Темы статей
Выбрать темы

Доходы фермеров: порядок налогообложения

Редакция НиБУ
Статья

Доходы фермеров: порядок налогообложения

 

Поводом для написания этой статьи послужило письмо фермерского хозяйства (плательщика ФСН) с вопросом о том, в каком порядке должна распределяться полученная хозяйством прибыль между его членами и каков порядок налогообложения таких выплат? Попробуем разобраться.

Анатолий БОБРО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон о хозобществах

— Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII.

Закон № 973

— Закон Украины «О фермерском хозяйстве» от 19.06.2003 г. № 973-IV.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР).

Закон об ФСН

— Закон Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» от 17.12.98 г. № 320-XIV.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон № 1058

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Закон № 400

— Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.

Закон № 2213

— Закон Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» от 11.01.2001 г. № 2213-III.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Инструкция № 21-1

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления ПФУ от 19.12.2003 г. № 21-1.

Инструкция № 36

— Инструкция о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденная постановлением правления Фонда от 12.07.2007 г. № 36.

Методрекомендации № 189

— Методические рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах, утвержденные приказом Минагрополитики Украины от 02.07.2001 г. № 189.

 

Порядок распределения прибыли между членами фермерского хозяйства

Основным актом, регулирующим деятельность фермерских хозяйств в Украине, является

Закон № 973. В соответствии с ним фермерское хозяйство (далее — ФХ) является формой предпринимательской деятельности граждан с созданием юридического лица, которые выразили желание производить товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией с целью получения прибыли на земельных участках, предоставленных им для ведения фермерского хозяйства, в соответствии с законом (ст. 1 Закона № 973).

В состав имущества ФХ (складочного капитала) могут входить: здания, сооружения, материальные ценности, ценные бумаги, продукция, произведенная хозяйством в результате хоздеятельности, полученные доходы, другое имущество, приобретенное на основаниях, не запрещенных законом, право пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другие имущественные права (в том числе на интеллектуальную собственность), денежные средства, которые

передаются членами фермерского хозяйства в его складочный капитал (ст. 19 Закона № 973).

При этом

членами ФХ, как указано в ч. 1 ст. 3 Закона № 973, могут быть супруги, их родители, дети, достигшие 14-летнего возраста, другие члены семьи, родственники, которые объединились для совместного ведения фермерского хозяйства, признают и соблюдают положения устава фермерского хозяйства. Членами фермерского хозяйства не могут быть лица, которые работают в нем по трудовому договору (контракту). Сразу оговоримся: отношения фермерского хозяйства с его членами, в основе которых лежит их личное трудовое участие, не являются трудовыми в понимании законодательства о труде и регулируются исключительно уставом без подчинения трудовому законодательству, а потому выплачиваемый членам ФХ доход не может считаться заработной платой.

Это не исключает того, что в случае производственной необходимости ФХ может привлекать к работе в нем других граждан по трудовому договору (контракту). Эти отношения уже будут традиционными трудовыми с подчинением требованиям законодательства Украины о труде.

Как видим, императивных норм немного, решение большей части вопросов, связанных с деятельностью ФХ, отнесено к компетенции его членов. Наиболее существенные из них должны быть изначально оговорены в уставе. Так, согласно

ч. 4 ст. 1 Закона № 973 в уставе ФХ, в частности, должны быть указаны порядок формирования имущества (складочного капитала), органы управления, порядок принятия ими решений, порядок вступления в ФХ и выхода из него, а также другие положения, не противоречащие законодательству Украины. Перечень вопросов, которые должны быть предусмотрены уставом ФХ, можно дополнить, опираясь на ст. 57 ХКУ, предъявляющую общие требования к содержанию учредительных документов любого субъекта хозяйствования. В соответствии с ней в уставе также должен быть предусмотрен порядок распределения доходов и расходов. На необходимость включения данной информации в устав фермерского хозяйства специально обращает внимание Госкомпредпринимательства (см. письмо от 28.12.2009 г. № 16241).

Итак, из изложенного выше можно сделать такие предварительные выводы:

во-первых

, все члены фермерского хозяйства принимают трудовое участие в его деятельности, целью которой является получение прибыли; при этом их отношения с ФХ не являются трудовыми и осуществляются на условиях, предусмотренных уставом;

во-вторых

, в ФХ формируется складочный капитал, однако в отличие от хозяйственных обществ условием членства в ФХ не является внесение имущественного взноса в складочный капитал; членом ФХ может стать лицо, не делавшее такого взноса;

в-третьих

, каких-либо императивных норм, касающихся порядка распределения прибыли ФХ, законодательство не содержит (опять же — в отличие от хозобществ, в которых распределение прибыли осуществляется пропорционально доле в уставном капитале*), оставляя этот вопрос на усмотрение членов ФХ.

* Так, ст. 10 Закона о хозобществах установлено, что участники хозяйственных обществ имеют право принимать участие в распределении прибыли общества и получать ее часть (дивиденды). Право на получение части прибыли (дивидендов)

пропорционально части каждого из участников имеют лица, которые являются участниками общества на начало срока выплаты дивидендов.

Основным критерием распределения прибыли между членами фермерского хозяйства традиционно считается степень трудового участия в деятельности хозяйства**. Однако при этом законодательство не ограничивает ФХ в использовании и других оснований распределения прибыли между членами ФХ. Таким основанием может выступать и имущественный взнос в складочный капитал хозяйства. На практике часто фермерские хозяйства стараются использовать смешанные критерии распределения прибыли, которые учитывали бы и участие члена хозяйства в формировании складочного капитала хозяйства (если такое было), и его трудовое участие в его деятельности.

** Это нашло отражение и в Методрекомендациях № 189, в соответствии с п. 7.12 которых

доход фермерского хозяйства распределяется между его членами пропорционально трудовому вкладу каждого из них и используется для определения заработка, удержаний и отчислений согласно действующему законодательству.

 

Являются ли выплаты фермерам дивидендами?

Выплату распределенной прибыли членам фермерских хозяйств налоговики на местах, как правило, склонны считать дивидендами. Да и сами хозяйства нередко называют их также. Тем не менее, ни в прежде действовавшем

Законе Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 20.12.91 г. № 2009-XII, ни в пришедшем ему на смену ныне действующем Законе № 973, доходы членов фермерских хозяйств не названы дивидендами. Да и приказы и письма министерств и ведомств, в том числе и ГНАУ, не используют этот термин для характеристики выплат членам ФХ. В то же время ответ на вопрос, можно ли считать выплаты членам фермерских хозяйств дивидендами, принципиально важен для целей налогообложения. Цена вопроса — так называемый налог на дивиденды.

Как известно,

п. 4 ст. 9 Закона об ФСН установлено, что для сельхозтоваропроизводителей — плательщиков ФСН приостановлено действие ряда законодательных актов Украины и их отдельных норм по вопросам налогообложения, в том числе и Закона о налоге на прибыль, за исключением пп. 7.7, 7.8, 13.1, 13.2, 13.6, 13.7 и 13.8. Попавший в перечень исключений п. 7.8 как раз и регламентирует порядок налогообложения дивидендов. Следовательно, в вопросе дивидендных выплат плательщик ФСН обязан руководствоваться Законом о налоге на прибыль.

Дивиденд

по определению этого термина в п. 1.9 Закона о налоге на прибыль — это платеж, осуществляемый юридическим лицом — эмитентом корпоративных прав или инвестиционных сертификатов в интересах владельца таких корпоративных прав (инвестиционных сертификатов) в связи с распределением части прибыли такого эмитента, исчисленной по правилам бухгалтерского учета.

Как следует из приведенного определения, выплата дивидендов осуществляется в пользу

владельцев корпоративных прав (инвестиционных сертификатов). В чем же суть корпоративных прав?

Корпоративные права

право собственности на уставный фонд (капитал) юридического лица или его часть (пай), включая права на управление, получение соответствующей части прибыли такого юридического лица, а также активов в случае его ликвидации в соответствии с действующим законодательством, независимо от того, создано ли такое юридическое лицо в форме хозяйственного общества, предприятия, основанного на собственности одного юридического или физического лица, или в других организационно-правовых формах (п. 1.8 ст. 1 Закона о налоге на прибыль).

Отсюда следует, что

получение владельцами корпоративного права дохода в виде дивидендов не связано с какими-либо их активными (предпринимательскими) действиями, а обусловлено участием в формировании уставного фонда. Можно сказать, что корпоративные права предопределяют получение так называемого пассивного дохода в виде дивидендов, которые по сути являются платой за пользование эмитентом корпоративных прав взносами владельцев таких прав в уставный фонд (капитал) предприятия.

В свою очередь,

Закон № 973 не ставит право члена фермерского хозяйства на получение части его прибыли в зависимость от вклада в складочный капитал. В то же время, как мы отмечали, такую зависимость, определяя в уставе порядок распределения прибыли фермерского хозяйства, могут предусмотреть сами его члены.

Поэтому если уставом предусмотрено распределение прибыли между всеми членами ФХ, например, по критерию их трудового вклада, независимо от факта осуществления (или неосуществления) ими взносов в складочный капитал, то такие выплаты

дивидендами считаться не могут. Однако если фермерское хозяйство предусмотрело в уставе способ распределения прибыли, при котором члены хозяйства имеют право на получение части прибыли (дивидендов) пропорционально части каждого из них в складочном капитале, в этой части такие выплаты следует считать дивидендами.

Подведем итог. Если прибыль между членами ФХ распределяется исключительно по критерию их

трудового вклада в деятельность хозяйства, то в этом случае, на наш взгляд, дивидендных выплат не происходит. Члены ФХ получают активные доходы, т. е. доходы от их трудового участия в предпринимательской деятельности ФХ. Такие выплаты сами налоговики предлагают именовать доходами, выплачиваемыми юрлицом в связи с распределением чистой прибыли (см. письмо ГНАУ от 25.04.2006 г. № 7720/7/17-0717).

Если же уставом предусмотрено, что распределение прибыли (полностью либо частично) между членами ФХ осуществляется пропорционально их

взносам в складочный капитал, то в этой части выплаты следует считать дивидендами.

Проиллюстрируем сказанное на примере. Допустим, ФХ состоит из 10 членов, из которых только три участвовали в формировании складочного капитала хозяйства (их доли соответственно составляют 20 %, 35 % и 45 %). Хозяйство по итогам года получило прибыль в размере 100 тыс. грн. Уставом предусмотрен следующий порядок распределения полученной прибыли: 50 % распределяются поровну между всеми членами ФХ, остальные 50 % распределяются только между членами, участвовавшими в формировании складочного фонда, пропорционально их взносам.

Простой расчет (100000 х 50 % : 10) показывает, что в этом случае каждый из членов фермерского хозяйства получит по 5000 грн.

дохода, полученного при распределении прибыли фермерского хозяйства. Кроме того, три члена ФХ дополнительно получат соответственно 10000 грн. (50000 х 20 %), 17500 грн. (50000 х 35 %) и 22500 грн. (50000 х 45 %), т. е. из расчета размера их взносов. Эти доходы следует считать дивидендами.

Во избежание возможных споров с контролирующими органами о характере выплат в пользу членов ФХ, все оформляемые документы должны однозначно указывать на наличие либо отсутствие связи такой выплаты со взносом члена фермерского хозяйства в складочный капитал.

 

Налогообложение выплат членам ФХ

Итак,

если выплаты членам ФХ имеют статус дивидендов, при определении порядка их налогообложения следует руководствоваться п. 7.8 Закона о налоге на прибыль. В соответствии с ним ФХ обязано начислить и уплатить в бюджет авансовый взнос налога на прибыль по ставке 25 % от суммы дивидендов. Причем сумма дивидендов не уменьшается на сумму авансового взноса, т. е. взнос насчитывается «сверху». Уплатить авансовый взнос необходимо до или одновременно с выплатой дивидендов (абзац первый п.п. 7.8.2 Закона о налоге на прибыль). Поскольку плательщики ФСН не являются плательщиками налога на прибыль, то для них уплата налога на дивиденды фактически является дополнительной налоговой нагрузкой.

Из нюансов расчета и уплаты налога на дивиденды следует отметить, по крайней мере, три.

Первый. Если дивиденды выплачиваются в неденежной форме, авансовый взнос нужно начислять исходя из стоимости такой выплаты, рассчитанной по

обычным ценам (абзац второй п.п. 7.8.2 Закона о налоге на прибыль).

Второй заключается в весьма небезобидном по своим последствиям

абзаце шестом п.п. 7.8.2 Закона о налоге на прибыль: если любой платеж любым лицом называется дивидендом, то при его выплате необходимо уплатить авансовый взнос налога на прибыль независимо от того, является ли лицо плательщиком налога. Выходит, что для целей налогообложения вовсе не обязательно, чтобы выплаты действительно были дивидендами, достаточно назвать их так в распорядительном документе на выплату. Следовательно, фермерскому хозяйству надо быть внимательным в формулировке названия вида платежа. Но, должны отметить, данная норма на данный момент остается практически мертвой.

И третий, относительно случаев,

когда налог на дивиденды уплачивать не требуется:

— согласно

п.п. 7.8.5 Закона о налоге на прибыль авансовый взнос не взимается в случае выплаты дивидендов в виде акций (частей, паев) при условии, что такая выплата никоим образом не изменяет пропорций (частей) участия всех акционеров (владельцев) в уставном фонде предприятия;

— налог на дивиденды уплачивать не нужно, если дивиденды выплачиваются по акциям (другим корпоративным правам), которые имеют статус

привилегированных или другой статус, предусматривающего выплату фиксированного размера дивидендов или суммы, которая является больше суммы выплат, рассчитанной на любую другую акцию (корпоративное право). Подпункт 7.8.7 Закона о налоге на прибыль освобождает такие дивиденды от обложения авансовым взносом и предписывает облагать налогом их как зарплату.

Более подробно об общих правилах выплаты и налогообложения дивидендов см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 10.

Если выплаты членам ФХ не имеют статуса дивидендов, то налоговые последствия, сопровождаемые выплату дивидендов, не наступают, т. е. авансовый взнос не уплачивается.

 

Налог с доходов физических лиц

Подпунктом 4.2.12 ст. 4 Закона № 889

установлено, что в общий месячный налогооблагаемый доход включается доход в виде процентов (дисконтных доходов), дивидендов и роялти, выигрышей, призов; другие доходы, кроме указанных в п. 4.3 этой статьи. Поскольку доход членов ФХ не значится в необлагаемых доходах, следовательно, он подлежит обложению. Как и другие виды доходов, указанный доход облагается НДФЛ по ставке 15 %.

При этом надо помнить, что:

— к таким доходам

не может применяться п. 3.5 Закона № 889 относительно уменьшения налогооблагаемого дохода на суммы страховых взносов в Пенсионный фонд и фонды соцстрахования, поскольку это не зарплата;

— при удержании НДФЛ по той же причине

не применяется и п. 6.1 Закона № 889 об уменьшении налогооблагаемого дохода на сумму налоговой социальной льготы.

Выплаты таких доходов отражаются в налоговом расчете ф. № 1ДФ

с признаком дохода «14».

Согласно

п. 3.4 Закона № 889 при начислении доходов членам ФХ в каких-либо неденежных формах объект налогообложения определяется как стоимость такого начисления по обычным ценам, умноженная на коэффициент 1,176471.

Что же касается налогообложения дохода в виде дивидендов

, то здесь, кроме того, необходимо руководствоваться и прямо предписанным пунктом 9.3 Закона № 889, которым, в частности, установлено:

налоговым агентом плательщика НДФЛ при начислении (выплате) в его пользу дивидендов, кроме случаев, определенных в подпункте 4.3.17 данного Закона, является эмитент корпоративных прав или по его поручению — другое лицо, которое осуществляет такое начисление (выплату). Кстати, упомянутый п.п. 4.3.17 Закона № 889 предусматривает единственный случай, когда сумма дивидендов не включается в налогооблагаемый доход и соответственно из нее не удерживается НДФЛ, а именно в случае, если дивиденды начисляются в виде акций (частей, паев), при условии, что такое начисление никак не изменяет пропорций (частей) участия всех акционеров (вкладчиков) в уставном фонде эмитента;

— эмитент корпоративных прав на любой системе налогообложения (включая «единоналожников» и

плательщиков ФСН) обязан удерживать НДФЛ из суммы дивидендов;

налог удерживается именно по факту начисления дивидендов, а не их выплаты;

— для обложения дивидендов применяется общая

ставка 15 %;

— в соответствии с

п.п. 9.3.3 Закона № 889 резидент — эмитент корпоративных прав обязан подать Налоговый расчет резидента, выплачивающего дивиденды плательщикам налога с доходов физических лиц в течение 20 календарных дней, следующих за месяцем начисления дивидендов. Форма этого Налогового расчета утверждена приказом ГНАУ от 04.12.2003 г. № 586 и изложена в новой редакции согласно приказу ГНАУ от 03.10.2007 г. № 560. Напомним, что Налоговый расчет имеет статус налоговой декларации, а следовательно, его представление с нарушением установленных сроков чревато штрафными санкциями согласно Закону № 2181.

Кроме Налогового расчета, сумма начисленных дивидендов, а также удержанная из них сумма налога отражаются в форме № 1ДФ. Дивиденды отражаются в форме № 1ДФ с такими признаками доходов: «12» — обложенные налогом с доходов суммы дивидендов и «34» — не обложенные налогом с доходов суммы дивидендов (согласно

п.п. 4.3.17 Закона № 889);

срок уплаты НДФЛ из суммы дивидендов — по общим правилам, установленным п.п. 8.1.2 Закона № 889.

 

Пенсионные взносы — обязательно

Согласно

ст. 34 Закона № 973 члены ФХ и лица, которые работают в нем по трудовому договору (контракту), подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию и пенсионному обеспечению в порядке, установленном законом. Так, Законом № 1058 установлено, в частности, что:

— члены фермерских хозяйств (в том числе тех ФХ, которые являются плательщиками ФСН) подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию (

п. 2 ст. 11);

— фермерские хозяйства (в том числе ФСНщики) для их членов понимаются работодателями (

п. 1 ст. 14);

— для членов ФХ страховые взносы начисляются на суммы распределенного между ними дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц (

п. 1 ст. 19).

Аналогичные нормы содержатся в

пп. 2.1.1, 2.2.2 и п. 4.5 Инструкции № 21-1.

Определенный доход ФХ распределяется между членами хозяйства пропорционально трудовому взносу каждого из них и используется для определения заработка,

удержаний и отчислений на социальные мероприятия согласно действующему законодательству (п. 7.12 Методрекомендаций № 189).

Отметим, что

Закон № 400 о ставках начислений и удержаний в отношении доходов членов ФХ не упоминает. Как мы понимаем, руководствоваться следует п. 4.4 Инструкции № 21-1, предписывающим, в частности, что для плательщиков, указанных в п.п. 2.2.2 (в котором упомянуты члены фермерских хозяйств (в том числе ФХ — плательщиков ФСН)), пенсионные взносы устанавливаются в размере 2 % от суммы дохода, облагаемого НДФЛ.

Доходы членов ФХ являются объектом не только для удержания, но и для начисления работодателями пенсионных взносов по ставке

33,2 % (согласно п. 4.1 и п.п. 2.1.1 Инструкции № 21-1). Такого же мнения придерживаются и налоговики в статье «Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Украины» (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 24, с. 2).

Отчет

о начисленных и удержанных взносах подается по форме согласно приложению 4 к Порядку формирования и представления страхователями отчета о суммах начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины, утвержденному постановлением правления ПФУ 05.11.2009 г. № 26-1. Форма указанного Отчета прямо предусматривает принятие в расчет распределенных между членами ФХ доходов.

Кстати, обращаем внимание, что

с 01.01.2010 г. сельхозпредприятия — плательщики ФСН применяют общую ставку пенсионных взносов (33,2 %). Сегодня уже нет никаких специальных (пониженных) ставок, действовавших в 2005 — 2009 годах. Впрочем, поскольку указанные доходы фермеров, повторяем, не являются заработной платой, а члены фермерских хозяйств — не наемные работники, то согласно п.п. 5 п. 8 Заключительных положений Закона № 1058 спецставка к таким доходам даже в период ее действия не могла быть применена.

 

Соцстраховские взносы — добровольно

Поскольку доход членов ФХ не относится к фонду оплаты труда, он не является базой для начисления соцстраховских взносов в обязательном порядке. Для получения права на материальное обеспечение и социальные услуги члены ФХ

могут принимать участие в общеобязательном государственном социальном страховании на добровольных началах.

Ставки взносов на общеобязательное государственное социальное страхование для лиц, которые принимают участие в таком страховании на добровольных началах, установлены

п. 3 ст. 1 Закона № 2213 в размере 4,1 % суммы налогооблагаемого дохода (прибыли), в том числе:

1,9 % — в ФСС по ВПТ

;

2,2 % — в ФСС на случай безработицы

.

В пункте 4.2 Инструкции о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденной приказом Минтруда Украины от 18.12.2000 г. № 339,

продублирована та же законодательная норма: для лиц, которые принимают участие в страховании на случай безработицы на добровольных началах, взносы начисляются в процентах к суммам налогооблагаемого дохода (прибыли).

О

добровольности страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний членами фермерских хозяйств прямо говорит п. 11 Закона Украины от 23.09.99 г. № 1105-XIV, а также п. 2.5 Инструкции № 36.

Для добровольно застрахованных лиц размеры страховых взносов исчисляются в процентах от минимальной заработной платы в расчете на календарный год (

п. 4.10 Инструкции № 36). Взносы подлежат уплате в предусмотренном п. 4.12 Инструкции № 36 порядке:

первый взнос в размере одной четвертой части минимальной заработной платы, установленной на день уплаты страхового взноса, одновременно с заключением с рабочими органами исполнительной дирекции Фонда Договора. При этом к Договору прилагается платежный документ, который подтверждает уплату страхового взноса в Фонд;

следующий взнос уплачивается каждые три месяца в размере одной четвертой части минимальной заработной платы, установленной на день уплаты страхового взноса, в срок, установленный Договором и в уведомлении о взятии на учет, но не позже трех месяцев со дня уплаты предыдущего страхового взноса.

О добровольности уплаты ФХ соцстраховских взносов говорится также в письмах:

— исполнительной дирекции ФСС по ВПТ

от 24.10.2008 г. № 70-13/Р-176з-248, от 20.12.2005 г. № 07-35-2255, от 28.04.2005 г. № 07-35-619;

— Государственного центра занятости Минтруда Украины

от 28.04.2005 г. № ДЦ-09-2165/0/6-05, от 23.03.2001 г. № ДЦ-05-901 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2001, № 40).

Это основные нюансы, о которых должны помнить фермерские хозяйства, выплачивая доход своим членам.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше