Ответственность единоналожников-юрлиц
(штрафы за неподачу Расчета единого налога, неуплату налога и пр.)
Пребывая в рядах упрощенцев, уплачивать единый налог и отчитываться по нему лучше, конечно же, своевременно. Иначе может наступать ответственность в виде штрафов и прочих финансовых санкций. Чем могут грозить единоналожнику налоговые нарушения, рассмотрим в данной статье.
Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Прежде всего заметим: согласно
ст. 5 Указа № 727 субъекты малого предпринимательства несут ответственность за правильность исчисления, своевременность подачи Расчетов и уплаты сумм единого налога «в соответствии с законодательством». В свою очередь, это означает, что на них распространяются положения Закона № 2181 и предусмотренная им финансовая ответственность за налоговые нарушения (это также следует из Порядка № 98, в пп. 10 и 13 которого присутствуют ссылки на нормы данного Закона; прямо об этом же говорится и в Обобщающем налоговом разъяснении № 224, см. с. 41). Кроме того, должностные лица — нарушители субъектов малого предпринимательства также могут привлекаться к административной ответственности согласно КоАП. Рассмотрим наиболее распространенные штрафоопасные ситуации.
Несвоевременная подача, неподача Расчета единого налога
Предприятие-единоналожник подало Расчет единого налога позже отведенного предельного срока. Какая предусмотрена ответственность за такую несвоевременную подачу?
При таком нарушении предприятию-единоналожнику может грозить
штраф, предусмотренный п.п. 17.1.1 Закона № 2181:
Ответственность за несвоевременную подачу, неподачу Расчета единого налога
Нарушение | Основание | Ответственность |
Неподача, несвоевременная подача Расчета единого налога | П.п. 17.1.1 Закона № 2181 | Штраф в размере 10 ннмдг (т. е. 170 грн.) за каждое непредоставление или несвоевременное предоставление налоговой декларации |
На то, что
Расчет, на основании которого происходят начисление и уплата единого налога, в понимании Закона № 2181 является налоговой декларацией и на него распространяются все без исключения нормы Закона № 2181, обращалось внимание в п. 3 Обобщающего налогового разъяснения № 224. Правда, при этом замечалось, что срок подачи Расчета единого налога отличается от сроков, установленных Законом № 2181 для квартального отчетного периода, что, впрочем, как указывалось в разъяснении, допускается Законом № 2181 (см., к примеру, п. 1.2 ст. 1 этого Закона*).* П. 1.2 ст. 1 Закона № 2181:
«1.2)
налоговое обязательство — обязательство плательщика налогов уплатить в бюджеты или государственные целевые фонды соответствующую сумму средств в порядке и в сроки, определенные настоящим Законом или другими законами Украины».В данном случае нужно учитывать, что
штрафоопасным согласно положениям п.п. 17.1.1 Закона № 2181 является каждый случай неподачи, несвоевременной подачи Расчета единого налога. Поэтому в интересах единоналожников соблюдать отведенный для подачи срок (до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, с учетом возможных переносов на следующий рабочий день, если последний день такого срока подачи выпадает на выходной или праздничный день, п. 3 Обобщающего налогового разъяснения № 224) и подавать Расчет единого налога своевременно.
Недоплата, неуплата единого налога
Из-за недостатка денежных средств на счете за первый и второй месяцы квартала единый налог был уплачен в сумме меньшей, чем следовало. Однако в целом за квартал сумма единого налога, отраженная в Расчете, уплачена в бюджет в нужной сумме и своевременно. Могут ли в таком случае к предприятию применяться штрафные санкции за занижение налоговых обязательств за первый и второй месяцы квартала согласно п.п. 17.1.3 Закона № 2181?
Нет,
не могут.Как известно, необходимость
ежемесячной уплаты единого налога в бюджет предприятиями-единоналожниками (не позднее 20 числа следующего месяца) установлена ст. 3 Указа № 727. В связи с этим требованием уплата сумм единого налога за первый и второй месяцы отчетного квартала происходит соответственно не позднее 20 числа второго и 20 числа третьего месяцев такого квартала. При этом уплачиваемые таким образом так называемые промежуточные (авансовые) суммы единого налога налогоплательщик определяет самостоятельно, без предоставления по ним Расчета единого налога в налоговые органы. По этой причине уплачиваемые «промежуточные» за первый и второй месяцы отчетного квартала суммы единого налога нельзя считать согласованным налоговым обязательством. Ведь как следует из п. 5.1 Закона № 2181, согласованным является налоговое обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком и задекларированное в поданной налоговой декларации. В данном же случае, повторимся, «промежуточные» Расчеты единого налога по «промежуточным» суммам не подаются, т. е. такие суммы не декларируются. А значит, их согласования не происходит.В отличие от таких «промежуточных» сумм,
сумма единого налога, уплачиваемая по итогам отчетного квартала, — это уже полноценный декларируемый показатель, который отражается в Расчете единого налога. При этом важно, чтобы такая задекларированная в целом за квартал сумма единого налога поступила по итогам такого квартала в бюджет (как следует из вопроса, это условие и было соблюдено предприятием). Поэтому если «промежуточные» (несогласованные) суммы единого налога, уплаченные предприятием за первый и второй месяцы отчетного квартала, оказались неточными, но в целом по итогам квартала рассчитанная сумма налога, задекларированная (согласованная) в Расчете единого налога, оказалась верна, и именно она в конечном итоге была уплачена в бюджет, то штрафные санкции «за недоплату», установленные п.п. 17.1.3 Закона № 2181, к предприятию применяться не должны.
Какая ответственность предусмотрена за уплату «промежуточных» (авансовых) сумм единого налога с опозданием позже 20 числа?
Выводы, сделанные в предыдущем вопросе, справедливы и применительно к случаю, когда «промежуточные» суммы единого налога за первый и второй месяцы отчетного квартала уплачиваются предприятием с опозданием — позже установленного
Указом № 727 20-дневного срока. Учитывая, что такие уплачиваемые суммы, как отмечалось, не являются согласованными, штрафы за просрочку в их уплате (например, согласно п.п. 17.1.7 Закона № 2181) применяться не могут. Таким образом, за нарушение сроков уплаты «промежуточных» авансовых сумм единого налога за первый и второй месяцы отчетного квартала финансовая ответственность для предприятия-единоналожника не наступает.И все же ситуация является не такой безобидной, как кажется на первый взгляд, поскольку пострадать при этом могут
должностные лица предприятия-единоналожника. Ведь в данном случае они могут быть привлечены к административной ответственности согласно ст. 1632 КоАП (за неподачу, несвоевременную подачу платежных поручений на уплату налогов):
Административная ответственность за неподачу, несвоевременную
подачу платежных поручений на перечисление единого налога
Нарушение | Основание | Ответственность |
Неподача, несвоевременная подача должностными лицами предприятия платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей) | Ст. 1632 КоАП | Админштраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 ннмдг (т. е. от 85 до 170 грн.); при повторном нарушении лицом в течение года размер админштрафа составляет от 10 до 15 ннмдг (т. е. от 170 до 255 грн.) |
Примечание. Админштрафы в данном случае налагаются судом (ст. 221 КоАП) на основании протоколов об административных правонарушениях, составляемых налоговыми органами (ст. 255 КоАП) (подробнее об этом см. посвященный админответственности тематический номер газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 14) |
Чем грозит предприятию-единоналожнику несвоевременная уплата единого налога по итогам отчетного квартала (окончательный расчет за третий месяц), если составленный квартальный Расчет единого налога подан при этом налоговым органам своевременно в отведенный срок?
За такое нарушение может налагаться
штраф (за неуплату согласованной суммы налоговых обязательств согласно п.п. 17.1.7 Закона № 2181) и начисляться пеня (по правилам ст. 16 Закона № 2181):
Ответственность за неуплату согласованной суммы единого налога
Нарушение | Основание | Ответственность | |
Штраф | |||
Неуплата согласованной суммы налоговых обязательств в течение предельных сроков, определенных Законом № 2181
| П.п. 17.1.7 Закона № 2181 | период задержки в уплате | размер штрафа |
— при задержке до 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства
| Штраф в размере 10 % погашенной суммы налогового долга | ||
— при задержке от 31 до 90 календарных дней включительно, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства
| Штраф в размере 20 % погашенной суммы налогового долга | ||
— при задержке более 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства
| Штраф в размере 50 % погашенной суммы налогового долга | ||
Примечание. Налогоплательщик уплачивает один из приведенных штрафов в зависимости от общего срока задержки в уплате независимо от того, были ли применены штрафы, определенные в пп. 17.1.1 — 17.1.6 Закона № 2181. | |||
Пеня | |||
Пеня по возникшему налоговому долгу | Ст. 16 Закона № 2181 | Пеня начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии) из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок является большей, за каждый календарный день просрочки в его уплате |
Правда, в данном случае вопрос со штрафами может оказаться
дискуссионным по той причине, что в п.п. 17.1.7, как видим, речь идет о нарушении предельных сроков уплаты, определенных именно Законом № 2181 (а не, скажем, «другими законами», как, к примеру, это оговорено в п. 1.2 ст. 1 Закона № 2181). Выходит, формально можно говорить о том, что с учетом положений пп. 4.1.4 и 5.3.1 Закона № 2181 такой предельный, определенный для квартального отчетного периода, срок составляет 50 календарных дней, следующих за последним днем отчетного квартала. А стало быть, только в случае его нарушения (просрочки в уплате единого налога по его истечении) и возникает угроза применения к предприятию-единоналожнику подобных штрафных санкций.Кстати, аналогичная ситуация складывается и вокруг пени, которая, как предусматривает
п.п. 16.1.2 Закона № 2181, также начисляется при нарушении предельных сроков уплаты налогового обязательства, установленных Законом № 2181.И все же, полагаем,
спокойнее будет предприятию в данном случае ориентироваться на 20-дневный срок уплаты из Указа № 727. Ведь опять же неподача или несвоевременная подача платежных поручений на уплату единого налога, как отмечалось, может обернуться для должностных лиц юрлица-единоналожника административной ответственностью (админштрафом согласно ст. 1632 КоАП). Вдобавок, именно на такой установленный Указом № 727 предельный срок уплаты в 20 дней ориентируются на местах налоговики. А стало быть, в другом случае придется решать конфликт с проверяющими в судебном порядке.
Ошибки
Предприятие-единоналожник по ошибке при продаже основных фондов не включило в облагаемую выручку превышение суммы, полученной от продажи основных фондов, над их остаточной стоимостью. В результате по итогам отчетного квартала единый налог был задекларирован и уплачен в меньшей сумме. Чем грозит предприятию-единоналожнику такая ошибка в случае ее выявления при проверке?
В данном случае
ошибка повлекла за собой занижение налоговых обязательств по итогам периода и, как следствие, привела к недоплате налога в бюджет. В такой ситуации у проверяющих появляются основания для применения штрафа согласно п.п. 17.1.3 Закона № 2181:
Ответственность за занижение налоговых обязательств по единому налогу
Нарушение | Основание | Ответственность |
Занижение налоговых обязательств по единому налогу согласно сведениям, заявленным в Расчете единого налога | П.п. 17.1.3 Закона № 2181 | В ходе документальной проверки (п.п. «б» п.п. 4.2.2 Закона № 2181) налоговый орган самостоятельно доначисляет сумму налоговых обязательств по единому налогу, а также штраф в размере 10 % от суммы недоплаты (занижения суммы налогового обязательства) за каждый из налоговых периодов, установленных для единого налога, начиная с налогового периода, на который приходится такая недоплата, и заканчивая налоговым периодом, на который приходится получение налогоплательщиком налогового уведомления от контролирующего органа, но не более 50 % такой суммы и не менее 10 ннмдг совокупно за весь срок недоплаты, независимо от количества истекших налоговых периодов |
Примечание. Особенности начисления суммы штрафа в данном случае подробно описаны в п. 2.2 Обобщающего налогового разъяснения относительно применения штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства плательщиками налогов — юридическими лицами, утвержденного приказом ГНАУ от 01.04.2010 г. № 210, и п.п 6.1.3 Инструкции № 110. |
Если при этом обнаружится, что ошибка в определении выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), повлекшая за собой недоплату единого налога, закралась также и в Книгу учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства — юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то налоговики, возможно, также попытаются применить к должностным лицам предприятия
админштраф за нарушение порядка ведения налогового учета согласно ст. 1631 КоАП:
Административная ответственность
за нарушение порядка ведения налогового учета
Нарушение | Основание | Ответственность |
Отсутствие налогового учета, нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учета | Ст. 1631 КоАП | Админштраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 ннмдг (т. е. от 85 до 170 грн.); при повторном нарушении лицом в течение года размер админштрафа составляет от 10 до 15 ннмдг (т. е. от 170 до 255 грн.) |
Примечание. Админштрафы в данном случае налагаются судом (ст. 221 КоАП) на основании протоколов об административных правонарушениях, составляемых налоговыми органами (ст. 255 КоАП) (подробнее об этом см. посвященный админответственности тематический номер газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 14). |
Как видим, ошибочная недоплата налога оборачивается для предприятия и его должностных лиц штрафоопасными последствиями. Поэтому лучше, конечно же, допущенные оплошности обнаруживать и исправлять самостоятельно.
При составлении Расчета единого налога за III квартал предприятие-единоналожник (на ставке 10 %) самостоятельно обнаружило завышение начисленной суммы единого налога за I квартал на 2500 грн. и занижение начисленной суммы единого налога за II квартал на 1000 грн. Нужно ли в таком случае при их самостоятельном исправлении начислять и уплачивать 5 % самоштраф?
Прежде всего напомним, что согласно
п. 13 Порядка № 98 и с учетом положений пп. 5.1, 17.2 Закона № 2181 самостоятельно выявленные ошибки могут быть исправлены единоналожником одним из следующих способов:— в текущем Расчете единого налога (в специально предусмотренной для этого строке 7, с заполнением при необходимости «штрафной» строки 9);
— путем подачи уточняющего расчета — УР (его форма приведена в приложении к
Порядку № 98).При этом нужно учитывать, что одним уточняющим расчетом могут исправляться ошибки только одного ошибочного периода (поэтому если обнаружены ошибки, скажем, нескольких периодов, то уточняющий расчет нужно составить и подать к каждому из них). Это же правило касается и исправления ошибок в текущем Расчете единого налога, в котором также можно исправить ошибки только одного ошибочного периода. Предусмотрено это для того, чтобы не допустить сворачивания ошибок разных периодов (к примеру, чтобы недоплата одного периода не свернулась с переплатой другого периода, что искажало бы результат).
В случае если выявленная ошибка привела к
недоплате, при ее исправлении единоналожнику предстоит начислить 5 % «самоштраф». При этом если ошибки исправляются через УР, то нужно учитывать, что сумму недоплаты и 5 % штрафа следует уплатить до подачи уточняющего расчета (п. 17.2 Закона № 2181). А вот при самоисправлениях через текущий Расчет такие суммы будут уплачиваться в составе текущих налоговых обязательств по единому налогу. Поэтому исправления через уточняющий расчет могут быть выгодны единоналожнику, желающему успеть исправить ошибки и устранить недоплату, скажем, в преддверии грядущей проверки.Заметим,
от 5 %-го самоштрафа не спасает даже наличие у предприятия переплаты по единому налогу. Поэтому начислить такой штраф при исправлении ошибки, ведущей к недоплате, предприятию предстоит в любом случае, даже если в прошлом налог был уплачен «с запасом» (переплачен). Другое дело, что уплачивать сумму недоплаты и штрафа в таком случае (при наличии переплаты по счету) предприятию не придется, поскольку такие суммы автоматически будут погашены за счет имеющейся переплаты (п. 46 письма ГНАУ от 28.01.2003 г. № 1399/7/15-3317).Возвращаясь к ситуации из вопроса, отметим, что предприятием были самостоятельно выявлены ошибки двух
разных периодов (I и II кварталов). А значит, исправить их можно, либо составив к каждому из таких ошибочных периодов уточняющий расчет, либо подав по одной из ошибок уточняющий расчет, а по второй — включив при этом исправления в текущий Расчет единого налога. Предположим, предприятие решило остановиться на втором подходе к исправлению ошибок из рассмотренных и исправить:— ошибку I квартала (завышение ЕН на 2500 грн.) в текущем Расчете единого налога, а
— ошибку II квартала (занижение ЕН на 1000 грн.) — уточняющим расчетом.
В таком случае исправление ошибок отразится следующим образом.
Исправление ошибки (завышение ЕН I квартала на 2500 грн.) в текущем Расчете единого налога за III квартал:
Расчет единого налога за III квартал
Одиниця виміру: гривня
ПОКАЗНИКИ | Код рядка | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | Наростаючим підсумком |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
… | … | … | … | … | … | … |
Усього виручка від реалізації (рядок 2 + рядок 3) | 4 | 150000 | 200000 | 300000 | — | 650000 |
Сума єдиного податку за ставкою (10) % | 5 | 15000 | 20000 | 30000 | — | 65000 |
… | … | … | … | … | … | … |
Сума самостійно виявлених помилок за результатами минулих податкових періодів | 7 | — | — | -2500 | — | -2500 |
Податкові зобов'язання до сплати (рядок 5 + рядок 6 + (-) рядок 7) | 8 | 15000 | 20000 | 27500 | — | 62500 |
Сума штрафу, самостійно нарахована платником у зв'язку з виправленням помилки | 9 | — | — | — | — | — |
Поскольку в данном случае ошибка к недоплате единого налога не привела, а, наоборот, связана с завышением налоговых обязательств по единому налогу, сумму 5 % самоштрафа в строке 9 текущего Расчета единого налога начислять не нужно. |
Исправление ошибки (занижение ЕН II квартала на 1000 грн.) уточняющим расчетом:
Уточняющий расчет (к Расчету единого налога за II квартал)
Одиниця виміру: гривня
ПОКАЗНИКИ | Код рядка | Загальна сума |
1 | 2 | 3 |
Сума помилки, не врахованої або зайво врахованої у попередніх звітних податкових періодах, що призвела до заниження (+) або завищення (-) об'єкта оподаткування (рядок 4 Розрахунку) | 1 | +10000* |
Сума заниженого (+) або завищеного (-) єдиного податку у попередніх звітних податкових періодах за ставкою (10 %) (рядок 5 Розрахунку) | 2 | +1000 |
… | … | … |
Сума заниженого (+) або завищеного (-) податкового зобов'язання, нарахована у зв'язку з виправленням помилки (рядок 2 + рядок 3) | 4 | +1000 |
Сума штрафу, самостійно нарахована платником єдиного податку у зв'язку з виправленням помилки | 5 | 50 |
*Предположим, недоплата единого налога возникла из-за ошибочно не учтенной в I квартале выручки в размере 10000 грн. |
И все же, хотим пожелать вам как можно меньшего количества штрафоопасных ситуаций.