Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Вы нам писали. «Упрощенная» система по Налоговому кодексу, или «Послезавтра» для единоналожников

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2010/№ 55
Печать
Статья

«Упрощенная» система по Налоговому кодексу, или «послезавтра» для единоналожников

 

Судя по звонкам и письмам читателей, тема «Единый налог и его будущее» сейчас вызывает мегаинтерес. Совсем недавно в статье «Правила игры для малого бизнеса: перспективные новации» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 41 мы уже останавливались на новшествах, ожидающих единоналожников, в свете существующего на тот момент законопроекта «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Однако в стремительном развитии событий на подходе оказался Налоговый кодекс, в котором будущее упрощенцев несколько подкорректировано. Судя по всему, этот проект и станет главным регулятором единоналожия в будущем. Поэтому сегодня по вашим просьбам мы подробнее ознакомим вас с его основными правилами, которые касаются деятельности субъектов малого предпринимательства.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Прежде всего такой момент: учитывая, что

пока подобное кодексно-налоговое нормотворчество находится на стадии проекта, окончательно говорить о будущем единого налога с сопутствующими ему условиями пребывания и ограничениями можно будет только с появлением и выходом в свет финальной редакции ожидаемого главного налогового документа. А пока же все нижеследующие выводы скорее стоит принять к сведению как ознакомительные.

Итак, в существующей

на сегодняшний день редакции проекта Налогового кодекса упрощенная система налогообложения, учета и отчетности (единый налог) представлена как разновидность специального налогового режима (в проекте ей отведена глава 1 раздела XIV). И хотя сущность упрощенной системы, как следует из данного ей в проекте определения, заключается в замене уплаты отдельных налогов и сборов единым налогом с ведением сопутствующего упрощенного учета и отчетности, при знакомстве с кодексными нововведениями поневоле все же начинаешь задумываться: так ли это на самом деле? Итак, посмотрим, что же пока приготовлено проектом.

 

Условия пребывания на едином налоге (выручка, численность)

Неизменным планируется сохранить допустимое предельное количество наемных работников единоналожников:

— для физлиц-предпринимателей их число согласно

проекту по-прежнему не должно превышать 10 человек (включая членов их семей);

— для юрлиц среднеучетное количество работников, как и ранее, не должно быть больше 50 человек.

Что касается предельных годовых объемов выручки, то для предпринимателей они, к сожалению, за 10-летие существования упрощенной системы, в

проекте остались неизменными — не выше 500 тыс. грн., а вот для юрлиц будут увеличены в 2 раза — до 2 млн грн.

Примечательно также, что если

Указ № 727, как известно, требует соблюдения подобных критериев выручки и численности на протяжении календарного года, то в проекте Налогового кодекса такой год трансформировался в «некалендарный», и теперь важно, чтобы эти критерии выдерживались «в течение 4 последовательных налоговых (отчетных) периодов (кварталов), предшествовавших переходу на единый налог», т. е. на протяжении 4 кварталов до квартала перехода на упрощенную систему налогообложения.

 

Виды деятельности, для которых закрыт единый налог

Согласно планируемым нововведениям достаточно широкий круг видов деятельности окажется

закрытым для субъектов малого предпринимательства. Так, следуя проекту Налогового кодекса, и юридические лица, и физические лица — предприниматели на едином налоге не смогут осуществлять следующие виды деятельности:

— деятельность в сфере развлечений;

— обмен иностранной валюты;

— производство подакцизных товаров;

— деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров;

— оптовую и розничную продажу горюче-смазочных материалов (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов (в емкостях до 10 литров);

— добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования; оптовую, розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов;

— деятельность в сфере финансового посредничества;

— деятельность, связанную с организацией торговли, предоставлением услуг по созданию надлежащих условий для осуществления торговли другими физическими или юридическими лицами и арендой торговых мест на рынках и/или в торговых объектах;

— совместную деятельность без создания юридического лица;

— добычу и реализацию полезных ископаемых;

— деятельность по предоставлению в аренду земельных участков, жилых и нежилых помещений (сооружений, зданий) и/или их частей;

— деятельность по предоставлению услуги сотовой связи;

— оптовую торговлю и посредничество в оптовой торговле;

— оптовую и розничную торговлю через сеть Интернет;

— деятельность по предоставлению услуг Интернет-провайдеров;

— деятельность в сфере информатизации;

— предоставление услуг по доступу к сети Интернет;

— внешнеэкономическую деятельность;

— деятельность по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата;

— деятельность по предоставлению услуг в сфере телерадиовещания в соответствии с

Законом Украины «О телевидении и радиовещании» ;

— деятельность по проведению расследований и обеспечению безопасности.

Для физических лиц — предпринимателей условия существования окажутся жестче, ведь круг запрещенных сфер для них планируется сделать несколько большим. Так, согласно

проекту Налогового кодекса, кроме вышеоговоренного перечня, физическим лицам — предпринимателям на едином налоге также нельзя будет заниматься:

— розничной продажей подакцизных товаров (кроме деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива);

— торговлей изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования;

— деятельностью в сфере права;

— деятельностью в сфере бухгалтерского учета и аудита;

— деятельностью в сфере инжиниринга, геологии и геодезии;

— деятельностью по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления;

— деятельностью по управлению предприятиями, вспомогательной деятельностью в сфере государственного управления;

— рекламной деятельностью;

— техническими испытаниями и исследованиями;

— подбором и обеспечением персоналом;

— посредническими услугами по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества.

Также

не смогут работать на едином налоге субъекты хозяйствования, имеющие на день подачи заявления налоговый долг (за исключением безнадежного налогового долга, возникшего из-за действия обстоятельств непреодолимой силы — форс-мажорных обстоятельств); субъекты хозяйствования, в уставном фонде которых совокупная доля учредителей-неединоналожников 25 % и более; страховые, банковские, финансово-кредитные учреждения; иностранцы и лица без гражданства.

 

Денежные расчеты и применение РРО

В

проекте за единоналожниками прямо закрепляется обязанность осуществления расчетов за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) исключительно в денежной форме (наличным или безналичным способом). Таким образом, бартер, векселя или взаимозачет недопустимы (иначе в случае их осуществления «единый» придется покинуть). При этом никаких поблажек в отношении РРО для упрощенцев больше не будет: и предприниматели, и юрлица на едином налоге в случае осуществления наличных (или безналичных — с использованием платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) расчетов должны будут в обязательном порядке использовать РРО (освобождающие от РРО ст. 9 и 10 из Закона об РРО планируется исключить).

 

Объект налогообложения, ставки налога, порядок уплаты

Вместо выручки — налогооблагаемый доход

. Более подробно станет прописан объект, подлежащий налогообложению у упрощенцев (сегодня известный как выручка). Так, объект налогообложения в проекте представлен уже как доход налогоплательщика (в виде полученных на расчетный счет или в кассу денежных средств, включая(!) списываемую кредиторскую задолженность с истекшим сроком давности, а также бесплатно полученные материальные и нематериальные ценности), уменьшенный при этом на ряд сумм (не являющихся доходом), поступивших в отчетном периоде (в частности, на суммы средств по внутренним расчетам между структурными подразделениями налогоплательщика, кредитам, возвратной финпомощи, возвращаемым покупателям авансам и предоплатам, взносам в уставный фонд, полученным дивидендам и т. п.).

При этом, в частности, уточняется порядок определения дохода:

— при торговле через торговые автоматы (по дате изъятия из автоматов денежной выручки или по дате продажи жетонов, карточек или других заменителей денежных знаков);

— при получении дохода в инвалюте (по курсу НБУ на дату получения дохода);

— при бесплатном получении товаров, работ, услуг (по обычным ценам; планируется, что применение обычных цен затронет и упрощенцев);

— при продаже основных фондов (опять же с ориентиром на обычные цены: продажная цена не должна быть меньше обычной; при этом подход к определению налогооблагаемого дохода в этом случае сохраняется — как разница между суммой средств, полученных от продажи, по цене, повторим, не меньше обычной, и остаточной балансовой стоимостью на момент продажи ОФ).

Примечательно, что в

посредническом случае (при оказании услуг, выполнении работ по договору поручения, транспортному экспедированию или агентскому договору) объектом налогообложения согласно проекту прямо устанавливается только сумма вознаграждения поверенного (агента) (посреднические договоры комиссии, судя по всему, не упоминаются, учитывая вводимые для единоналожников запреты на оптовое посредничество, ВЭД-деятельность и т. п. — т. е. как виды деятельности, подпадающие под запретные).

Ставки налога.

Предельные ставки единого налога для физлиц-предпринимателей планируется оставить на прежнем уровне, а для юрлиц уцелеет лишь одна ставка единого налога — 6 %:

 

Ставки единого налога

Для физических лиц — предпринимателей

Для юридических лиц

Ставка единого налога устанавливается ежегодно местными властями в размере от 20 до 200 грн. за календарный месяц — в зависимости от вида деятельности и места ее проведения

Ставка единого налога устанавливается в размере 6 % базы налогообложения

При осуществлении нескольких видов деятельности, для которых установлены разные ставки налога, приобретается одно свидетельство и налог уплачивается по большей ставке

В период с 01.01.2011 г. по 31.12.2015 г. для юрлиц, объем дохода которых в течение 4 последовательных налоговых (отчетных) кварталов при подтверждении статуса плательщика налога не превышает 100 тыс. грн., устанавливается нулевая ставка налога

При осуществлении деятельности не по месту государственной регистрации или на всей территории Украины приобретается одно свидетельство и налог уплачивается по ставке 200 грн. из расчета за месяц независимо от вида деятельности

В период с 01.01.2011 г. по 31.12.2015 г. для физлиц, предоставляющих исключительно бытовые услуги и объем дохода которых в течение 4 последовательных налоговых (отчетных) кварталов при подтверждении статуса плательщика налога не превышает 300 тыс. грн., устанавливается нулевая ставка налога

 

Порядок уплаты

. Существующие сроки уплаты единого налога намечается сохранить для упрощенцев без изменений. Как и прежде, согласно проекту единый налог:

— частные

предприниматели будут платить ежемесячно авансом (до 20 числа месяца, за который происходит уплата налога);

юридические лица будут уплачивать ежемесячно не позднее 20 числа, следующего за месяцем, за который происходит уплата налога.

При этом теперь штрафоопасным для упрощенцев, очевидно, окажется каждый случай неуплаты ежемесячных налоговых обязательств (в том числе «промежуточных» сумм единого налога за первый и второй месяцы отчетного квартала — для юрлиц и авансовых ежемесячных сумм — для физлиц). Ведь в

проекте Налогового кодекса предполагается закрепить, что не уплаченные единоналожниками в установленные сроки суммы единого налога переходят в разряд «налогового долга» и подлежат взысканию в бюджет в общем порядке. Что касается отчетности, то отчитываться упрощенцы, как и прежде, будут ежеквартально, с ведением, как и ранее, при этом Книги учета доходов и расходов.

 

Налоги, от которых освобождаются упрощенцы

Устанавливаемый перечень налогов и сборов, от которых освобождаются упрощенцы, согласно

проекту Налогового кодекса теперь не очень велик. Так, планируется, что единоналожники не будут являться плательщиками следующих налогов и сборов (обязательных платежей):

— налога на прибыль предприятия (авансовый взнос по налогу на прибыль при выплате дивидендов единоналожникам при этом также уплачивать не придется);

— НДФЛ (для ЧПЕНов — в части доходов самого предпринимателя-упрощенца, налогообложение которых протекает по единому налогу);

— НДС с операций поставки товаров и услуг, место предоставления которых расположено на таможенной территории Украины;

— сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (судя из

проекта Налогового кодекса, так теперь будет называться перекочевавшая в разряд местных налогов и сборов плата за торговые патенты);

— земельного налога (кроме земельных участков, не используемых для ведения предпринимательской деятельности) в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2015 г.;

— сбора за специальное использование воды (в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2015 г.).

 

Как видим, в число «неуплачиваемых» предполагается прямо включить НДС, а также сохранить освобождение от земельного налога, НДФЛ (с доходов предпринимателя-упрощенца), платы за патенты, сбора за спецводопользование и налога на прибыль.

А вот соцвзносы в страховые фонды (пенсионный и соцстраховские) придется платить на общих основаниях. Поэтому зарплата наемных работников у единоналожников будет облагаться и «сверху» (начисления), и «снизу» (удержания) в обычном порядке — никаких исключений, как и «пенсионных» зачетов, больше не предусматривается.

 

Переходные моменты

Правила выбора единого налога в

проекте остались прежними. Так, решение о переходе на единый налог, как и ранее, можно принять только 1 раз в течение календарного года. При этом переход на единый налог возможен с любого квартала календарного года. Для этого не позднее чем за 15 дней до начала квартала перехода нужно подать письменное заявление о переходе на уплату налогов по упрощенной системе в налоговые органы по месту государственной регистрации (в переходный период — с момента вступления кодекса в силу — для выбора упрощенной системы такое заявление разрешено будет подать до 15 числа первого месяца первого квартала работы на ЕН).

Вновь созданные субъекты хозяйствования становятся плательщиками единого налога со дня их государственной регистрации (при условии подачи в течение 10 календарных дней со дня госрегистрации в налоговый орган по месту регистрации заявления о выборе упрощенной системы налогообложения).

Свидетельство плательщика единого налога также будет выдаваться сроком на календарный год (и продлеваться на следующий календарный год при условии подачи субъектом малого предпринимательства соответствующего заявления).

Изменения (

добавление или прекращение) вида деятельности, переход на уплату единого налога по другой ставке или отказ от упрощенной системы возможны только с начала нового квартала (при условии подачи об этом не позднее чем за 15 дней до начала такого квартала соответствующего заявления).

Вдобавок предполагается, что переходные моменты в случаях изменения системы налогообложения (при переходе «с общей на упрощенную» или «с упрощенной на общую»), процедуру перехода, а также особенности налогообложения связанных с этим переходных операций отдельно определит ГНАУ по согласованию с Минфином и Госкомпредпринимательства (пока же в

проекте есть только норма, что в налогооблагаемый доход единоналожника не включаются средства, полученные на едином налоге за товар, реализованный на общей системе налогообложения, стоимость которого уже была включена в доходы при исчислении налога на прибыль).

 

Основания для аннулирования Свидетельства налоговыми органами

Проект Налогового кодекса

отныне оговаривает основания для аннулирования Свидетельства плательщика единого налога налоговыми органами. Так, теперь налоговики смогут аннулировать Свидетельство упрощенцу в случае:

— подачи единоналожником заявления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения;

— прекращения предпринимательской деятельности физического лица и/или ликвидации (реорганизации) юридического лица;

— возникновения задолженности по уплате единого налога на протяжении двух кварталов подряд;

— осуществления единоналожником запрещенного вида хозяйственной деятельности;

— превышения предельной численности наемных работников;

— превышения предельного объема дохода (выручки);

— применения единоналожником «неденежного» способа расчетов;

— неоформления в установленном порядке трудовых отношений с работниками при фактическом использовании наемного труда;

— несоблюдения требований начисления и выплаты заработной платы.

 

Ответственность единоналожников

Отдельное внимание в

проекте (чего, кстати, не найти в Указе № 727) уделяется ответственности упрощенцев. Так, в первую очередь единоналожники, конечно же, будут «отвечать» (в соответствии с законодательством) за правильность начисления, своевременность подачи отчетности и уплаты налогов, плательщиками которых они являются. Но, кроме того, дополнительно планируется также ввести ответственность и за следующие «единоналожные» нарушения (см. таблицу):

 

Ответственность за «единоналожные» нарушения

Нарушение

Размер

Применение «неденежного» способа расчетов или осуществление запрещенного вида деятельности

Доход, полученный от таких операций, облагается:
— у физлиц — налогом по ставке 15 %;
— у юрлиц — двойной ставкой единого налога

При любом из этих нарушений единоналожник со следующего квартала должен перейти на общую систему налогообложения и при этом теряет право быть единоналожником в течение всего следующего календарного года

Превышение предельного объема дохода

Сумма превышения дохода по итогам периода превышения облагается:
— у физлиц — налогом по ставке 15 %;
— у юрлиц — двойной ставкой единого налога

Превышение численности наемных работников

Со следующего квартала единоналожник должен перейти на общую систему налогообложения и при этом теряет право быть единоналожником в течение всего следующего календарного года

Неоформление трудовых отношений с работниками при фактическом использовании наемного труда

Административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством

Неначисление и/или неуплата единого налога физлицом-единоналожником в установленные сроки

Штраф в двойном размере ставки единого налога

Осуществление физлицом-единоналожником деятельности, не указанной в Свидетельстве

Доход, полученный от осуществления такой деятельности, облагается налогом по ставке 15 %. При этом предприниматель-единоналожник обязан внести соответствующие изменения в Свидетельство или перейти со следующего квартала на общую систему налогообложения

Осуществление физлицом-единоналожником деятельности не на той территории, которая указана в Свидетельстве

Штраф в 5-кратном размере максимальной суммы ставки единого налога

Отказ единоналожника или наемного работника единоналожника предъявить Свидетельство (справку) работникам контролирующих органов

Штраф в размере 170 грн.

 

Итак, таковы на сегодняшний день перспективы единоналожия согласно

проекту Налогового кодекса. Однако что из них станет реальностью, а что так и останется лишь проектом, конечно же, покажет время.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше