Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

СТО: организация и учет

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2010/№ 57
Печать
Статья

СТО: организация и учет

 

Каждый вид хозяйственной деятельности имеет определенные особенности по организации и учету. Свои особенности есть и в деятельности станций технического обслуживания (СТО). Субъектам хозяйствования, которые работают или планируют работать в этой сфере, не помешает с ними ознакомиться.

Александр ЗОЛОТУХИН, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об автотранспорте

— Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV.

Закон о патентовании

— Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон № 3353

— Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.96 г. № 3353-ХII.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.

ДКПП

— Отраслевой классификатор ГК 201-01-2001 «Классификация услуг и продукции в сфере бытового обслуживания», утвержденный приказом Минэкономики Украины от 19.02.2002 г. № 51.

Перечень № 576

— Перечень услуг, относящихся к бытовым и подлежащих патентованию, утвержденный постановлением КМУ от 27.04.98 г. № 576.

Положение № 102

— Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса Украины от 30.03.98 г. № 102.

Порядок № 414

— Порядок выдачи разрешений на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства и соглашений и согласований на объекты наружной рекламы вдоль автомобильных дорог общего пользования, утвержденный приказом Госслужбы автодорог Украины от 29.09.2005 г. № 414.

Порядок № 1269

— Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1269.

Постановление № 377

— постановление КМУ «О некоторых вопросах осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.03.2006 г. № 377.

Постановление № 1104

— постановление КМУ «Некоторые вопросы предоставления разрешений на выполнение подготовительных и строительных работ» от 30.09.2009 г. № 1104.

Правила № 792

— Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных транспортных средств, утвержденные приказом Минтранса от 11.11.2002 г. № 792.

П(С)БУ 11

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 11 «Обязательства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.01.2000 г. № 20.

П(С)БУ 15

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 29.11.99 г. № 290.

П(С)БУ 16

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.

 

Разрешительные документы и процедуры

Основными нормативными документами при осуществлении деятельности СТО являются

Закон об автотранспорте (ст. 16, ст. 22, ст. 25 — 27), в котором, в частности, установлены технические требования к техобслуживанию и ремонту, особенности договора о техобслуживании и ремонте, обязанности и ответственность исполнителя услуг СТО, права заказчика услуг СТО, Правила № 792, которые, среди прочего, регламентируют взаимоотношения между заказчиками и исполнителями услуг СТО, устанавливают порядок документирования, оплаты, права и обязанности сторон и т. п., и Положение № 102, содержащее понятия технического обслуживания, ремонта и др.

Конечно, регулирование деятельности СТО этими документами не ограничивается. Приведем общий обзор нормативно-правовых актов, выдвигающих требования по прохождению определенных разрешительных процедур субъектами хозяйствования, намеревающимися осуществлять деятельность по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, в виде таблицы (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Разрешительные документы и процедуры для СТО

Разрешительный документ (процедура)

Комментарий

1

2

Технический регламент

Согласно ст. 22 Закона об автотранспорте исполнителями технического обслуживания и ремонта транспортных средств являются субъекты хозяйствования, отвечающие следующим требования: имеют собственные или арендованные средства технического обслуживания и ремонта, отвечающие установленным законодательством требованиям; работы по техническому обслуживанию и ремонту осуществляет персонал необходимого уровня профессиональной квалификации в соответствии с видами этих работ; имеют производственные сооружения, средства технического обслуживания и ремонта, отвечающие установленным законодательством требованиям.
Требования к исполнителю технического обслуживания и ремонта транспортных средств и предоставляемым им услугам (выполняемым работам) устанавливаются техническим регламентом по подтверждению соответствия, утвержденным в установленном законодательством порядке. В соответствии с Законом Украины «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия» от 01.12.2005 г. № 3164-IV технический регламент должен быть утвержден законом или постановлением КМУ. Однако КМУ в отношении СТО делегировал соответствующие полномочия Минтранса, которым были утверждены Правила792

Разрешения на выполнение подготовительных и строительных работ

Соответствующие разрешения должны получить субъекты хозяйствования, планирующие строить или реконструировать СТО, достраивать помещения под размещение СТО. Разрешения предоставляются территориальными органами Госархстройинспекции согласно соответствующему порядку, утвержденному постановлением № 1104. Для получения такого разрешения необходимо предоставить документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком, проектную документацию на строительство, согласованную и утвержденную в установленном законодательством порядке и т. п.
Обращаем внимание: согласно п. 30 Перечня, утвержденного постановлением № 1104, не требуется разрешение на выполнение строительных работ в случае размещения сооружений для обслуживания участников дорожного движения на автомобильных дорогах. О начале строительных работ заказчику строительства нужно будет только сообщить в Госархстройинспекцию по форме, утвержденной приказом Минрегионстроя от 22.03.2010 г. № 39 (п. 16 Порядка предоставления разрешения на выполнение строительных работ, утвержденного постановлением № 1104). Разрешение на строительство и размещение СТО в этом случае придется получать согласно Порядку № 414, которое выдает соответствующая Служба автомобильных дорог. В рамках этой процедуры при разработке проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и обустройство СТО в органах безопасности дорожного движения МВД Украины нужно получить Технические условия по соблюдению требований по безопасности дорожного движения

Разрешение госпожарнадзора

Согласно общему правилу на начало работы вновь созданных (построенных, реконструированных, отреставрированных, капитально отремонтированных) объектов СТО нужно получить разрешение от органов государственного пожарного надзора согласно Порядку выдачи органами государственного пожарного надзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденному постановлением КМУ от 14.02.2001 г. № 150.
Деятельность СТО может осуществляться без получения такого разрешения, если:
— субъект хозяйствования, содержащий СТО, заключает договор добровольного страхования ответственности перед третьими лицами и подает в орган государственного пожарного надзора по местонахождению СТО Декларацию соответствия по форме и в порядке, утвержденных постановлением КМУ от 17.05.2006 г. № 685. Деятельность без разрешения на основании Декларации допускается на период действия договора страхования;
— в случае приемки объектов СТО в эксплуатацию комиссией при участии органов государственного пожарного надзора (п. 11 Порядка № 150, ст. 10 Закона Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII)

Разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности

Выдается в соответствии с Порядком выдачи разрешений Государственным комитетом по надзору за охраной труда и его территориальными органами, утвержденным постановлением КМУ от 15.10.2003 г. № 1631. Такое разрешение необходимо получить, если на СТО будут выполняться работы, указанные в Перечне работ повышенной опасности (приложение 1 к Порядку), или использоваться объекты, машины, механизмы, оборудование повышенной опасности (приложение 2 к Порядку)

Разрешение СЭС

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII предоставление земельных участков под строительство, утверждение норм проектирования, проектной и нормативно-технической документации на строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного, социально-культурного и другого назначения, разработка, изготовление и использование новых машин, механизмов, оборудования, других средств производства, новых технологий осуществляются по согласованию с государственной санитарно-эпидемиологической службой

Лицензия

Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных транспортных средств не подлежит лицензированию

Патент

 

Такой вид деятельности, как «техническое обслуживание и ремонт автомобилей по индивидуальному заказу» относится к бытовым услугам, подлежащим патентованию (см. Перечень № 576). Поскольку под бытовыми услугами следует понимать деятельность, связанную с предоставлением платных услуг для удовлетворения личных нужд заказчика за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов, включая кредитные карточки (п. 2 ст. 31 Закона о патентовании), торговый патент следует приобретать, если соответствующие услуги будут предоставляться гражданам-непредпринимателям, независимо от формы расчета — наличной или безналичной (см. также письмо ГНАУ от 21.02.2006 г. № 1542/6/15-0416). Если же услуги будут предоставляться исключительно юридическим лицам, то имеются основания утверждать, что законодательство в таком случае не требует приобретать патент. Однако должны предупредить, ГНАУ с такими аргументами не соглашается, указывая, что Закон о патентовании не разграничивает деятельность по предоставлению бытовых услуг, подлежащих патентованию, на услуги для юридических лиц и услуги для физических лиц (письмо ГНАУ от 17.06.2010 г. № 3722/н/15-0114, см. на с. 11)

Разрешение на размещение и лимит на образование отходов

В деятельности СТО образуются отходы масел, автомобильных шин и т. п., поэтому предприятие — собственник СТО должно ежегодно в обязательном порядке согласно Порядку разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденному постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1218, устанавливать лимиты на образование и размещение отходов, которые утверждаются органами Минэкоресуров, и получать от этих органов Разрешение на размещение отходов. Кроме того, со специализированной организацией заключается договор на хранение и вывоз отходов

 

Следует также указать, что, как правило, для организации деятельности СТО земельный участок получается в аренду из земель коммунальной собственности. Для этого заключается договор аренды с соответствующим местным советом. Кроме того, если СТО располагается в пределах населенного пункта, его размещение и деятельность должны отвечать требованиям местных Правил благоустройства и Правил застройки при их наличии в таком населенном пункте.

 

Особенности документооборота

Особенности документооборота СТО достаточно детально описаны в

Правилах № 792. Формы документов приведены в приложениях к этим Правилам. Формы при необходимости могут изменяться и/или дополняться (п. 60 Правил № 792). Основные сведения об этих и других документах приведем в табл. 2.

 

Таблица 2

Основные документы в работе СТО

Документ

Комментарий

1

2

Журнал регистрации заявок, претензий, договоров (нарядов-заказов), гарантийных обязательств

Может быть как один журнал с отдельными разделами для регистрации каждого вида документов, так и разные журналы. Составляются в произвольной форме. Журнал учета заявок и претензий должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью, подписью (п. 13 Правил № 792)

Договор на предоставление услуг

Может быть устным или письменным. Должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 25 Закона об автотранспорте:
— наименование и место расположения сторон по этому договору;
— перечень работ по техническому обслуживанию или ремонту и срок их выполнения;
— стоимость работ и порядок расчетов;
— перечень составных частей (материалов), использованных исполнителем, а также предоставленных заказчиком исполнителю для выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту транспортного средства;
— перечень документов, предоставляемых заказчику для подтверждения выполнения технического обслуживания или ремонта, и гарантийные обязательства исполнителя по проведенным работам

Смета расходов на выполнение работ (предоставление услуг)

Является неотъемлемой частью договора, подписывается сторонами (п. 22 Правил № 792). Составляется в произвольной форме. Фактически в смете приводятся виды работ, которые нужно выполнить, запчасти, которые нужно использовать, и т. п., и их цены, в конце — общая стоимость

Наряд-заказ (приложение 1
к Правилам № 792)

Эти документы составляются, когда нет необходимости оставлять ДТС (его составляющие) на ответственное хранение у исполнителя или заменять составные части ДТС и услуги предоставляются в присутствии заказчика (п. 9 Правил № 792). При составлении наряда-заказа отдельный договор и акты передачи-приемки не составляются. Фактически наряд выполняет функции договора.
Если в присутствии заказчика предоставляются услуги, не требующие предоставлении гарантийных обязательств, данные документы могут не оформляться. Оформляется только платежный документ, удостоверяющий оплату (чек РРО, приходный кассовый ордер, квитанция платежного терминала)

Счет-фактура

Дефектная ведомость

Составляется в произвольной форме в случае возникновения необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных договором (нарядом-заказом). Фактически она должна содержать перечень видов работ, которые нужно выполнить, необходимых для этого запчастей и их стоимость (п. 11 Правил № 792)

Акт передачи-приемки для предоставления услуг (приложение 2
к Правилам № 792)

Оформляется в двух экземплярах (по одному каждой стороне) при принятии транспортного средства на ответственное хранение исполнителя для предоставления услуг

Приходный кассовый ордер

Это расчетный документ, подтверждающий оплату. В зависимости от варианта оплаты применяется соответствующий документ. Например, когда заказчик уплачивает средства в кассу исполнителя, оформляется приходный кассовый ордер, при этом оформленная надлежащим образом квитанция к ордеру передается заказчику.
Для заказчиков — юридических лиц оформляются отдельные комплекты финансовых (счета-фактуры, сметы) и расчетных документов на (п. 24 Правил № 792):
— предоставление услуг по техобслуживанию и оплату необходимых для этого материалов;
— выполнение работ по ремонту и оплату необходимых для этого материалов

Чек РРО

Квитанция платежного терминала

Выписка банка

Приложения
к эксплуатационной документации

Составляются исполнителем и передаются заказчику, если изменяются условия эксплуатации отремонтированного ДТС и Заказчику необходимо выполнять предписания, не предусмотренные эксплуатационной документацией производителя или с определенными отклонениями от нее (п. 33, п. 40 Правил № 792)

Акт передачи-приемки после ремонта (приложение 3
к Правилам № 792)

Оформляется в двух экземплярах (по одному каждой стороне) после выполнения услуг (работ) и возврата транспортного средства заказчику

Справка о расходах

Составляется в произвольной форме исполнителем и предоставляется заказчику, если он является юридическим лицом. На расходы по техобслуживанию (кроме гарантийного) и расходы по ремонту составляются отдельные справки (п. 41 Правила № 792)

Ярлык (этикетка) на эксплуатационные жидкости

Составляется в произвольной форме в случае замены эксплуатационных жидкостей. Содержит данные об их наименовании, маркировке и необходимых эксплуатационных параметрах. Закрепляется на соответствующих составных частях (п. 39, п. 41 Правил № 792)

Справка о цвете

Составляется в произвольной форме исполнителем и предоставляется заказчику, если изменяется основной цвет транспортного средства (п. 41 Правил № 792)

Гарантийный талон (приложение 5 к Правилам № 792)

Составляется исполнителем и предоставляется заказчику после выполнения услуг ремонта

 

Особенности расчетов с заказчиками

Согласно

п. 20 и п. 21 Правил № 792 оплата за выполненные работы (услуги) может осуществляться как наличными, так и безналичным перечислением средств; конкретный порядок оплаты определяется договором между сторонами.

Безналичные расчеты особых вопросов не вызывают: исполнитель выписывает счет, который заказчик оплачивает путем перечисления со своего банковского счета на счет исполнителя.

Другое дело — расчеты наличными и с применением платежных карточек. В этом случае по общему правилу согласно

ст. 1 Закона об РРО СТО должна применять РРО, поскольку расчеты осуществляются в сфере услуг за наличные (платежными карточками).

Однако, если предприятие, предоставляющее услуги СТО, принимает в оплату наличные и не является в то же время предприятием торговли и общественного питания, оно может не применять РРО, при условии проведения расчетов в кассах этого предприятия с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке

(п. 1 ст. 9 Закона об РРО). Правда, платежных карточек это послабление не касается.

Вместе с тем РРО могут не применять частные предприниматели, предоставляющие услуги СТО, которые используют упрощенную систему налогообложения (находятся на едином налоге)

(п. 6 ст. 9 Закона об РРО).

Следует обратить внимание, что упрощенную систему не имеют права применять частные предприниматели, осуществляющие торговлю горюче-смазочными материалами (ГСМ). Однако при предоставлении услуг СТО ГСМ хотя и применяются, но только как составная часть комплекса услуг СТО. Отдельно ГСМ в этом случае не реализуются. В таком случае частные предприниматели могут применять упрощенную систему. Такое же мнение ГНАУ выразила в

письме от 15.12.2003 г. № 6295/Л/17-0515.

Если СТО все же применяет РРО, согласно

п. 14.7 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III она должна обеспечить возможность осуществления расчетов с помощью платежных карточек. Условия, касающиеся этого вопроса, утверждены постановлением № 377. Однако согласно п. 2 постановления № 377 если годовой объем расчетных операций по предоставлению услуг не превышает 5 млн грн., обеспечивать возможность осуществления расчетов с помощью платежных карточек не обязательно.

 

Бухгалтерский и налоговый учет

Прежде всего отметим, что СТО, кроме собственно услуг по ремонту и техобслуживанию транспортных средств, может осуществлять различные виды деятельности, например, торговать запчастями, горюче-смазочными материалами и т. п. Однако здесь мы будем рассматривать только основной вид деятельности СТО — услуги по ремонту и техобслуживанию.

При рассмотрении бухгалтерского и налогового* учета СТО нужно принимать во внимание прежде всего две особенности. Первая — использование при предоставлении услуг запасных частей, ГСМ. Вторая — наличие гарантийных обязательств СТО по выполненным услугам.

* Налоговый учет будем рассматривать для СТО, являющихся юридическими лицами, плательщиками налога на прибыль и НДС, поскольку именно здесь имеются определенные нюансы. Для юридических лиц на упрощенной системе налоговый учет проще — они отражают облагаемый единым налогом доход в момент получения выручки. По дате получения выручки определяют налогооблагаемый доход (выручка минус расходы) и частные предприниматели на обычной системе. А частные предприниматели на упрощенной системе вообще уплачивают единый налог в фиксированной сумме.

Итак, что касается материалов, запчастей. В бухгалтерском учете их стоимость в составе прямых материальных расходов относится к себестоимости реализованных услуг, как это предусмотрено

п. 11 и п. 12 П(С)БУ 16, и при использовании списывается с соответствующего субсчета учета запасов на счет 23 «Производство». Причем запчасти, ГСМ, которые СТО использует для предоставления услуг, учитываются на субсчете 201 «Сырье и материалы», а не субсчетах 203 «Топливо» и 207 «Запасные части». Два последних субсчета касаются тех ГСМ и запасных частей, которые СТО использует в собственной деятельности, — для заправки и ремонта собственных транспортных средств и других технических средств.

В налоговом учете стоимость приобретенных запчастей, ГСМ включается в состав валовых расходов и подлежит перерасчету согласно

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. При этом НДС в приобретенных товарах (запчасти, ГСМ), работах, услугах в общеустановленном порядке относится к налоговому кредиту при наличии надлежащим образом оформленной налоговой накладной поставщика, согласно п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

Пример 1

. СТО приобрела запчасти и ГСМ для использования при предоставлении услуг на сумму 6000 грн., в том числе НДС — 1000 грн.

Использовано для предоставления услуг СТО (ремонта и техобслуживания) запчастей и ГСМ на сумму 4000 грн.

Другие расходы по предоставлению услуг (зарплата с начислениями работников, услуги других организаций, амортизация) составили 8000 грн. (кроме того, НДС — 200 грн.), в том числе амортизация основных средств, начисленная по налоговому методу, — 1500 грн.

Стоимость предоставленных услуг составила 24000 грн., которые оплачены заказчиками наличными в момент фактического предоставления услуг (оформления документов после выполнения ремонта).

 

Учет предоставления услуг СТО

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Приобретены запчасти и ГСМ

201

631

5000

5000*

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

1000

3

Уплачено поставщику

631

311

6000

4

Использованы на ремонт запчасти и ГСМ

23

201

4000

5

Понесены другие расходы по предоставлению услуг

23

131, 66, 65, 631

8000

6500

 (1500**)

6

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

200

7

Предоставлены и оплачены услуги

301

703

24000

20000

8

Начислено налоговое обязательство по НДС

703

641

4000

9

Доход от предоставленных услуг отнесен на финансовые результаты

703

791

20000

10

Стоимость предоставленных услуг списана на себестоимость реализации

903

23

12000

***

11

Себестоимость реализации отнесена на финансовые результаты

791

903

12000

*Вместе с тем на эту сумму увеличивается налогооблагаемая прибыль из-за перерасчета остатков по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

**Амортизация ОФ.

***В этот момент из-за перерасчета остатков по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль на 4000 грн. уменьшается налогооблагаемая прибыль.

 

Что касается гарантийных обязательств СТО, то после выполнения услуг ремонта СТО предоставляет заказчику гарантию качества выполненных работ (см.

п. 51, приложение 4 к Правилам № 792). В случае некачественно выполненного ремонта в пределах гарантийного срока заказчик может обратиться к исполнителю с требованием произвести повторный ремонт бесплатно, за счет исполнителя. Конкретный гарантийный срок устанавливается договором и указывается также в гарантийном талоне, который исполнитель передает заказчику после предоставления услуги (ст. 25 Закона об автотранспорте, п. 52 Правил № 792).

В бухгалтерском учете

расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание относятся в состав расходов на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16). При этом для покрытия будущих операционных расходов, связанных с выполнением гарантийных обязательств, предприятие создает соответствующее обеспечение (п. 13 П(С)БУ 11), которое отражается проводкой по дебету счета 93 «Расходы на сбыт» и кредиту субсчета 473 «Обеспечение гарантийных обязательств». Все дальнейшие расходы, связанные с гарантийным обслуживанием, списываются за счет этого обеспечения. В налоговом учете начисление обеспечения не отражается.

Сумма обеспечения определяется оценочно исходя из предыдущего опыта или прогнозных оценок специалистов. Например, если в среднем, по данным предыдущих периодов, расходы на гарантийное обслуживание составляли приблизительно 5 % стоимости предоставленных услуг, обеспечение создается в размере 5 %.

Затем на дату баланса сумму обеспечения необходимо пересматривать и при необходимости корректировать (увеличивать или уменьшать). В случае отсутствия вероятности выбытия активов для погашения будущих обязательств сумма такого обеспечения подлежит сторнированию

(п. 18 П(С)БУ 11).

В налоговом учете

ситуация не настолько однозначная.

С одной стороны

, эти расходы связаны с продажей услуг и могли бы попасть в валовые согласно универсальному п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. Ведь исполнитель в цену услуги закладывает стоимость гарантийного обслуживания и ремонта, поэтому в момент приобретения услуги заказчик уже фактически оплачивает возможный ремонт, техобслуживание.

С другой стороны

, когда гарантийные ремонты вызваны бракованными услугами, то валовые расходы здесь ни при чем. Иное дело, когда ремонт вписывается в производственные нормативы. Вспомните, как поступают с расходами на исправление технически неизбежного брака: они в пределах установленных норм включаются в состав валовых расходов, а вот дополнительные расходы на исправление недостатков сверхнормативного брака в валовые расходы не попадают (см. письмо ГНАУ от 03.10.2007 г. № 4819/г/15-0214 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007 № 89). Вот и выходит, что расходы на проведение гарантийных ремонтов, которые вписываются в пределы исправления технически неизбежного брака, следует отражать в составе валовых расходов, а расходы на сверхнормативные ремонты не включаются в валовые расходы. К этому добавим, что ограничение по размеру валовых расходов на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров в пределах 10 % совокупной стоимости таких товаров, установленное п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль, распространяется на торговые предприятия, но никак не на предприятия, выполняющие ремонт или обслуживание.

Безусловно, второй вариант безопаснее.

Пример 2.

СТО в текущем отчетном периоде начислила обеспечение для выполнения гарантийных обязательств в сумме 3000 грн.

Расходы, связанные с выполнением гарантийного ремонта (зарплата с начислениями работников, запчасти, ГСМ, амортизация), составили 2000 грн., в том числе стоимость запчастей и ГСМ — 500 грн., амортизация основных средств, начисленная по налоговому методу, — 600 грн.

Этот ремонт связан с исправлением недостатков сверхнормативного брака.

После окончания гарантийного срока остаток непогашенного обеспечения составил 1000 грн.

 

Начисление и использование обеспечения для выполнения гарантийных обязательств

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Начислено обеспечение

93

473

3000

2

Понесены расходы на гарантийный ремонт

23

131, 201, 65, 66, 631

2000

*

3

Предоставлены услуги по гарантийному ремонту

473

23

2000

4

Списан остаток непогашенного обеспечения, сторно

93

473

1000

*Здесь применен второй, осторожный вариант налогового учета, при котором расходы, связанные
с исправлением недостатков сверхнормативного брака, к валовым расходам не относятся.

 

СТО может также предоставлять услуги по ремонту, техобслуживанию по заказу третьих лиц. Например, дистрибьютор какой-либо марки авто реализует автомобили клиентам через свою дилерскую сеть (продает авто) и обеспечивает их гарантийное обслуживание и ремонт. Однако услуги по обслуживанию и ремонту автомобилей выполняет не сам, а через фирменную СТО дилерского центра, с которой заключается соответствующий дилерский договор. С клиентами, которые приобрели авто и предъявили его на обслуживание и/или ремонт, СТО составляет отдельный договор и другие названные выше документы, кроме финансовых и расчетных. В дальнейшем с дистрибьютором с определенной периодичностью (ежемесячно, ежеквартально и т. п.) составляется также отдельный акт о предоставлении услуг по ремонту, обслуживанию. На основании акта дистрибьютор оплачивает СТО своего дилера услуги по обслуживанию и ремонту.

По такой же схеме с СТО работают и страховые компании.

Возникает вопрос: в какой момент СТО должно отразить доход — в момент предоставления услуги клиенту или в момент составления акта с третьим лицом?

В бухгалтерском учете согласно

п. 10 П(С)БУ 15 доход, связанный с предоставлением услуг, признается, исходя из степени завершенности операции по предоставлению услуг на дату баланса, если может быть достоверно оценен результат этой операции. Результат операции по предоставлению услуг может быть достоверно оценен при наличии всех приведенных ниже условий:

— возможности достоверной оценки дохода;

— вероятности поступления экономических выгод от предоставления услуг;

— возможности достоверной оценки степени завершенности предоставления услуг на дату баланса;

— возможности достоверной оценки расходов, осуществленных для предоставления услуг и необходимых для их завершения.

По мнению автора, эти условия могут быть выполнены только в момент подписания акта с третьим лицом, поскольку на момент выполнения услуг клиентам еще нет стопроцентной уверенности, что все они будут оплачены третьим лицом в соответствующей сумме. Такую уверенность дает только подписанный акт. Да и согласно

п. 1 ст. 9 Закона о бухучете основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. А подписанный акт и является таким документом. Без наличия акта будут отсутствовать документальные основания отражать хозяйственную операцию по предоставлению услуг в учете.

До момента отражения дохода расходы учитываются на счете 23. На себестоимость реализации они списываются одновременно с отражением дохода.

В налоговом учете валовые доходы и налоговое обязательство по НДС отражаются по так называемому правилу первого события — по дате получения оплаты или дате фактического предоставления результатов услуг (для НДС — датой оформления документа, удостоверяющего факт выполнения работ (услуг))

(п.п. 11.3.1 Закона о налоге на прибыль, п.п. 7.3.1 Закона об НДС). В данной ситуации, как правило, сначала подписывают акт, а затем на основании данных акта третьи лица производят оплату. Следовательно, по мнению автора, именно данные акта следует считать датой фактического предоставления услуг. Поэтому на эту дату отражаются валовые доходы и начисляется налоговое обязательство по НДС.

В любом случае, для того, чтобы не иметь проблем с налоговой, желательно составлять такие акты ежемесячно.

Пример 3

. Согласно договору с дистрибьютором СТО предоставила клиентам услуги по гарантийному обслуживанию и ремонту автомобилей.

Расходы по предоставлению этих услуг (зарплата с начислениями работников, запчасти, ГСМ, амортизация) составили 12000 грн. (кроме того, НДС — 200 грн.), в том числе стоимость запчастей и ГСМ — 4000 грн., амортизация основных средств, начисленная по налоговому методу, — 600 грн.

Впоследствии с дистрибьютором подписан акт приемки-передачи услуг на сумму 24000 грн., в том числе НДС — 4000 грн. После чего дистрибьютор оплатил услуги путем перечисления на банковский счет СТО.

 

Учет предоставления услуг СТО по заказу третьих лиц

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Понесены расходы на ремонт

23

131, 201, 65, 66, 631

12000

7400 (600*)

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

200

3

Предоставлены услуги клиентам

4

Предоставлены услуги (подписан акт) дистрибьютору

361

703

24000

20000

5

Начислено налоговое обязательство по НДС

703

641

4000

6

Доход от предоставленных услуг отнесен на финансовые результаты

703

791

20000

7

Стоимость предоставленных услуг списана на себестоимость реализации

903

23

12000

**

8

Себестоимость реализации отнесена на финансовые результаты

791

903

12000

9

Поступила оплата от дистрибьютора

311

361

24000

*Амортизация ОФ.

**В этот момент из-за перерасчета остатков по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль на 4000 грн. уменьшается налогооблагаемая прибыль.

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше