Темы статей
Выбрать темы

Процедура преобразования юридического лица

Редакция НиБУ
Статья

Процедура преобразования юридического лица

 

АО, ООО, фермерское хозяйство, частное предприятие… Начало хозяйственной деятельности всегда связано с выбором организационно-правовой формы ее осуществления. Мотивы выбора обуславливаются как законодательными требованиями, так и желанием найти наиболее удобную систему взаимоотношений с партнерами по бизнесу. Но предпринимательская деятельность может диктовать свои условия. Как действовать, если возникла необходимость изменить организационно-правовую форму субъекта хозяйствования?

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Преобразование как вид реорганизации юрлица

Для многих привычно звучит термин «реорганизация». Несмотря на то что новый

ГКУ его не использует, он прочно закрепился в практике хозяйственных отношений. К тому же от него не отказались ХКУ и Закон о хозобществах. Формами реорганизации, результатом которой становится прекращение одного или нескольких юридических лиц с образованием новых юрлиц — их правопреемников, являются слияние, присоединение, деление, преобразование. Есть еще одна форма реорганизации — без прекращения юрлица, но с образованием одного либо нескольких новых юрлиц — выделение.

Ныне действующий

ГКУ говорит, по сути, о той же реорганизации в ч. 1 ст. 104, когда указывает, что юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам (слияние, присоединение, деление, преобразование) либо в результате ликвидации. Таким образом, выделяется две формы прекращения юрлица — с правопреемниками (тогда имеет место реорганизация) и без правопреемников (процедура ликвидации). Впрочем, более точно отражает природу реорганизации все же ее характеристика не как формы прекращения юрлица, а как формы создания нового (либо нескольких новых) юрлица с переходом к нему всех либо части прав и обязанностей ранее существовавшего юридического лица (либо нескольких лиц).

Гражданско-правовое понятие реорганизации не следует полностью отождествлять с понятием, содержащимся в налоговом законодательстве, которое трактует его гораздо более широко. Так, в

п.п. 13.1.1 п. 13.1 ст. 13 Закона № 2181 под реорганизацией, кроме традиционных слияния, присоединения, деления, преобразования и выделения, подразумевается также изменение названия либо места регистрации налогоплательщика.

Итак, как видим, одним из видов реорганизации выступает

преобразование, предполагающее смену организационно-правовой формы юридического лица (ч. 1 ст. 108 ГКУ) с переходом к новому юрлицу всего имущества, всех прав и обязанностей предыдущего юридического лица (ч. 2 ст. 108 ГКУ).

Понятия организационно-правовой формы в

ГКУ нет, поэтому в качестве ориентира можно использовать понятие, приведенное в Государственном классификаторе Украины «Классификация организационно-правовых форм хозяйствования ДК 002:2004», утвержденном приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28.05.2004 г. № 97. Согласно п. 2.1 организационно-правовая форма хозяйствования — форма осуществления хозяйственной (в частности, предпринимательской) деятельности с соответствующей правовой основой, которая определяет характер отношений между учредителями (участниками), режим имущественной ответственности по обязательствам предприятия (организации), порядок создания, реорганизации, ликвидации, управления, распределения полученной прибыли, возможные источники финансирования деятельности и др.

Напомним, перечень

организационно-правовых форм хозяйственных обществ приведен в ст. 113 ГКУ. Это:

— полное общество;

— коммандитное общество;

— общество с ограниченной ответственностью;

— общество с дополнительной ответственностью;

— акционерное общество.

Аналогичный перечень приведен в

ч. 3 ст. 1 Закона о хозобществах и в ч. 1 ст. 80 ХКУ.

Перечень видов хозяйственных обществ сформулирован как исчерпывающий. В то же время, рассматривая спор о подведомственности дел, возникающих из корпоративных отношений, ВСУ в

постановлении от 19.02.2008 г. по делу № 14/680/07 установил, что производственный кооператив потребительской кооперации является хозяйственным обществом. Между тем ГКУ не относит производственный кооператив к хозяйственным обществам, а наоборот — четко разделяет их (см. ст. 84).

А вот изменение типа акционерного общества (скажем, с публичного на частное, например) преобразованием считаться не будет.

Безусловно, преобразование может осуществляться не только по отношению к хозяйственным обществам — возможна смена других организационно-правовых форм (фермерское хозяйство, частное предприятие и др.). Впрочем, дискуссионным в этой связи является вопрос о возможности преобразования хозяйственного общества в другую организационно-правовую форму: не в хозобщество, а, например, в частное предприятие.

Рассмотрим общие положения, о которых следует знать, начиная процедуру преобразования.

 

Когда проводят преобразование

Цели преобразования могут быть разными. Например, преобразование АО в ООО может быть связано с желанием собственников свести к минимуму публичность общества (обязанность АО, которое проводит открытую (публичную) подписку на акции, ежегодно публиковать отчет, бухгалтерский баланс, сведения о доходах и расходах и др.) либо разрешить корпоративный конфликт*.

* Науково-практичний коментар до Закону України «Про господарські товариства» // Ю. М. Крупка. — К.: Юрінком Інтер, 2008. — С. 106.

В отдельных случаях провести преобразование требует закон.

Так, согласно

ч. 1 ст. 141 ГКУ максимальное количество участников ООО устанавливается законом. При превышении этого количества ООО подлежит преобразованию в акционерное общество в течение одного года, а с истечением этого срока — ликвидации в судебном порядке, если количество его участников не уменьшится до установленного предела. Максимальное количество участников ООО, напомним, составляет 10 лиц (ч. 2 ст. 50 Закона о хозобществах).

Для полного общества необходимость преобразования может наступить в том случае, если в нем остается один участник. Он может в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником, преобразовать общество в другое хозобщество. Иначе общество будет подлежать ликвидации (

ч. 1 ст. 132 ГКУ).

Перед коммандитным обществом угроза ликвидации возникнет в том случае, если из него выйдут все вкладчики и общество не будет преобразовано в полное общество (

ч. 1 ст. 139 ГКУ).

Может быть и обратная ситуация — когда законодательство запрещает либо ограничивает возможность проведения преобразования. Например, в соответствии с

ч. 11 ст. 13 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника либо признании его банкротом» от 14.05.92 г. № 2343-XII после назначения распорядителя имущества и до прекращения процедуры распоряжения имуществом решение о преобразовании должника без согласования с распорядителем имущества принято быть не может.

В зависимости от порядка проведения

преобразование может быть добровольным и принудительным. Инициаторами добровольного преобразования хозяйственного общества могут выступать его участники путем принятия решения на общем собрании. Принудительное преобразование осуществляется по решению суда. При этом обратиться в суд с иском, содержащим соответствующее требование, может либо кто-то из участников хозобщества, если он сможет обосновать, что непроведение преобразования нарушает его права, либо прокурор, сославшись на нарушение обществом конкретного требования закона, устранить которое можно путем изменения организационно-правовой формы общества. Но, должны отметить, случаи принудительного преобразования — крайняя редкость. Поэтому основное внимание предлагаем сосредоточить на процедуре добровольного преобразования, выделив ее основные этапы.

 

І. Принятие решения о преобразовании

Многие специалисты справедливо отмечают, что процедура преобразования недостаточно полно и последовательно урегулирована отечественным законодателем, в связи с чем возникают сложности на практике. Избежать многих из них можно, если о возможном возникновении необходимости в проведении реорганизации, в частности преобразования, подумать еще при создании хозобщества либо иного хозяйствующего субъекта. Более того, от многих само законодательство требует включения положений, касающихся возможной реорганизации, в учредительные документы. Так, требования о включении в учредительные документы юрлица сведений о порядке (либо условиях и порядке) его реорганизации содержат

ч. 3 ст. 57 ХКУ, ч. 2 ст. 4 Закона о хозобществах, п. 7 ч. 2 ст. 16 Закона о банках, ч. 2 ст. 4 Закона о КСП и др.

Принятие решения о преобразовании хозяйственного общества — сфера

компетенции общего собрания участников хозобщества.

Так, согласно

ч. 2 ст. 19 Закона о хозобществах реорганизация общества осуществляется по решению высшего органа общества.

Специальные нормы только подтверждают данное общее правило:

п. 21 ч. 2 ст. 33 Закона об АО к исключительной компетенции общего собрания АО относит принятия решения о прекращении общества;

— согласно

ч. 5 ст. 41 и ч. 1 ст. 59 Закона о хозобществах принятие решения о прекращении ООО является компетенцией общего собрания участников общества;

— в соответствии с

ч. 1 ст. 31 Закона о КСП реорганизация (слияние, присоединение, деление, выделение, преобразование) проводится по решению общего собрания членов КСП;

— как предусмотрено

ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона Украины «О потребительской кооперации» от 10.04.92 г. № 2265-ХII, реорганизация потребительского общества проводится по решению общего собрания его членов;

— согласно

ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 37 Закона Украины «О сельскохозяйственной кооперации» от 17.07.97 г. № 469/97-ВР вопрос о реорганизации кооператива решает общее собрание;

ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О кредитных союзах» от 20.12.2001 г. № 2908-III предусматривает, что реорганизация кредитного союза осуществляется по решению высшего органа управления;

— согласно

ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 28 Закона Украины «О кооперации» от 10.07.2003 г. № 1087-IV принятие решения о реорганизации кооператива — компетенция общего собрания членов этого кооператива.

Законодательство также содержит повышенные требования к порядку принятия общим собранием общества решений о реорганизации. Так, например, в соответствии с

ч. 5 ст. 42 Закона об АО решение о реорганизации, в том числе о преобразовании, должно приниматься более чем 3/4 голосов акционеров от общего их количества. Отметим, что ч. 1 ст. 42 Закона о хозобществах выдвигает гораздо более лояльное требование, указывая, что за решение о прекращении общества должно проголосовать не менее 3/4 акционеров, принимающих участие в собрании. В ООО для принятия решения о преобразовании будет достаточно простого большинства голосов.

Следует сказать, что в отношении ЗАО и ОАО, которые еще не привели свою деятельность в соответствие с

Законом об АО, вопрос о том, каким количеством голосов должно приниматься решение о преобразовании либо проведении реорганизации в другой форме, остается спорным. Так, Закон о хозобществах предусматривает необходимость принятия решения о реорганизации АО большинством в 3/4 голосов акционеров, которые принимают участие в общем собрании. ГКУ же допускает возможность принятия такого решения простым большинством голосов. Госкомпредпринимательства в этом случае отдает приоритет положениям Закона о хозобществах, указывая на необходимость наличия квалифицированного большиства голосов по вопросу преобразования АО (см. письмо Госкомпредпринимательства от 12.06.2007 г. № 4203 ).

При этом общее собрание хозяйственного общества, Госкомпредпринимательства регулярно напоминает об этом, будет полномочным только при условии, что для участия в нем зарегистрированы участники, совокупно владеющие не менее чем 60 процентами голосов. Внести же вопрос о преобразовании общества в повестку дня общего собрания могут как сами участники, так и исполнительный орган в общем порядке, предусмотренном

Законом. Так, для закрытых и открытых акционерных обществ (еще не ставших частными и публичными) в этом случае действуют правила, предусмотренные ч. 2 ст. 43 Закона о хозобществах. В соответствии с ними любой акционер имеет право вносить свои предложения в отношении повестки дня общего собрания не позднее чем за 30 дней до их созыва. Решение о включении этих предложений в повестку дня принимается исполнительным органом общества. Предложения акционеров, владеющих более чем 10 процентами голосов, вносятся в повестку дня обязательно. Решение об изменениях в повестке дня должно быть доведено до сведения всех акционеров не позднее чем за 10 дней до проведениия собрания в порядке, предусмотренном уставом.

В частных и публичных АО, действующих уже по новому

Закону об АО, повестку дня формирует наблюдательный совет, но если в ней нет вопроса о преобразовании АО, то, например, предложения акционеров (акционера), совокупно владеющих 5 и более процентами простых акций, подлежат обязательному включению в повестку дня (ст. 38).

Для ООО правило несколько другое: любой участник общества с ограниченной ответственностью имеет право требовать рассмотрения вопроса на общем собрании с одним лишь условием — данный вопрос должен быть им заявлен не позднее чем за 25 дней до проведения собрания (

ч. 3 ст. 60 Закона о хозобществах).

Необходимость принятия решения квалифицированным большинством в 75 процентов голосов предусматривают, например,

Закон о кооперации и Закон о кредитных союзах.

Категоричных требований к содержанию решения о преобразовании законодательство не содержит. Основное условие — включение в него всех необходимых для последующей процедуры сведений. Так, решение должно содержать указание на то, что проводится реорганизация общества в форме преобразования, называть организационно-правовую форму юридического лица, которое будет создано в результате преобразования, устанавливать состав комиссии по преобразованию юрлица с указанием ИНН членов этой комиссии (примерная форма протокола ощего собрания, на котором принимается решение о преобразовании, приведена на с. 23). Это минимально необходимый набор информации, которую следует включить в решение о проведении преобразования. Иначе госрегистратор в последующем откажет в рассмотрении документов, поданных для внесения в Единый государственный реестр записи о решении учредителей (участников) юридического лица о прекращении юрлица (

абз. шестой ч. 7 ст. 34 Закона № 755).

В решение о преобразовании целесообразно также включить информацию о порядке и сроках реорганизации, в том числе о порядке и сроках заявления требований кредиторами (

абз. первый ч. 2 ст. 105 ГКУ). Эти вопросы можно урегулировать и в последующем отдельным документом, однако для этого снова придется собирать общее собрание участников, а это весьма хлопотное занятие, поэтому есть смысл заранее обдумать эти вопросы и разрешить их еще на стадии принятия решения о преобразовании.

Согласно

абз. второму ч. 2 ст. 105 ГКУ функции комиссии по прекращению юрлица могут быть возложены на его орган управления (исполнительный орган хозяйственного общества). Но это не обязательное условие. Комиссия может быть сформирована и из других лиц, в частности из участников общества либо каких-либо третьих лиц. Отношения с членами комиссии по преобразованию юрлица, если ее функции выполняет не орган управления юрлица, могут быть как трудовыми (в частности, может быть заключен срочный трудовой договор с указанием, что он прекращает свое действие с момента регистрации вновь созданного юридического лица), так и гражданско-правовыми.

 

II. Работа комиссии по преобразованию юрлица

На комиссию по преобразованию юридического лица возложен достаточно большой объем организационных мер. Чтобы обеспечить проведение преобразования, ей, в частности, необходимо провести инвентаризацию имущества, опубликовать информацию о преобразовании и довести ее до сведения кредиторов, рассмотреть требования кредиторов и принять решение об их удовлетворении либо отклонении, и совершить ряд других действий, необходимых для осуществления преобразования. Остановимся на некоторых из обязанностей комиссии по преобразованию более подробно.

Следует сказать, что формулировка

ч. 3 ст. 105 ГКУ о том, что к комиссии с момента ее назначения (т. е. с момента принятия соответствующего решения общим собранием участников) переходят полномочия по управлению делами юридического лица, вызывает противоречивое толкование на практике в вопросе о пределах этих полномочий и их соотношении с полномочиями других органов юридического лица. Так, ВХСУ единой правовой позиции по этому вопросу не выработал: например, если в постановлении от 11.04.2007 г. по делу № 266/5-232 он указывал на то, что к комиссии по прекращению юрлица полномочия исполнительного органа переходят только частично — только те из них, которые связаны с прекращением юрлица, то в постановлении ВХСУ от 25.07.2007 г. по делу № 14/18пд3 суд исходил из того, что комиссия наделена всеми полномочиями по управлению делами юрлица, в том числе по подписанию соглашений с контрагентами, а исполнительный орган юрлица, соответственно, лишается этих полномочий (постановление ВСУ от 12.02.2008 г. по делу № 7/944). Есть также вариант урегулировать вопрос о пределах полномочий комиссии по преобразованию юрлица в самом решении о преобразовании, в котором общее собрание участников может указать, какими функциями наделяет комиссию, а какие полномочия оставляет за исполнительным органом (постановление ВХСУ от 11.04.2007 г. по делу № 266/5-231). Это позволит избежать в будущем споров о том, была ли комиссия наделена достаточным объемом полномочий при совершении того или иного действия.

Как отмечают специалисты, и для такого вывода законодательство действительно дает основания:

общее собрание участников имеет право изменить состав комиссии по преобразованию юрлица либо в любой момент возложить ее функции на исполнительный орган юрлица. Кроме того, общее собрание участников не ограничено в полномочии отменить решение о преобразовании до того момента, пока не внесена запись о ликвидации старого юрлица. Госкомпредпринимательства, признавая такое полномочие за общим собранием участников, указывает на необходимость подачи в этом случае государственному регистратору нотариально заверенной копии решения участников об отмене решения о преобразовании юридического лица (см. п. 4 письма от 07.07.2005 г. № 5486 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 73).

Какие-либо решения общего собрания комиссия по преобразованию юрлица оспаривать не может, так как не является самостоятельным субъектом, она лишь представляет интересы юрлица.

Начать свою работу комиссии следует с

уведомления государственного регистратора о принятии решения о преобразовании юридического лица. Так, согласно ч. 1 ст. 105 ГКУ государственный регистратор должен быть немедленно уведомлен о принятии решения о преобразовании для внесения им соответствующей информации в Единый госреестр. Безусловно, термин «немедленно» является достаточно оценочным и на конкретный срок, в течение которого должно быть осуществлено уведомление, не указывает. Нет и санкций за недостаточно оперативное уведомление. Однако в скорейшем выполнении данной обязанности должно быть заинтересовано само юрлицо. Поскольку на комиссию по преобразованию юридического лица возложена обязанность не только уведомить госрегистратора о принятом решении, но и опубликовать соответствующее объявление в печатном издании, процедурно они объединены.

Закон № 755

требует, чтобы государственному регистратору для внесения в Единый госреестр сведений о том, что юридическое лицо пребывает в процессе преобразования, было подано два документа (ч. 1 ст. 34 Закона № 755):

а) нотариально удостоверенная копия решения учредителей (участников) о преобразовании юридического лица;

б) документ, подтверждающий внесение платы за публикацию уведомления о принятии учредителями (участниками) решения о реорганизации юридического лица в специализированном печатном средстве массовой информации (51 грн.). Средство массовой информации, в котором осуществляется публикация, — «Бюлетень державної реєстрації» (см. также

письмо Госкомпредпринимательства от 16.08.2004 г. № 5530).

Требовать другие документы для внесения соответствующей записи в Единый госреестр государственный регистратор не имеет права. Однако по своей инициативе, если комиссия считает это необходимым, отдельно можно также подать

заявление о внесении записи в Единый госреестр.

Указанные документы могут быть направлены почтой либо поданы участником общества или же педседателем комиссии по преобразованию либо другим уполномоченным лицом. Участнику необходимо будет предоставить госрегистратору паспорт, а председателю комиссии либо иному уполномоченному лицу, кроме паспорта, необходимо также предоставить документ, подтверждающий его полномочия. Это, в частности, может быть протокол общего собрания участников, которым была назначена комиссия по преобразованию.

Документы, которые подаются госрегистратору, должны содержать сведения, необходимые для включения в специализированное печатное издание

(ч. 7 ст. 22 Закона № 755):

— наименование юридического лица;

— идентификационный код юрлица;

— местонахождение юридического лица;

— основание для принятия решения о преобразовании;

— дата назначения и сведения о комиссии по преобразованию;

— порядок и срок заявления кредиторами требований к юридическому лицу, которое прекращается.

Следует учитывать, что по общему правилу с момента внесения в Единый госреестр записи о принятии решения о реорганизации юрлица запрещено регистрировать изменения в учредительные документы юрлица, в отношении которого принято решение о реорганизации; вносить изменения в Единый госреестр в отношении сведений об обособленных подразделениях; проводить государственную регистрацию юрлица, учредителем (участником) которого является юрлицо, в отношении которого принято решение о преобразовании (

ч. 2 ст. 35 Закона № 755). Однако все указанные ограничения не распространяются на случаи, когда реорганизация осуществлеятеся в форме преобразования (ч. 15 ст. 37 Закона № 755).

Отдельно уведомлять органы государственной налоговой службы, органы Пенсионного фонда и фондов социального страхования о том, что обществом принято решение о преобразовании, необязательно. Соответствующую информацию им передает государственный регистратор. Следует быть готовыми к тому, что получение такой информации может стать основанием для проведения внеплановой выездной налоговой проверки (

п. 6 ч. 6 ст. 111 Закона № 509), документальной проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов со стороны органов Пенсионного фонда (п. 5.1 Порядка взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины юридических лиц и физических лиц — предпринимателей как плательщиков страховых взносов, утвержденного постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 10.10.2006 г. № 14-4), Фонда страхования на случай безработицы (п. 3.8 Инструкции о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступлений в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, утвержденной приказом Минтруда от 18.12.2000 г. № 339), Фонда страхования от несчастных случаев (п. 3.13 Инструкции о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 12.07.2007 г. № 36), Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (п. 15.3 Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок по средствам Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 19.09.2001 г. № 38).

На комиссию по преобразованию юрлица также возложена обязанность лично письменно уведомить каждого выявленного кредитора юрлица

о том, что принято решение о преобразовании (см. абз. второй ч. 4 ст. 105 и ч. 2 ст. 109 ГКУ). Как небезосновательно советуют многие специалисты, лучше не ограничиваться простой письменной формой уведомления, а обеспечить себя более надежным доказательством соответствующего уведомления и направить ценное письмо с описью вложения.

Опять же — срок, в течение которого необходимо уведомить выявленных кредиторов о принятии решения о преобразовании юрлица, законом не определен. Поэтому его целесообразно указать в самом решении о преобразовании.

Если активы юрлица находятся в налоговом залоге, то одновременно с подачей документов госрегистратору необходимо также уведомить налоговый орган о принятом решении (

п. 13.2 ст. 13 Закона № 2181). Закон требует одновременно с таким уведомлением предоставить налоговому органу план реорганизации (в нашем случае — преобразования). Думаем, для выполнения этого требования достаточно подать копию решения общего собрания о преобразовании.

Среди задач комиссии по преобразованию —

инвентаризация имущества юридического лица, которое проходит реорганизацию. Инвентаризация проводится в соответствии с Инструкцией об инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69.

Законодательством предусмотрены случаи, когда комиссия по преобразованию юрлица должна

организовать проведение независимой оценки имущества юрлица, которое проходит реорганизацию. Это, в частности, случаи реорганизации государственных, коммунальных предприятий и предприятий (хозяйственных обществ) с государственной долей имущества (абз. третий ч. 2 ст. 7 Закона об оценке имущества). Кроме того, необходимость проведения независимой оценки имущества может быть предусмотрена самим решением о преобразовании.

Важная часть работы комиссии —

рассмотрение заявленных требований кредиторов.

Кредиторы могут заявлять свои требования в течение того срока, который определен в решении о преобразовании. Но, напомним, этот срок не может быть меньше чем два месяца со дня публикации уведомления о реорганизации юридического лица (

абз. первый ч. 4 ст. 105 ГКУ). Кредиторы могут заявлять к удовлетворению требования как по обязательствам, срок исполнения которых уже наступил, так и тех, по которым их нет. Исключение составляют лишь кредиторы банков. Они не имеют права требовать прекращения или досрочного выполнения обязательств. Соответствующие изменения внесены и в ст. 107 ГКУ, устанавливающую такое право кредитора (письмо Ассоциации украинских банков от 27.08.2009 г. № 01/02-09/0616).

Комиссия должна рассмотреть каждое заявленное требование кредитора, в том числе требования о досрочном выполнении либо прекращении обязательств, и по каждому из них принять решение об удовлетворении либо отклонении. Если комиссия отклоняет требования кредитора, он может оспорить отказ в суде. Ответчиком по такому делу будет выступать юридическое лицо, реорганизация которого проводится, а не комиссия по преобразованию, поскольку, как мы уже указывали, она не является самостоятельным субъектом отношений. Обратим также внимание, что в этом случае кредитор в иске должен требовать выполнения юрлицом своих обязательств перед ним, а не рассмотрения комиссией по преобразованию его требований (

постановление ВХСУ от 02.09.2008 г. по делу № 11/4-081). Кроме того, в качестве меры обеспечения своих исковых требований кредитор может просить суд приостановить проецедуру преобразования.

В то же время основное, о чем следует помнить, —

преобразование юридического лица не прекращает его обязательств. Поэтому неудовлетворенные требования кредиторы могут предъявить уже вновь созданному юрлицу, являющемуся правопреемником юрлица-должника (см., например, постановление ВХСУ от 10.03.2010 г. № 10/92).

Следует сказать, что авторы Научно-практического комментария к гражданскому законодательству, в число которых входят судьи ВСУ* (см. с. 302), признают возможность включения в договор при его заключении положения об ответственности должника в случае невыполнения обязательства по договору по причине его ликвидации либо реорганизации. Другими словами, если такое условие будет включено в договор, то при возникновении судебного спора может быть удовлеторено не только требование о выполнении основного обязательства, но и требование о взыскании штрафных санкций за первоначальный отказ в его выполнении.

* Науково-практичний коментар до цивільного законодавства України: А. Г. Ярема, В. Я. Карабань, В. В. Кривенко, В. Г. Ротань. — Т. 1. — К.: А. С. К.; Севастополь: Ін-т юрид. дослідж., 2004. — С. 302.

И последнее, что делает комиссия на этой стадии процедуры преобразования, —

составляет передаточный акт. Необходимость его составления прямо предусмотрена законодательством. Однако надо сказать, цель установления этой обязанности именно в случае осуществления такой формы реорганизации, как преобразование, непонятна, поскольку никакой фактической передачи либо распределения имущества не происходит. Меняется внутренняя структура отношений юридического лица, что и характеризует смена организационно-правовой формы. Но с имуществом это не связано. Возможно, практика со временем подскажет законодателю, что стадия составления передаточного акта при преобразовании является лишней. Однако пока это требование сохраняется в законодательстве, его следует выполнять. Кроме того, если законодательство предъявляет требования к минимальному размеру уставного фонда, создающегося в результате преобразования юрлица, то передаточный акт как раз может выполнять функцию документа, подтверждающего его наличие.

Основное требование к передаточному акту — он должен обязательно содержать положение о правопреемстве по всем обязательствам общества, которое подлежит преобразованию, в отношении всех кредиторов и должников, в том числе по обязательствам, которые оспариваются сторонами.

Но в то же время суды признают, что даже если какое-либо обязательство не было отражено в передаточном акте, оно подлежит удовлетворению (см.

постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 15.11.2006 г. № 8/215).

Подписи председателя и членов комиссии по преобразованию должны быть нотариально заверены. Как указал Минюст в

письме от 07.10.2004 г. № 31-32/1761, при удостоверении подлинности подписи в таком случае специальные бланки документов не используются. Порядок удостоверения нотариусами подлинности подписи на документах предусмотрен разделом 28 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденной приказом Минюста от 03.03.2004 г. № 20/5.

Передаточный акт подается на утверждение органу, принявшему решение о преобразовании, в связи с чем возникает необходимость в проведении еще одного общего собрания. Подтверждать аудиторским заключением полноту передаточного акта при прекращении юридического лица путем преобразования не нужно. Такого законодательного требования нет (см.

письмо Госкомпредпринимательства от 16.02.2005 г. № 900). Поэтому любые попытки госрегистратора потребовать от предприятия аудиторское заключение будут неправомерными, кроме тех случаев, когда необходимость получения аудиторского заключения предусмотрена уставом общества либо решением общего собрания участников о преобразовании.

Нельзя забывать о том, что в отдельних случаях законодательство предусматривает некоторые особенности проведения преобразования. Один из наиболее распространенных вариантов — преобразование АО в ООО. Более подробно о том, какие дополнительные требования предъявляются при прохождении такого преобразования, см. на с. 25.

 

III. Подготовка документов для регистрации нового юрлица

Параллельно с указанными выше действиями ведется подготовка учредительных документов нового юридического лица. Так, в устав такого юридического лица необходимо включить положение, указывающее на то, что

юрлицо создано в результате преобразования другого юридического лица путем изменения организационно-правовой формы (указать, какие именно изменения произошли в организационно-правовой форме юридического лица).

Утверждение устава

любого хозяйственного общества, независимо от процедуры его создания, в том числе путем преобразования, — компетенция общего собрания участников. Следует отметить, что в вопросе о том, должен ли он быть подписан всеми участниками хозяйственного общества или достаточно, чтобы его подписали участники, присутствовавшие на общем собрании, позиция Госкомпредпринимательства противоречива. Так, если в письме от 25.02.2010 г. № 2318 (см. на с. 34) Госкомпредпринимательства допускает возможность подписания устава нового общества только присутствующими на собрании участниками, то в письме от 14.06.2010 г. № 7515, напротив, настаивает на необходимости наличия подписей всех участников общества либо их представителей.

Напомним, подписи участников должны быть нотариально заверены.

 

IV. Государственная регистрация прекращения старого юрлица и создания нового

Для осуществления государственной регистрации прекращения юридического лица в результате преобразования председатель комиссии по прекращению либо уполномоченное им лицо должны подать лично (направить ценным письмом с описью вложения) государственному регистратору такие документы:

— заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации прекращения юрлица в результате слияния, присоединения, деления либо преобразования (форма № 8, утвержденная

приказом Госкомпредпринимательства от 20.04.2007 г. № 54);

— свидетельство о государственной регистрации юридического лица, которое прекращается;

— оригинал учредительных документов юридического лица, которое прекращается;

— нотариально заверенную копию передаточного акта.

Обращаем внимание: справка архивного учреждения, справка налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам), справки органов Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования об отсутствии задолженности при проведении преобразования, в отличие от ликвидации и других форм реорганизации, получать и подавать не нужно.

Государственная регистрация юрлица, созданного в результате преобразования, осуществляется в общем порядке по местонахождению юрлица-предшественника. Изменить местонахождение можно будет уже после государственной регистрации нового юридического лица (см.

письмо Госкомпредпринимательства от 11.05.2007 г. № 3341).

Для проведения госрегистрации нового юрлица государственному регистратору подаются (либо направляются ценным письмом с описью вложения) такие документы (

ст. 24 Закона № 755):

— заполненная регистрационная карточка на проведение государственной регистрации юридического лица;

— экземпляр оригинала либо нотариально заверенная копия решения учредителей либо уполномоченного ими органа о создании юридического лица (протокол общего собрания участников);

— два экземпляра учредительных документов;

— документ, удостовреяющий внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации юридического лица.

Кроме того, если законодательство выдвигает требования к минимальному размеру уставного фонда хозяйственного общества, то документом, подтверждающим его наличие у субъекта хозяйствования, созданного путем реорганизации, может быть передаточный акт (

письма Госкомпредпринимательства от 31.03.2005 г. № 2274, от 31.05.2007 г. № 3895).

Новое юрлицо следует регистрировать только после внесения в Единый госреестр записи о прекращении юридического лица — предшественника. Госкомпредпринимательства объясняет это тем, что новому юрлицу присваивается идентификационный код ЕГРПОУ старого юрлица (см.

письмо от 31.08.2005 г. № 7508).

Преобразование считается завершенным с момента государственной регистрации вновь созданного юрлица и государственной регистрации прекращения старого юрлица

. Индентификационный код ЕГРПОУ юридического лица, которое было преобразовано, сохраняется за его правопреемником (п. 6 Положения о Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины, утвержденного постановлением Кабмина от 22.01.96 г. № 118 в редакции постановления от 22.06.2005 г. № 499).

При проведении преобразования возникает также вопрос о судьбе обособленных подразделений юридического лица, которое прекращается. В этом вопросе следует согласиться с позицией Госкомпредпринимательства, в соответствии с которой при прекращении юридического лица в Единый госреестр вносятся также сведения о закрытии его обособленных подразделений. При регистрации нового юридического лица в регистрационную карточку могут заноситься сведения о создаваемых им обособленных подразделениях (см.

письмо Госкомпредпринимательства от 23.10.2009 г. № 13046 на с. 40).

В налоговой инспекции, Пенсионном фонде и фондах социального страхования новое юридическое лицо, созданное в результате преобразования, регистрируется на основании поданной государственным регистратором информации.

Текущий счет старого юридического лица закрывается

. Открытие счета нового юридического лица происходит в общем порядке (см. п. 20.2 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, утвержденной постановлением Правления Нацбанка от 12.11.2003 г. № 492). Кроме того, п. 20.3 Инструкции предусматривает возможность закрытия текущего счета старого юридического лица его правопреемником при условии подачи последним таких документов:

— заявления о закрытии текущего счета;

— нотариально заверенной копии решения участников о преобразовании юрлица;

— карточек с образцами подписей и оттиска печати юридического лица — правопреемника, заверенных нотариально. Если на текущем счете нет остатка средств, карточка с образцами подписи и оттиском печати не подается.

Что касается печатей старого юрлица, то они должны быть

уничтожены. Для этого печать должна быть подана в орган внутренних дел с письменным ходатайством, в котором указываются (п.п. 3.4.2 Инструкции о порядке выдачи министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным объединениям и гражданам разрешений на право открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления печатей и штампов, а также порядка выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов, утвержденных приказом МВД от 11.01.99 г. № 17):

— количество печатей и штампов, которые предполагается уничтожить;

— основание для уничтожения (преобразование юридического лица);

— лицо, ответственное за уничтожение печатей и штампов, фамилия, имя, отчество, паспортные данные;

— фамилия, имя, отчество, паспортные данные руководителя либо уполномоченного им лица, подающего ходатайство в орган внутренних дел.

К ходатайству прилагаются печати и штампы, их оттиски в двух экземплярах, а также платежные поручения или квитанции об оплате услуг, связанных с выдачей квитанций об уничтожении печатей и штампов.

Об уничтожении печатей и штампов выдается квитанция, на обороте которой делаются оттиски уничтоженных печатей и штампов, после чего они уничтожаются.

Нарушение процедуры преобразования может быть основанием для отказа в государственной регистрации либо, если госрегистрация была все же пройдена, для последующей отмены проведенного преобразования по инициативе любого заинтересованного лица.

 

 

img 1
img 2

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше