Темы статей
Выбрать темы

Заполнение реестра в разных ситуациях

Редакция НиБУ
Статья

Заполнение реестра в разных ситуациях

 

Тема заполнения реестра полученных и выданных налоговых накладных в различных нетипичных ситуациях всегда была интересна плательщикам налога на добавленную стоимость. Особую актуальность она приобрела именно теперь, когда форма реестра претерпела некоторые изменения. О порядке заполнения обновленной формы реестра в тех или иных ситуациях вы узнаете из предлагаемой статьи.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Момент включения налоговой накладной и ее заменителя в реестр

В соответствии с

п.п. 7.2.8 Закона об НДС обязанность ведения реестра полученных и выданных налоговых накладных (далее — реестр) возложена на всех без исключения плательщиков НДС. Целью ведения такого реестра является наличие у налогоплательщика отдельного учета операций по поставке и приобретению товаров (услуг), подлежащих обложению НДС, не являющихся объектом налогообложения и освобожденных от обложения НДС. При этом под учетом понимается отражение полученных/выданных налоговых накладных и ее заменителей.

В реестре налоговые накладные и их заменители отражаются по датам получения (раздел I) или составления (раздел II). То есть налоговые накладные фиксируют в реестре в той последовательности, в которой они поступали на предприятие (либо были выписаны).

Полученные налоговые накладные

. Данные о дате получения налоговой накладной помещаются в графу 2 раздела I реестра. Здесь также может отражаться дата получения ГТД, товарного (кассового) чека, транспортного билета, гостиничного счета, счета за услуги связи, счета за услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета, заявления согласно п.п. 7.2.6 Закона об НДС (именно такой перечень документов приведен в форме реестра).

А вот данные о

дате выписки таких документов отражаются в графе 3. Надо сказать, что эта графа появилась в реестре не так давно — после вступления в силу приказа ГНАУ от 26.10.2009 г. № 582 (с 1 января 2010 года). Такое нововведение в некоторой степени упростит налоговый учет и поможет в заполнении приложения 5 к декларации по НДС.

Появление графы 3 в разделе

I реестра еще раз подтверждает тот факт, что налоговики признали право налогоплательщиков отражать налоговый кредит по запоздавшим налоговым накладным (фактическое получение которых состоялось в налоговых периодах, следующих за периодом их выписки). Об этом они также неоднократно писали в своих письмах от 21.09.2009 г. № 20400/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 79, от 04.11.2009 г. № 24259/7/16-1517-26. Правда, в своих письмах представители главного налогового ведомства выдвинули дополнительное условие. Теперь они утверждают, что для отражения налогового кредита по запоздавшим налоговым накладным нужно иметь в наличии документы, подтверждающие такое опоздание. Таким документом, по мнению ГНАУ, является письмо с заказным уведомлением о вручении с указанием на нем оттиска календарного штемпеля.

На незаконность подобных требований мы уже обращали внимание в статье «Старые» НН снова законны (по мотивам распоряжения КМУ от 09.09.2009 г. № 1120-р)», опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 80. К тому же заставить продавца отправить налоговую накладную заказным письмом покупатель просто не сможет. А это, в свою очередь, только подтверждает надуманность дополнительных условий для реализации права налогоплательщика на налоговый кредит по запоздавшим налоговым накладным.

И еще один момент. В ситуации, когда товарные (кассовые) чеки, транспортные билеты, гостиничные счета, счета за услуги связи и прочие документы поступают на предприятие как приложение к авансовому отчету, все они отражаются в разделе I реестра отдельными строками по каждому документу (

п. 8 Порядка № 244). При этом в графу 2 раздела I реестра вносится дата оформления авансового отчета, а в графу 3дата выписки каждого из подтверждающих документов (транспортного билета, гостиничного счета и т. д.).

Выданные налоговые накладные

. Как известно, налоговая накладная выписывается в момент возникновения налоговых обязательств по НДС (п.п. 7.3.2 Закона об НДС) и в этот же момент она отражается в реестре. Об этом прямо говорится в п. 10.1 Порядка № 244.

Для отражения информации о дате выписки (составления) налоговой накладной в разделе

II реестра предусмотрена графа 2. Здесь же указывается дата выписки расчета корректировки к налоговой накладной, ГТД, налоговой накладной по ежедневным итогам операций, накладной, выписанной на сумму превышения обычной цены над фактической.

 

Вид документа и условные обозначения

После вступления в силу

приказа ГНАУ от 26.10.2009 г. № 582 форма реестра дополнена новыми графами, куда помещаются данные о типе документа, используемого для определения налогового кредита либо налоговых обязательств.

Так,

раздел I реестра «Полученные налоговые накладные» дополнен графой 5, где отражается вид документа согласно следующей аббревиатуре (п. 9.5 Порядка № 244):

ПН

— налоговая накладная;

РК

— расчет корректировки к налоговой накладной;

ВМД

— грузовая таможенная декларация;

ЧК

— товарный (кассовый) чек;

ТК

— транспортный билет;

ГР

— гостиничный счет;

ПЗ

— счет за услуги связи;

ПО

— услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета;

ЗП

— заявление плательщика в соответствии с п.п. 7.2.6 Закона об НДС.

Если данные налоговой накладной или ее заменителя включаются в

уточняющие расчеты за отчетный период, то к аббревиатуре из п. 9.5 Порядка № 244 добавляется буква «У» (ПНУ, РКУ, ВМДУ и т. д.).

Что касается

раздела II реестра «Выданные налоговые накладные», то она тоже была дополнена новой графой 4 под названием «Вид документа». В ней отражаются условные обозначения документов, составленных в момент возникновения (корректировки) налоговых обязательств (п. 11.2 Порядка № 244):

ПН

— налоговая накладная;

РК

— расчет корректировки к налоговой накладной;

ВМД

— грузовая таможенная декларация;

ПП

— налоговая накладная по ежедневным итоговым операциям;

ЗЦ

— налоговая накладная, выписанная на сумму превышения обычной цены над фактической.

Причем, как и в случае с сокращениями, используемыми в разделе I реестра,

если данные любого из этих документов включаются в уточняющий расчет за отчетный период, то к виду документа добавляется буква «У».

 

Данные, включенные в уточняющий расчет

Как мы только что отметили, при внесении в реестр данных о типе документа (ПН, РК, ВМД и т. д.) к тем из них, показатели которых

включались в уточняющие расчеты, добавляется буква «У». К примеру, данные из налоговой накладной могут попасть в уточняющий расчет по причине следующей ошибки: налогоплательщик приобрел товар, который будет использоваться и в облагаемых, и в необлагаемых операциях. При этом всю сумму НДС из налоговой накладной он отнес на увеличение налогового кредита. Однако осуществить по результатам отчетного периода распределение суммы входного НДС, как того требует п.п. 7.4.3 Закона об НДС, он забыл. При исправлении такой ошибки через уточняющий расчет придется использовать данные налоговой накладной, предоставленной поставщиком таких товаров. Поэтому в реестр такую налоговую накладную следует внести с аббревиатурой ПНУ.

В дальнейшем информация из документов с буквой «У» будет учитываться

при подведении итогов по уточняющим расчетам.

Напомним, что итоги определяются в целом за месяц для плательщиков налога, у которых налоговый (отчетный) период равен календарному месяцу. А плательщики налога, у которых налоговый (отчетный) период равен кварталу, подводят итоги отдельно за каждый месяц, а потом еще и за квартал.

 

Покупки/продажи неплательщикам НДС: как отражать в реестре?

Сперва напомним, какие именно операции отражаются в реестре. В соответствии с

п. 6 Порядка № 244 в нем должны фиксироваться:

операции по приобретению товаров (услуг) с целью использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика (облагаемых по ставке 20 % или 0 %), освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения, а также не предназначенных для использования в хозяйственной деятельности;

— операции по поставке товаров, облагаемых налогом по ставке 20 % или 0 %, освобожденных от налогообложения, а также не являющихся объектом налогообложения.

Это означает, что в реестре должны учитываться

все операции, осуществляемые налогоплательщиком, независимо от того, является ли его контрагент плательщиком НДС или нет.

Так, при

покупке товаров у неплательщика НДС налоговой накладной или заменяющего ее документа у налогоплательщика не будет. Однако информация о такой операции все равно должна заноситься в реестр. Основанием для этого послужат соответствующие документы, подтверждающие поставку товаров (п. 8.5 Порядка № 244). Такими документами могут быть товарные накладные, акты выполненных работ, платежные документы и т. п.

Особенности заполнения реестра в этой ситуации оговаривают

пп. 9.7, 9.10 Порядка № 244, где, в частности, сказано следующее: в случае приобретения товаров у неплательщика НДС в графе 7 отражается условный индивидуальный налоговый номер «400000000000», а в графах 10, 12, 14 и 16 ставится отметка «Х».

Что касается заполнения графы

5 в этом случае, то о ней Порядок № 244 умалчивает. Однако, на наш взгляд, тут все будет зависеть от того, каким именно документом подтверждается покупка:

— если одним из документов, перечисленных в

п. 9.5 Порядка № 244, то в этой графе ставится его условное обозначение (например, ЧК, ГР);

— если каким-либо другим документом, не вошедшим в указанный перечень, то в графе 5 следует поставить прочерк.

Пример 1

. 11.01.2010 г. предприятие приобрело товар у поставщика — неплательщика НДС (ООО «Лия») на условиях предварительной оплаты. При этом оплата произведена по безналичному расчету. Стоимость товара в соответствии с товарной накладной и банковским документом № 34 составляет 3000 грн. В разделе I реестра эта операция отразится, как показано на с. 37.

При

поставке товаров неплательщику НДС продавец в обязательном порядке выписывает налоговую накладную с отметкой на оригинале «Поставка неплательщику налога», проставляя в строках «Индивидуальный налоговый номер покупателя» и «Номер свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (покупателя)» отметку «Х» (п. 8.1 Порядка № 165). Такая налоговая накладная выписывается в двух экземплярах и хранится у продавца.

Регистрацию налоговой накладной, подтверждающей поставку товара неплательщику НДС, необходимо осуществить в разделе II реестра. При этом в графе 6 данного документа вместо индивидуального налогового номера покупателя следует поставить отметку «Х».

Пример 2

. 12.01.2010 г. предприятие реализовало товары ООО «Старт» на сумму 6000 грн. Поскольку ООО «Старт» не является плательщиком НДС, предприятие-поставщик выписало налоговую накладную № 1 с отметкой на оригинале «Поставка неплательщику налога». Оба экземпляра налоговой накладной (оригинал и копия) остались у поставщика. В разделе II реестра эта операция отразится, как показано на с. 38.

 

Приобретаем/продаем необлагаемые товары (услуги)

Довольно часто предприятие приобретает товары (получает услуги), не подпадающие под объект обложения НДС (например, услуги по расчетно-кассовому обслуживанию и инкассации, прочие банковские услуги). Получение таких товаров (услуг) не оформляется налоговой накладной. Однако информация о них все равно должна найти отражение в реестре. Такой вывод следует из

п. 6 Порядка № 244, где прямо говорится об отдельном учете операций по приобретению товаров (услуг), не являющихся объектом налогообложения или освобожденных от налогообложения.

При этом далее в

п. 9.10 Порядка № 244 уточняется, что в случае приобретения у плательщика НДС товаров (услуг) и основных фондов, освобожденных от налогообложения и тех, которые не являются объектом налогообложения, в графах 10, 12, 14 и 16 ставится отметка «Х».

Порядок заполнения графы 5 в этом случае опять-таки будет зависеть от того, каким именно документом подтверждается покупка:

— если одним из документов, перечисленных в

п. 9.5 Порядка № 244, то в этой графе ставится его условное обозначение;

— если каким-либо другим документом, не вошедшим в указанный перечень, то в графе 5 будет стоять прочерк.

Пример 3

. 12.01.2010 г. банк списал с расчетного счета предприятия сумму за расчетно-кассовое обслуживание в размере 150 грн. подтверждает такое списание банковский документ под № 53. На основании этого документа предприятие отражает информацию об услуге банка в разделе I реестра. Пример его заполнения показан на с. 37.

В обратной ситуации, когда операцию поставки «необъектных» товаров осуществляет сам налогоплательщик, информация о ней отразится в реестре, но уже в разделе II. На это указывает графа 11 раздела II реестра, а также

п. 6 Порядка № 244.

Так что об отражении в реестре освобожденных от налогообложения, а также не являющихся объектом обложения НДС операций, забывать не стоит. Напомним, что за подобное нарушение норм

Порядка № 244 контролирующие органы могут применить к должностным лицам предприятия санкции в виде админштрафа в размере от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 85 до 170 грн.). Основание — нарушение порядка ведения налогового учета (ст. 1631 КУоАП).

 

Международные автоперевозки

Операции по перевозке грузов и пассажиров с пересечением государственной границы Украины (международные перевозки) попадают под объект обложения НДС в соответствии с

п.п. 3.1.1 и п.п. 3.1.3 Закона об НДС. При этом у них есть свои особенности налогообложения, оговоренные в п.п. 6.2.4 Закона об НДС, и связаны они с применением нулевой ставки НДС. Так, согласно этому подпункту по нулевой ставке облагаются операции поставки услуг по международным перевозкам пассажиров, их багажа и грузов автомобильным транспортом за пределами пункта таможенного оформления, а именно:

— при вывозе — от пункта таможенного оформления и до пункта назначения за пределами Украины;

— при ввозе — от пункта отправления за пределами Украины и до пункта таможенного оформления на территории Украины.

Что касается части международных автоперевозок

по территории Украины (от пункта назначения и до пункта их таможенного оформления — при вывозе, и от пункта таможенного оформления и до пункта назначения — при ввозе), то они облагаются налогом по ставке 20 %.

В подтверждение возникновения налоговых обязательств предприятие-резидент, оказывающее нерезиденту услуги автоперевозки, выписывает

одну налоговую накладную с надписью «Поставка неплательщику налога». Подтверждение тому, что в данном случае составляется одна налоговая накладная (в двух экземплярах), а не две, находим в Порядке № 165, в п. 9 которого прямо предусмотрено, что по операциям поставки товаров (услуг), к которым одновременно применяются и нулевая ставка, и ставка 20 %, составляется одна налоговая накладная, в которой заполняются соответствующие графы*.

* Пример заполнения налоговой накладной по услугам международных перевозок можно найти в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 81.

Зарегистрировать такую налоговую накладную в реестре следует в обычном порядке, заполнив графы 1 — 10 раздела II реестра, при этом в графе 6 «Индивидуальный налоговый номер» ставится отметка «Х». Что касается графы 12 раздела II реестра, то она предназначена только для экспорта товаров и сопутствующих такому экспорту услуг и в данном случае не заполняется**.

** Сопутствующие экспорту услуги будут у экспортера, а не у транспортного предприятия.

Для сравнения заметим, что в другом случае, когда услуги международных автоперевозок предоставляет

нерезидент, работает общее правило п.п. «а» п. 6.5 Закона об НДС, в соответствии с которым местом поставки таких услуг будет территория Украины. То есть такие услуги подлежат налогообложению даже в том случае, если их оказывает нерезидент. При этом заказчик таких услуг — резидент будет налоговым агентом нерезидента, и именно он понесет ответственность за начисление, удержание и уплату налога в бюджет.

При перечислении предоплаты нерезиденту или получении от него услуг перевозки (в зависимости от того, какое из событий произошло раньше) резидент начислит налоговые обязательства (по ставке 0 %***или 20 %, отражаемой по строке

7 декларации по НДС). В подтверждение возникших налоговых обязательств он выпишет самому себе налоговую накладную, в строках «Индивидуальный налоговый номер покупателя» и «Номер свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (покупателя)» которой поставит отметку «х» (п. 8.2 Порядка № 165).

*** Мы считаем, что ставка 0 % применяется и в том случае, когда услуги перевозки оказывает нерезидент. Однако у налоговиков на этот счет иное мнение. Они полагают, что услуги перевозки облагаются НДС по нулевой ставке только у резидента — плательщика НДС при непосредственном предоставлении таких услуг. Подробно эта проблема освещалась в статье «Транспортная экспедиция после Закона № 1451» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 94.

А в

следующем отчетном периоде (после периода отражения налоговых обязательств по услугам в декларации по НДС) предприятие-резидент отнесет сумму НДС в состав налогового кредита (п.п. 7.5.2 Закона об НДС) и отразит ее в строке 12.4 декларации по НДС. В связи с этим данная операция отразится в обоих разделах реестра:

на момент возникновения налоговых обязательств и составления налоговой накладной она найдет отражение в разделе II реестра (заполняются графы 1 — 10);

в периоде возникновения права на налоговый кредит — в разделе I реестра. При этом в графе 5 необходимо указать страну и наименование поставщика услуг, а в графе 7 — условный индивидуальный налоговый номер «300000000000» (пп. 9.6, 9.7 Порядка № 244).

Обратите внимание, несмотря на то что в строке «Индивидуальный налоговый номер покупателя» налоговой накладной стоит отметка «х», в графе 7 раздела

I реестра проставляется условный индивидуальный налоговый номер «300000000000», как того требует п. 9.7 Порядка № 244.

Пример 4

. Резидент ООО «София» (ИНН — 123645876965) заключило договор с нерезидентом, компанией R&P (Великобритания) о предоставлении услуг по перевозке груза автотранспортом. Сумма договора составляет 1000. Услуги предоставляются на условиях постоплаты.

Согласно маршруту заказчика-резидента транспорт проходит:

— от пункта отправления за пределами Украины и до пункта таможенного оформления на территории Украины — 500 км;

— от пункта таможенного оформления до места доставки на территории Украины — 100 км.

Акт составлен 14.01.2010 г. Курс НБУ на 13.01.2010 г. равен 11,582 грн./.

Исходя из имеющейся информации, общая стоимость услуг перевозки груза составляет

11582 грн. А стоимость перевозки груза от пункта таможенного оформления до места доставки равна 1930,33 грн. [(1000 : 600 км х 100 км) х 11,582 грн./], кроме того, НДС — 386,07 грн. (1930,33 грн. х 20 %).

Образец заполнения реестра приведем на с. 38.

 

Корректировка налогового кредита по НДС по испорченному товару

Большинство предприятий, так или иначе, сталкиваются в своей деятельности с необходимостью утилизации испорченного товара. И тут важно помнить, что в налоговом учете испорченные товары считаются

использованными не в хозяйственной деятельности. А значит, валовые расходы и налоговый кредит по испорченному товару сохраняться не могут. Такой вывод следует из п. 5.1 Закона о налоге на прибыль и п.п. 7.4.1 Закона об НДС. Поэтому в периоде выявления испорченного товара предприятию следует провести их корректировку. В рамках данной статьи рассмотрим порядок проведения корректировки налогового кредита по НДС.

Такую корректировку следует осуществлять через строку

16.4 «інші випадки» декларации по НДС с заполнением приложения 1 «Расчета корректировки сумм НДС к декларации по налогу на добавленную стоимость». Кроме того, информацию о корректировке налогового кредита необходимо занести в реестр. И хотя прямого требования на этот счет Порядок № 244 не содержит, игнорировать такую корректировку не стоит. Ведь именно реестр служит основой для заполнения декларации по НДС. Информация о корректировке вносится в реестр на основании бухгалтерской справки.

Реквизиты этой справки отражаются в графах 2 — 4 раздела I реестра. В графах 5 — 7 раздела I реестра ставится прочерк, а в графе 8 со знаком «-» указывается стоимость испорченных товаров вместе с НДС. После чего эта сумма разносится по графам 9 и 10 (так же со знаком «-»).

Пример 5

. В январе 2010 г. на предприятии обнаружен товар с истекшим сроком годности. Стоимость этого товара составляет 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.). Испорченный товар было решено утилизировать. В связи с этим бухгалтер откорректировал сумму налогового кредита (корректировка оформлена бухгалтерской справкой от 15.01.2010 г. № 14). Образец заполнения реестра см. на с. 37.

 

Возвраты

Для определения налоговых последствий при

возврате товаров в Законе об НДС применяется специальная норма — пункт 4.5. Согласно нормам этого пункта, если после поставки товаров осуществляется любое изменение суммы компенсации их стоимости, включая последующий за поставкой пересмотр цен, пересчет в случае возврата товаров лицу, которое их предоставило, суммы налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя подлежат соответствующей корректировке. При этом далее в п.п. 4.5.1 Закона об НДС уточняется, что по итогам периода, в котором осуществляется такой перерасчет, обе стороны договора должны уменьшить налоговые обязательства и налоговый кредит соответственно. Основанием для такого перерасчета послужит расчет корректировки, который составляется к выписанной ранее налоговой накладной.

Сам расчет корректировки к налоговой накладной необходимо отразить в реестре

по тем же строкам, что и налоговое обязательство (налоговый кредит), но только со знаком «минус». В дальнейшем эта информация из реестра послужит основой для заполнения декларации по НДС. Так, продавец, согласно этой информации заполнит строку 8.3 декларации, а покупатель — строку 16.2. Вместе с декларацией они предоставят приложение 1, в котором будут расшифрованы показатели этих строк.

Пример

6. По договору купли-продажи продавец в декабре 2009 года отгрузил покупателю (ООО «Альфа») товар стоимостью 3600 грн. (в том числе НДС — 600 грн.). Ввиду ненадлежащего качества товар был возвращен 19.01.2009 г. В этом же периоде поставщик получил Расчет корректировки № 1/48 с подписью покупателя. Заполнение раздела II реестра покажем на с. 38.

В случае

возврата предоплаты обе стороны договора так же должны будут уменьшить налоговые обязательства и налоговый кредит соответственно. Правда, основанием для этого будут уже нормы п.п. 3.1.1, а не п. 4.5 Закона об НДС. Ведь операции поставки (объекта налогообложения) в данной ситуации нет, а значит, нет и причин для сохранения налоговых обязательств и налогового кредита по НДС.

Как документальное подтверждение такой корректировки может выступать бухгалтерская справка или другой документ, составленный в произвольной форме. Вместе с тем представители главного налогового ведомства настаивают на составлении расчета корректировки и в этом случае (

п. 4 письма ГНАУ от 04.12.2009 г. № 27084/7/16-1517, от 02.12.2005 г. № 24078/7/16-1117), поэтому во избежание недопонимания со стороны контролирующих органов расчет корректировки лучше составить. В реестре такой расчет корректировки будет отражаться в аналогичном порядке, уже рассмотренном нами выше.

 

Импорт/экспорт товаров

Прежде всего отметим, что сведения об операциях по ввозу товаров в таможенном режиме импорта, как и любых других операциях по приобретению товаров, должны найти свое отражение реестре. На это прямо указывает

п. 6 Порядка № 244. При этом далее п. 8.2 Порядка № 244 уточняет, что учет импортированных на таможенную территорию Украины товаров проводится покупателем (импортером) на основании надлежащим образом оформленной грузовой таможенной декларации. Связано это прежде всего с тем, что при осуществлении импортных операций документом, удостоверяющим право предприятия-резидента на получение налогового кредита, считается грузовая таможенная декларация, оформленная в соответствии с требованиями действующего законодательства. А вот налоговая накладная по таким операциям не выписывается.

При регистрации ГТД в разделе I реестра сложностей возникнуть не должно, поскольку в

Порядке № 244 достаточно четко прописаны особенности его заполнения в этом случае. Так, например, в графе 6 раздела I указывается не только наименование нерезидента, но и его государство, а в графе 7 найдет отражение условный индивидуальный налоговый номер «300000000000» (п. 9.6, 9.7 Порядка № 244).

Пример 7

. Согласно внешнеэкономическому договору с нерезидентом («Штиль» (Германия)) предприятие импортировало товар 18.01.2010 г. Стоимость товара по договору в пересчете на гривни составляет 15000 грн. Сумма НДС, уплаченная в момент таможенного оформления товара, равна 3000 грн. Ввоз товара удостоверен надлежащим образом оформленной ГТД № 1054. Заполнение реестра покажем на с. 37.

Теперь перейдем к

экспорту товаров . Операции по экспорту товаров так же должны найти отражение в реестре, но уже в разделе II. Напомним, что в соответствии с п. 10 Порядка № 244 в этом разделе отражаются выданные налоговые накладные, расчет корректировки к налоговой накладной, ГТД, налоговые накладные по ежедневным итогам операций, налоговые накладные, выписанные на сумму превышения обычной цены над фактической. А экспортер, в свою очередь, при поставке товаров на экспорт выписывает налоговую накладную в двух экземплярах, причем оба экземпляра остаются у экспортера (п. 8 Порядка № 165). На оригинале такой налоговой накладной экспортер делает отметку «Експортні поставки».

Заполнение раздела II реестра особых проблем вызвать не должно. Так, в графы 2 — 4 переносятся соответствующие реквизиты налоговой накладной, в графу 5 помещается наименование покупателя-нерезидента и его страна, а в графе 6 ставится отметка «Х». Общий объем поставки найдет отражение в графе 7 реестра. Эта же цифра продублируется и в специальной графе 12. А вот графы 8 — 11 заполняться вообще не должны. В них ставится прочерк.

Пример 8

. 19.01.2010 г. предприятие-резидент произвело поставку товаров белорусскому предприятию «Олеся» на сумму 9000 грн. На основании вывозной ГТД оно выписало самому себе налоговую накладную № 3 в двух экземплярах с отметкой на оригинале «Експортні поставки». В разделе II реестра эта операция отразится, как показано на с. 38.

 

 

Как отразить в реестре налоговую накладную с распределенным по 7.4.3 налоговым кредитом

Прежде всего напомним, что если одни и те же приобретенные товары одновременно используются и в налогооблагаемых, и в необлагаемых операциях, то в состав налогового кредита налогоплательщик вправе отнести лишь часть входного НДС. Об этом прямо говорится в

п.п. 7.4.3 Закона об НДС. Там же указано, что такая часть должна соответствовать доле использования таких товаров в налогооблагаемых операциях отчетного периода .

Такая же ситуация может возникнуть и в случае, когда предприятие приобрело товары, которые одновременно будут использоваться как в облагаемых операциях, так и в операциях, на которые распространяется специальный режим налогообложения, установленный

ст. 81 Закона об НДС. Осуществлять распределение входного НДС нужно будет по аналогии с п.п. 7.4.3 Закона об НДС (см. письмо ГНАУ от 21.09.2009 г. № 20407/7/16-1517-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 87).

Вот только определить, какая сумма входного НДС включается в налоговый кредит, можно только в конце отчетного периода. Однако повременить с отражением в реестре налоговой накладной до конца отчетного периода налогоплательщик не может. Ведь согласно требованиям

п. 9.2 Порядка № 244 сделать это нужно уже в момент ее получения.

В связи с этим советуем отразить полученную налоговую накладную в разделе I реестра следующим образом:

— внести полученную налоговую накладную в реестр, заполнив

сначала относительно нее только графы 1 — 8 реестра;

— а

затем уже, осуществив по результатам отчетного периода распределение «входного» НДС (и определив включаемую и невключаемую в налоговый кредит части), заполнить в строке по такой налоговой накладной остальные графы 9 — 16 реестра.

В данной ситуации существуют и свои особенности заполнения раздела II «Налоговый кредит»

приложения 5 к декларации по НДС. Так, налоговый кредит отражается в разделе II приложения 5 дважды: один раз в разделе «Операции по приобретению с НДС, предоставляющие право формирования налогового кредита», а второй раз — в разделе «Операции по приобретению с НДС, не предоставляющие права формирования налогового кредита» (см. п. 6 письма ГНАУ от 18.04.2008 г. № 8109/7/16-1117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 34).

Вместе с тем хотим заметить, что на практике налогоплательщики

по согласованию со своими контролирующими органами подчас используют и другой подход в заполнении реестра и приложения 5.

Сперва они вносят налоговую накладную в реестр как обычную налоговую накладную, заполняя при этом все необходимые графы с 1 по 10. А затем, осуществив по итогам периода распределение входного НДС и определив его часть, не подлежащую включению в состав налогового кредита, сторнируют в реестре такую сумму налогового кредита. Для этого в конце периода на основании бухгалтерской справки в реестре осуществляется отдельная запись, согласно которой соответствующая сумма исключается из налогового кредита — при этом со знаком «-» заполняются графы 9 и 10 реестра с одновременным перенесением сумм из этих граф уже со знаком « + » в графы 11 и 12 реестра.

Что касается

приложения 5 к декларации по НДС, то полученную налоговую накладную вначале заносят в раздел II этого приложения в обычном порядке. Впоследствии, распределив входной НДС по итогам отчетного периода, его часть, не подлежащую включению в состав налогового кредита, отражает в приложении 5 следующим образом:

— со знаком «-» в разделе «Операции по приобретению с НДС, предоставляющие право формирования налогового кредита» (строка 10.1 декларации) с указанием при этом в графе 2 такого раздела

собственного индивидуального налогового номера — ИНН;

— одновременно на эту же сумму производится запись в разделе «Операции по приобретению с НДС, не предоставляющие права формирования налогового кредита» (строка 10.2 декларации) также с указанием

собственного ИНН.

Какой из этих двух способов выбрать, решать вам, уважаемые читатели. Но прежде чем сделать свой выбор, советуем согласовать понравившийся вам вариант со своими контролирующими органами.

 

Отражать ли в реестре давальческие векселя?

Порядок ввоза на таможенную территорию Украины давальческого сырья иностранного заказчика и вывоза изготовленной из нее готовой продукции регулируется нормами

Закона № 327. В соответствии со ст. 2 этого Закона при ввозе давальческого сырья на таможенную территорию Украины украинский исполнитель обязан уплатить ввозную таможенную пошлину по ставкам, установленным Законом Украины «О таможенном тарифе Украины» от 05.04.2001 г. № 2371-III, а также налоги и сборы, которые взимаются при ввозе товаров. Причем уплата всех этих налогов и сборов осуществляется путем выдачи органу государственной налоговой службы по местонахождению исполнителя простого авалированного векселя со сроком платежа, равным сроку осуществления операции с давальческим сырьем, но не более чем 90 календарных дней с момента оформления ГТД.

В случае своевременного вывоза готовой продукции

в полном объеме, предусмотренном в контракте и в установленный срок, за пределы таможенной территории Украины вексель погашается и ввозная таможенная пошлина, налоги и сборы не уплачиваются. Такая операция не найдет отражения в реестре.

Необлагаемые операции

В своей хозяйственной деятельности налогоплательщики нередко осуществляют операции, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость, потому что освобождены от налогообложения самим

Законом об НДС или не являются объектом налогообложения (п. 3.2, ст. 5, ст. 11). При этом в реестре нужно отражать только те из них, которые являются поставкой (например, услуги по расчетно-кассовому обслуживанию, инкассации (п.п. 3.2.5)). Этот вывод следует из Порядка № 244, п. 6 которого предусматривает, что в реестре должны отражаться операции по покупке/поставке товаров (услуг).

Что касается операций, которые не являются поставкой, то они не должны регистрироваться в реестре. К таким операциям относятся, в частности, выплата в денежной форме заработной платы, пенсий, эмиссия ценных бумаг.

На этом мы завершаем рассмотрение вопросов, связанных с заполнением реестра в тех или иных ситуациях. Конечно, в рамках одной статьи невозможно осветить все аспекты этой многогранной темы, поэтому если у вас появятся вопросы, пишите нам. Мы проанализируем вашу ситуацию и ответим на страницах газеты.

 

 

Розділ I. Отримані податкові накладні

№ з/п

Податкова накладна, розрахунок коригування до податкової накладної, ВМД, товарний (касовий) чек, транспортний квиток, готельний рахунок, рахунок за послуги зв'язку, рахунок за послуги, вартість яких визначається за показниками приладів обліку, заява відповідно до підпункту 7.2.6 пункту 7.2 статті 7 Закону тощо

Загальна сума, включаючи ПДВ

Придбання (виготовлення, будівництво, спорудження), імпорт товарів (послуг, включаючи одержання від нерезидента):

дата отримання

дата виписки

номер

вид документа

постачальник

з метою їх використання у межах господарської діяльності для здійснення операцій, які:

які не призначаються для їх використання у господарській діяльності

для поставки послуг за межами митної території України або послуг, місце поставки яких визначається відповідно до підпункту «д» пункту 6.5 статті 6 Закону за межами митної території України

найменування (П. І. Б. — для фізичної особи)

індивідуальний податковий номер

підлягають оподаткуванню за ставкою 20 %, 0 %

звільнені від оподаткування, не є об'єктами оподаткування

вартість без ПДВ

сума ПДВ

вартість без ПДВ

сума ПДВ

вартість без ПДВ

сума ПДВ

вартість без ПДВ

сума ПДВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

11.01.2010

11.01.2010

34

ТОВ «Лія»

400000000000

3000

3000

Х

Х

Х

Х

2

12.01.2010

12.01.2010

53

АКБ «Банк»

124578963587

150

150

Х

Х

Х

Х

3

15.01.2010

15.01.2010

14

-1200

-1000

-200

4

18.01.2010

18.01.2010

1054

ВМД

Штиль (Германия»

300000000000

18000

15000

3000

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Усього за місяць

...

...

...

...

...

...

...

...

...

З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період

...

...

...

...

...

...

...

...

...

<...>

...

14.01.2010

14.01.2010

2

ПН

R&P (Велико-британия)

300000000000

11582

11195,93

386,07

 

Розділ II. Видані податкові накладні

№ з/п

Податкова накладна, розрахунок коригування до податкової накладної, ВМД, податкова накладна за щоденними підсумками операцій, податкова накладна, виписана на суму перевищення звичайної ціни над фактичною

Загальна сума поставки, включаючи ПДВ

Поставка товарів (послуг) та послуги, надані нерезидентом на митній території України, які:

Експорт товарів та супутніх такому експорту послуг (база оподаткування)

дата виписки

номер

вид документа

платник податку — покупець

підлягають оподаткуванню за ставкою

звільнені від оподаткування, не є об'єктами оподаткування (сума поставки)

найменування (П. І. Б. — для фізичної особи)

індивідуальний податковий номер

20 %

0 %

база оподаткування

сума ПДВ

база оподаткування

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

12.01.2010

1

ПН

ТОВ «Старт»

Х

6000

5000

1000

2

14.01.2010

2

ПН

ТОВ «Софія»

123645876965

11582

1930,33

386,07

9651,67

3

19.01.2010

1/48

РК

ТОВ «Альфа»

546987453214

-3600

-3000

-600

4

19.01.2010

3

ПН

Олеся» (Беларусь)

Х

9000

9000

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Усього за місяць

...

...

...

...

...

...

З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період

...

...

...

...

...

...

<...>

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше