Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Порядок проведения расчета сумм налога с доходов, подлежащих возврату из бюджета: ГНАУ против включения соцвзносов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2010/№ 16
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 09.07.2009 г. № 14312/7/17-0717

Hачало

Предыдущий фрагмент

4. Алгоритм расчета суммы НДФЛ, подлежащей возврату из бюджета плательщику налога в связи с начислением им налогового кредита

 

№ п/п

Алгоритм расчета

Сумма (грн.)

1

Сумма общего годового дохода, начисленного в течение 200_ года в виде заработной платы, уменьшенная на сумму налогового кредита

 

2

Сумма НДФЛ с налогооблагаемого дохода, определенного в п. 1 этого раздела по ставке, установленной п. 7.1 ст. 7 Закона (15 %)

 

3*

Сумма НДФЛ к возврату (сумма НДФЛ, удержанная в течение 200_ г., уменьшается на сумму НДФЛ, определенную в п. 2 этого раздела)

 

* Сумма налога к возврату не может превышать сумму налога, перечисленного в бюджет отдельным плательщиком налога в течение отчетного года со своей заработной платы.

<…>

 

9. О проведении расчета налогового кредита

Согласно п. 1.16 ст. 1 Закона Украины от 22.05.2003 г. № 889 «О налоге с доходов физических лиц» (далее — Закон) налоговый кредит — это сумма (стоимость) расходов

, фактически понесенных плательщиком налога — резидентом в течение отчетного налогового года, на сумму которых разрешается уменьшение суммы его общего годового налогооблагаемого дохода.

При этом Закон не содержит четко определенного порядка проведения расчета налогового кредита.

В то же время Законом установлено ограничение по непревышению сумм начисленного плательщиком налога налогового кредита сверх суммы общего налогооблагаемого дохода, полученного плательщиком налога в течение года как заработная плата.

Согласно определению понятия «заработная плата», приведенному в части «д» п. 1.3 ст. 1 Закона, заработная плата — это доходы,

начисленные (выплаченные, предоставленные) в результате осуществления плательщиком налога трудовой деятельности на территории Украины от работодателя.

Кроме того, в соответствии с п. 1.6 ст. 1 Закона общий налогооблагаемый доход — это любой доход, который

подлежит налогообложению в соответствии с этим Законом, начисленный (выплаченный) в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового периода.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Закона в расчет налогового кредита включаются сумма

начисленной в течение отчетного налогового года заработной платы и сумма осуществленных расходов, разрешенных Законом к включению в налоговый кредит.

Что касается уменьшения суммы начисленной заработной платы на суммы отчислений в социальные фонды, предусмотренного п. 3.5 ст. 3 Закона, то эта норма Закона применяется исключительно при определении объекта обложения налогом с доходов физических лиц при начислении заработной платы. В статьях 5 и 10 Закона, регламентирующих порядок начисления налогового кредита, нормы, аналогичные п. 3.5 ст. 3 Закона, отсутствуют.

Кроме того, согласно ст. 6 Закона объект налогообложения, определенный в соответствии с п. 3.5 ст. 3 Закона, может уменьшаться еще и на налоговую социальную льготу.

При начислении налогового кредита Закон предусматривает применение других, не связанных с начислением заработной платы критериев, в частности, документально подтвержденных расходов. То есть Законом установлены отдельные, не связанные между собой порядки по определению объекта налогообложения при начислении заработной платы и по начислению налогового кредита. При этом Законом предусмотрено только сравнение размера (суммы) налогового кредита с размером (суммой) начисленного дохода плательщика налога в виде заработной платы.

Кроме указанного, следует добавить, что поскольку Закон предоставляет право на налоговый кредит всем плательщикам налога независимо от размера их дохода (заработной платы), то указанный подход в принятии за основу при расчете именно начисленной заработной платы, отвечает принципу равенства всех плательщиков налога, независимо, пользовались они в течение года налоговой социальной льготой или нет, и какие размеры взносов в социальные фонды были произведены из их заработной платы.

То есть, исходя из норм Закона, налоговый кредит — это сумма расходов, на которую уменьшается общая

сумма начисленной плательщику налога в течение отчетного года заработной платы. Уже после указанного уменьшения по оставшейся сумме осуществляется перерасчет налоговых обязательств (налога к возврату).

Что касается непосредственно Расчета суммы налога с доходов физических лиц, подлежащей возврату плательщику налога в связи с начислением налогового кредита, то его применение для целей налогового кредита вместе с применением формы годовой налоговой декларации, установленной Декретом КМУ «О подоходном налоге с граждан», в 2004 году согласовано с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности.

Кроме того, Министерство юстиции Украины в письме от 23.02.2006 г. № 24-7/28 в адрес ГНА Украины отметило, что письмо ГНА Украины от 28.12.2005 г. № 25941/7/17-2117 (которому тождественно по содержанию письмо ГНА Украины от 28.02.2007 г. № 4082/7/17-0217), касающееся порядка проведения расчета сумм налога, подлежащих возврату в связи с реализацией плательщиками налога права на налоговый кредит, не содержит новых правовых норм, т. е. не противоречит Закону, а приложенные к нему формы Перечня расходов и Расчета сумм налога являются формализованным (в табличной форме) изложением норм Закона по декларированию и являются для плательщиков налога рекомендованными формами.

К тому же вопрос соответствия нормам действующего налогового законодательства рекомендованного ГНА Украины порядка начисления налогового кредита и проведения расчета сумм налога, подлежащих возврату в связи с реализацией плательщиками налога права на налоговый кредит, проверялся в 2005 году Генеральной прокуратурой Украины.

Также, что касается письма Государственной налоговой администрации Украины от 28.02.2007 г. № 4082/7/17-0217, то, учитывая положения Закона Украины от 21.12.2000 № 2181 «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (п.п. 4.4.2 п. 4.4 ст. 4), указанное письмо является налоговым разъяснением, т. е. является обнародованием официального понимания органами государственной налоговой службы вопроса обеспечения реализации гражданами своего законного права на начисление налогового кредита.



комментарий редакции

Порядок проведения расчета сумм налога с доходов,
 подлежащих возврату из бюджета:
 ГНАУ против включения соцвзносов

ГНАУ разъясняет порядок проведения расчета сумм налога с доходов, которая подлежит возврату налогоплательщику в связи с начислением налогового кредита.

Из определения налогового кредита следует, что общий налогооблагаемый доход налогоплательщика-резидента может быть уменьшен на сумму фактически понесенных им в течение отчетного года расходов, перечень которых приведен в п. 5.3 Закона № 889. При этом п.п. 5.4.2 Закона № 889 содержит ограничение, согласно которому сумма начисленного налогового кредита не должна превышать сумму дохода в виде заработной платы, полученного в течение года.

Таким образом, на сумму налогового кредита будет уменьшатся сумма его общего налогооблагаемого дохода в виде заработной платы. До сих пор остается спорным вопрос относительно того, какая сумма заработной платы будет участвовать в расчете: начисленная сумма или сумма, уменьшенная на сумму взносов в фонды социального страхования.

Налоговики продолжают настаивать на том, что при расчете суммы налога, подлежащей возврату из бюджета в связи с реализацией плательщиком права на налоговый кредит, сумма начисленной заработной платы не уменьшается на сумму налоговой социальной льготы (далее — НСЛ) и сумму взносов в фонды социального страхования (см. письма от 13.08.2007 г. № 9813/5/17-0716 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 17, от 18.02.2008 г. № 3057/7/17-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 24, от 13.04.2009 г. № 4277/5/17-0716).

При этом ГНАУ приводит следующие аргументы: нормы п. 3.5 Закона № 889, а также ст. 6 Закона 889, согласно которым заработная плата уменьшается на сумму социальных взносов и сумму НСЛ (при выполнении определенных Законом № 889 условий), применяются исключительно при определении объекта налогообложения в случае начисления заработной платы. В свою очередь, порядок начисления налогового кредита, установленный ст. 5 Закона № 889, не предусматривает применение указанных норм. По мнению налоговиков, в случае когда при расчете налога с доходов, подлежащего возврату налогоплательщику в связи с начислением налогового кредита, используется начисленная заработная плата, сохраняется принцип равенства всех плательщиков налога независимо от того, пользовались они на протяжении года налоговой социальной льготой или нет, и какие размеры взносов в социальные фонды были отчислены из их зарплаты.

Отметим, что при подходе, который отстаивает ГНАУ, стремясь сохранить равенство всех налогоплательщиков, возможна абсурдная ситуация, когда налогоплательщику, реализующему право на налоговый кредит, придется вернуть налог в бюджет (например, если сумма налогового кредита окажется меньше суммы удержанных социальных взносов и НСЛ).

По нашему мнению,

для целей налогового кредита должна использоваться начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму удержаний в социальные фонды и НСЛ . Данный подход соответствует нормам Закона № 889, поскольку налоговый кредит уменьшает сумму начисленного физическому лицу налогооблагаемого дохода в виде заработной платы, которая, как отмечалось выше, при определении объекта налогообложения уменьшается на сумму удержанных из нее социальных взносов и НСЛ. То есть суммы социальных взносов и НСЛ не подлежат налогообложению, а значит, не должны участвовать при расчете суммы налога, подлежащей возврату из бюджета в связи с реализацией плательщиком права на налоговый кредит.

Однако скорее всего, налогоплательщику, решившему придерживаться данной позиции, придется защищать ее в суде.

Положительные судебные решения по данному вопросу уже есть (постановление районного суда в г. Киеве от 26.01.2006 г., постановление районного суда г. Донецка от 01.12.2006 г. по делу № 2-2292, постановление Святошинского районного суда г. Киева по делу № 2а-18-1/07). Они были опубликованы в газетах «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 47 и «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 14 соответственно.

 

Екатерина Скрипкина

Следующий фрагмент

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц