О сроке обжалования решения налогового органа
Письмо Высшего административного суда Украины от 01.12.2009 г. № 1624/13/13-09
В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с применением срока обращения плательщиков налогов с административными исками по обжалованию решений контролирующих органов о начислении налоговых обязательств, на основании пункта 3 части первой статьи 39 Закона Украины «О судоустройстве Украины», в порядке оказания методической помощи Высший административный суд Украины считает необходимым сообщить следующее.
Общий срок обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица определен частью второй статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины и составляет один год. Указанный срок, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов.
В то же время подпункт 5.2.5 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины от 21.12.2000 № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» устанавливает, что плательщик налогов вправе обжаловать в суд решение контролирующего органа о начислении налогового обязательства в любой момент после получения соответствующего налогового уведомления с учетом сроков давности. В свою очередь, сроки давности определены статьей 15 указанного Закона и составляют 1095 дней.
При решении конкуренции между положениями части второй статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины и нормами статей 5 и 15 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» судам следует учитывать предписания части третьей статьи 99 Кодекса административного судопроизводства Украины.
Последняя предусматривает, что для защиты прав, свобод и интересов лица этим Кодексом и другими законами могут устанавливаться другие сроки для обращения в административный суд, которые, если не установлено иное, исчисляются со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов.
Исходя из приведенной нормы Кодекса административного судопроизводства Украины, сроки обращения с административным иском и порядок их исчисления могут устанавливаться также другими законами, в том числе Законом Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами».
Таким образом,
срок обращения плательщика налогов с иском в административный суд по обжалованию решения контролирующего органа о начислении налогового обязательства определяется на основании норм статей 5 и 15 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и составляет 1095 дней с момента получения соответствующего налогового уведомления. При этом последствия пропуска указанного срока регулируются статьей 100 Кодекса административного судопроизводства Украины.Это письмо предлагаем довести до сведения судей апелляционного и местных административных судов соответствующего апелляционного округа для учета при совершении правосудия.
Председатель суда А. Пасенюк
комментарий редакции
Срок обжалования решения ГНИ 3 года?!
Несмотря на
позитивность данного письма для налогоплательщиков, с ним трудно согласиться. Как правильно указывает ВАСУ, при определении срока обжалования действий налоговых органов следует руководствоваться п.п. 5.2.5 Закона № 2181, который, в свою очередь, прямого указания о сроке обжалования не содержит. Есть лишь общая фраза о том, что при обжаловании следует учитывать сроки давности. Из двух возможных норм (ст. 15 Закона № 2181 (1095 дней) и ст. 99 КАСУ (1 год)) ВАСУ отдает предпочтение первой.Действительно, ст. 99 КАСУ предусматривает, что сроки могут быть установлены и другими законами. Однако авторы комментируемого письма не сочли нужным приводить цитаты из ст. 15 Закона № 2181. Дело в том, что эта статья действительно устанавливает сроки давности, но к обжалованию решений налоговых органов они не имеют никакого отношения. Так, среди сроков давности, установленных этой статей, можно выделить: сроки определения налоговым органом налоговых обязательств налогоплательщика; сроки взыскания налогового долга; сроки подачи заявлений на возврат излишне уплаченных или невозмещенных налогов. Кроме того, в силу специального указания, приведенного в п. 5.1 Закона № 2181, эти же сроки применяются и при самостоятельном исправлении ошибки. Как видим, об обжаловании решений налоговых органов нет ни слова. Поэтому в данном вопросе
мы больше склоняемся к нелицеприятному мнению Минюста, выраженному в письме 06.06.2008 г. № 239-0-2-08-20 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 58). Напомним, что Минюст отдал предпочтение применению норм ст. 99 КАСУ.В то же время комментируемое письмо явно на руку налогоплательщикам, ведь после его появления суды, скорее всего, станут применять сроки давности, установленные ст. 15 Закона № 2181. Это означает, что обжаловать решение ГНИ можно в течение 1095 дней «с момента получения соответствующего уведомления».
Дмитрий Костюк