Темы статей
Выбрать темы

Ответственность единоналожников-юрлиц (штрафы за неподачу Расчета единого налога, неуплату налога и пр.)

Редакция НиБУ
Статья

Ответственность единоналожников-юрлиц
(штрафы за неподачу Расчета единого налога, неуплату налога и пр.)

 

Пребывая в рядах упрощенцев, уплачивать единый налог и отчитываться по нему лучше, конечно же, своевременно. Иначе может наступать ответственность в виде штрафов и прочих финансовых санкций. Чем могут грозить единоналожнику налоговые нарушения, рассмотрим в данной статье.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Прежде всего заметим: согласно

ст. 5 Указа № 727 субъекты малого предпринимательства несут ответственность за правильность исчисления, своевременность подачи Расчетов и уплаты сумм единого налога «в соответствии с законодательством». В свою очередь, это означает, что на них распространяются положения Закона № 2181 и предусмотренная им финансовая ответственность за налоговые нарушения (это также следует из Порядка № 98, в пп. 10 и 13 которого присутствуют ссылки на нормы данного Закона; прямо об этом же говорится и в Обобщающем налоговом разъяснении № 224, см. с. 41). Кроме того, должностные лица — нарушители субъектов малого предпринимательства также могут привлекаться к административной ответственности согласно КоАП. Рассмотрим наиболее распространенные штрафоопасные ситуации.

 

Несвоевременная подача, неподача Расчета единого налога

 

Предприятие-единоналожник подало Расчет единого налога позже отведенного предельного срока. Какая предусмотрена ответственность за такую несвоевременную подачу?

При таком нарушении предприятию-единоналожнику может грозить

штраф, предусмотренный п.п. 17.1.1 Закона № 2181:

 

Ответственность за несвоевременную подачу, неподачу Расчета единого налога

Нарушение

Основание

Ответственность

Неподача, несвоевременная подача Расчета единого налога

П.п. 17.1.1 Закона № 2181

Штраф в размере 10 ннмдг (т. е. 170 грн.) за каждое непредоставление или несвоевременное предоставление налоговой декларации

 

На то, что

Расчет, на основании которого происходят начисление и уплата единого налога, в понимании Закона № 2181 является налоговой декларацией и на него распространяются все без исключения нормы Закона № 2181, обращалось внимание в п. 3 Обобщающего налогового разъяснения № 224. Правда, при этом замечалось, что срок подачи Расчета единого налога отличается от сроков, установленных Законом № 2181 для квартального отчетного периода, что, впрочем, как указывалось в разъяснении, допускается Законом № 2181 (см., к примеру, п. 1.2 ст. 1 этого Закона*).

* П. 1.2 ст. 1 Закона № 2181:

«1.2)

налоговое обязательство — обязательство плательщика налогов уплатить в бюджеты или государственные целевые фонды соответствующую сумму средств в порядке и в сроки, определенные настоящим Законом или другими законами Украины».

В данном случае нужно учитывать, что

штрафоопасным согласно положениям п.п. 17.1.1 Закона № 2181 является каждый случай неподачи, несвоевременной подачи Расчета единого налога. Поэтому в интересах единоналожников соблюдать отведенный для подачи срок (до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, с учетом возможных переносов на следующий рабочий день, если последний день такого срока подачи выпадает на выходной или праздничный день, п. 3 Обобщающего налогового разъяснения № 224) и подавать Расчет единого налога своевременно.

 

Недоплата, неуплата единого налога

 

Из-за недостатка денежных средств на счете за первый и второй месяцы квартала единый налог был уплачен в сумме меньшей, чем следовало. Однако в целом за квартал сумма единого налога, отраженная в Расчете, уплачена в бюджет в нужной сумме и своевременно. Могут ли в таком случае к предприятию применяться штрафные санкции за занижение налоговых обязательств за первый и второй месяцы квартала согласно п.п. 17.1.3 Закона № 2181?

Нет,

не могут.

Как известно, необходимость

ежемесячной уплаты единого налога в бюджет предприятиями-единоналожниками (не позднее 20 числа следующего месяца) установлена ст. 3 Указа № 727. В связи с этим требованием уплата сумм единого налога за первый и второй месяцы отчетного квартала происходит соответственно не позднее 20 числа второго и 20 числа третьего месяцев такого квартала. При этом уплачиваемые таким образом так называемые промежуточные (авансовые) суммы единого налога налогоплательщик определяет самостоятельно, без предоставления по ним Расчета единого налога в налоговые органы. По этой причине уплачиваемые «промежуточные» за первый и второй месяцы отчетного квартала суммы единого налога нельзя считать согласованным налоговым обязательством. Ведь как следует из п. 5.1 Закона № 2181, согласованным является налоговое обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком и задекларированное в поданной налоговой декларации. В данном же случае, повторимся, «промежуточные» Расчеты единого налога по «промежуточным» суммам не подаются, т. е. такие суммы не декларируются. А значит, их согласования не происходит.

В отличие от таких «промежуточных» сумм,

сумма единого налога, уплачиваемая по итогам отчетного квартала, — это уже полноценный декларируемый показатель, который отражается в Расчете единого налога. При этом важно, чтобы такая задекларированная в целом за квартал сумма единого налога поступила по итогам такого квартала в бюджет (как следует из вопроса, это условие и было соблюдено предприятием). Поэтому если «промежуточные» (несогласованные) суммы единого налога, уплаченные предприятием за первый и второй месяцы отчетного квартала, оказались неточными, но в целом по итогам квартала рассчитанная сумма налога, задекларированная (согласованная) в Расчете единого налога, оказалась верна, и именно она в конечном итоге была уплачена в бюджет, то штрафные санкции «за недоплату», установленные п.п. 17.1.3 Закона № 2181, к предприятию применяться не должны.

 

Какая ответственность предусмотрена за уплату «промежуточных» (авансовых) сумм единого налога с опозданием позже 20 числа?

Выводы, сделанные в предыдущем вопросе, справедливы и применительно к случаю, когда «промежуточные» суммы единого налога за первый и второй месяцы отчетного квартала уплачиваются предприятием с опозданием — позже установленного

Указом № 727 20-дневного срока. Учитывая, что такие уплачиваемые суммы, как отмечалось, не являются согласованными, штрафы за просрочку в их уплате (например, согласно п.п. 17.1.7 Закона № 2181) применяться не могут. Таким образом, за нарушение сроков уплаты «промежуточных» авансовых сумм единого налога за первый и второй месяцы отчетного квартала финансовая ответственность для предприятия-единоналожника не наступает.

И все же ситуация является не такой безобидной, как кажется на первый взгляд, поскольку пострадать при этом могут

должностные лица предприятия-единоналожника. Ведь в данном случае они могут быть привлечены к административной ответственности согласно ст. 1632 КоАП (за неподачу, несвоевременную подачу платежных поручений на уплату налогов):

 

Административная ответственность за неподачу, несвоевременную
подачу платежных поручений на перечисление единого налога

Нарушение

Основание

Ответственность

Неподача, несвоевременная подача должностными лицами предприятия платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей)

Ст. 1632 КоАП

Админштраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 ннмдг (т. е. от 85 до 170 грн.); при повторном нарушении лицом в течение года размер админштрафа составляет от 10 до 15 ннмдг (т. е. от 170 до 255 грн.)

Примечание. Админштрафы в данном случае налагаются судом (ст. 221 КоАП) на основании протоколов об административных правонарушениях, составляемых налоговыми органами (ст. 255 КоАП) (подробнее об этом см. посвященный админответственности тематический номер газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 14)

 

Чем грозит предприятию-единоналожнику несвоевременная уплата единого налога по итогам отчетного квартала (окончательный расчет за третий месяц), если составленный квартальный Расчет единого налога подан при этом налоговым органам своевременно в отведенный срок?

За такое нарушение может налагаться

штраф (за неуплату согласованной суммы налоговых обязательств согласно п.п. 17.1.7 Закона № 2181) и начисляться пеня (по правилам ст. 16 Закона № 2181):

 

Ответственность за неуплату согласованной суммы единого налога

Нарушение

Основание

Ответственность

Штраф

Неуплата согласованной суммы налоговых обязательств в течение предельных сроков, определенных Законом № 2181

П.п. 17.1.7 Закона № 2181

период задержки в уплате

размер штрафа

— при задержке до 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства

Штраф в размере 10 % погашенной суммы налогового долга

— при задержке от 31 до 90 календарных дней включительно, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства

Штраф в размере 20 % погашенной суммы налогового долга

— при задержке более 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства

Штраф в размере 50 % погашенной суммы налогового долга

Примечание. Налогоплательщик уплачивает один из приведенных штрафов в зависимости от общего срока задержки в уплате независимо от того, были ли применены штрафы, определенные в пп. 17.1.1 — 17.1.6 Закона № 2181.

Пеня

Пеня по возникшему налоговому долгу

Ст. 16 Закона № 2181

Пеня начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии) из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок является большей, за каждый календарный день просрочки в его уплате

 

Правда, в данном случае вопрос со штрафами может оказаться

дискуссионным по той причине, что в п.п. 17.1.7, как видим, речь идет о нарушении предельных сроков уплаты, определенных именно Законом № 2181 (а не, скажем, «другими законами», как, к примеру, это оговорено в п. 1.2 ст. 1 Закона № 2181). Выходит, формально можно говорить о том, что с учетом положений пп. 4.1.4 и 5.3.1 Закона № 2181 такой предельный, определенный для квартального отчетного периода, срок составляет 50 календарных дней, следующих за последним днем отчетного квартала. А стало быть, только в случае его нарушения (просрочки в уплате единого налога по его истечении) и возникает угроза применения к предприятию-единоналожнику подобных штрафных санкций.

Кстати, аналогичная ситуация складывается и вокруг пени, которая, как предусматривает

п.п. 16.1.2 Закона № 2181, также начисляется при нарушении предельных сроков уплаты налогового обязательства, установленных Законом № 2181.

И все же, полагаем,

спокойнее будет предприятию в данном случае ориентироваться на 20-дневный срок уплаты из Указа № 727. Ведь опять же неподача или несвоевременная подача платежных поручений на уплату единого налога, как отмечалось, может обернуться для должностных лиц юрлица-единоналожника административной ответственностью (админштрафом согласно ст. 1632 КоАП). Вдобавок, именно на такой установленный Указом № 727 предельный срок уплаты в 20 дней ориентируются на местах налоговики. А стало быть, в другом случае придется решать конфликт с проверяющими в судебном порядке.

 

Ошибки

 

Предприятие-единоналожник по ошибке при продаже основных фондов не включило в облагаемую выручку превышение суммы, полученной от продажи основных фондов, над их остаточной стоимостью. В результате по итогам отчетного квартала единый налог был задекларирован и уплачен в меньшей сумме. Чем грозит предприятию-единоналожнику такая ошибка в случае ее выявления при проверке?

В данном случае

ошибка повлекла за собой занижение налоговых обязательств по итогам периода и, как следствие, привела к недоплате налога в бюджет. В такой ситуации у проверяющих появляются основания для применения штрафа согласно п.п. 17.1.3 Закона № 2181:

 

Ответственность за занижение налоговых обязательств по единому налогу

Нарушение

Основание

Ответственность

Занижение налоговых обязательств по единому налогу согласно сведениям, заявленным в Расчете единого налога

П.п. 17.1.3 Закона № 2181

В ходе документальной проверки (п.п. «б» п.п. 4.2.2 Закона № 2181) налоговый орган самостоятельно доначисляет сумму налоговых обязательств по единому налогу, а также штраф в размере 10 % от суммы недоплаты (занижения суммы налогового обязательства) за каждый из налоговых периодов, установленных для единого налога, начиная с налогового периода, на который приходится такая недоплата, и заканчивая налоговым периодом, на который приходится получение налогоплательщиком налогового уведомления от контролирующего органа, но не более 50 % такой суммы и не менее 10 ннмдг совокупно за весь срок недоплаты, независимо от количества истекших налоговых периодов

Примечание. Особенности начисления суммы штрафа в данном случае подробно описаны в п. 2.2 Обобщающего налогового разъяснения относительно применения штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства плательщиками налогов — юридическими лицами, утвержденного приказом ГНАУ от 01.04.2010 г. № 210, и п.п 6.1.3 Инструкции № 110.

 

Если при этом обнаружится, что ошибка в определении выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), повлекшая за собой недоплату единого налога, закралась также и в Книгу учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства — юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то налоговики, возможно, также попытаются применить к должностным лицам предприятия

админштраф за нарушение порядка ведения налогового учета согласно ст. 1631 КоАП:

 

Административная ответственность
за нарушение порядка ведения налогового учета

Нарушение

Основание

Ответственность

Отсутствие налогового учета, нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учета

Ст. 1631 КоАП

Админштраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 ннмдг (т. е. от 85 до 170 грн.); при повторном нарушении лицом в течение года размер админштрафа составляет от 10 до 15 ннмдг (т. е. от 170 до 255 грн.)

Примечание. Админштрафы в данном случае налагаются судом (ст. 221 КоАП) на основании протоколов об административных правонарушениях, составляемых налоговыми органами (ст. 255 КоАП) (подробнее об этом см. посвященный админответственности тематический номер газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 14).

 

Как видим, ошибочная недоплата налога оборачивается для предприятия и его должностных лиц штрафоопасными последствиями. Поэтому лучше, конечно же, допущенные оплошности обнаруживать и исправлять самостоятельно.

 

При составлении Расчета единого налога за III квартал предприятие-единоналожник (на ставке 10 %) самостоятельно обнаружило завышение начисленной суммы единого налога за I квартал на 2500 грн. и занижение начисленной суммы единого налога за II квартал на 1000 грн. Нужно ли в таком случае при их самостоятельном исправлении начислять и уплачивать 5 % самоштраф?

Прежде всего напомним, что согласно

п. 13 Порядка № 98 и с учетом положений пп. 5.1, 17.2 Закона № 2181 самостоятельно выявленные ошибки могут быть исправлены единоналожником одним из следующих способов:

— в текущем Расчете единого налога (в специально предусмотренной для этого строке 7, с заполнением при необходимости «штрафной» строки 9);

— путем подачи уточняющего расчета — УР (его форма приведена в приложении к

Порядку № 98).

При этом нужно учитывать, что одним уточняющим расчетом могут исправляться ошибки только одного ошибочного периода (поэтому если обнаружены ошибки, скажем, нескольких периодов, то уточняющий расчет нужно составить и подать к каждому из них). Это же правило касается и исправления ошибок в текущем Расчете единого налога, в котором также можно исправить ошибки только одного ошибочного периода. Предусмотрено это для того, чтобы не допустить сворачивания ошибок разных периодов (к примеру, чтобы недоплата одного периода не свернулась с переплатой другого периода, что искажало бы результат).

В случае если выявленная ошибка привела к

недоплате, при ее исправлении единоналожнику предстоит начислить 5 % «самоштраф». При этом если ошибки исправляются через УР, то нужно учитывать, что сумму недоплаты и 5 % штрафа следует уплатить до подачи уточняющего расчета (п. 17.2 Закона № 2181). А вот при самоисправлениях через текущий Расчет такие суммы будут уплачиваться в составе текущих налоговых обязательств по единому налогу. Поэтому исправления через уточняющий расчет могут быть выгодны единоналожнику, желающему успеть исправить ошибки и устранить недоплату, скажем, в преддверии грядущей проверки.

Заметим,

от 5 %-го самоштрафа не спасает даже наличие у предприятия переплаты по единому налогу. Поэтому начислить такой штраф при исправлении ошибки, ведущей к недоплате, предприятию предстоит в любом случае, даже если в прошлом налог был уплачен «с запасом» (переплачен). Другое дело, что уплачивать сумму недоплаты и штрафа в таком случае (при наличии переплаты по счету) предприятию не придется, поскольку такие суммы автоматически будут погашены за счет имеющейся переплаты (п. 46 письма ГНАУ от 28.01.2003 г. № 1399/7/15-3317).

Возвращаясь к ситуации из вопроса, отметим, что предприятием были самостоятельно выявлены ошибки двух

разных периодов (I и II кварталов). А значит, исправить их можно, либо составив к каждому из таких ошибочных периодов уточняющий расчет, либо подав по одной из ошибок уточняющий расчет, а по второй — включив при этом исправления в текущий Расчет единого налога. Предположим, предприятие решило остановиться на втором подходе к исправлению ошибок из рассмотренных и исправить:

— ошибку I квартала (завышение ЕН на 2500 грн.) в текущем Расчете единого налога, а

— ошибку II квартала (занижение ЕН на 1000 грн.) — уточняющим расчетом.

В таком случае исправление ошибок отразится следующим образом.

Исправление ошибки (завышение ЕН I квартала на 2500 грн.) в текущем Расчете единого налога за III квартал:

 

Расчет единого налога за III квартал

Одиниця виміру: гривня

ПОКАЗНИКИ

Код рядка

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Наростаючим підсумком

1

2

3

4

5

6

7

Усього виручка від реалізації (рядок 2 + рядок 3)

4

150000

200000

300000

650000

Сума єдиного податку за ставкою (10) %

5

15000

20000

30000

65000

Сума самостійно виявлених помилок за результатами минулих податкових періодів

7

-2500

-2500

Податкові зобов'язання до сплати (рядок 5 + рядок 6 + (-) рядок 7)

8

15000

20000

27500

62500

Сума штрафу, самостійно нарахована платником у зв'язку з виправленням помилки

9

Поскольку в данном случае ошибка к недоплате единого налога не привела, а, наоборот, связана с завышением налоговых обязательств по единому налогу, сумму 5 % самоштрафа в строке 9 текущего Расчета единого налога начислять не нужно.

 

Исправление ошибки (занижение ЕН II квартала на 1000 грн.) уточняющим расчетом:

 

Уточняющий расчет (к Расчету единого налога за II квартал)

Одиниця виміру: гривня

ПОКАЗНИКИ

Код рядка

Загальна сума

1

2

3

Сума помилки, не врахованої або зайво врахованої у попередніх звітних податкових періодах, що призвела до заниження (+) або завищення (-) об'єкта оподаткування (рядок 4 Розрахунку)

1

+10000*

Сума заниженого (+) або завищеного (-) єдиного податку у попередніх звітних податкових періодах за ставкою (10 %) (рядок 5 Розрахунку)

2

+1000

Сума заниженого (+) або завищеного (-) податкового зобов'язання, нарахована у зв'язку з виправленням помилки (рядок 2 + рядок 3)

4

+1000

Сума штрафу, самостійно нарахована платником єдиного податку у зв'язку з виправленням помилки

5

50

*Предположим, недоплата единого налога возникла из-за ошибочно не учтенной в I квартале выручки в размере 10000 грн.

 

И все же, хотим пожелать вам как можно меньшего количества штрафоопасных ситуаций.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше