Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Админответственность: процедура обжалования

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2010/№ 14
Печать
Статья

Админответственность: процедура обжалования

 

После того, как вынесено постановление о наложении административного взыскания, есть два варианта дальнейших действий — либо исполнить постановление, либо обжаловать его. Особенности процедуры обжалования рассмотрим в этой статье.

Нина КОСТЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Куда и на какой акт подавать жалобу?

Прежде всего обратим внимание на такой существенный момент:

обжалованию подлежит постановление об административном правонарушении, а не акт проверки, в ходе которого оно было выявлено, и не протокол об админправонарушении.

Обжаловано может быть любое постановление о привлечении к административной ответственности, независимо от того, каким органом и за какое нарушение оно было вынесено.

Как мы указывали в статье о порядке привлечения к админответственности (см. на с. 24), дела об админправонарушениях рассматриваются либо судами, либо специально на это уполномоченными органами госвласти (налоговыми инспекциями, территориальными управлениями ПФУ и др.) и местного самоуправления. Поэтому и порядок обжалования будет несколько отличаться, в зависимости от того, каким из органов было вынесено постановление о привлечении к админответственности.

Так, если постановление о наложении админвзыскания было вынесено судом, то обращаться с апелляционной жалобой следует в апелляционный суд. Если же дело рассматривалось органом, уполномоченным на привлечение лица к админответственности (например, налоговой инспекцией либо другим органом госвласти), то существует два варианта дальнейших действий:

1) обратиться с иском в суд с требованием об отмене обжалуемого постановления;

2) вначале обратиться в вышестоящий орган (к вышестоящему должностному лицу) по отношению к органу, который вынес постановление (

п. 3 ч. 1 ст. 288 КоАП). Если лицо не будет удовлетворено решением такого органа по результатам рассмотрения жалобы, то его решение также можно обжаловать в суде.

Жалоба либо иск подается в орган (должностному лицу), вынесшему обжалуемое постановление. Последний в течение

3 дней должен направить жалобу (иск) вместе с делом органу (должностному лицу), уполномоченному на ее рассмотрение.

Следует обратить внимание на то, что лицо, которое обжалует постановление об административном правонарушении, освобождается от уплаты госпошлины.

И еще один момент: подача жалобы приостанавливает течение сроков, предусмотренных для выполнения постановления об админправонарушении.

 

Сроки обжалования

Не следует забывать о сроке, в течение которого может быть обжаловано постановление о наложении административного взыскания. Согласно

ст. 289 КоАП он составляет 10 дней со дня вынесения постановления.

В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть возобновлен органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать жалобу.

Сама жалоба должна быть рассмотрена также в течение 10 дней со дня ее получения (

ст. 292 КоАП).

 

На что можно ссылаться как на основание отмены постановления?

Безусловно, в первую очередь следует приводить аргументы, указывающие, что не было самого факта нарушения требований законодательства. В каждом конкретном случае они будут индивидуальными. Кроме того, в зависимости от обстоятельств дела можно также сослаться на то, что:

1.

Не был соблюден порядок привлечения к админответственности (см. статью на с. 24), например, протокол об админнарушении был составлен и подписан не уполномоченным на это лицом, лицу, привлекаемому к ответственности, не дали возможности ознакомиться с его содержанием и др.

2.

Основанием для вынесения постановления об административном правонарушении стал не административный протокол, а другой акт (например, акт о проверке).

3.

Лицу, которое было привлечено к административной ответственности, не предоставили возможность: знакомиться с материалами дела, давать пояснения, подавать доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, другого специалиста в сфере права, который по закону имеет право на предоставление правовой помощи лично либо, по поручению юридического лица, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство по делу; обжаловать постановление по делу.

4.

Дело об админправонарушении рассматривалось без присутствия лица — предполагаемого нарушителя (ст. 268 КоАП). К слову, иногда уполномоченные на привлечение к админответственности органы обосновывают правомерность рассмотрения дела без присутствия лица, привлекаемого к ответственности, тем, что истекают сроки привлечения к ответственности. Такую практику суды признают неправомерной (см. постановление ВСУ от 27.03.2003 г.).

5.

Нарушены сроки привлечения к админответственности. Напомним: они составляют при рассмотрении дела уполномоченным согласно КоАП органом два месяца со дня совершения нарушения, если это разовое нарушение. Если нарушение длящееся, то этот срок необходимо отсчитывать со дня выявления нарушения. Если дело о привлечении к админответственности рассматривает суд, то срок составляет три месяца.

6.

Орган, вынесший постановление о наложении админвзыскания, не уполномочен на привлечение к административной ответственности за совершенное правонарушение. Например, налоговые органы уполномочены на составление админпротоколов за неудержание или неперечисление НДФЛ (ст. 1634 КоАП), однако рассматривать дела по этим нарушениям и налагать взыскания может только суд. Поэтому, если налоговый орган вынесет постановление о применении предусмотренного ст. 1634 КоАП штрафа, его можно оспорить на том основании, что постановление вынесено не уполномоченным на это органом.

7.

В постановлении не указано, в каких именно действиях (бездействии) проявилось нарушение требований законодательства, нет указания на статьи нормативных актов, которые были нарушены.

8.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление, не может быть субъектом административной ответственности. Например, в той же ст. 1634 КоАП в качестве лиц, на которых налагается штраф, названы должностные лица предприятий, учреждений, организаций, а также физические лица — предприниматели. Поэтому наложить штраф на любого другого субъекта за предусмотренное этой статьей нарушение нельзя.

9.

Нарушение было совершено в состоянии крайней необходимости либо необходимой обороны.

10.

На момент рассмотрения дела был отменен нормативный акт, предусматривающий ответственность.

11.

За это же нарушение лицо уже привлекалось к админответственности.

 

В каком суде должно рассматриваться дело?

Если постановление о наложении административного взыскания вынес суд (городской, районный в городе, районный), то дальше оно может быть обжаловано в апелляционном суде.

Больше вопросов возникает, если речь идет об обжаловании постановления об административном взыскании, которое вынесено тем или иным контролирующим органом.

Само название обжалуемого акта — постановление о привлечении к административной ответственности — автоматически указывает на тот суд, в котором следует его обжаловать. Однако этот вопрос не так однозначен.

По общему правилу, закрепленному в

ч. 1 ст. 17 КАСУ, на споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий по обжалованию его решений распространяется компетенция админсудов. В то же время, согласно п. 3 ч. 2 ст. 17 КАСУ, в административных судах в качестве исключения не рассматриваются публично-правовые дела о наложении административных взысканий.

Два приведенных предписания можно толковать двояко: либо говорить о том, что в админсудах не могут рассматриваться ни дела о наложении взыскания (в тех случаях, когда органом, уполномоченным на привлечение к админответственности, выступает суд), либо указывать, что речь идет только об исключении из компетенции админсудов дел о наложении взыскания, но не исков, в которых обжалуется постановление о привлечении к админответственности, вынесенное тем или иным контролирующим органом.

ВАСУ преимущественно склоняется к позиции, в соответствии с которой

постановления о наложении админштрафа либо других взысканий рассмотрению в административных судах не подлежат (см., например, определения ВАСУ от 08.04.2007 г., от 23.10.2008 г., от 26.06.2009 г. № К — 9843/09, от 16.03.2009 г. № К-2524/08, от 09.10.2009 г. № К-33256/09, от 20.11.2009 г. № К-46174/09). Следовательно, иск об обжаловании постановления об админправонарушении необходимо подавать в общий суд.

Но не можем не сказать, что в практике ВАСУ есть и дела, в которых он признает возможность обжалования постановлений по делам о привлечении к ответственности за административные правонарушения в админсудах (см., например,

определение ВАСУ от 18.02.2009 г.).

О дискуссионности вопроса наиболее ярко свидетельствует тот факт, что выработать единую позицию по нему не может даже Верховный Суд Украины. Так, в

постановлении от 10.03.2009 г. ВСУ признал, что согласно действующему законодательству рассмотрение дел о наложении админвзысканий исключено из компетенции админсудом и это означает, что постановления об админответственности не могут в них обжаловаться. В то же время в практике ВСУ есть и решения, в которых он такую возможность признавал (например, определение ВСУ от 27.02.2007 г.).

Как видим, на данный момент сложилась достаточно противоречивая ситуация в вопросе о том, в судах какой юрисдикции должны рассматриваться жалобы на постановления о привлечении к админответственности. Мы бы рассуждали так. С учетом того, что

КоАП рассмотрение дел о наложении взысканий за целый ряд нарушений возлагает на общие суды (городские, районные в городах, районные) и их решения могут обжаловаться только в апелляционных общих судах (в апелляционном административном суде сделать это нельзя), то, по нашему мнению, поскольку в отношении дел одной категории должна существовать аналогичная процедура обжалования, жалобу на решение органа госвласти в админделе следует подавать в общий (а не административный) суд .

 

Каким может быть решение по жалобе?

По результатам рассмотрения жалобы на постановление о привлечении к админответственности может быть вынесено одно из таких решений

:

1) оставить постановление без изменений, а жалобу — без удовлетворения;

2) отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить постановление и закрыть дело;

4) уменьшить размер штрафа в пределах, предусмотренных законодательным актом, которым установлена ответственность за рассматриваемое нарушение.

Как видим,

по результатам рассмотрения жалобы штраф не может быть увеличен. Другими словами, лицо, подающее жалобу на постановление об административном правонарушении, ничем не рискует.

В завершение приводим ориентировочную форму жалобы на постановление об административном правонарушении.

 

 

img 1

img 2

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц