Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Особенности взимания хмелесбора

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2010/№ 9
Печать
Статья

Особенности взимания хмелесбора

 

Как известно, Законом № 1067 внесены изменения в Закон о хмелесборе, а постановлением № 843 внесены изменения в Порядок № 133, которым установлены особенности взимания сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (далее — хмелесбор). Эти изменения вступили в силу с 01.01.2010 г. Об особенностях взимания хмелесбора с учетом этих изменений пойдет речь далее.

Александр ЗОЛОТУХИН, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон о системе налогообложения

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-ХII.

Закон о хмелесборе

— Закон Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 09.04.99 г. № 587-ХIV.

Закон № 481

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон № 1067

— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 05.03.2009 г. № 1067-VI.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.

Инструкция № 209

— Инструкция о заполнении формы государственного статистического наблюдения № 1-торг «Отчет о товарообороте», утвержденная приказом Госкомстата от 26.07.2005 г. № 209.

П(С)БУ 3

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 3 «Отчет о финансовых результатах», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.03.99 г. № 87.

Порядок № 133

— Порядок заполнения и подачи отчета о сумме начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденный приказом ГНАУ от 28.03.2002 г. № 133.

Порядок № 587

— Порядок взимания сбора и использования средств на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденный постановлением КМУ от 15.07.2005 г. № 587.

Постановление № 843

— постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок взимания сбора и использования средств на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 23.07.2009 г. № 843.

Письмо № 11931

— письмо ГНАУ от 05.06.2009 г. № 11931/7/21-0117.

 

Плательщики хмелесбора (общее)

Таким образом, согласно обновленной

ст. 1 Закона о хмелесборе плательщиками хмелесбора являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и подчиненности, реализующие в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольные напитки и пиво.

В предыдущей редакции

ст. 1 отсутствовала сеть общественного питания. Однако это уточнение не вносит ничего нового в порядок взимания хмелесбора. И ранее хмелесбор взимался при продаже алкогольных напитков и пива в сети общественного питания, поскольку согласно ст. 1 Закона № 481 соответствующая продажа алкогольных напитков и пива в заведениях общественного питания относится к розничной торговле (см. ниже).

Чтобы конкретнее очертить круг плательщиков хмелесбора, нужно выяснить отдельные понятия из

ст. 1.

Во-первых

, поскольку идет речь о субъектах предпринимательской деятельности, плательщиками хмелесбора являются как предприятия, так и физические лица — предприниматели.

Во-вторых

, что касается оптово-розничной торговой сети (см. ст. 1 Закона № 481), то:

— оптовая торговля — деятельность по приобретению и соответствующему преобразованию товаров для дальнейшей их реализации субъектам хозяйствования розничной торговли, другим субъектам хозяйствования;

— розничная торговля — деятельность по продаже товаров непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других субъектах хозяйствования общественного питания

В-третьих

, согласно ст. 1 Закона № 481 алкогольные напитки — это продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2 % объемных единиц, которые относятся к товарным группам Гармонизированной системы описания и кодировки товаров под кодами 22.04 (вина виноградные натуральные (столовые, крепленые), шампанские, игристые), 22.05 (вермуты), 22.06 (плодово-ягодные вина, другие напитки сброженные) и 22.08 (спиртовые настойки, ликеры, коньяки, бренди, сладкие наливки, водка, спиртовая настойка из слив, груш или вишен, включая ликеры и другие крепкие напитки).

Вместе с тем пиво имеет код 22.03 Гармонизированной системы.

Заметим, что субъекты хозяйственной деятельности, находящиеся на

упрощенной системе налогообложения, которые торгуют пивом, шампанским, вином, коньяком, бренди, уплачивают хмелесбор на общих основаниях. Связано это с тем, что такой сбор не вошел в перечень платежей, определенного ст. 6 Указа № 727, от которых освобождается единоналожник.

 

Плательщики хмелесбора (производители)

Теперь в

ст. 1 Закона о хмелесборе прямо указано, что производители алкогольных напитков и пива являются плательщиками хмелесбора только при условии реализации ими этой продукции в розничной торговле непосредственно потребителям. В случае поставки такой продукции субъектам оптовой и розничной торговли собственного производства они не являются плательщиками хмелесбора.

Ранее такая норма в Законе отсутствовала, однако ГНАУ придерживалась аналогичной точки зрения

(п. 8 письма № 11931).

Если же производители реализуют субъектам оптовой и розничной торговли не собственную продукцию, а закупленную на стороне, они являются плательщиками хмелесбора на общих основаниях.

 

Плательщики хмелесбора (комиссия)

В последнем абзаце обновленной

ст. 1 Закона о хмелесборе указано, что в случае реализации алкогольных напитков и пива по договорам комиссии (консигнации) плательщиками сбора являются субъекты предпринимательской деятельности (кроме производителей-комитентов в случае осуществления ими оптовой торговли алкогольных напитков и пива), которые получают на свой счет средства или другие виды компенсации за продажу этой продукции.

Согласитесь, формулировку нельзя назвать удачной и абсолютно понятной.

Во-первых

, на счет (как мы понимаем, идет речь о банковском счете, а не каком-либо ином, скажем, личном) можно получить только средства. Другие виды компенсаций на счет не могут поступить. Так, если субъект вместо средств получит другие виды компенсаций, выходит, он не будет плательщиком? То же касается получения средств в кассу. В таком случае средства получаются не на счет. По формальным основаниям в этих последних двух случаях субъект не является плательщиком. И вряд ли налоговая с этим согласится. Вероятно, что будут понимать получение средств на счет или в кассу либо получение других видов компенсаций, например, других товаров и т. п. Поэтому субъектам, не желающим конфликтовать с налоговой, желательно придерживаться последней трактовки этой нормы.

Во-вторых

, на первый взгляд, из этой формулировки следует, что если комиссионер продает продукцию комитента, получает на свой счет или в кассу средства, другие виды компенсаций, а затем полученные средства (другие виды компенсаций) передает комитенту, плательщиком сбора будут оба субъекта, поскольку средства от продажи получает сначала первый, а затем и второй. Однако здесь следует учесть содержание ст. 2 Закона о хмелесборе, где указано об обложении сбором на всех этапах реализации. Но между комитентом и комиссионером не происходит операции реализации. Поэтому сбор должен уплачиваться только один раз тем субъектом, который получил выручку.

Например, если выручку получил комиссионер, а затем перечислил ее комитенту, то сбор уплачивает комиссионер. А если продукцию отгрузил комиссионер, а выручка поступит комитенту, минуя комиссионера, сбор будет уплачивать комитент.

Правда, это не касается производителей-комитентов при оптовой торговле алкогольными напитками и пивом. В таком случае, согласно разъяснениям представителей ГНАУ (см. журнал «Вісник налогової служби України», 2009, № 43, с. 38), если выручку получит комиссионер, то он будет уплачивать сбор. А если выручку получает сам комитент-производитель? Как быть в таком случае? По нашему мнению, здесь ни комиссионер, ни комитент сбор не уплачивают (первый — поскольку является неплательщиком, второй — поскольку не получает объект — выручку).

Кстати, здесь не уточнено, имеются в виду алкогольные напитки и пиво собственного производства либо приобретенные на стороне. По аналогии с содержанием

абзаца 2 ст. 1 Закона о хмелесборе можем предположить, что имеется в виду продукция собственного производства. И такое понимание вполне логично.

Ранее в Законе вообще отсутствовало упоминание о комиссионной торговле. Однако налоговая так же, как и в случае с производителями (см. выше), придерживалась аналогичной точки зрения

(п. 3, п. 9 письма № 11931). Выходит, что изменения в Закон не вносят чего-либо кардинально нового, а только уточняют порядок, который применялся раньше на практике и описывался в разъяснениях ГНАУ.

 

Объект налогообложения и ставка

Объектом налогообложения сбором

является выручка — товарооборот, полученный на всех этапах реализации в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольных напитков и пива, в том числе по операциям, не предусматривающим оплаты в денежной форме (ст. 2 Закона о хмелесборе).

Следовательно, объект налогообложения — это выручка (товарооборот). Однако в

Законе отсутствует определение понятия «выручка (товарооборот)», хотя эти понятия широко применяются в различных нормативных документах.

Например, согласно

ст. 1 Указа № 727 выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

Розничный товарооборот торговой сети — это выручка от продажи непосредственно населению потребительских товаров. Розничный товарооборот определяется

в ценах фактической реализации на момент отпуска товаров покупателю, независимо от времени уплаты денег, включая продажу товаров, поступивших предприятию (объекту) торговли на условиях договоров комиссии (консигнации) (п. 2.1 Инструкции № 209).

Таким образом, выручка (товарооборот) — это общая сумма от продажи продукции, включающая

в том числе и НДС, акцизный сбор.

Следует отметить, что под

объект подпадает как денежная выручка, так и бартерная. Похоже, что представители ГНАУ видят в объекте и бесплатные отгрузки (см. консультации в журнале «Вісник податкової служби України», 2009, № 43, с. 35 — 36), но мы с этим не согласны.

Существует еще проблема исчисления и уплаты хмелесбора

при продаже продукции собственного производства (кофе, кремов, десертов, кондитерских изделий), в процессе изготовления которой используются алкогольные напитки. Не совсем понятно, возникает ли в этом случае объект обложения хмелесбором, которым в соответствии со ст. 2 Закона о хмелесборе является выручка — товарооборот, полученный на всех этапах реализации в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольных напитков и пива.

В

письме № 11931 ГНАУ сообщила, что при реализации указанной продукции объект обложения хмелесбором возникает, только если выручка от реализации продукции собственного производства и от реализации алкогольных напитков, использованных при изготовлении такой продукции, отражается отдельно по кредиту счета 70 «Доход от реализации работ и услуг» (то же самое указано в журнале «Вісник податкової служби України», 2009, № 43, с. 35). Мы считаем, что в этом случае объекта нет, аргументы см. в статье «Хмелесбор: самое актуальное»// «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 60, с. 33. О том, что кулинарные изделия с алкогольной составляющей не облагаются хмелесбором, сказано в письме Минагрополитики от 17.05.2008 г. № 37-38-11/76-78.

Ситуация

с алкогольными коктейлями несколько иная. У субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих продажу алкогольных коктейлей, наверное, возникал проблемный вопрос: с какой выручки следует уплачивать хмелесбор: со всей суммы выручки от реализации коктейля или исходя из стоимости алкогольных составляющих коктейля? Действующее законодательство не содержит прямого ответа на этот вопрос, отсутствуют и официальные разъяснения главного налогового ведомства. В сложившейся ситуации, на наш взгляд, безопаснее уплатить сумму хмелесбора исходя из всей стоимости коктейля. Тем более, что алкогольный коктейль является алкогольным напитком, а следовательно, в соответствии с Законом о хмелесборе выручка от его реализации должна облагаться хмелесбором. Справедливости ради отметим, что в свое время налоговики в консультации, опубликованной в журнале «Вісник податкової служби України», 2005, № 41, с. 45, высказались за обложение хмелесбором только стоимости алкогольной составляющей коктейля. Это же мнение отражено в письме Минэкономики от 27.06.2007 г. № 91-28/165 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 68. Несмотря на справедливость такого подхода, применять его без разъяснения местной ГНИ не рекомендуем.

Ставка сбора составляет 1 % от объекта налогообложения

(ст. 3 Закона о хмелесборе). Вместе с тем согласно п. 10 Порядка № 133 суммы сбора в отчете проставляются в гривнях, без копеек, с соответствующим округлением по общеустановленным правилам.

 

Когда возникает налоговое обязательство по уплате хмелесбора?

Прямо об этом в

Законе о хмелесборе не сказано. Однако поскольку согласно ст. 2 Закона объектом обложения сбором является выручка — полученный товарооборот, можем предположить, что речь идет о моменте, когда наступили оба события: как отгрузка продукции, так и получение оплаты за нее. Такой же порядок применялся на практике и ранее (п. 10 письма № 11931).

Пример 1

. Предприятие оптовой торговли получило частичную предоплату за товар в сумме 36000 грн., в том числе НДС — 6000 грн. В счет этой предоплаты отгружена партия пива на сумму 12000 грн., в том числе НДС — 2000 грн.

Сумма хмелесбора составляет 120 грн. (12000 хх 1 %).

Пример 2

. Предприятие розничной торговли продало через магазин в розницу алкогольные напитки и пиво на сумму 6583 грн., в том числе НДС — 1097,17 грн.

6583 х 1 % = 65,83 грн. Округлив до целого, получим сумму хмелесбора — 66 грн.

Пример 3

. Предприятие — производитель пива продало другому предприятию партию пива собственного производства на сумму 12000 грн., в том числе НДС — 2000 грн.

В данном случае наш производитель не является плательщиком сбора.

Пример 4

. Предприятие — производитель пива через собственный фирменный магазин продало конечным потребителям пиво собственного производства на сумму 6583 грн., в том числе НДС — 1097,17 грн.

Как и в примере 2, хмелесбор составит 66 грн.

Пример 5

. Предприятие оптовой торговли передало для реализации комиссионеру по договору комиссии партию алкогольных напитков на сумму 36000 грн., в том числе НДС — 6000 грн. Фактически отгружены комиссионером напитки на 24000 грн., в том числе НДС — 4000 грн. Однако оплата комиссионеру поступила в сумме 6000 грн., в том числе НДС — 1000 грн.

Комиссионер должен уплатить хмелесбор — 60 грн. (6000 х 1 %). Комитент хмелесбор не уплачивает.

Пример 6

. Начальные условия примера 5. Только оплата поступает от покупателя на счет комитента, минуя комиссионера.

60 грн. хмелесбора уплатит комитент. Комиссионер сбор не уплачивает.

 

Особенности отчетности и оплаты

Порядок № 587

, которым, среди прочего, регламентирован вопрос взимания хмелесбора, дополнен п. 11, вступившим в силу с 01.01.2010 г. Согласно этому пункту плательщики сбора самостоятельно исчисляют его сумму, которую отмечают в расчете суммы сбора по форме, установленной центральным органом ГНС. На момент подготовки статьи действовала форма расчета (отчета), утвержденная тем же приказом, что и Порядок № 133.

Расчет подается плательщиком в ГНС по местопребыванию плательщика на налоговом учете ежемесячно в течение

20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца. Указанная в Расчете сумма сбора должна быть уплачена в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи расчета.

Таким образом, для хмелесбора действует

месячный налоговый период.

Если в течение отчетного месяца субъект предпринимательской деятельности не реализовывал в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольные напитки и пиво и не получал выручку от такой реализации, отчет за этот месяц не подается

(п. 8 Порядка № 133).

Следует отметить, что дополненный

п. 11 дословно повторяет п. 4 и п. 5 Порядка № 133, которые действовали ранее и сохраняют свою силу до момента подготовки настоящей статьи. Следовательно, и в этом аспекте с нового года (01.01.2010 г.) ничего не изменилось.

Заполнение отчета не представляет никаких проблем. Ведь кроме «шапки», даты заполнения и подписей, отчет содержит только два показателя:

1. Выручка от реализации алкогольных напитков и пива: _______ грн.;

2. Начислено сбора за отчетный месяц (строка 1 х 1 %): _______ грн.

Поэтому отдельно на этом не будем останавливаться.

Кстати, в случае выявления ошибок плательщик

может их исправить, подав уточненный отчет — с исправленными показателями. Он составляется по той же форме, что и общий отчет. Только в «шапке», вместо отметки напротив строки «Общий отчет», ставится отметка напротив строки «Уточненный отчет». К уточненному отчету прилагается также Справка, утвержденная тем же приказом, что и Отчет.

 

Отражение хмелесбора в бухгалтерском и налоговом учете

Согласно

ч. 20 п. 1 ст. 14 Закона о системе налогообложения хмелесбор относится к общегосударственным налогам и сборам. Поэтому в налоговом учете сумма сбора включается в состав валовых расходов на основании п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль и отражается в строке 04.6 декларации по налогу на прибыль (и в строке 4.6.12 годового приложения Р1 к декларации).

В бухгалтерском учете

сумма хмелесбора вычитается из дохода предприятия. Это следует из п. 16 П(С)БУ 3, где указано, что сумма хмелесбора показывается в свободной строке (025) формы № 2 «Отчет о финансовых результатах». Поэтому начисление хмелесбора отражается проводкой по дебету субсчета 702 «Доход от реализации товаров» и кредиту субсчета 642 «Расчеты по обязательным платежам» (аналитический счет «хмелесбор»). При этом рекомендуем для обобщения информации об оплаченных отгрузках алкогольной продукции открыть субсчета третьего порядка:

— 642/Xмелесбор/1 «Оплаченная продукция»;

— 642/ Xмелесбор /2 «Неоплаченная продукция».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше