Темы статей
Выбрать темы

Отчетность по арендной плате за землю: вы спрашивали — мы отвечаем

Редакция НиБУ
Статья

Отчетность по арендной плате за землю: вы спрашивали — мы отвечаем

 

Несмотря на то что порядок заполнения налоговой декларации арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности довольно прост, вопросы, связанные именно с этой формой отчетности, не иссякают. В рамках предлагаемой статьи рассмотрим самые актуальные из них. Тем более что отчетный период сейчас в самом разгаре.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Кто подает налоговую декларацию

Наше предприятие арендует земельный участок, находящийся в государственной собственности. Обязано ли оно подавать налоговую декларацию арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (далее — налоговая декларация)?

 

Прежде всего напомним, что в соответствии с

п. 8 ст. 14 Закона Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности входит в систему общегосударственных налогов и сборов. То есть это не просто договорное обязательство, а общегосударственный налог, сумму которого необходимо отражать в специальной налоговой декларации по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 20.12.2005 г. № 588. Это подтверждает и ст. 14 Закона о плате за землю, в которой сказано следующее: «Плательщики земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (кроме граждан)... предоставляют соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию».

Как видите,

Закон заставляет отчитываться всех плательщиков арендной платы за земельные участки, которые находятся в государственной и коммунальной собственности. Исключение составляют лишь граждане. Для них начисление арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности производят органы налоговой службы, которые выдают плательщику до 15 июля текущего года платежное уведомление о внесении платежа (статья 14 Закона о плате за землю).

Очевидно, что в данном случае речь идет как гражданах-предпринимателях, так и об обычных гражданах, не являющихся предпринимателями. То есть эти категории плательщиков не обязаны составлять налоговую декларацию. Однако представители главного налогового ведомства трактуют

ст. 14 Закона о плате за землю по-своему и считают, что граждане-предприниматели должны самостоятельно исчислять сумму арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности и подавать налоговую декларацию (письмо ГНАУ от 13.05.2005 г. № 9179/7/17-2217). Этим они фактически приравняли физлиц-предпринимателей к юридическим лицам, а не к гражданам.

Со своей стороны должны отметить, что подобный подход противоречит

ст. 2 ЗКУ, определяющей круг субъектов земельных отношений. К ним относятся: граждане, юридические лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти. Понятно, что граждане-предприниматели фигурируют здесь именно как граждане, а не как юридические лица и тем более органы местного самоуправления и органы государственной власти.

И все же, несмотря на наличие контраргументов, осторожным предпринимателям, не желающим вступать в конфликт с налоговиками, налоговую декларацию лучше все-таки предоставить. Тем более что сама форма декларации рассчитана на заполнение как юр-, так и физлицами.

Резюмируем:

налоговую декларацию обязаны подавать плательщики арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности, как юридические лица, так и граждане-предприниматели. При этом стоит уточнить, что в соответствии со ст. 4 Закона об аренде арендодателями земельных участков, находящихся в коммунальной собственности, являются местные (сельские, поселковые, городские) советы. Что касается земельных участков государственной собственности, то арендодателями в большинстве случаев являются районные и областные государственные администрации. Исключение составляют города Киев и Севастополь, там в качестве арендодателей выступают городские государственные администрации.

Подают декларацию

в налоговую инспекцию по месту нахождения арендованной земли . Причем в случае, когда плательщик арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности имеет несколько земельных участков на территории одного сельского, поселкового или городского совета (код КОАТУУ один и тот же), по которым отдельно заключены договоры аренды земли, то таким плательщиком может подаваться одна обобщенная налоговая декларация . При этом приложение 1 налогоплательщик составляет отдельно по каждому земельному участку в соответствии с договором аренды и подает вместе с такой декларацией.

Если же земли арендуются

на территории различных административно-территориальных единиц (коды органов местного самоуправления по местонахождению земельного участка по КОАТУУ разные), то налогоплательщик обязан подать в налоговую инспекцию по местонахождению земельного участка отдельную налоговую декларацию и отдельное приложение 1. Об этом прямо говорится в Методрекомендациях, а также в п. 3.1 Методических рекомендаций относительно полноты охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов, утвержденных приказом ГНАУ от 19.12.2008 г. № 784.

 

Сроки предоставления налоговой декларации

В какие сроки налоговую декларацию арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности необходимо подать в налоговую инспекцию?

 

Налоговую декларацию плательщики арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности подают органу госналогслужбы по местонахождению земельного участка один раз в год —

до 1 февраля текущего года с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам (ст. 14 Закона о плате за землю). При этом сумма арендной платы указывается в ней по состоянию на 1 января. И если последний день срока подачи налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным операционный день. Поэтому учитывая то, что 31 января 2010 года приходится на воскресенье (выходной день), последним днем подачи налоговой декларации арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности за 2010 год является 1 февраля 2010 года.

Кроме отчетной годовой налоговой декларации, арендаторы государственных и коммунальных земель вправе подавать

ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию на протяжении 20 календарных дней месяца, следующих за отчетным. Вот только ее предоставление не освобождает арендатора от обязанности подачи налоговой декларации до 1 февраля текущего года. В связи с этим составление ежемесячной декларации, на наш взгляд, лишено всякого смысла.

И еще один момент, о котором мы должны предупредить арендаторов земельных участков государственной и коммунальной собственности: необходимость в предоставлении налоговой декларации может возникнуть у них и после 1 февраля текущего года. Так, если предприятие в дополнение к старым договорам заключает новые договоры после 1 января текущего года (или вообще впервые становится арендатором земельного участка), то уже в течение месяца

со дня возникновения права на вновь отведенный земельный участок оно обязано предоставить в ГНИ отчетную декларацию по вновь заключенным договорам. На это, кстати, обращала внимание и ГНАУ в п. 3 письма № 14447.

Правда, тут необходимо правильно определить день возникновения права на вновь отведенный земельный участок. В соответствии с

ч. 2 ст. 125 ЗКУ право на аренду земельного участка возникает после составления договора аренды и его государственной регистрации. Не противоречит ей и ст. 18 Закона об аренде, где сказано, что договор аренды вступает в силу после его государственной регистрации. В связи с этим декларацию по вновь заключенным договорам следует предоставить в течение месяца со дня государственной регистрации договора аренды земельного участка. Ввиду того, что месячный срок равен 30 дням, сделать это необходимо в течение 30 дней, следующих за днем государственной регистрации договора.

 

Размер налоговых обязательств по арендной плате за земли государственной и коммунальной собственности

Как рассчитать размер налоговых обязательств по арендной плате за земли государственной и коммунальной собственности с целью составления налоговой декларации? В какие сроки его следует уплачивать в бюджет?

 

Согласно определению, приведенному в

ч. 1 ст. 21 Закона об аренде, арендная плата за землю — это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком и размер которого указан в договоре аренды. При этом годовая сумма арендной платы не может быть меньше:

— для

земель сельскохозяйственного назначения — размера земельного налога, установленного Законом о плате за землю;

— для

других категорий земель — трехкратного размера земельного налога.

И в то же время арендная плата не может превышать 12 % от нормативной денежной оценки земельного участка. Исключение сделано только для случая, когда арендатора определяют на конкурсных началах — в таком случае размер арендной платы может быть больше.

Во время заключения договора аренды земли или продления срока его действия размер арендной платы определяется согласно таблицам (формам), приведенным в

постановлении КМУ «Некоторые вопросы аренды земель» от 13.12.2006 г. № 1724, а затем уже отражается в договоре аренды.

Определенный в договоре размер арендной платы впоследствии переносится

в налоговую декларацию (с разбивкой помесячно). Это означает, что для составления налоговой декларации никаких расчетов субъекту предпринимательской деятельности проводить не придется. Достаточно указать сумму, взятую из договора аренды.

Налоговое обязательство по арендной плате за земли государственной и коммунальной собственности, определенное в налоговой декларации на текущий год, платится равными частями по местонахождению земельного участка за базовый налоговый (отчетный) период, который равняется календарному месяцу

ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца (ст. 17 Закона о плате за землю).

 

Порядок заполнения

По состоянию на 1 января текущего года предприятие заключило несколько договоров аренды земельных участков государственной и коммунальной собственности, а значит, оно обязано составить соответствующую декларацию. Опишите порядок ее заполнения.

 

Порядок заполнения налоговой декларации достаточно подробно описан в

Методрекомендациях. Так, налоговая декларация должна подаваться без подчисток, дописок, зачеркиваний слов (цифр) с заполнением всех обязательных реквизитов (кодов, дат, подписей и т. д.). Она может быть заполнена от руки чернильной, шариковой ручкой или напечатана (заполнение карандашом не допускается). Сумма арендной платы в декларации проставляется в гривнях с копейками, с соответствующим округлением по установленным правилам.

Несколько слов скажем о заполнении заглавной части декларации. Состоит она из восьми строк.

В

первой строке заглавной части налоговой декларации ставится отметка, определяющая вид декларации: отчетная, новая отчетная, по вновь заключенным договорам, уточняющая. В случае подачи указанных деклараций (за исключением уточняющей) с уточнениями, в колонке «з уточн.» по строке, которая соответствует виду декларации, делается соответствующая отметка («х»). Если уточнения в декларации отсутствуют, в колонке «з уточн.» никакие отметки не ставятся.

Во

второй строке указывается базовый отчетный период, за который подается налоговая декларация. Так, если составляется отчетная (новая отчетная) декларация, то заполняются первые две пустые клеточки строки 2:

 

2

за

2

0

1

0

рік

за

 

 

місяць

2

0

 

 

рік

за

2

0

 

 

рік

починаючи з

 

 

місяця

 

В случае предоставления отчетной (новой отчетной) ежемесячной налоговой декларации, в строке 2 заполняются две пустые клеточки перед словом «місяць», в которые записывается арабскими цифрами порядковый номер налогового (отчетного) месяца текущего года, за который подается декларация, а также две пустые клеточки перед словом «року», в которых указываются последние цифры отчетного года:

 

2

за

2

0

 

 

рік

за

0

1

місяць

2

0

1

0

року

за

2

0

 

 

рік

починаючи з

 

 

місяця

 

Следующие четыре строки (

с третьей по шестую) содержат сведения о предприятии, предоставляющем декларацию:

— полное название предприятия, зарегистрированного в установленном порядке (согласно учредительным документам), его категорию (юридическое лицо или другая категория плательщиков);

— идентификационный код по ЕГРПОУ;

— код вида экономической деятельности (КВЭД);

— код организационно-правовой формы хозяйствования и код формы собственности;

— местонахождение и номер телефона плательщика.

В последних двух строках заглавной части налоговой декларации необходимо указать наименование органа государственной налоговой службы, в который подается декларация и код органа местного самоуправления по местонахождению земельного участка по КОАТУУ.

При заполнении расчетной части налоговой декларации сложностей возникнуть не должно, поскольку порядок ее заполнения предельно прост:

— в

строке 1 этой части после слов «Нараховано орендної плати на» указывается отчетный год (2010), и годовая сумма арендной платы. И учтите, что годовая сумма налогового обязательства, отраженного по этой строке, должна совпадать с размером годовой арендной платы, указанной в приложении 1 к налоговой декларации;

— в

строках 1.1 — 1.12 найдет отражение месячная сумма арендной платы (получается путем разбивки годовой суммы равными частями по месяцам);

строки 2 — 7 налоговой декларации заполняются на основании данных перерасчета, прилагаемого к декларации (Приложение 2). Поэтому если налоговая декларация не содержит никаких уточнений, в строках 2 — 7 проставляются прочерки.

Кроме заглавной и расчетной части форма декларации предусматривает заполнение еще двух приложений.

Приложение 1 «

Сведения из договора аренды земли» составляется в обязательном порядке. В нем отражается информация о договоре аренды (дате его составления, сроке действия, месте составления и номере), дате и номере государственной регистрации такого договора, наименовании сторон, месте нахождения земельного участка, размере арендной платы и т. д.

Отдельно стоит остановиться на порядке заполнения последней строки приложения 1 «Размер арендной платы». Ввиду того что договоры аренды могут заключаться на несколько месяцев, представители главного налогового ведомства рекомендуют указывать в ней,

на какое количество отчетных налоговых периодов (месяцев) отчетного года разбивается годовая сумма арендной платы. Например, «с разбивкой на 6 периодов (с января по июнь)» или «с разбивкой на 3 периода (с марта по май)» и т. д.

Приложение 2

«Перерасчет налогового обязательства арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности» подается только в случае исправления ошибок в уже поданных налоговых декларациях.

Это приложение составляется отдельно за каждый налоговый (отчетный) период или год, подлежащий уточнению. И хотя в самой форме этого приложения сделана оговорка о том, что подавать его нужно только при уточнении показателей тех периодов, по которым срок уплаты арендной платы уже прошел, делать это придется в случае любых уточнений (как того требуют представители главного налогового ведомства в

Методрекомендациях).

Далее рассмотрим порядок заполнения налоговой декларации на числовом примере.

Пример

. По состоянию на 1 января 2010 года предприятие заключило следующие договоры аренды, расположенные в одном районе города:

— договор аренды земли госсобственности сроком на 1 год. Сумма арендной платы по такому договору составила — 6000 грн. (500 грн./мес.);

— договор аренды земли коммунальной собственности сроком на 3 месяца (январь-март) и суммой арендной платы — 900 грн. (300 грн./мес).

На основании имеющейся информации предприятие должно составить

одну налоговую декларацию и два разных листа приложения 1 со сведениями по каждому участку. В верхнем правом углу каждого из них в клеточке после слова «Додаток» проставляется арабскими цифрами 1 и 2. А в самой декларации в заключительной информации относительно количества приложений к ней после слов «1 (відомості із договору оренди землі) на __ « указывается суммарное количество листов приложения 1 (в нашем случае их два).

Согласно условию примера налоговая декларация будет заполнена следующим образом:

 

Фрагмент заполнения отчетной налоговой (годовой) декларации арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности

1

 

Податкова декларація орендної плати
за земельні ділянки державної і комунальної власності

 

Вид декларації

з уточн.

 

звітн а

 

 

нова звітн а

 

х

за новоукладеними договорами

 

 

уточнююча

2

за

2

0

1

0

рік за

 

 

місяць

2

0

 

 

року за

2

0

 

 

рік починаючи з

 

 

місяця

<...>

№ з/п

Назва показника

Розмір орендної плати, грн. коп.

1

2

3

1

Нараховано орендної плати на 2010 рік згідно з договором оренди

, усього

6

9

0

0

.

0

0

1.1

січень

8

0

0

.

0

0

1.2

лютий

8

0

0

.

0

0

1.3

березень

8

0

0

.

0

0

1.4

квітень

5

0

0

.

0

0

1.5

травень

5

0

0

.

0

0

1.6

червень

5

0

0

.

0

0

1.7

липень

5

0

0

.

0

0

1.8

серпень

5

0

0

.

0

0

1.9

вересень

5

0

0

.

0

0

1.10

жовтень

5

0

0

.

0

0

1.11

листопад

5

0

0

.

0

0

1.12

грудень

5

0

0

.

0

0

 

Индексация

Обязательно ли применять коэффициент индексации к размеру арендной платы, закрепленному в договоре аренды?

 

Идею о том, что исчисление размера арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности должно осуществляться с учетом некоторых «коэффициентов индексации, установленных законодательством», ГНАУ высказывала в своих

письмах от 03.03.2008 г. № 4133/7/15-0717, от 15.01.2007 г. № 341/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 15. Аргументировала она это тем, что в соответствии со ст. 15 Закона об аренде арендная плата с указанием ее размера, индексации, формы платежа, условий пересмотра и ответственности за ее неуплату относится к существенным условиям договора аренды земли.

Однако с подобным подходом можно и нужно спорить. Ведь, как следует из текста

ст. 21 Закона об аренде, использовать индексы инфляции для исчисления размера арендной платы за землю нужно только в том случае, когда это условие непосредственно отражено в договоре. Что касается каких-либо других «коэффициентов индексации», то о них Закон об аренде умалчивает. Поэтому если механизм индексирования арендной платы за землю в договоре аренды отсутствует, самостоятельно индексировать размер арендной платы налогоплательщику не нужно. При этом в годовой налоговой декларации следует указывать суммы годовой арендной платы, предусмотренные исключительно действующим договором аренды. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Типовой договор аренды земли: индексация — не напасть, если соблюдать закон», опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 15.

 

Составляем декларацию по вновь заключенным договорам

Предприятие заключило новый договор аренды земельного участка коммунальной собственности сроком на 2 года. Ежемесячная сумма арендной платы составляет 1000 грн. Днем государственной регистрации договора является 20 февраля 2010. Какие обязанности возникают у предприятия в связи с заключением нового договора аренды?

 

Как известно, при заключении нового договора аренды, налогоплательщик обязан предоставить в налоговую инспекцию его

копию. И сделать это нужно в пятидневный срок (ст. 25 Закона об аренде). Параллельно с налогоплательщиком налоговиков о таком событии информируют органы исполнительной власти (или органы местного самоуправления), заключившие договоры аренды земли (ст. 24 Закона об аренде). Так что с предоставлением в налоговую инспекцию подобной информации лучше не затягивать.

В дополнение к обязанности предоставления в местную ГНИ копии договора аренды, налогоплательщик должен позаботиться о составлении

налоговой декларации. Ее необходимо предоставить налоговикам в течение месяца со дня возникновения права на новоотведенный земельный участок (подробнее об этом можно прочитать в разделе «Сроки предоставления налоговой декларации» на с. 17).

Особенности заполнения этой декларации будут следующими. В первой строке

верхней части такой декларации ставится отметка, определяющая вид декларации: по вновь заключенным договорам. Во второй строке заполняются две пустые клеточки перед словами «год начиная с» и перед словом «месяца», в которые записываются соответственно год и месяц, с которого подается налоговая декларация по вновь заключенным договорам.

Расчетная часть декларации

заполняется в том же порядке, что и отчетная декларация, но только за период, начиная с месяца государственной регистрации договора и до конца года (с разбивкой по месяцам). Однако если день государственной регистрации договора аренды приходится не на первое число месяца, то для определения налоговых обязательств за первый месяц аренды необходимо поступить следующим образом:

— месячную сумму арендной платы

разбить по дням;

— умножить однодневную сумму арендной платы на количество дней действия договора аренды в этом месяце.

В нашем случае однодневная сумма арендной платы будет равна

35,71 грн. (1000 грн. : 28 день), а сумма налогового обязательства за февраль 2010 года — 321,39 грн. (35,71 грн. х 9 дней).

Налоговое обязательство, определенное в налоговой декларации по вновь заключенным договорам, платится по общеустановленным правилам, т. е.

ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

При подаче декларации по вновь заключенным договорам обязательным является составление

приложения 1. В нем, помимо общей информации о договоре аренды, указывается размер арендной палаты, а также сведения о том, на какое количество отчетных налоговых периодов (месяцев) отчетного года разбивается данная сумма арендной платы (например, на 11 периодов, как в нашем случае).

Далее приведем фрагмент налоговой декларации, заполненной согласно условию вопроса:

 

Фрагмент заполнения налоговой декларации арендной платы
 за земельные участки государственной и коммунальной собственности по вновь заключенным договорам

1

 

Податкова декларація орендної плати
за земельні ділянки державної і комунальної власності

 

Вид декларації

з уточн.

 

звітна

 

 

нова звітна

 

х

за новоукладеними договорами

 

 

уточнююча

2

за

2

0

 

 

рік за

 

 

місяць

2

0

 

 

року за

2

0

1

0

рік починаючи з

0

2

місяця

<...>

№ з/п

Назва показника

Розмір орендної плати, грн. коп.

1

2

3

1

Нараховано орендної плати на 2010 рік згідно з договором оренди

, усього

1

0

3

2

1

.

3

9

1.1

січень

.

1.2

лютий

3

2

1

.

3

9

1.3

березень

1

0

0

0

.

0

0

1.4

квітень

1

0

0

0

.

0

0

1.5

травень

1

0

0

0

.

0

0

1.6

червень

1

0

0

0

.

0

0

1.7

липень

1

0

0

0

.

0

0

1.8

серпень

1

0

0

0

.

0

0

1.9

вересень

1

0

0

0

.

0

0

1.10

жовтень

1

0

0

0

.

0

0

1.11

листопад

1

0

0

0

.

0

0

1.12

грудень

1

0

0

0

.

0

0

 

Уточнения в налоговой декларации

Как производится уточнение показателей и исправление ошибок в ранее поданных налоговых декларациях?

 

Порядок исправления самостоятельно выявленных ошибок, допущенных в прошедших отчетных периодах при составлении налоговой декларации и уточнения ее показателей, установлен

п. 5.1, п. 17.2 Закона № 2181. Согласно этим нормам уточнение может быть выполнено одним из следующих способов:

1) путем подачи

уточняющей декларации ;

2) в составе текущей

отчетной декларации;

3) в составе

новой отчетной декларации (если ошибка обнаружена до окончания предельного срока предоставления декларации).

Единственным ограничением является то, что согласно требованиям

п. 5.1 Закона № 2181 исправление должно осуществляться с учетом сроков давности, определенных ст. 15 Закона № 2181. То есть не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, а в случае, когда такая налоговая декларация была предоставлена позднее, — в течение 1095 дней, следующих за днем ее фактического предоставления. На это обращала внимание ГНАУ в п. 2 письма № 14447, а также в письме от 22.01.2009 г. № 1094/7/15-0717 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 16. Ошибки со сроком давности более 1095 дней исправлению не подлежат, а суммы соответствующих налогов не доначисляются и не возвращаются.

Далее рассмотрим каждый из существующих способов исправления ошибок.

Уточняющая декларация

. Воспользоваться первым способом и подать уточняющую декларацию можно в любом периоде выявления ошибки (или изменения размера арендной платы). Видимо поэтому данный способ является самым распространенным на практике.

Уточняющая декларация подается по форме, утвержденной

приказом ГНАУ от 20.12.2005 г. № 588 (т. е. по той же форме, что и сама налоговая декларация), при этом в поле «уточнююча» ставится соответствующая отметка, а в строке 2 указывается период, за который производятся уточнения. Например, за 2009 год» (если ошибка была допущена в отчетной годовой декларации за 2009 год) или «за 02 месяц 2009 года» (если ошибка выявлена в новый отчетной месячной декларации за февраль 2009 года). Уточняемый период найдет отражение также в шапке приложения 2 (оно подается вместе с декларацией).

По

строке 1 расчетной части уточняющей декларации записывается полная годовая сумма арендной платы с разбивкой равными частями по месяцам, а не суммы, увеличивающие или уменьшающие налоговые обязательства (см. Методрекомендации). То есть строка 1 заполняется так, как будто ошибки и не было.

Порядок заполнения остальных строк расчетной части уточняющей декларации будет зависеть от того, наступил ли срок уплаты налоговых обязательств по арендной плате или нет. При этом необходимо учитывать, что налоговые обязательства, которые требуют уточнения, могут быть либо занижены (что приводит к недоплате), либо завышены (переплата).

Если ошибка допущена в периодах, срок уплаты по которым прошел, то:

— сумма

недоплаты за такие отчетные периоды сначала отражается в строках 3.13.12 приложения 2 (с разбивкой по месяцам), а затем суммарное значение этих строк переносится в строку 2 уточняющей декларации. Самоштраф, начисленный на сумму недоплаты, указывается в строке 4 декларации;

— сумма

переплаты отражается по строкам 4.14.12 приложения 2 (с разбивкой по месяцам). Ее общая сумма переносится в строку 3 декларации. Переплата может быть направлена в уменьшение налоговых обязательств будущих отчетных периодов или возвращена налогоплательщику на текущий счет.

Что касается налоговых обязательств отчетных периодов, срок уплаты по которым не наступил, то они отражаются в строках

1 и 2 Приложения 2 с разбивкой по месяцам. После этого определяется результат уточнения, которым может быть:

увеличение налоговых обязательств. В этом случае происходит дополнительное начисление арендной платы по строкам 5.15.12 строки 5 декларации с разбивкой по месяцам. При этом самоштраф начислять не нужно, ведь допущенная ошибка не привела к возникновению недоимки;

уменьшение налоговых обязательств, тогда сумма такого уменьшения (дельта) отражается по строкам 6.16.12 строки 6 декларации.

И не забудьте, что вместе с уточняющей декларацией подается не только приложение 2, но и приложение 1, содержащее информацию о заключенных договорах аренды.

Текущая отчетная декларация

. Воспользоваться этим способом и подать отчетную декларацию с уточнениями можно только в том случае, если сроки подачи такой декларации еще не прошли. При этом в колонке «з уточн.» по строке, которая соответствует виду декларации, ставится отметка «х», а в строке 2 указывается период, за который подается отчетная или новая отчетная декларация. Период, который уточняется, найдет отражение в шапке приложения 2 (оно подается вместе с такой декларацией). При этом приложение 2 составляется и подается за каждый отчетный период или за год, который уточняется.

Далее порядок заполнения текущей отчетной декларации ничем не отличается от порядка заполнения уточняющей декларации.

Новая отчетная декларация.

Этот способ можно использовать в том случае, если предприятие обнаруживает ошибку до предельного срока подачи налоговой декларации. Например, предприятие 18 января 2010 года предоставило в налоговую инспекцию налоговую декларацию за 2010 год. Однако уже 25 января бухгалтер обнаружил ошибку — занижены налоговые обязательства по арендной плате. Предприятие до предельного срока подачи налоговой декларации (1 февраля 2010 года) может исправить допущенную ошибку, подав новую декларацию за 2010 год. Для этого в поле «звітна нова» ставится соответствующая отметка, а остальная ее часть заполняется так, как будто ошибки и не было.

Поскольку новая отчетная декларация не считается уточняющей, самоштраф от суммы недоплаты не начисляется, а приложение 2 не составляется.

Пример.

Предприятие ООО «Триумф» 20 января 2010 года обнаружило ошибку, допущенную при составлении налоговой декларации на 2009 год: не учтен договор аренды земли сроком на весь 2009 год с годовой суммой арендной паты 6000 грн. (500 грн. в месяц). Ошибочная годовая сумма арендной платы, отраженная в налоговой декларации на 2009 год, составила 12000 грн. (1000 грн. в месяц).

В данном случае необходимо определить сумму недоплаты за периоды, срок уплаты по которым истек (январь — ноябрь) 2009 года. Для этого следует перемножить ежемесячную сумму недоплаты на количество таких месяцев: 500 грн. х 11 месяцев =

5500 грн. Сумма штрафа составит: 275 грн. (5500 грн. х 5 %).

Сумма недоплаты и штраф увеличивают налоговое обязательство за январь 2010 года.

Что касается налоговых обязательств за декабрь 2009 года, то предельным днем их уплаты является 1 февраля 2010 года*. Ввиду того что предприятие успело исправить ошибку до указанной даты, самоштраф с суммы недоплаты за декабрь 2009 года начислять не нужно.

* Налоговое обязательство по арендной плате за земли государственной и коммунальной собственности уплачивается ежемесячно в течение

30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца. Поскольку 30 января 2010 года приходится на субботу, когда банковская система не работает, предельный срок уплаты налогов за декабрь 2009 года должен быть перенесен на 1 февраля 2010 года.

Однако, как нам стало известно из устных консультаций представителей налоговых органов на местах, предельный срок исправления ошибки без применения 5 % штрафа они ограничивают

не тридцатью календарными днями, а двадцатью. То есть успеть исправиться без самоштрафа за декабрь 2009 года, по их мнению, нужно до 20 января 2010 года включительно.

Со своей стороны отметим, что подобных требований нет ни в

Законе № 2181, ни в Законе об аренде. Надеемся, что в скором будущем представители главного налогового ведомства изменят свою позицию по данному вопросу.

А теперь рассмотрим порядок исправления допущенной ошибки через уточняющую декларацию.

 

Фрагмент заполнения уточняющей декларации за 2009 год

1

 

Податкова декларація орендної плати
за земельні ділянки державної і комунальної власності

 

Вид декларації

з уточн.

 

звітна

 

 

нова звітна

 

х

за новоукладеними договорами

 

 

уточнююча

2

за

2

0

0

9

рік за

 

 

місяць

2

0

 

 

року за

2

0

 

 

рік починаючи з

 

 

місяця

<...>

№ з/п

Назва показника

Розмір орендної плати, грн. коп.

1

2

3

1

Нараховано орендної плати на 2009 рік згідно з договором оренди

, усього

1

8

0

0

0

.

0

0

1.1

січень

1

5

0

0

.

0

0

1.2

лютий

1

5

0

0

.

0

0

1.3

березень

1

5

0

0

.

0

0

1.4

квітень

1

5

0

0

.

0

0

1.5

травень

1

5

0

0

.

0

0

1.6

червень

1

5

0

0

.

0

0

1.7

липень

1

5

0

0

.

0

0

1.8

серпень

1

5

0

0

.

0

0

1.9

вересень

1

5

0

0

.

0

0

1.10

жовтень

1

5

0

0

.

0

0

1.11

листопад

1

5

0

0

.

0

0

1.12

грудень

1

5

0

0

.

0

0

 

2

Нараховано недоплати, що збільшує податкове зобов'язання за січень місяць 2010 року, у зв'язку з виправленням помилки

(показник (сума показників) за р. 3 перерахунку(ів))

5

5

0

0

.

0

0

...

4

Нараховано штрафу, що збільшує податкове зобов'язання за січень місяць 2010 року, у зв'язку з виправленням помилки

(нараховується платником самостійно відповідно до пункту 17.2 статті 17 Закону України «Про порядок погашення зобов’язань платників податків перед бюджетами та державними цільовими фондами») (р. 2 декларації х 5 %)

2

7

5

.

0

0

5

Нараховано додатково орендної плати на поточний рік, у зв'язку із збільшенням податкових зобов'язань за наслідками уточнень, усього

(р. 1 перерахунку - р. 2 перерахунку)

5

0

0

.

0

0

5.1

січень (р. 1.1 перерахунку - р. 2.1 перерахунку)

.

5.2

лютий (р. 1.2 перерахунку - р. 2.2 перерахунку)

.

5.3

березень (р. 1.3 перерахунку - р. 2.3 перерахунку)

.

5.4

квітень (р. 1.4 перерахунку - р. 2.4 перерахунку)

.

5.5

травень (р. 1.5 перерахунку - р. 2.5 перерахунку)

.

5.6

червень (р. 1.6 перерахунку - р. 2.6 перерахунку)

.

5.7

липень (р. 1.7 перерахунку - р. 2.7 перерахунку)

.

5.8

серпень (р. 1.8 перерахунку - р. 2.8 перерахунку)

.

5.9

вересень (р. 1.9 перерахунку - р. 2.9 перерахунку)

.

5.10

жовтень (р. 1.10 перерахунку - р. 2.10 перерахунку)

.

5.11

листопад (р. 1.11 перерахунку - р. 2.11 перерахунку)

.

5.12

грудень (р. 1.12 перерахунку - р. 2.12 перерахунку)

5

0

0

.

0

0

...

 

Вместе с уточняющей декларацией подаются приложение 1 и приложение 2 (ниже приведем образец его заполнения).

 

Перерахунок

податкового зобов'язання

орендної плати за земельні ділянки державної і комунальної власності

за

2

0

0

9

рік

за

 

 

місяць

2

0

 

 

рік

за

2

0

 

 

рік

починаючи з

 

 

місяця

<...>

№ з/п

Назва показника

Розмір орендної плати, грн. коп.

1

2

3

1

Нараховано орендної плати за 2009 рік з урахуванням уточнень

, усього

1

8

0

0

0

.

0

0

1.1

січень

1

5

0

0

.

0

0

1.2

лютий

1

5

0

0

.

0

0

1.3

березень

1

5

0

0

.

0

0

1.4

квітень

1

5

0

0

.

0

0

1.5

травень

1

5

0

0

.

0

0

1.6

червень

1

5

0

0

.

0

0

1.7

липень

1

5

0

0

.

0

0

1.8

серпень

1

5

0

0

.

0

0

1.9

вересень

1

5

0

0

.

0

0

1.10

жовтень

1

5

0

0

.

0

0

1.11

листопад

1

5

0

0

.

0

0

1.12

грудень

1

5

0

0

.

0

0

2

Нараховано орендної плати за ____________ місяць 20__ року або за 2009 рік за даними раніше поданої декларації

, усього

1

2

0

0

0

.

0

0

2.1

січень

1

0

0

0

.

0

0

2.2

лютий

1

0

0

0

.

0

0

2.3

березень

1

0

0

0

.

0

0

2.4

квітень

1

0

0

0

.

0

0

2.5

травень

1

0

0

0

.

0

0

2.6

червень

1

0

0

0

.

0

0

2.7

липень

1

0

0

0

.

0

0

2.8

серпень

1

0

0

0

.

0

0

2.9

вересень

1

0

0

0

.

0

0

2.10

жовтень

1

0

0

0

.

0

0

2.11

листопад

1

0

0

0

.

0

0

2.12

грудень

1

0

0

0

.

0

0

3

Сума недоплати за податкові (звітні) періоди, за якими минув строк сплати, усього

5

5

0

0

.

0

0

3.1

січень (р. 1.1 перерахунку - р. 2.1 перерахунку)

5

0

0

.

0

0

3.2

лютий (р. 1.2 перерахунку - р. 2.2 перерахунку)

5

0

0

.

0

0

3.3

березень (р. 1.3 перерахунку - р. 2.3 перерахунку)

5

0

0

.

0

0

3.4

квітень (р. 1.4 перерахунку - р. 2.4 перерахунку)

5

0

0

.

0

0

3.5

травень (р. 1.5 перерахунку - р. 2.5 перерахунку)

5

0

0

.

0

0

3.6

червень (р. 1.6 перерахунку - р. 2.6 перерахунку)

5

0

0

.

0

0

3.7

липень (р. 1.7 перерахунку - р. 2.7 перерахунку)

5

0

0

.

0

0

3.8

серпень (р. 1.8 перерахунку - р. 2.8 перерахунку)

5

0

0

.

0

0

3.9

вересень (р. 1.9 перерахунку - р. 2.9 перерахунку)

5

0

0

.

0

0

3.10

жовтень (р. 1.10 перерахунку - р. 2.10 перерахунку)

5

0

0

.

0

0

3.11

листопад (р. 1.11 перерахунку - р. 2.11 перерахунку)

5

0

0

.

0

0

3.12

грудень (р. 1.12 перерахунку - р. 2.12 перерахунку)

.

 

Ответственность

В январе 2010 года предприятие заключило договор аренды земельного участка государственной собственности. Вместе с тем налоговую декларацию по новоотведенным земельным участкам оно не предоставило. Что грозит предприятию за непредоставление налоговой декларации?

 

Контроль за правильностью исчисления и уплаты арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности осуществляют органы государственной налоговой службы. То есть именно они следят за тем, чтобы предприятие своевременно предоставило налоговую декларацию по новоотведенным земельным участкам и уплатило в бюджет согласованное в ней налоговое обязательство. Это право предоставлено им

ст. 27 Закона о плате за землю.

Напомним, что интересующую их информацию (относительно новоотведенных земельных участков) налоговики могут получать не только от налогоплательщиков, но и от органов исполнительной власти или местного самоуправления, которые в силу

ст. 24 Закона об аренде обязаны ежемесячно информировать органы ГНС о заключении новых, внесении изменений в существующие договоры аренды земли, а также об их расторжении. Поэтому в случае непредоставления налоговой декларации по новоотведенным земельным участкам в установленные сроки представители главного налогового ведомства обязаны будут самостоятельно определить сумму налогового обязательства по арендной плате (п.п. 4.2.2 Закона № 2181). А это, в свою очередь, грозит предприятию применением сразу двух штрафных санкций:

штрафом в размере 10 ннмдг (170 грн.) за непредоставление налоговой декларации в сроки, определенные законодательством (п.п. 17.1.1 Закона № 2181);

штрафом в размере 10 % суммы налогового обязательства за каждый полный или неполный месяц задержки налоговой декларации, но не более 50 % от суммы начисленного налогового обязательства и не менее 10 ннмдг (п.п. 17.1.2 Закона № 2181), поскольку налоговое обязательство было определено контролирующим органом самостоятельно.

Именно о таком порядке применения налоговыми органами штрафных санкций в случае непредоставления налоговых деклараций по вновь заключенным договорам шла речь в

письме ГНАУ от 28.08.2009 г. № 18552/7/15-0717 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 85. Отметим, что данный порядок абсолютно справедлив.

Только не забудьте, что определять налоговые обязательства по аренде и начислять штрафные санкции налоговый орган должен с учетом того, что декларация по вновь заключенным договорам подается в течение месяца со дня

государственной регистрации договора аренды земельного участка (а не какого-либо другого момента). Если же налоговые обязательства и штрафные санкции вам начислили по другим правилам, то такие действия можно оспорить в общеустановленном порядке.

В завершение добавим, что в ситуации, когда предприятие предоставило налоговую декларацию, а сроки уплаты пропустило, ему грозят штрафные санкции в размерах, установленных

п.п. 17.1.7 Закона № 2181, а именно:

10 % налогового долга — при задержке до 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства;

20 % налогового долга — при задержке от 31 до 90 календарных дней включительно;

50 % налогового долга — при задержке более 90 календарных дней.

Кроме того, в случае нарушения установленных сроков уплаты налога предприятию придется уплатить пеню из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения налогового долга или на день его погашения (в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше)

за каждый календарный день просрочки.

На этом мы завершаем рассмотрение вопросов, связанных с составлением налоговой декларации по арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Уверены, что теперь вы с успехом пройдете отчетную кампанию.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше