, которые впоследствии рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают решения о привлечении виновных к админответственности, в частности, должностными лицами:

— органов ПФУ (по админнарушениям согласно

ст. 1651и ст. 18823 КоАП)*;

— органов ФССБ (по админнарушениям согласно

ст. 1653 КоАП);

— органов ФНС (по админнарушениям согласно

ст. 1654и ст. 18824 КоАП);

— органов ФССВПТ (по админнарушениям согласно

ст. 1655 КоАП));

(б) по «статистическим» нарушениям (

ст. 1863 КоАП)* — протоколы об админнарушениях составляют должностные лица органов статистики;

(в) по «финансово-бухгалтерским» нарушениям (

ст. 1642 КоАП)* — протоколы об админнарушениях составляют должностные лица органов ГКРС.

* В то же время ст. 255 КоАП также допускает возможность составления протоколов об административных правонарушениях (по нарушениям из ст. 1642, 1651, 1863 КоАП) и должностными лицами органов внутренних дел.

Как видим, полномочиями составлять протоколы (т. е. фиксировать выявленные административные правонарушения) наделены должностные лица соответствующих контролирующих органов (должностные лица проверяющих).

Содержание протокола.

К содержанию протокола и порядку его составления ст. 256 КоАП выдвигает определенные требования. Так, в протоколе об административном правонарушении указываются:

— дата и место его составления;

— должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

— сведения о лице, которое привлекается к административной ответственности;

— место, время совершения и суть административного правонарушения; если нарушителем причинен материальный вред, об этом также указывается в протоколе;

— нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;

— фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если таковые имеются;

— пояснения нарушителя, привлекающегося к админответственности;

— другие сведения, необходимые для решения дела (в том числе, когда и где будет рассматриваться дело об административном правонарушении).

Так, к примеру,

форма протокола об административном правонарушении, составляемого:

— налоговыми органами, приведена в

приложении 1 к Инструкции по оформлению органами государственной налоговой службы материалов об административных правонарушениях, утвержденному приказом ГНАУ от 28.10.2009 г. № 585 (см. на с. 39) ;

органами ФССВПТ, помещена в приложении 1 к Порядку наложения административных штрафов органами Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденному постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 25.12.2003 г. № 119;

— органами ФССБ, содержится в

приложении 1 к Инструкции по оформлению органами Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы материалов об административных правонарушениях, утвержденной постановлением правления Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы от 24.04.2003 г. № 196.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, которое привлекается к административной ответственности; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае

отказа лица, привлекающегося к ответственности, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, привлекающееся к ответственности, имеет право предоставить пояснения и замечания по поводу содержания протокола, которые прилагаются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания. При этом отказ лица от подписания протокола не является основанием для прекращения процедуры привлечения к административной ответственности.

При составления протокола виновному лицу также разъясняются его права и обязанности, предусмотренные

ст. 268 КоАП, о чем делается отметка в протоколе (в частности, возможность знакомиться с материалами дела, присутствовать при рассмотрении дела, пользоваться юридической помощью адвоката или другого специалиста в области права, услугами переводчика, обжаловать постановление по делу и пр.).

После того как нарушение выявлено и запротоколировано, составленный протокол отсылается органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении (

ст. 257 КоАП).

 

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Кто рассматривает дела об административных правонарушениях?

По аналогии с оформлением протоколов (полномочия по составлению которых согласно КоАП закреплены за уполномоченными на то должностными лицами соответствующих органов), вести дальнейшую административную процедуру и рассматривать дела об административных правонарушениях — также компетенция соответствующих уполномоченных на то органов. Такие «уполномоченные» органы перечислены в ст. 213 КоАП, предусматривающей, что дела об административных правонарушениях рассматривают:

— административные комиссии при исполнительных комитетах сельских, поселковых, городских советов;

— исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов;

— районные, районные в городе, городские или горрайонные суды (судьи);

— органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то

КоАП.

В свою очередь, подведомственность дел об административных правонарушениях каждой из перечисленных выше категорий «уполномоченных» органов определена

гл. 17 КоАП. Так, ознакомившись с положениями этой главы (с ориентиром в первую очередь опять же на финансовую сферу, представляющую интерес для бухгалтера), можно увидеть, что дела об административных правонарушениях рассматривают:

(1)

суды (районные, районные в городе, городские или горрайонные) — в частности:

— по административным «налоговым» правонарушениям, предусмотренным

ст. 1631 — 1634 КоАП (таким образом, в то время как выявят административное правонарушение и составят по нему протокол налоговые органы, в дальнейшем дело будет передано на рассмотрение в суд, который уже и примет окончательное решение о наложении административных санкций)*;

— по административным «трудовым» нарушениям, предусмотренным

ст. 41 КоАП (т. е. после составления протокола об административном правонарушении должностными лицами органов в сфере труда и соцполитики, дело, как и в «налоговом» случае, будет направлено для дальнейшего рассмотрения в суд);

(2) соответствующие органы страхования — по выявленным профильным административным «страховым» нарушениям, относящимся к их компетенции;

(3) органы статистики — по выявленным административным «статистическим» нарушениям, предусмотренным

ст. 1863 КоАП;

(4) органы ГКРС — по административным «финансово-бухгалтерским» правонарушениям, предусмотренным

ст. 1642 КоАП.

* В то же время, к примеру, в некоторых случаях налоговым органам отводится право не только составлять протоколы, но также и рассматривать на их основании дела об административных правонарушениях, например как в ситуации с административными правонарушениями по ст. 1641 КоАП (уклонение от подачи декларации о доходах) и 1666 КоАП (нарушение порядка подачи финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица) (ст. 2342 КоАП), ведение и рассмотрение дел по которым в полной мере отнесено к компетенции налоговых органов.

Подробнее этот момент описывается в таблице

(принятые в таблице сокращения:

ПФУ — Пенсионный фонд Украины;

ФССБ — Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы;

ФНС — Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины;

ФССВПТ — Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности;

ГКРС — Государственная контрольно-ревизионная служба):

 

Кто рассматривает дела об административных правонарушениях
и налагает админштрафы

Дела об административных правонарушениях рассматривают:

Административные дела по каким основаниям рассматриваются (ст. КоАП)

Кто вправе налагать

административные штрафы и взыскания

1

2

3

Суды

(районные, районные в городе, городские или горрайонные) (ст. 221 КоАП)

Рассматривают дела по административным «налоговым» правонарушениям, предусмотренным, в частности, ст. 1631 — 1634 КоАП

Решения о наложении административных санкций принимают судьи районных, районных в городе, городских или горрайонных судов

Рассматривают также дела по административным «трудовым» правонарушениям, предусмотренным, в частности, ст. 41 КоАП

Органы:

 

 

— ПФУ

(ст. 2442 КоАП)

Рассматривают дела по административным «пенсионным» правонарушениям, предусмотренным ст. 1651и ст. 18823 КоАП

От имени органов ПФУ рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право председатель правления ПФУ, его заместители, начальники главных управлений ПФУ в областях, городах Киеве, Севастополе и их заместители, начальники управлений ПФУ в районах, городах, районах в городах и их заместители

— ФССБ

(ст. 2449 КоАП)

Рассматривают дела по административным «безработным» правонарушениям, предусмотренным ст. 1653 КоАП

От имени ФССБ рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместители, руководители рабочих органов исполнительной дирекции Фонда в областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители

— ФНС

(ст. 24410 КоАП)

Рассматривают дела по административным «несчастным» правонарушениям, предусмотренным ст. 1654и ст. 18824 КоАП

От имени ФНС рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместители, руководители рабочих органов исполнительной дирекции Фонда в областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители, руководители районных и городских отделений исполнительной дирекции Фонда

— ФССВПТ

(ст. 24411 КоАП)

Рассматривают дела по административным правонарушениям, предусмотренным ст. 1655 КоАП

От имени ФССВПТ рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместители, руководители исполнительных дирекций отделений Фонда в областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители

— государственной статистики

(ст. 2443 КоАП)

Рассматривают дела по административным «статистическим» нарушениям, предусмотренным ст. 1863 КоАП

От имени органов государственной статистики рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководитель специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере статистики и его заместители, руководители органов государственной статистики в областях, городах и районах и их заместители

— ГКРС

(ст. 2341 КоАП)

Рассматривают дела по административным «финансово-бухгалтерским» правонарушениям, предусмотренным ст. 1642 КоАП

От имени ГКРС рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право начальник ГКРУ в Украине и его заместители, начальники КРУ в областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители

 

Как видим, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные санкции в одних случаях могут суды (как, например, в ситуациях с «налоговыми» или «трудовыми» админштрафами), а в других — непосредственно контролирующие органы, должностными лицами которых было выявлено правонарушение. Все в данном случае определяется нормами

КоАП.

Сроки и порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается уполномоченным органом (должностным лицом) в 15-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении (ст. 277 КоАП). В некоторых случаях (ч. 2 ст. 277 КоАП) сроки могут быть иными или, к примеру, прямо устанавливаться законодательством.

Дело об административном правонарушении рассматривается

в присутствии лица, которое привлекается к административной ответственности (ст. 268 КоАП). О рассмотрении дела виновное лицо уведомляется заблаговременно (зачастую сведения об этом уже содержит составленный протокол об административном правонарушении). В случае рассмотрения дела в суде повестка лицу, привлекающемуся к административной ответственности, вручается не позднее чем за трое суток до дня судебного рассмотрения дела, с указанием даты и места его рассмотрения (ст. 2771 КоАП). Во время отсутствия такого лица дело может быть рассмотрено только в случаях, когда есть данные о своевременном его уведомлении о месте и времени рассмотрения дела и если от лица при этом не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении орган (должностное лицо) решает следующие вопросы: относится ли рассмотрение данного дела к его компетенции; правильно ли составлен протокол и другие материалы об административном правонарушении; уведомлены ли лица, принимающие участие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; затребованы ли необходимые дополнительные материалы; подлежат ли удовлетворению ходатайства лица, привлекающегося к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей и адвоката (

ст. 278 КоАП).

Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица, которое рассматривает данное дело, и оглашения дела, которое подлежит рассмотрению, лица, привлекающегося к административной ответственности, разъяснения лицам, принимающим участие в деле, их прав и обязанностей. После этого оглашается протокол об административном правонарушении и заслушиваются лица, принимающие участие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и ходатайства.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выясняется: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, существуют ли обстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность, причинен ли имущественный вред, существуют ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации, трудового коллектива, а также устанавливаются другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела (

ст. 280 КоАП).

Заметим: изучив обстоятельства, в каждом конкретном случае должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело, руководствуясь

ст. 252 КоАП, может прийти к выводу о малозначимости правонарушений, совершенных виновным лицом. В таком случае при малозначимости совершенного административного правонарушения должностное лицо, ведущее дело, может освободить нарушителя от административной ответственности, ограничившись устным замечанием (ст. 22 КоАП).

 

Постановление по делу

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит

постановление по делу (постановление о наложении административного взыскания*), в котором указываются (ст. 283 КоАП):

— наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дата рассмотрения дела;

— сведения о лице, относительно которого рассматривается дело;

— описание обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

— ссылка на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение (размер имущественного вреда, порядок и срок его возмещения — если виновным лицом был причинен имущественный вред);

— принятое по делу решение.

*Согласно ст. 284 КоАП по рассмотрению дела об административном правонарушении также может быть вынесено:

постановление о закрытии дела (к примеру, в случае отсутствия состава административного правонарушения либо же в случае окончания на момент рассмотрения дела сроков наложения административных взысканий, предусмотренных ст. 38 КоАП; подробнее обстоятельства, когда дело подлежит закрытию, оговорены ст. 247 КоАП);

постановление о применении мер воздействия, предусмотренных ст. 241 КоАП (в случае с несовершеннолетними нарушителями).

Однако на них в рамках данной статьи мы останавливаться не будем.

Заметим также, что виды административного взыскания перечислены в

ст. 24 КоАП, из которых далее в первую очередь будем рассматривать административный штраф.

Постановление оглашается немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления в течение 3 дней вручается или высылается виновному лицу, в отношении которого оно вынесено (ст. 285 КоАП). При этом принятое постановление может быть обжаловано в порядке, оговоренном гл. 24 КоАП (подробнее о процедуре обжалования мы поговорим в отдельной статье).

 

Выполнение постановления

Постановление о наложении административного взыскания (административного штрафа) является обязательным для выполнения (

ст. 298 КоАП). Административный штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа (а в случае обжалования постановления — не позднее чем через 15 дней со дня уведомления о том, что жалоба оставлена без удовлетворения) (ст. 307 КоАП). При этом админштраф вносится нарушителем в учреждение банка Украины (его реквизиты обычно указываются в постановлении). Если немедленное выполнение постановления невозможно, как правило, с учетом положений ст. 301 КоАП должностное лицо может отсрочить его выполнение на срок до одного месяца.

Контроль за правильным и своевременным выполнением постановления о наложении административного взыскания осуществляется органом (должностным лицом), вынесшим постановление, и другими органами государственной власти в порядке, установленном законом.

Если в отведенный срок админштраф нарушителем не уплачен, по окончании такого срока постановление о наложении административного взыскания подлежит принудительному исполнению — передается отделению государственной исполнительной службы по месту проживания нарушителя, по месту его работы или по местонахождению его имущества (

ст. 308 КоАП). При этом постановление о наложении административного взыскания должно быть предъявлено к исполнению в течение 3 месяцев со дня его вынесения (ст. 303 КоАП). В порядке принудительного исполнения постановления о наложении штрафа за совершение административного правонарушения с нарушителя взыскивается двойной размер штрафа (ст. 308 КоАП).

Постановление о наложении штрафа, по которому взыскание штрафа произведено полностью, с отметкой о выполнении возвращается органу (должностному лицу), вынесшему постановление.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше