Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Подаем декларацию о доходах за 2009 год

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2010/№ 16
Печать
Статья

Подаем декларацию о доходах за 2009 год

 

В соответствии с действующим законодательством для отдельных налогоплательщиков подача годовой декларации является обязанностью, другие подают ее с целью получения налогового кредита. В данной статье напомним основные правила декларирования доходов и расходов, а также рассмотрим особенности декларационной кампании 2010 года.

Екатерина ЧЕРНЕГА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Обязательная подача декларации о доходах

Налогоплательщик, который в течение 2009 года получал доходы, подлежащие обязательному декларированию в соответствии с

Законом № 889, обязан подать декларацию о доходах. Перечень доходов, подлежащих обязательному декларированию, представим в таблице.

 

№ п/п

Наименование дохода, подлежащего декларированию

Где отражается

Примечания

1

2

3

4

1

Налогооблагаемые доходы, с которых при их начислении или выплате не удерживался налог:

1.1

прибыль от операций с инвестиционными активами (ценными бумагами, корпоративными правами, банковскими металлами, приобретенными в банке, независимо от места их дальнейшей продажи) (п. 9.6 Закона № 889)

Подраздел 1.2 декларации,
стр. 24 р. III
прил. 2

В состав общего годового налогооблагаемого дохода налогоплательщика включается положительное значение общего финансового результата операций с инвестиционными активами по итогам такого отчетного года. Внимание: в соответствии с нормами п.п. 9.6.8 Закона № 889 не подлежит налогообложению, а следовательно, и отражению в декларации доход, полученный в течение отчетного налогового года от продажи инвестиционных активов, если его сумма не превышает сумму, определенную в п.п. 6.5.1 Закона № 889 (в 2009 году — 940 грн.). Кроме того, в декларации не отражаются доходы, указанные в пп. 4.3.3 и 4.3.18 Закона № 889. Инвестиционная прибыль не декларируется в случае, когда налогоплательщик заключает договор с торговцем ценными бумагами на выполнение последним функций налогового агента относительно налогообложения таких доходов

1.2

неиспользованная целевая благотворительная помощь в виде денежных средств в течение 12 календарных месяцев, следующих после ее получения (п.п. 9.7.5 Закона № 889)

Подраздел 1.2 декларации,
стр. 24 прил. 2

Целевая благотворительная помощь предоставляется на лечение, а также для целей, определенных в пп. «б» — «є» п.п. 9.7.4 Закона № 889. Декларированию не подлежит неиспользованная благотворительная помощь в виде эндавмента*

1.3

страховое возмещение вследствие утраты застрахованного имущества, не использованное для замены этого имущества, в пределах сроков, установленных п. 15.1 Закона № 889 (п. 15.2 Закона № 889)

Подраздел 1.2 декларации,
стр. 24 прил. 2
к декларации

Замена (восстановление) должна быть осуществлена:
— для движимого имущества — до конца календарного года, следующего за годом, в котором состоялось такое страховое событие;
— для недвижимого имущества — до конца второго календарного года, следующего за годом, в котором состоялось такое страховое событие

1.4

 

задолженность, по которой истек срок исковой давности
(п.п. 4.2.11 Закона № 889)

 

Подраздел 1.2 декларации, строка 24
раздела III приложения 2

 

В связи с изменениями, внесенными Законом № 1533 в п.п. 4.2.11 Закона № 889, физические лица, имеющие непогашенную задолженность, срок исковой давности** по которой истек 24.11.2009 г. и позже, обязаны отразить такой доход в декларации за 2009 год. В налогооблагаемый доход физического лица включается задолженность налогоплательщика, по которой истек срок исковой давности и которая превышает 334,50 грн. Однако из разъяснений ГНАУ (см. письмо от 24.12.2009 г. № 28800/7/17-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 1-2) следует, что декларировать нужно и сумму задолженности, которая не превышает 334,50 грн., но налог уплачивается только с суммы, превышающей 334,50 грн.

1.5

непогашенные суммы недоплаты по налогу с доходов физических лиц
(п.п. 6.5.3 Закона № 889)

Строка 1 раздела II приложения 2 (со знаком «-»)

Отражаются в декларации, если по каким-либо причинам сумма недоплаты налога и штраф не полностью взысканы работодателем до окончания предельного срока подачи годовой декларации. Недоплата по налогу с доходов может возникнуть вследствие:
— проведения работодателем перерасчета сумм дохода налогоплательщика по месту применения налоговой социальной льготы (далее — НСЛ) в случаях, установленных п.п. 6.5.2 Закона № 889;
— нарушения плательщиком налога порядка применения НСЛ, после которого он воспользовался процедурой возобновления права на такую льготу в соответствии с п.п. 6.3.4 Закона № 889;
— наличия задолженности по налогу с доходов, который подлежит удержанию в связи с невозвратом или несвоевременным возвратом сумм, полученных под отчет или на командировку (п.п. 9.10.1 Закона № 889)

1.6

выигрыши в игорных заведениях
(п.п. 9.5.2 Закона № 889)

Раздел 1.2 декларации, строка 24 приложения 2

В декларации указывается положительная разница между суммой дохода в виде выигрыша и документально подтвержденными расходами, понесенными в связи с его получением в 2009 году

2

Доходы, полученные не от налоговых агентов***:

2.1

налогооблагаемые доходы, не включенные в расчет общих налогооблагаемых доходов предыдущих отчетных периодов
(п.п. 4.2.8 Закона № 889)

Отражаются в соответствующих строках декларации и прил. 2 в зависимости от видов доходов, полученных в предыдущих отчетных периодах

Налогоплательщик отражает самостоятельно выявленные налогооблагаемые доходы, которые он ошибочно не включил в расчет общих налогооблагаемых доходов прошлых лет

2.2

нецелевая благотворительная помощь от благотворителя — физического лица
(п.п. 9.7.3 Закона № 889)

Подраздел 1.2 декларации и строка 24 приложения 2

Подлежит декларированию, если общая сумма такой помощи превышает предельный размер (в 2009 году — 940 грн. совокупно за год) или налогоплательщик не имеет права на получение налоговой социальной льготы. Подробнее о порядке налогообложения нецелевой благотворительной помощи см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, спецвыпуск № 5

2.3

наследство (ст. 13 Закона № 889)

Подраздел 1.2 декларации, строки 15, 16, 17, 18 раздела III приложения 2

Подробно о порядке налогообложения доходов в виде наследства см. статью «Налогообложение доходов в виде наследства и подарков» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 16, с. 29

2.4

подарки (ст. 14 Закона № 889)

Подраздел 1.2 декларации, строки 22, 23, 24, 25 раздела III приложения 2

Доходы, полученные физическими лицами в виде подарков, облагаются по правилам, которые установлены для налогообложения наследства. Не подлежат налогообложению и отражению в декларации средства или имущество (имущественные или неимущественные права), подаренные одним супругом другому, в пределах их части общей долевой или общей совместной собственности, а также родителями детям, в том числе зачатым при жизни и рожденным после, и детьми родителям, в пределах их части общей долевой собственности согласно закону (п. 14.2 Закона № 889)

2.5

арендная плата от сдачи имущества в аренду (п.п. 9.1.4 Закона № 889)

Подраздел 1.2 декларации, стр. 4 р. III приложения 2 (доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества), стр. 10 раздела III прил. 2 (доходы от сдачи в аренду движимого имущества)

Физическое лицо — арендодатель, которое обязано задекларировать доходы в виде арендной платы, полученные от физического лица, не являющегося предпринимателем, выступает налоговым агентом. Согласно п.п. 9.1.4 Закона № 889 в таком случае физическое лицо — арендодатель выступает налоговым агентом и обязано самостоятельно уплачивать налог в бюджет в течение 40 календарных дней, следующих за последним днем отчетного квартала

2.6

доходы, полученные налогоплательщиком при осуществлении операций по продаже объектов движимого имущества без участия налоговых агентов, указанных в ст. 12 Закона № 889

Подраздел 1.2 декларации, строки 9, 10, 11 раздела III приложения 2

Необходимость в декларировании доходов возникает, если договор купли-продажи не удостоверяется нотариально и объект движимого имущества продается без посредничества юридического лица (его филиала, отделения, другого обособленного подразделения) или представительства нерезидента. О порядке налогообложения доходов от продажи объектов движимого имущества см. в статье «Обложение налогом с доходов операций по приобретению недвижимого и движимого имущества у физического лица» («Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 96)

3

Иностранные доходы (п.п. 9.9.1 Закона № 889)

Подраздел 1.4 декларации, строка 28 раздела III приложения 2****

В декларации отражается сумма таких доходов, пересчитанная по курсу НБУ на дату их получения (п. 3.3 Закона № 889). Если со страной, где получен доход, заключен договор об избежании двойного налогообложения, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, налогоплательщик имеет право на уменьшение налогового обязательства на сумму уплаченного за границей налога. При этом физическое лицо обязано получить от государственного органа страны, в которой выплачен доход, уполномоченного удерживать налог, справку о сумме удержанного налога, а также о базе его начисления. Такая справка должна быть легализована консульством Украины в соответствующей стране
(п.п. 9.9.4 Закона № 889). В случае получения иностранных доходов в странах бывшего СНГ легализовывать справку о сумме уплаченного налога в этих странах не нужно (см. письмо ГНАУ от 23.02.2007 г. № 3635/7/12-0117)

*Под эндавментом понимается сумма средств или ценных бумаг, которые вносятся благотворителем в банк или небанковское финансовое учреждение, благодаря чему приобретатель благотворительной помощи получает право на использование процентов или дивидендов, начисленных на сумму такого эндавмента.

**Общий срок исковой давности составляет 3 года (ст. 257 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV).

***В соответствии с п.п. 8.2.2 Закона № 889 не являются налоговыми агентами нерезиденты и физические лица, не зарегистрированные субъектами предпринимательской деятельности и не осуществляющие независимую профессиональную деятельность.

****При наличии легализованного документа сумма удержанного за рубежом налога указывается
в гр. 4 и 5 подраздела 1.4 раздела 1 декларации. Сумма начисленного налога с доходов, уменьшенная на сумму удержанного налога за границей (при наличии легализованной справки), отражается в строке 29 раздела III Приложения 2. Если результат такого вычитания имеет отрицательное значение, то в строке 29 раздела III Приложения 2 ставится прочерк, так как зачет уплаченного за рубежом налога может осуществляться только в пределах суммы начисленного налога с иностранных доходов по правилам Закона о налоге с доходов.

 

Необлагаемые доходы, указанные в

п. 4.3 Закона № 889, полученные физическими лицами в течение 2009 года, в декларации не отражаются.

Обращаем внимание: нерезиденты, которые в течение отчетного года получали доходы с источником их происхождения с территории Украины, подлежащие обязательному декларированию, также должны предоставить декларацию о доходах. В

письме ГНАУ от 01.10.2007 г. № 4778/щ/17-0715 относительно доходов в виде наследства, полученного нерезидентом от резидента, указано, что нерезидент может подать декларацию и уплатить налог сразу при получении свидетельства о праве на наследство.

 

Случаи освобождения от обязанности подавать декларацию

Физическое лицо — налогоплательщик

освобождается от обязанности предоставлять декларацию, если в течение года он получал налогооблагаемые доходы исключительно от налоговых агентов.

Кроме того, в соответствии с

п. 18.4 Закона № 889 декларация не предоставляется независимо от видов и сумм полученных доходов, если плательщик налога:

— находится под арестом или является задержанным либо осужденным к лишению свободы, находится в плену или заключении на территории других государств по состоянию на конец предельного срока предоставления декларации;

— находится в розыске по состоянию на конец 2009 года;

— находится на срочной воинской службе по состоянию на конец 2009 года;

— является несовершеннолетним или недееспособным лицом и при этом находится на полном иждивении других лиц и/или государства по состоянию на конец 2009 года.

В случае если в течение 2009 года налогоплательщик получил доход в виде наследства (подарка), который облагается налогом с доходов по нулевой ставке, он не обязан включать стоимость такого наследства (подарка) в состав общего годового налогооблагаемого дохода и подавать годовую налоговую декларацию об имущественном состоянии при условии отсутствия других оснований для предоставления декларации. Согласно

распоряжению КМУ «Вопросы декларирования физическими лицами имущественного состояния и доходов» от 26.08.2008 г. № 527-р обязанность налогоплательщика по предоставлению годовой декларации в таком случае считается выполненной.

Напомним, что доход в виде наследства (подарка) подлежит налогообложению по нулевой ставке в случае, когда его получатель — наследник, который является членом семьи наследодателя первой степени родства (

п.п. 13.2.1 Закона № 889). При этом членами семьи физического лица первой степени родства считаются его родители и родители его мужа или жены, его муж или жена, дети как такого физического лица, так и его мужа или жены, в том числе усыновленные ими дети
(п.п. 1.20.4 Закона № 889).

 

Добровольная подача декларации

Налогоплательщик вправе предоставить годовую декларацию, если:

— он хочет воспользоваться правом на налоговый кредит;

— он хочет вернуть излишне уплаченный в течение отчетного года налог с доходов. Такая ситуация могла возникнуть, если при увольнении работника выявлено, что излишне удержанная сумма налога с доходов, подлежащая возврату, больше суммы начисленного в месяце увольнения налога. Отметим, что налоговики упорно указывают данный случай среди случаев обязательной подачи декларации о доходах. По нашему мнению, плательщик налога вправе, но не обязан предоставить декларацию с целью возврата излишне уплаченного налога с доходов. Однако гражданам, которые хотят вернуть излишне уплаченный налог с доходов, рекомендуем придерживаться сроков обязательной подачи декларации, т. е. подать декларацию до 1 апреля 2010 года.

Подробнее остановимся на порядке предоставления декларации с целью реализации права на налоговый кредит.

Налоговый кредит

— это сумма (стоимость) расходов, понесенных плательщиком налога — резидентом в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у резидентов — физических или юридических лиц в течение отчетного года (кроме расходов на уплату НДС и акцизного сбора), на сумму которых разрешается уменьшение его общего годового налогооблагаемого дохода, полученного по результатам такого отчетного года в случаях, определенных Законом № 889. Порядок начисления налогоплательщиком налогового кредита с целью возврата излишне уплаченного налога с доходов определен в Инструкции № 442.

Напомним основные правила декларирования налогового кредита.

1. Правом на налоговый кредит может воспользоваться

только резидент, имеющий идентификационный номер (п.п. 5.4.1 Закона № 889) и получавший в течение 2009 года доходы в виде заработной платы.

Лица, которые

официально отказались от идентификационного номера, не могут претендовать на начисление налогового кредита. На это неоднократно указывала ГНАУ, в том числе и в письме № 14312. Физическое лицо — предприниматель может претендовать на получение налогового кредита, если такое лицо в течение года получало доходы в виде заработной платы (в пределах таких доходов).

Не имеют права на получение

налогового кредита лица, которые в течение года получали только доходы, отличные от заработной платы (к ним относятся, в частности, предприниматели, не получающие заработную плату, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел).

2.

Сумма начисленного налогового кредита не может превышать суммы общего налогооблагаемого дохода, полученного в течение 2009 года в виде заработной платы (п. 5.4 Закона № 889). Если сумма начисленного налогового кредита превышает сумму дохода в виде заработной платы, налоговый кредит рассчитывается только в размере начисленной заработной платы.

3.

Право на включение в состав налогового кредита расходов, понесенных в 2009 году, на следующие налоговые годы не переносится, если налогоплательщик не воспользовался правом на начисление налогового кредита по итогам отчетного налогового года.

4. Налогоплательщик, претендующий на налоговый кредит, обязан вести учет полученных в течение года доходов и понесенных расходов в Книге учета доходов и расходов для определения суммы общего годового налогооблагаемого дохода, форма которой утверждена

приказом № 490 . Кроме того, с декларацией подаются копии документов, подтверждающих расходы, которые включаются в налоговый кредит: фискальные или товарные чеки, кассовые ордера, товарные накладные, договоры, идентифицирующие продавца товаров (работ, услуг).

5. И еще один важный и спорный момент. ГНАУ продолжает настаивать на том, что при расчете суммы налога, подлежащей возврату из бюджета в связи с реализацией плательщиком права на налоговый кредит, сумма начисленной заработной платы не уменьшается на сумму НСЛ и сумму взносов в фонды социального страхования (см.

письма от 13.08.2007 г. № 9813/5/17-0716 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 17, от 18.02.2008 г. № 3057/7/17-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 24, от 13.04.2009 г. № 4277/5/17-0716).

Аргументация позиции ГНАУ следующая: нормы

п. 3.5 Закона № 889, а также ст. 6 Закона 889, согласно которым заработная плата уменьшается на сумму социальных взносов и сумму НСЛ (при выполнении определенных Законом № 889 условий), применяются исключительно при определении объекта налогообложения в случае начисления заработной платы. В свою очередь, порядок начисления налогового кредита, установленный ст. 5 Закона № 889 , не предусматривает применение указанных норм. По мнению налоговиков, в случае, когда при расчете налога с доходов, подлежащего возврату налогоплательщику в связи с начислением налогового кредита, используется начисленная заработная плата, сохраняется принцип равенства всех плательщиков налога независимо от того, пользовались они на протяжении года налоговой социальной льготой или нет, и какие размеры взносов в социальные фонды были отчислены из их зарплаты.

При таком подходе возможна абсурдная ситуация, когда налогоплательщику, реализующему право на налоговый кредит, придется вернуть налог в бюджет (например, если сумма налогового кредита окажется меньше суммы удержанных социальных взносов и НСЛ).

По нашему мнению,

для целей налогового кредита должна использоваться начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму удержаний в социальные фонды и НСЛ . Именно такой подход соответствует нормам Закона № 889, согласно которым налоговый кредит уменьшает сумму начисленного физическому лицу налогооблагаемого дохода в виде заработной платы, которая, в свою очередь, при определении объекта налогообложения уменьшается на сумму удержанных из нее социальных взносов и НСЛ. То есть суммы социальных взносов и НСЛ не подлежат налогообложению, а значит, не должны участвовать при расчете суммы налога, подлежащей возврату из бюджета в связи с реализацией плательщиком права на налоговый кредит.

В то же время, учитывая вышеуказанную позицию ГНАУ по данному вопросу, налогоплательщику, который при расчете суммы налога, подлежащей возврату из бюджета, будет уменьшать сумму начисленной зарплаты на сумму социальных взносов и НСЛ, придется отстаивать свою точку зрения в суде. Положительные судебные решения по данному вопросу уже есть (

постановление районного суда в г. Киеве от 26.01.2006 г., постановление районного суда г. Донецка от 01.12.2006 г. по делу № 2-2292, постановление Святошинского районного суда г. Киева по делу № 2а-18-1/07р.). они были опубликованы в газетах «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 47 и «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 14 соответственно.

Согласно разъяснениям налоговиков (см. консультацию в журнале «Вестник налоговой службы», 2010, № 4, с. 37) налогоплательщик, желающий реализовать право на налоговый кредит, заполняет в декларации о доходах подраздел 1.1, приложение 1 и приложение 2.

 

Перечень расходов, которые налогоплательщик имеет право включить в налоговый кредит по итогам 2009 года

Перечень расходов, которые налогоплательщик имеет право включить в налоговый кредит по итогам 2009 года, представим в таблице.

 

Виды расходов, которые могут быть включены в состав налогового кредита

Норма Закона № 889

Примечания

1

2

3

Часть суммы процентов по ипотечному кредиту, уплаченных налогоплательщиком

П.п. 5.3.1

Подробнее об особенностях включения в налоговый кредит таких расходов см. в статье «Включаем в налоговый кредит расходы на уплату процентов по ипотечному кредиту» на с. 18

Сумма средств или стоимость имущества, переданные в виде пожертвований или благотворительных взносов неприбыльным организациям, зарегистрированным в Украине

П.п. 5.3.2

Включается в состав налогового кредита в размере, превышающем 2 %, но не более 5 % от суммы общего налогооблагаемого дохода отчетного года

Сумма средств, уплаченных в пользу заведений образования для компенсации стоимости средней профессиональной или высшей формы обучения налогоплательщика, другого члена его семьи первой степени родства*

П.п. 5.3.3

Включается в состав налогового кредита в размере, не превышающем сумму, указанную в п.п. 6.5.1 Закона № 889 (в 2009 году — 940 грн.), в расчете за каждый полный или неполный месяц обучения в течение отчетного налогового года. Подробнее о включении в состав налогового кредита расходов на обучение см. в письме № 14312 на с. 24

Сумма расходов на уплату за собственный счет страховых взносов, страховых премий и пенсионных взносов страховщику-резиденту, негосударственному пенсионному фонду, учреждению банка по договорам долгосрочного страхования жизни, негосударственного пенсионного обеспечения, по пенсионному контракту с негосударственным пенсионным фондом, а также взносов на банковский пенсионный депозитный счет, на пенсионные вклады как плательщика налога, так и членов его семьи первой степени родства

П.п. 5.3.5

В состав налогового кредита включается в размере, который не превышает (в расчете за каждый полный или неполный месяц отчетного налогового года, на протяжении которых действовал договор страхования):
а) при страховании налогоплательщика или по пенсионному контракту с негосударственным пенсионным фондом плательщика налога или на банковский пенсионный депозитный счет или по их совокупности — сумма, определенная в п.п. 6.5.1 Закона № 889 (в 2009 году — 940 грн.);
б) при страховании члена семьи плательщика налога первой степени родства или по пенсионному контракту с негосударственным пенсионным фондом или на банковский пенсионный депозитный счет в интересах такого члена семьи или по их совокупности — 50 % суммы, определенной в п.п. 6.5.1 Закона № 889, в расчете на каждого застрахованного члена семьи (в 2009 году — 470 грн.)**

Сумма расходов по искусственному оплодотворению, независимо от того, находится ли налогоплательщик в браке с донором или нет

П.п. 5.3.6

Подробнее об особенностях включения таких расходов в состав налогового кредита см. в письме № 14312 и комментарии к нему на с. 44

Сумма расходов по оплате стоимости государственных услуг, включая уплату государственной пошлины, связанных с усыновлением ребенка

П.п. 5.3.6

*Членами семьи физического лица первой степени родства считаются его родители и родители его мужа или жены, его муж или жена, дети как такого физического лица, так и его мужа или жены, в том числе усыновленные ими дети.

**В случае если налогоплательщик или члены его семьи первой степени родства были застрахованы их работодателями или работодатели являются вкладчиками негосударственных пенсионных фондов или пенсионных депозитных счетов в их пользу согласно п.п. «в» п.п. 4.2.4 Закона № 889, предельная сумма, указанная в п.п. «а» или «б», уменьшается для соответствующего застрахованного лица или участника негосударственного пенсионного фонда на сумму страховых взносов или взносов в негосударственные пенсионные фонды или на пенсионные депозитные счета, уплаченных его работодателем на протяжении отчетного налогового года.

Если член семьи налогоплательщика первой степени родства самостоятельно застраховал такие же риски по отдельному страховому договору или он является вкладчиком негосударственного пенсионного фонда по отдельному пенсионному контракту, то налогоплательщик не имеет права включать в состав налогового кредита сумму, определенную в п.п. «б» относительно такого члена семьи. Право включить в состав своего налогового кредита сумму страховых (пенсионных) взносов (премий), уплаченных по такому отдельному страховому договору или пенсионному контракту, предоставляется такому члену семьи на условиях, указанных в п.п. «б».

 

Сумма собственных средств, уплаченных налогоплательщиком в пользу заведения здравоохранения

для компенсации стоимости лечения такого налогоплательщика или членов его семьи первой степени родства, не может быть включена в состав налогового кредита по итогам 2009 года. Дело в том, что согласно п.п. 22.1.2 Закона № 889 налогоплательщик сможет воспользоваться правом на налоговый кредит по таким расходам только по итогам года, следующего за годом вступления в силу закона о медицинском страховании. Но такой закон пока не принят.

 

Форма декларации о доходах

Ситуация с формой декларации так и не изменилась — новая форма не утверждена. Согласно разъяснениям ГНАУ (см.

письмо от 24.12.2009 г. № 28800/7/17-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 1-2) декларировать доходы, полученные в 2009 году, можно по старой форме, приведенной в приложении 1 к Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденной приказом ГГНИ Украины от 21.04.93 г. № 12.

К декларации составляются еще два приложения, последние редакции которых приведены в

письме ГНАУ от 29.12.2009 г. № 29058/7/17-0217:

— Приложение 1

«Перелік сум витрат, що включаються до складу податкового кредиту згідно із статтею 5 Закону України «Про податок з доходів фізичних осіб» (до декларації про доходи, одержані з 1 січня по 31 грудня 2009 року)» — заполняется, если налогоплательщик хочет воспользоваться правом на налоговый кредит. Отражаются фактически понесенные расходы физического лица, подтвержденные документально;

— Приложение 2

«Розрахунок суми податку з доходів фізичних осіб (ПДФО), що підлягає поверненню платнику податку або сплаті до бюджету, у тому числі у зв'язку з нарахуванням податкового кредиту» . Производится окончательный расчет налога с доходов физических лиц, который подлежит возврату налогоплательщику или уплате в бюджет.

Согласно

п. 18.5 Закона № 889 декларация заполняется плательщиком налога самостоятельно.

В случаях, определенных

Законом № 889, обязательства по заполнению и предоставлению декларации возлагаются на других лиц, а именно:

— на опекуна или попечителя — по доходам, полученным несовершеннолетним и недееспособным лицом;

— на наследников (распорядителей имущества, государственных исполнителей) — по доходам, полученным в течение 2009 года умершим плательщиком налога;

— на государственного исполнителя, уполномоченного осуществлять мероприятия по обеспечению имущественных претензий кредиторов плательщика налога, объявленного в установленном порядке банкротом.

Кроме того, декларация может быть заполнена другим лицом,

нотариально уполномоченным на это налогоплательщиком.

В случае если декларация заполняется другим лицом, она обязательно должна содержать информацию о таком лице.

Уполномоченные плательщиком налога лица, которые заполняют декларацию за вознаграждение, несут ответственность за нарушение порядка заполнения и/или предоставления декларации на уровне ответственности, установленной для плательщика налога. При этом такой плательщик налога освобождается от указанной ответственности.

Согласно

п. 18.10 Закона № 889 у физического лица есть возможность до 1 марта 2010 года обратиться в соответствующий налоговый орган с просьбой заполнить декларацию. Налоговый орган в свою очередь обязан предоставить бесплатные услуги по такому заполнению. Отказ должностного (служебного) лица налогового органа предоставить указанные услуги освобождает налогоплательщика от какой-либо ответственности за неполное или неверное заполнение декларации.

Как указано в

п.п. 2.4.2 Инструкции № 442, запрос налогоплательщика относительно заполнения декларации о доходах налоговым органом должен быть составлен в письменной форме. При этом такой запрос не распространяется на раздел декларации, в котором отражаются сведения о начислении налогового кредита, поскольку непосредственно налогоплательщик должен указать основания для начисления налогового кредита и конкретные (документально подтвержденные) суммы расходов.

Декларация может заполняться как на украинском, так и на русском языке.

 

Документы, которые необходимо подавать с декларацией

В соответствии с

п.п. «в» п. 19.1 Закона № 889 при подаче налогоплательщиком декларации налоговый орган может требовать от налогоплательщика предъявления документов и сведений, связанных с возникновением дохода или права на получение налогового кредита.

С учетом разъяснений налоговиков налогоплательщики с декларацией подают:

— копию справки о присвоении идентификационного номера;

— копии документов, подтверждающих расходы, которые включаются в налоговый кредит: фискальные или товарные чеки, кассовые ордера, товарные накладные, договоры, идентифицирующие продавца товаров (работ, услуг) (для налогоплательщиков, претендующих на налоговый кредит);

— справку от работодателя о суммах начисленного общего налогооблагаемого дохода в виде заработной платы и удержанного налога с доходов. В справке должны быть указаны: название предприятия, идентификационный номер налогоплательщика, суммы начисленной в течение года заработной платы, сумма удержанных взносов в фонды социального страхования, суммы предоставленных НСЛ и сведения о других налогооблагаемых доходах физического лица;

— заявление относительно способа возврата налога с доходов: зачисление на банковский счет или перечисление почтовым переводом.

Оригиналы подтверждающих документов в налоговый орган не предоставляются, но при этом сохраняются налогоплательщиком до окончания проведения налоговой проверки о начислении налогового кредита.

Напомним также, что налогоплательщики, которые обязаны подавать декларацию или имеют право на возврат излишне уплаченной суммы налога с доходов физических лиц, должны вести учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов для определения суммы общего годового налогооблагаемого дохода по форме, утвержденной

приказом № 490. Книга учета доходов и расходов ведется самостоятельно налогоплательщиком.

Физические лица, которые предоставляют годовую декларацию с целью получения налогового кредита, могут вести учет документов и сведений в реестре, записи в котором проводятся в произвольной форме (

п. 4 Порядка № 490).

 

Сроки подачи декларации

Декларация о доходах подается в налоговый орган

до 1 апреля года, следующего за отчетным (абзац «г» п.п. 4.1.4 Закона № 2181). Таким образом, предельный срок подачи декларации по итогам 2009 года — 31 марта 2010 года. Указанная дата является последним днем подачи декларации для налогоплательщиков, которые обязаны задекларировать доходы, полученные в 2009 году.

Налогоплательщики, которые хотят воспользоваться

правом на налоговый кредит, могут подавать декларацию в течение всего года, следующего за отчетным (см. письмо № 14312, консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2010, № 4, с. 22).

Предоставить декларацию можно лично или по почте. Согласно разъяснениям ГНАУ (см. Справочную информацию «Декларируем доходы граждан в вопросах и ответах, в помощь плательщикам налогов» от 01.01.2008 г.)

датой подачи декларации считается:

— дата

ее регистрации в налоговом органе, если декларация предоставляется налогоплательщиком в налоговый орган лично;

— дата осуществления почтового отправления

, указанная на штампе отделения связи, если декларация отправляется по почте.

 

Сроки уплаты или возврата из бюджета налога с доходов и ответственность за непредоставление декларации

Сумма налога с доходов физических лиц, которая подлежит уплате в бюджет или возврату из бюджета, рассчитывается самостоятельно налогоплательщиком в приложении 2 к декларации. Налоговые органы осуществляют проверку достоверности данных, приведенных налогоплательщиком в декларации о доходах. О результатах расчета налогового обязательства по итогам декларации налогоплательщик узнает из налогового уведомления.

Налогоплательщик должен

погасить сумму налога с доходов физических лиц, начисленную по итогам годовой декларации, в течение 30 календарных дней со дня получения такого налогового уведомления.

Сумма налога, которая

подлежит возврату налогоплательщику, зачисляется на его банковский счет, открытый в любом коммерческом банке, или отправляется в виде почтового перевода по адресу, указанному в декларации, в течение 60 календарных дней со дня получения такой декларации.

В соответствии со

ст. 1641 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X за неподачу или несвоевременную подачу декларации о доходах гражданам грозит предупреждение или наложение штрафа в размере от 3 до 8 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 51 грн. до 136 грн.).

Штрафные санкции за предоставление декларации с целью получения налогового кредита после 1 апреля к налогоплательщикам не применяются.

Пример.

В течение 2009 года налогоплательщик Нестеренко П. Р. (идентификационный номер  2543332555) получил такие доходы:

1) заработную плату по основному месту работы (ООО «Олимп») в сумме 36000 грн., с которой уплачены взносы в фонды социального страхования в сумме 1296,00 грн. и налог с доходов в сумме 5205,60 грн.;

2) инвестиционную прибыль в сумме 3500 грн.;

3) наследство (жилой дом, который находится на территории Украины, стоимостью 175000 грн.). Наследство получено от матери.

В 2009 году Нестеренко П. Р. понес расходы, которые он имеет право включить в состав налогового кредита, а именно:

1) оплата обучения в вузе сына за 4 месяца обучения в 2009 году в сумме 6000 грн. (1500 грн. х 4 мес.);

2) проценты по ипотечному кредиту в гривнях в сумме 14000 грн. Площадь квартиры не превышает 100 кв. м.

Нестеренко П. Р. обязан предоставить декларацию о доходах до 1 апреля 2010 года, поскольку в течение года он получал доходы, подлежащие обязательному декларированию: наследство и инвестиционную прибыль.

Доход в виде наследства облагается по ставке 0 %, так как Нестеренко П. Р. является наследником первой степени родства.

Инвестиционная прибыль облагается по ставке 15 %.

Относительно расходов, которые налогоплательщик вправе включить в состав налогового кредита, отметим следующее.

Расходы на оплату обучения сына могут быть включены в налоговый кредит в сумме 3760 грн. (940 грн. х 4 мес.).

Проценты по ипотечному кредиту включаются в полной сумме, поскольку площадь квартиры, приобретенной в кредит, не превышает 100 кв. м. При этом следует иметь в виду, что общая сумма налогового кредита не должна превышать сумму заработной платы без учета взносов в социальные фонды.

В примере заполнения приложения 2 в некоторых строках приводятся расчеты показателей. Обращаем внимание: в приложении 2, которое подается в налоговый орган, такие расчеты приводить не нужно.

 

 

Декларація
про доходи, одержані з 1 січня по 31 грудня 2009 року
або за інший період звітного року

 

Ідентифікаційний номер

2543332555

 

РОЗДІЛ 1

Повідомляю, що я,

                                       Нестеренко Петро Романович                                                                                                         ,

(прізвище, ім'я та по батькові)

проживаю за адресою  

                       м. Харків, пр. Московський, буд. 196/2                                                                                                      

Телефони: квартирний

92-88-25, службовий 701-17-18

одержав у 200

9 році такі доходи:

 

1.1. Доходи, одержані мною ЗА МІСЦЕМ ОСНОВНОЇ РОБОТИ (заробітна плата, дивіденди, премії, інші грошові та натуральні винагороди, доходи від роботи за сумісництвом, за договорами цивільно-правового характеру, авторські винагороди, а також доходи від виконання разових та інших робіт):

 

Місце основної роботи, де зберігається трудова книжка (повне найменування та код юридичної особи за ЄДРПОУ або ідентифікаційний номер фізичної особи)

За який час одержано доход
з  01.01.2009
по 31.01.2009

Сума нарахованого доходу

Сума утриманого податку

ТОВ «Олімп»
(код за ЄДРПОУ 26587521)

з 01.01.2009
по 31.01.2009

36000,00

5205,60

Всього

х

36000,00

5205,60

 

1.2. Доходи, одержані мною в інших місцях НЕ ЗА МІСЦЕМ ОСНОВНОЇ РОБОТИ (за виконання робіт за сумісництвом, за договорами цивільно-правового характеру, разових та інших робіт, дивіденди, авторські винагороди):

Де одержано доходи і за що (підприємство або особа, зареєстрована як підприємець та код юридичної особи за ЄДРПОУ або ідентифікаційний номер фізичної особи)

За який час одержано доход
з 01.01.2009
по 31.001.2009

Сума нарахованого доходу

Сума утриманого податку

Прибуток від продажу цінних паперів (договір купівлі-продажу від 04.08.2009 р. № 96/09)

04.08.2009

3500,00

0,00

Спадщина (свідоцтво про право на спадщину від 11.06.2009 р. № 517)

11.06.2009

175000,00

0,00

Всього

х

178500,00

0,00

 

<…>

 

РОЗДІЛ 3

3.1. З урахуванням наведених вище даних, вважаю, що мій доход, з якого необхідно сплатити прибутковий податок за 200

9 рік, становить 213204,00 грн. (36000,00 - 1296 + 3500,00 + 178500,00).

<…>

 

 

Додаток 1

Перелік

сум витрат, що включаються до складу податкового кредиту згідно із статтею 5 Закону України
«Про податок з доходів фізичних осіб»
(до декларації про доходи, одержані з 1 січня по 31 грудня 2009 року)

<…>

Витрати, фактично понесені платником податку протягом 2009 року

Код рядка

Реквізити документів, які підтверджують витрати

Сума (грн.)

1

2

3

4

<…>

Сума коштів, сплачених платником податку на користь закладів освіти для компенсації вартості середньої професійної або вищої форми навчання такого платника податку, іншого члена його сім'ї першого ступеня споріднення, але не більше суми, розмір якої не перевищує суми місячного мінімального прожиткового рівня для працездатної особи, встановленого на 1 січня звітного податкового року, помноженої на 1,4 та округленої до найближчих 10 гривень, у розрахунку за кожний повний або неповний місяць навчання протягом звітного податкового року. У 2009 році цей розмір становив 940 грн. на місяць (669 грн. х 1,4)

02

ПКО 2617
від 02.08.2009 р.

3760,00

<…>

Частину суми процентів за іпотечним кредитом, сплачених платником податку, яка розраховується за правилами, визначеними згідно із статтею 10 Закону № 889-IV

05

Реєстр документів
(додається)

14000,00

Всього витрат (06 = 01 + 02 + 03 + 04 + 05)

06

17760,00

 

 

Додаток 2

ДОВІДКОВО

Розрахунок

суми податку з доходів фізичних осіб (ПДФО), що підлягає поверненню платнику податку або сплаті до бюджету,
у тому числі у зв'язку з нарахуванням податкового кредиту

<…>

Розділ I

(сума ПДФО до повернення з бюджету у зв'язку з нарахуванням податкового кредиту)


рядка

Алгоритм розрахунку

Сума (грн.)

визначені платником

за наслідками перевірки

1

Сума загального річного доходу, нарахованого протягом 2009 року у вигляді заробітної плати (зазначено у п. 1.1 розділу I Декларації), зменшена на суму податкового кредиту, зазначену у рядку 06 переліку сум витрат

16944,00
(36000,00 -
- 1296,00 -
- 17760,00)

 

2

Сума ПДФО з оподатковуваного доходу, визначеного у п. 1 цього розділу, за ставкою, встановленою п. 7.1 ст. 7 Закону (15 %)

2541,60

 

3*

Сума ПДФО до повернення (сума ПДФО, утримана протягом 2009 р. та зазначена у п. 1.1 розділу I Декларації, зменшується на суму ПДФО, визначену у п. 2 цього розділу)

2664,00
(5205,60 -
- 2541,60)

 

* Сума податку до повернення не може перевищувати суми податку, перерахованого до бюджету окремим платником податку.

<…>

Розділ III

(суми податку з доходів фізичних осіб, які підлягають сплаті до бюджету)


рядка

Алгоритм розрахунку

Сума (грн.)

визначені платником

за наслідками перевірки

<…>

Доходи, отримані внаслідок прийняття у спадщину майна, коштів, майнових чи немайнових прав (ст. 13, код бюджетної класифікації 11011400)


рядка

Алгоритм розрахунку

Сума (грн.)

визначені платником

за наслідками перевірки

15

Сума оподатковуваного доходу, з якого слід сплатити ПДФО до бюджету за ставкою 0 % (доходи, зазначені у п. 1.2 розділу I Декларації)

175000,00

 

15.15

Сума ПДФО, що підлягає сплаті до бюджету з доходів, зазначених у п. 1 цього розділу

0,00

 

<…>

21**

Сума ПДФО, що підлягає сплаті до бюджету з доходів, зазначених у п. 1.2 розділу I Декларації (сума п. 15.15, 16.16, 17.17, 18.18 - п. 19 цього розділу)

0,00

 

Інші доходи, отримані платником ПДФО, які не ввійшли у попередні додатки цього розрахунку (код бюджетної класифікації 11010100)


рядка

Алгоритм розрахунку

Сума (грн.)

визначені платником

за наслідками перевірки

<…>

24

Сума оподатковуваного доходу, з якого слід сплатити ПДФО до бюджету за ставкою 15 % (доходи, зазначені у п. 1.2 розділу I Декларації)

3500,00

 

24.24

Сума ПДФО, що підлягає сплаті до бюджету з доходів, зазначених у п. 24 цього розділу

525,00

 

<…>

27

Сума ПДФО, що підлягає сплаті до бюджету з доходів, зазначених у п. 1.2 розділу I Декларації (сума п. 22.22, 23.23, 24.24, 25.25 цього розділу)

525,00

 

<…>

30

Сума ПДФО, що підлягає сплаті до бюджету з доходів, зазначених у п. 1.2 та п. 1.4 розділу I Декларації

(сума п. 27 + п. 29 цього розділу), - п. 26 цього розділу

525,00

 

Розділ IV (податкове зобов'язання)


рядка

Алгоритм розрахунку

Сума (грн.)

визначені платником

за наслідками перевірки

1

Податкове зобов'язання (р. 30 розділу III - p. 1 розділу II -
- р. 3 розділу I) код 11010100. Позитивне значення цього підрахунку відповідає податковому зобов'язанню платника податку із сплати до бюджету сум ПДФО. Від'ємне значення відповідає сумі ПДФО, що належить до повернення платнику податку з бюджету, в т. ч. у зв'язку з нарахуванням податкового кредиту

-2139,00
(525,00 -
- 2664,00)

 

2

Податкове зобов'язання (або від'ємне значення) платника податку із сплати до бюджету (або повернення з бюджету) сум податку з доходів фізичних осіб (п. 8 розділу III, код 11011200)

0,00

 

3

Податкове зобов'язання (або від'ємне значення) платника податку із сплати до бюджету (або повернення з бюджету) сум податку з доходів фізичних осіб (п. 14 розділу III, код 11011300)

0,00

 

4

Податкове зобов'язання (або від'ємне значення) платника податку із сплати до бюджету (або повернення з бюджету) сум податку з доходів фізичних осіб (п. 21 розділу III, код 11011400)

0,00

 

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше