Услуги проката: правовые аспекты и учет

В избранном В избранное
Печать
Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Январь, 2010/№ 3
Статья

Услуги проката: правовые аспекты и учет

 

Сегодня все больше субъектов предпринимательской деятельности обращаются к такому виду бытовых услуг, как услуги проката. О правовых основах договора проката, документальном оформлении таких услуг, особенностях налогового и бухгалтерского учета вы узнаете из предлагаемой статьи.

Юрий ГРАКОВСКИЙ, аудитор Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о патентовании

— Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Инструкция № 8

— Инструкция по применению форм документов строгой отчетности, которые используются для оформления заказов и расчетов с потребителями за бытовые услуги, утвержденная приказом Укрсоюзсервиса от 29.09.95 г. № 8.

Инструкция № 291

— Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

Перечень № 1336

— Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

Порядок № 46

— Порядок предоставления во временное пользование гражданам предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, утвержденный приказом Укрсоюзсервиса от 16.12.99 г. № 46.

Постановление № 283

— постановление КМУ «Об установлении порядка изготовления бланков ценных бумаг и документов строгого учета» от 19.04.93 г. № 283.

Правила № 313

— Правила бытового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 16.05.94 г. № 313.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

 

Особенности правового регулирования

Прежде всего отметим, что договор проката является

разновидностью договора найма (аренды). Прокатом принято называть услуги по аренде предметов домашнего пользования, предоставляемые населению. В связи с этим отношения по договору на предоставление услуг проката регулируются нормами сразу двух параграфов: § 1 «Общие положения о найме (аренде)» и § 2 «Прокат» главы 58 «Наем (аренда)» ГКУ.

В соответствии со

ст. 787 ГКУ по договору проката наймодатель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по передаче вещей в наем, передает или обязуется передать движимую вещь нанимателю в пользование за плату на определенный срок. Чаще всего предмет договора проката предназначается для удовлетворения бытовых непроизводственных нужд пользователей . Вместе с тем в некоторых случаях предмет договора проката может использоваться и для производственных потребностей, но только при условии, что это прямо предусмотрено в договоре (ст. 788 ГКУ). Это позволяет назвать признаки, одновременное наличие которых позволяет отнести арендную операцию к договору проката:

1) арендодатель осуществляет предпринимательскую деятельность по сдаче вещей в наем;

2) в прокат, в отличие от аренды, может передаваться только движимая вещь;

3) по общему правилу, вещь, передаваемая в прокат, должна использоваться в бытовых, а не в производственных целях.

Почему так

важно отграничивать прокат от простой аренды?

Во-первых

, на отношения в рамках договора проката не распространяется ряд норм, регулирующих отношения аренды. В частности, наниматель по договору проката не имеет преимущественного права на приобретение объекта найма в случае его продажи наймодателем. Не может наниматель и передать вещь, взятую в прокат, в поднайм. Право пользования такой вещью, в отличие от арендных отношений, не может быть взносом в уставный фонд хозяйственного общества.

Во-вторых

, в отличие от договора аренды, наниматель в договоре проката имеет право отказаться от него и вернуть вещь наймодателю в любое время. В такой ситуации плата за прокат имущества, уплаченная нанимателем за весь срок договора, уменьшается согласно продолжительности фактического пользования имуществом.

В-третьих

, капитальный и текущий ремонт вещи, передаваемой в прокат, осуществляет наймодатель за свой счет.

В-четвертых

, договор проката является договором присоединения. Это означает, что условия договора устанавливаются только одной стороной (наймодателем). А вот вторая сторона (наниматель) не может предложить свои условия договора. В связи с этим наймодателю необходимо разработать типовые условия договора проката (тарифы, порядок получения и возврата предмета проката, ответственность за повреждение, просрочку возврата предмета и т. д.), которые бы выполняли роль формуляров или прочих стандартных форм (в терминологии ч. 1 ст. 634 ГКУ). Только учтите, что они не должны нарушать установленные законом права нанимателя.

В-пятых

, договор проката является публичным договором, т. е. прокатчик берет на себя обязательство по предоставлению услуг проката каждому, кто к нему обратится. Условия такого договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, кроме имеющих предоставленные законом соответствующие льготы.

Следует сказать, что если нанимателем по договору проката выступает физическое лицо (а так бывает в преимущественном большинстве случаев), на отношения по такому договору распространяется действие

Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Договор проката в большинстве случаев заключается в простой

письменной форме. Применить предусмотренное ст. 206 ГКУ правило, согласно которому сделки, которые выполняются сторонами в момент их совершения, могут заключаться в устной форме, к договору проката не получится, поскольку он предполагает использование переданной в прокат вещи в течение определенного срока с обязательством ее вернуть в надлежащем состоянии.

Правило о необходимости письменной формы действует в тех случаях, когда нет специального требования о нотариальном удостоверении договора, как, например, при заключении договора проката автомобиля, когда нанимателем выступает физлицо.

 

Документальное оформление

Основные требования к документальному оформлению услуг проката установлены

Порядком № 46. В соответствии с п. 2.2 этого Порядка предоставление во временное пользование предметов проката оформляется договором (заказом-обязательством) по форме № ПО-П1, утвержденной приказом Укрсоюзсервиса от 29.09.95 г. № 8. Причем согласно этому приказу бланк ПО-П1 является бланком строгого учета.

Вместе с тем, обратившись к

постановлению № 283, которым утверждена номенклатура бланков строгого учета, документов, аналогичных форме № ПО-П1 (т. е. договоров), мы не найдем. Умалчивает о необходимости использования бланков строгого учета при заключении договоров проката и ГКУ. Этот нормативный документ содержит только одно требование: сделки между юридическими лицами (а также физическими и юридическими лицами) необходимо заключать в письменной форме. Исключение составляют те случаи, когда договор выполняется в момент его заключения — такие договоры заключаются устно (ст. 206, 208 ГКУ).

Исходя из этого мы приходим к выводу, что при заключении договора проката субъект хозяйствования может по своему усмотрению использовать форму № ПО-П1 (

обычный бланк, а не бланк строгого учета) или самостоятельно разработанную форму договора. Кстати, этот вывод некоторым образом подтверждают и авторы Научно-практического комментария к ГКУ*, говоря о том, что действия актов Кабинета Министров распространяется на договоры проката, заключенные с физическими лицами для их собственных бытовых потребностей. А вот что касается Порядка № 46, то, по их мнению, с введением действующего в настоящее время ГКУ он не подлежит использованию.

*Научно-практический комментарий к гражданскому законодательству Украины: [В 4 т.] / А. Г. Ярема, В. Я. Карабань, В. В. Кривенко, В. Г. Ротань. — Т.3 — К.: А.С.К.; Севастополь: Ин-т юрид. Исслед., 2005. — С. 216.

Выдачу предметов напрокат необходимо фиксировать в специальном Журнале, составленном в наиболее удобной для наймодателя форме. Так, в нем целесообразно указывать следующие данные: сведения о получателе, предмет проката (название, код, шифр предмета), номер договора проката (заказа-обязательства), дата и время выдачи и возврата предмета, сумма залога.

Теперь что касается документального оформления

расчетов. Для подтверждения получения платы от потребителей Порядком № 46 предусмотрена выдача расчетного документа. Таким документом может быть (п. 3.6):

— либо

кассовый чек РРО (расчетная квитанция в случае выхода РРО из строя или временного отключения электроэнергии);

— либо

квитанция по форме, утвержденной в установленном порядке для нанимателей, которые в соответствии с законодательством не используют РРО.

В то же время в соответствии с

Инструкцией № 8 прием денег за прокат, за продление срока проката, невозврат вещей проката и др. необходимо оформлять квитанции ПО-П2. Причем по требованию той же Инструкции эта квитанция должна быть бланком строгого учета.

Должны отметить, что в

постановлении № 283 квитанции ПО-П2 можно найти место среди документов, обслуживающих денежный оборот. Поэтому использовать обычный бланк этой квитанции (а не строгий) у субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги проката, не получится. Однако применять его обязаны не все прокатчики, а только те из них, которые согласно действующему законодательству не применяют ни РРО, ни КУРО, ни расчетные квитанции. А вот остальные субъекты хозяйствования квитанцию ПО-П2 могут вообще не использовать. Аналогичного мнения придерживается и Госкомпредпренимательства в п. 2 письма от 08.08.2003 г. № 4738 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 69.

Напомним, что общий случай неприменения РРО при предоставлении услуг оговорен

п. 1 ст. 9 Закона об РРО, согласно которому регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных в установленном порядке.

Ввиду того что прокат предметов личного пользования и бытовых товаров является услугой*, прокатчики-юрлица могут не проводить плату за услуги ни через РРО, ни через РК на основании освобождающего

п. 1 ст. 9 Закона об РРО. Причем для этого необходимо, чтобы расчеты проводились в кассе предприятия с обязательной выпиской приходного кассового ордера.

* Подтверждение этому находим в Государственном классификаторе продукции и услуг ГК 016-97, утвержденном приказом Госстандарта Украины от 30.12.97 г. № 822, в котором услуги по прокату предметов личного пользования и бытовых товаров представлены под кодом

71.40.1.

Расчетные операции без использования РРО, но с применением расчетных книжек и КУРО могут осуществлять также пункты проката, предоставляющие свои услуги на территории:

— села (

п. 11 Перечня № 1336);

— села и поселков городского типа, которым предоставлен статус горных (

п. 22 Перечня № 1336);

— закрытых военных гарнизонов и городков, а также воинских частей, размещенных в пределах сел (

п. 6 Перечня 1336).

Только учтите, что для последних двух пунктов действует ограничение годового размера расчетных операций в 200 тыс. грн., при нарушении которого субъект хозяйственной деятельности обязан будет использовать РРО.

 

Патентование

Как предусмотрено

п. 1 ст. 1 Закона о патентовании, деятельность по предоставлению бытовых услуг является одним из видов деятельности, подлежащих патентованию. При этом под бытовыми услугами в Законе о патентовании понимают деятельность, связанную с предоставлением платных услуг для удовлетворения личных нужд заказчика за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов, включая кредитные карточки. Перечень услуг проката, которые, с точки зрения этого закона, рассматриваются как бытовые и подлежат патентованию, указаны в Перечне, утвержденном постановлением КМУ от 27.04.98 г. № 576 (в редакции постановления КМУ от 11.05.2006 г. № 659). К ним относятся:

— услуги проката аудио- и видеокассет и CD-дисков (коды 01.130.02, 01.130.03)**;

** В скобках приведены коды согласно Классификатору бытовых услуг.

— услуги по прокату велосипедов водных и водных лыж, лодок и катеров (код 01.130.09);

— прокат транспортных средств, мотоциклов, мотороллеров, мопедов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов к автомобилям и другим устройствам (код 01.130.10);

— прокат свадебных нарядов и одежды для торжественных событий (код 01.130.22).

Вместе с тем некоторые субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие вышеперечисленные услуги, торговый патент могут не приобретать. К ним относятся:

— субъекты предпринимательской деятельности — физические лица, уплачивающие фиксированный налог (

п. 3 ст. 1 Закона о патентовании);

— субъекты предпринимательской деятельности, уплачивающие единый налог (

п. 6 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98).

И еще один момент, который необходимо учитывать при предоставлении услуг проката. В случае, если прокатчик производит выдачу предмета проката под залог денежных средств, то невозврат такого предмета будет приравнен к

операции продажи. Осуществление таких операций требует наличия у наймодателя соответствующего патента.

 

Лицензирование

Как известно, услуги проката вещей не попадают в сферу действия

Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III (упоминание о них отсутствует как в ст. 2, так и в ст. 9). А вот для предоставления услуг по прокату транспортных средств, лодок, катеров, водных мотоциклов и т. п. может потребоваться лицензия. Связано это прежде всего с тем, что деятельность по перевозке пассажиров воздушным, автомобильным, речным, морским и железнодорожным транспортом лицензируется. Но можно ли подвести деятельность по прокату тех или иных транспортных средств под эти лицензируемые виды деятельности?

Для ответа на этот вопрос обратимся к

письму Госкомпредпринимательства от 28.07.2005 г. № 6194, где, в частности, было сказано следующее: любой процесс перевозки (в том числе морские прогулки, катание на водных мотоциклах, лодках), в котором принимает участие лицо, которое непосредственно осуществляет управление транспортным средством (маломерным судном), подлежит лицензированию. А вот услуги по прокату транспортных средств, которыми наниматели управляют сами, не требует наличия лицензии.

Другими словами, если предприниматель только сдает маломерное судно в прокат, при этом он сам или его работники таким транспортным средством не управляют, то лицензию приобретать не нужно. И хотя в данном письме речь идет о маломерных суднах, предложенный в нем подход вполне можно применять и при предоставлении автотранспортных средств напрокат.

 

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете сумму полученной платы за услуги проката отражают на момент фактического предоставления услуг проката, т. е. на дату

возврата предмета проката нанимателем. Для отражения информации о сумме полученного дохода применяют субсчет 703 «Доход от реализации работ и услуг». По кредиту этого субсчета отражается увеличение (получение) дохода, а по дебету — сумма НДС (если наймодатель является плательщиком НДС).

Расходы, связанные с предоставлением услуг проката, отражаются в бухгалтерском учете по правилам, установленным

Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденным приказом Министерства финансов Украины 31.12.99 г. № 318. Вначале они аккумулируются по дебету счета 23 «Производство», а затем списываются на субсчет 903 «Себестоимость реализованных работ и услуг».

Что касается самих

предметов проката, то в соответствии с Инструкцией № 291 учет их наличия и движения ведется на субсчете 116 «Предметы проката». При этом следует иметь в виду, что для целей бухгалтерского учета не имеет значения, превышает или нет стоимость предметов проката стоимостную границу, устанавливаемую предприятием для определения малоценных необоротных материальных активов (МНМА). Их в любом случае отражают на субсчете 116.

Аналитический учет предметов проката, как и других необоротных материальных активов, ведется в разрезе каждого из предметов. Для более полного обеспечения учета и контроля за нахождением каждого из предметов проката, целесообразно использовать субсчета второго порядка:

1161 «Предметы проката на складе», 1162 «Предметы проката в пользовании у нанимателей».

Амортизация

предметов проката начисляется с применением одного из двух методов (п. 27 П(С)БУ 7):

прямолинейного, в соответствии с которым годовая сумма амортизации определяется делением стоимости предмета проката на срок его полезного использования (а месячная — делением годовой суммы на 12);

производственного, согласно которому месячная сумма амортизации определяется как произведение фактического месячного объема услуг и производственной ставки амортизации. В свою очередь, производственная ставка амортизации рассчитывается путем деления стоимости предметов проката на общий предполагаемый объем услуг от использования данного предмета проката. По мнению автора, такой расчет можно делать как в разрезе каждого инвентарного объекта (предмета проката), так и в разрезе групп (например, отдельно по телерадиоаппаратуре, по стиральным машинам, по мебели и пр.) или вообще в целом по предметам проката.

Выбранный метод начисления амортизации необходимо отразить в

приказе об учетной политике предприятия.

Для учета суммы износа используется

субсчет 132 «Износ прочих необоротных материальных активов», по кредиту которого отражается начисление износа (амортизации), а по дебету — уменьшение.

В случае выдачи предметов проката под залог учет суммы полученного (возвращенного) залога ведется наймодателем на счете

06 «Гарантии и обеспечения полученные». Увеличение остатка на счете 06 происходит при получении залога, уменьшение — при его возврате.

 

Налоговый учет

Предметы проката

. В учете по налогу на прибыль расходы на приобретение предметов проката попадают в валовые расходы или относятся на увеличение балансовой стоимости основных фондов с последующим начислением амортизации.

В первом случае предметы проката с точки зрения налогового учета являются

запасами и участвуют в пересчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до момента их списания. При этом те из них, которые попадают в разряд налоговой малоценки (со стоимостью менее 1000 грн. и сроком службы более года), пересчитываются по п. 5.9 до момента ввода в эксплуатацию и с учетом метода амортизации, применяемого к таким активам в бухгалтерском учете (см. письмо ГНАУ от 29.01.2007 г. № 1564/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 11).

Во втором случае предметы проката стоимостью свыше 1000 грн. и предполагаемым сроком использования более года зачисляются в состав

основных фондов. Причем, включая предмет проката в ту или иную группу основных фондов, исходить необходимо из его функционального назначения. Например, телевизоры, магнитофоны, другую бытовую телерадиоаппаратуру следует относить к группе 2, а персональные компьютеры — к группе 4 ОФ. Налоговая амортизация по таким ценностям начисляется в обычном порядке, установленном п. 8.3 Закона о налоге на прибыль .

Кстати, на предприятия, сдающие в прокат легковые автомобили, бытовые летательные аппараты, моторные лодки, катера и яхты, не распространяется ограничение по валовым расходам. То есть все расходы, связанные с содержанием, эксплуатацией и обеспечением таких предметов проката (в том числе и расходы на ГСМ), попадают на валовые расходы в полном объеме (основание —

четвертый абзац п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль). Связано это прежде всего с тем, что такую деятельность в зависимости о того, что выступает предметом проката, можно классифицировать как деятельность или по транспортному, или по туристическому обслуживанию. Подтверждают это и представители главного налогового ведомства в консультации из журнала «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 14, где в качестве примера деятельности по предоставлению туристических или транспортных услуг был приведен прокат свадебных автомобилей.

Что касается суммы входного НДС по расходам на приобретение предметов проката, то она включается в состав налогового кредита при наличии должным образом оформленной налоговой накладной (

п.п. 7.4.1 Закона об НДС).

Плата за услуги проката

. Ввиду того что договор проката является разновидностью договора найма (аренды), для отражения в налоговом учете платы за услуги проката необходимо руководствоваться положениями «арендного» п.п. 7.9.6 Закона о налоге на прибыль. Это означает, что отразить валовые доходы прокатчик сможет только по начислению оплаты (т. е. по окончании срока проката). А вот правило первого события в данном случае не применяется. Например, гражданину Петренко И. А. согласно заключенному договору (заказу-обязательству по ф. № ПО-П1) выдан телевизор «LG». Срок проката 1 месяц (с 10.08.2009 г. по 09.09.2009 г.). Плата за услуги проката в сумме 420 грн. (в том числе НДС — 70 грн.) внесена при заключении договора. В этой ситуации при получении денежных средств наймодатель не имеет права увеличивать валовые доходы. Отразить их он сможет только по окончании срока проката — 09.09.2009 г.

В отношении налоговых обязательств по НДС отметим, что они возникают у наймодателя по правилу первого события: либо на дату получения оплаты, либо по окончании срока проката. При этом в момент возникновения налоговых обязательств наймодатель должен выписать налоговую накладную.

Залог

. Ни получение, ни возврат залога не найдут отражения в налоговом учете наймодателя. Связано это прежде всего с тем, что эти операции не соответствуют определению продажи (поставки) товара. А потому сумма залога не должна включаться в состав валовых доходов и увеличивать базу обложения НДС.

Другое дело, когда наниматель не выполняет свои обязательства по возврату вещи и наймодатель обращает взыскание на сумму залога. Такую операцию следует отражать как

продажу предметов проката:

— если предметы проката входили в состав ОФ групп 2, 3 или 4, то балансовая стоимость соответствующей группы ОФ уменьшается на сумму стоимости продажи таких ОФ (сумму залога). При этом если сумма залога равна или превышает балансовую стоимость соответствующей группы, то балансовая стоимость приравнивается к нулю, а сумма превышения включается в валовой доход. В ситуации, когда сумма залога не превышает балансовой стоимости соответствующей группы ОФ, то изменения валовых доходов не происходит. Уменьшается только балансовая стоимость соответствующей группы ОФ;

— если же предметы проката находились в составе запасов, то вся сумма залога (без учета НДС) попадет в валовые доходы на основании

п.п. 4.1.1 Закона о налоге на прибыль.

Кроме того, исходя из полученной суммы залога, но не ниже обычной цены предмета проката необходимо начислить налоговые обязательства по НДС.

Ремонт предметов проката

. Налоговый учет расходов на ремонт предметов проката, вышедших из строя по не зависящим от нанимателей обстоятельствам, должен вестись с учетом положений абзацев первого и второго п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль. Они разрешают собственнику основных фондов при проведении ремонта:

— часть стоимости такого ремонта в сумме,

не превышающей 10 % балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного периода, отнести на валовые расходы;

— сумму расходов на ремонт, превысившую 10 % лимит, отнести на

увеличение балансовой стоимости основных фондов групп 2, 3, 4 или отдельных объектов основных фондов группы 1 по состоянию на начало расчетного квартала.

Что касается расходов на ремонт матценностей, числящихся в составе запасов, то для них

Закон о налоге на прибыль не содержит каких-либо ограничений. Поэтому такие расходы включаются в состав валовых как расходы, связанные «с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг)» (п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль).

В заключение рассмотрим на примере порядок отражения услуг проката в бухгалтерском и налоговом учете.

Пример

. Предприятие приобрело предмет проката — компьютер по цене 5400 грн. (в том числе НДС — 900 грн.) и предоставило его в пользование гражданину Сомову П. О. на три дня. Плата за пользование предметом проката составляет 90 грн. (в том числе НДС — 15 грн.) в сутки. Ее наниматель вносит в день возврата предмета проката. Сумма залога составляет 5400 грн.

По истечении трех дней компьютер возвращен наймодателю, а нанимателю возвращена сумма залога.

 

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

Приобретен предмет проката — компьютер

153

631

4500

— *

* Происходит увеличение балансовой стоимости основных фондов группы 4.

2

Сумма НДС, уплаченная в составе стоимости предмета проката, включена в состав налогового кредита

641/НДС

631

900

3

Предмет проката введен в эксплуатацию

1161

153

4500

4

Перечислены денежные средства поставщику

631

311

5400

5

Получены от нанимателя денежные средства в качестве залога

301

685

5400

06

5400

 

 

6

Переданы предметы проката нанимателю

1162

1161

4500

7

Возвращен предмет проката в пункт проката после окончания договора

1161

1162

4500

8

Отражен возврат залога

685

301

5400

06

5400

9

Начислена плата за услуги проката

361

703

270

225

10

Отражены налоговые обязательства по НДС

703

641

45

11

Поступила оплата за прокат

301

361

270

12

Списаны доходы на финансовый результат

703

791

225

 

На этом мы завершаем рассмотрение вопросов, связанных с услугами проката. Конечно, в рамках одной статьи невозможно осветить все нюансы этой многогранной темы, поэтому если у вас появятся вопросы, пишите нам. Мы обязательно проанализируем вашу ситуацию и ответим на страницах газеты.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд