Темы статей
Выбрать темы

Первое знакомство с Законом о госзакупках: изучаем терминологию

Редакция НиБУ
Статья

Первое знакомство с Законом о госзакупках: изучаем терминологию

 

Долго пришлось дожидаться Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», но все же дождались — «кто на счастье, а кто на беду…». В Заключительных положениях Закона сказано, что он вступает в силу со дня его опубликования и вводится в действие через 30 дней со дня его опубликования. 24 июня 2010 года текст Закона появился на официальном сайте Президента Украины (www.president.gov.ua), а 30 июня 2010 года он был опубликован в газете Верховной Рады «Голос Украины» № 118. Таким образом, положения Закона будем применять с 31 июля 2010 года. Отсчет начался…

Валерия КОНСТАНТИНОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Этой статьей начинаем знакомство с новыми правилами проведения госзакупок. Конечно, многим не очень понравятся изменения, кому-то они, наоборот, придутся по душе, однако каждый понимает, что принятие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289) (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 53, с. 4) было уже неизбежным, и так прожили два с лишним года без законодательной базы в такой важной области государственной жизни.

Итак, остановимся на терминологии. Конечно, Законом более детализированы основные термины по сравнению с Положением о закупке товаров, работ и услуг, утвержденным постановлением Кабмина от 17.10.2008 г. № 921 (далее — Положение № 921). В табличной форме приведем основные понятия сферы госзакупок согласно новому Закону, которые принципиально повлияют на порядок осуществления процедур закупок.

 

Положение № 921

Закон № 2289

1

2

Торги (тендер) — осуществление конкурентного отбора участников с целью определения победителя торгов (тендера) согласно процедурам (кроме процедуры закупки у одного участника), установленным этим Положением

Торги (конкурсные торги) — осуществление конкурентного отбора участников с целью определения победителя торгов (конкурсных торгов) согласно процедурам, установленным данным Законом (кроме процедуры закупки у одного участника)

Как видим, смысл понятия аналогичен, но сам термин претерпел изменения. То есть определения «тендер» в контексте Закона нет. Проведение процедуры закупки товаров, услуг или работ за государственные средства по новому Закону — это торги или конкурсные торги.

Государственные средства — средства Государственного бюджета Украины, бюджета АР Крым и местных бюджетов, государственные кредитные ресурсы, а также средства Национального банка, государственных целевых фондов, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования, которые направляются на приобретение товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения деятельности указанных органов, средства предприятий, средства, предоставляемые распорядителям государственных средств под гарантии Совета министров АР Крым и органов местного самоуправления по кредитам, которые предоставляются международными финансовыми организациями или на условиях софинансирования совместно с международными финансовыми организациями

Государственные средства — это средства Государственного бюджета Украины, бюджета АР Крым и местных бюджетов, средства Национального банка Украины, государственных целевых фондов, Пенсионного фонда Украины, средства общеобязательного государственного социального страхования, средства общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, средства общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, средства, предусмотренные Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности», средства учреждений или организаций, созданных в установленном порядке органами государственной власти, органами власти АР Крым, местными государственными администрациями или органами местного самоуправления, средства государственных и местных фондов, средства государственного оборонного заказа, средства государственного заказа для удовлетворения приоритетных государственных нужд, средства государственного материального резерва, средства Аграрного фонда, средства Фонда социальной защиты инвалидов, средства, предоставляемые заказчикам под гарантии Кабинета Министров Украины, Совета министров АР Крым и органов местного самоуправления по кредитам, займам, предоставляемым иностранными государствами, банками, международными финансовыми организациями или на условиях софинансирования совместно с иностранными государствами, банками, международными финансовыми организациями, средства предприятий и их объединений

Расширено понятие «государственные средства», чтобы уже четко было ясно, распространяется ли на такие средства действие законодательства в сфере госзакупок. Например, согласно п. 7 Положения № 921 закупка Аграрным фондом услуг, необходимых для выполнения задач, возложенных на него Законом Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», не подпадала под действие Положения № 921. Согласно Закону № 2289 средства Аграрного фонда определены как государственные средства, а значит, закупки фонд будет производить согласно нормам Закона.

Предприятия — государственные, в том числе казенные, предприятия, учреждения и хозяйственные общества, в уставном капитале которых государственная часть акций (долей, паев) превышает 50 процентов, их дочерние предприятия, а также предприятия и хозяйственные общества, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежат государственным, в том числе казенным, предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная часть акций (долей, паев) превышает 50 процентов

Предприятия — предприятия, созданные в установленном порядке органами государственной власти, органами власти АР Крым или органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств, взятие по ним обязательств и осуществление платежей, в том числе государственные, казенные, коммунальные предприятия, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых государственная или коммунальная часть акций (долей, паев) превышает 50 процентов, их дочерние предприятия, а также предприятия, хозяйственные общества, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежат государственным, в том числе казенным, коммунальным предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная или коммунальная часть акций (долей, паев) превышает 50 процентов, объединение таких предприятий (хозяйственных обществ)

Как видим, коммунальные предприятия снова на арене госзакупок. Напомним, что согласно Закону Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22.02.2000 г. № 1490-ІІІ они входили в круг подотчетных субъектов, однако после вступления в силу Положения № 921 (с 02.04.2008 г.) они были исключены из такого круга. Теперь коммунальным предприятиям придется вновь вспоминать, как проводить процедуры государственных закупок, и учить новые положения Закона № 2289.

Участник процедуры закупки (далее — участник) — физическое или юридическое лицо (резидент или нерезидент), подтвердившее намерение принять участие в процедуре закупки и подавшее тендерное предложение или принявшее участие в переговорах при проведении процедуры закупки у одного участника

Участник процедуры закупки (далее — участник) — физическое лицо, в том числе физическое лицо — предприниматель, юридическое лицо (резидент или нерезидент), которое в письменном виде подтвердило намерение принять участие в процедуре закупки и/или подало предложение конкурсных торгов, или ценовое предложение, либо предложение на переговорах в случае применения процедуры закупки у одного участника

Во-первых, четко прописали, что физическое лицо — предприниматель на равных правах с юридическим лицом имеет право принимать участие в процедуре закупки.

Во-вторых, чтобы стать участником, необходимо в письменном виде подтвердить свое намерение принять участие в торгах. Ранее была неопределенная формулировка определения участника процедуры закупки: лицо, «подтвердившее намерение принять участие в процедуре закупки и подавшее тендерное предложение». Теперь согласно Закону № 2289: подал письменную заявку — участник; прочел квалификационную документацию на веб-портале по вопросам госзакупок и подал свое предложение — участник; подал письменную заявку и предложение — тоже участник.

Обеспечение выполнения договора о закупке — предоставление участником заказчику гарантий выполнения своих обязательств по договору о закупке, включая такие виды обеспечения, как поручительство, гарантия, залог, задаток

Обеспечение выполнения договора о закупке — предоставление участником заказчику гарантий выполнения своих обязательств по договору о закупке, включая такие виды обеспечения, как поручительство, гарантия, залог, задаток, неустойка, депозит

Обеспечение тендерного предложения — предоставление участником заказчику гарантий выполнения своих обязательств в связи с подачей тендерного предложения, включая такие виды обеспечения, как поручительство, гарантия, залог, задаток

Обеспечение предложения конкурсных торгов — предоставление участником заказчику гарантий выполнения своих обязательств в связи с подачей предложения конкурсных торгов, в том числе следующие виды обеспечения: поручительство, гарантия, залог, задаток, депозит

Кроме измененных названий, обеспечение выполнения договора о закупке, а также обеспечение предложения конкурсных торгов дополнилось таким видом, как депозит.
Также напоминаем, что согласно Закону о госбюджете-2010 средства, полученные от предоставления участниками процедуры закупок обеспечения их предложения конкурсных торгов и в качестве обеспечения выполнения договора о закупке, не подлежащие возврату этим участникам, в случаях, предусмотренных Законом № 2289 (обеспечение предложения конкурсных торгов не возвращается участнику в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 24 Закона № 2289, обеспечение выполнения договора о закупке — согласно ст. 26 Закона № 2289)) перечисляются в доходы общего фонда госбюджета, а также в доходы общего фонда местных бюджетов в зависимости от того, из какого бюджета финансируется то или иное учреждение. А в случае осуществления закупки предприятиями, объединениями предприятий не за бюджетные средства перечисляются на счет предприятия, объединения предприятий. К тому же следует отметить, что предоставление указанных обеспечений не обязательно. Заказчик имеет право сам решать, нужны ли ему такого рода гарантии.

Предмет закупки — определенные заказчиком (по объему, номенклатуре или месту поставки товара (выполнения работ, предоставления услуг) товары, работы или услуги, на которые в рамках единой процедуры закупки разрешается подавать тендерные предложения или предложения, внесенные на переговорах при применении процедуры закупки у одного участника. Количество тендерных предложений на один предмет закупки при проведении торгов не может быть менее двух

Предмет закупки — товары, работы или услуги, которые закупаются заказчиком в рамках единой процедуры закупки и на которые участникам разрешается подавать предложения конкурсных торгов (квалификационные, ценовые предложения) или предложения на переговорах в случае применения процедуры закупки у одного участника. Предмет закупки определяется заказчиком в порядке, установленном Уполномоченным органом. Для проведения процедуры закупки должно быть не менее двух предложений, кроме случаев применения заказчиком процедуры закупки у одного участника

Пока еще довольно непонятна ситуация с определением предмета закупки. Согласно Положению № 921 он определяется на основании Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016-97 по показателям пятого знака и других госклассификаторов в зависимости от вида предмета закупки. По новым правилам предмет закупки будет определяться согласно порядку, который должен быть разработан Уполномоченным органом, т. е. Минэкономики.

Часть предмета закупки (лот) — определенная заказчиком (по объему, номенклатуре или месту поставки товара (выполнения работ, предоставления услуг) часть товаров, работ или услуг, на которую в рамках единой процедуры закупки участникам разрешается подавать тендерные предложения или предложения, внесенные на переговорах при применении процедуры закупки у одного участника. Количество тендерных предложений на каждую отдельную часть предмета закупки при проведении торгов не может быть менее двух

Часть предмета закупки (лот) — определенная заказчиком часть товаров, работ или услуг, на которую в рамках единой процедуры закупки участникам разрешается подавать предложения конкурсных торгов, или ценовые предложения, или предложения на переговорах в случае применения процедуры закупки у одного участника. Для проведения процедуры закупки на каждую отдельную часть предмета закупки (лот) должно быть не менее двух предложений, кроме случаев применения заказчиком процедуры закупки у одного участника

Наконец прописали, что при применении процедуры запроса ценовых предложений заказчик имеет право делить предмет закупки на лоты. Ранее, хотя и редко, но все же возникали вопросы о правомерности такого разделения при применении ЗЦП, ведь ни одной нормой Положения № 921 это не разрешалось, однако следует отметить, что и не запрещалось. Таким образом, одни говорили, что можно, другие, что нет. Теперь однозначно участнику разрешено подавать на определенную заказчиком часть товаров, работ или услуг в рамках единой процедуры закупки предложения конкурсных торгов или ценовые предложения, а значит, заказчик полноправно может при проведении процедуры запроса ценовых предложений делить предмет закупки по лотам.

Услуги — любая закупка, кроме товаров и работ, включая подготовку специалистов, обеспечение транспортом и средствами связи, освоение технологий, научные исследования, медицинское и бытовое обслуживание, текущий ремонт, а также консультационные услуги. К консультационным услугам относятся услуги, связанные с консультированием, экспертизой, оценкой, подготовкой заключений и рекомендаций

Услуги — любая закупка (кроме товаров и работ), включая транспортные услуги, освоение технологий, научные исследования, медицинское и бытовое обслуживание, текущий ремонт, лизинг, наем (аренда), а также финансовые, банковские услуги; консультационные услуги — интеллектуальная, нематериальная деятельность, результаты которой не являются физически осязаемыми, в том числе аудиторские, юридические, консалтинговые услуги, услуги, связанные с консультированием, экспертизой, оценкой, подготовкой заключений и рекомендаций, услуги по обучению, подготовке специалистов

Уточнили, что все-таки лизинг и наем (аренда) относятся к услугам, закупку которых необходимо производить согласно нормам Закона № 2289 в случае превышения предельной суммы, т. е. 100 тыс. грн.

Альтернативное тендерное предложение — предложение, которое может быть дополнительно подано участником заказчику вместе с тендерным предложением, если это предусмотрено тендерной документацией, и в соответствии с условиями, определенными тендерной документацией, и отличается от предложения, разработанного согласно предусмотренным тендерной документацией условиям

То есть подача дополнительного предложения участником заказчику Законом № 2289 не предусмотрена.

Электронные государственные закупки — использование информационных технологий и Интернета во взаимоотношениях, возникающих при закупке между заказчиками и поставщиками товаров, работ и услуг в соответствии с Положением № 921

Законом № 2289 понятие «электронные государственные закупки» не предусмотрено

Отечественный производитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее на территории Украины производство товаров, выполнение работ или предоставление услуг

Наконец больше не возникнет вопрос о подтверждении статуса отечественности и/или возможности закупать только у отечественного производителя. Все хорошо помним, что едва не каждую неделю в Положение № 921 вносились изменения, которыми то включали официальных представителей отечественного производителя в круг потенциальных участников рынка госзакупок, то исключали. Согласно Закону № 2289 отечественные и иностранные участники принимают участие в процедурах закупок на равных условиях.

Как правило, почему-то всегда забывается самое простое, поэтому обращаем внимание:

Тендерный комитет

Комитет по конкурсным торгам

Тендерная документация

Документация конкурсных торгов

Тендерное предложение

Предложение конкурсных торгов

 

Итак, привыкаем к новым терминам, новым документам, формы которых должно заново утвердить Минэкономики, и к новой организации процесса госзакупок вообще. Есть еще немного времени на подготовку и освоение новых правил. А пока до 31 июля 2010 года проводим закупки за государственные средства согласно Положению № 921.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше