Темы статей
Выбрать темы

Об отказе в выдаче торговых патентов

Редакция НиБУ
Письмо от 15.01.2010 г. № 228/6/15-0116

Об отказе в выдаче торговых патентов

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 15.01.2010 г. № 228/6/15-0116

(извлечение)

 

Частью второй ст. 2 Закона Украины от 23.03.96 г. № 98/96-ВР «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» (с изменениями и дополнениями, далее — Закон № 98/96-ВР) установлено, что торговый патент приобретается субъектами предпринимательской деятельности, предметом деятельности которых являются виды деятельности, указанные в части первой ст. 1 этого Закона. Основанием для приобретения торгового патента является заявка, оформленная согласно части четвертой этой статьи.

В части четвертой ст. 2 Закона № 98/96-ВР определен перечень реквизитов, которые должна содержать заявка на приобретение торгового патента, к которым относится, в частности, справка органа, согласовавшего местонахождение структурного (обособленного) подразделения, с указанием этого места.

Форма заявки

для приобретения торгового патента, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 13.07.98 г. № 1077 «Об утверждении Положения об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов» (далее — Положение), включает более широкий спектр сведений, нежели определенный указанным выше Законом, в частности реквизиты документов, удостоверяющих право собственности (аренды) или разрешение на расположение пунктов торговли, обменных пунктов и т. п., которые согласно Положению должностные лица органов государственной налоговой службы обязаны сверять с оригиналами первичных документов, на основании которых заполняется заявка.

С целью выдачи соответствующей формы бланков торговых патентов, утвержденных приказом ГНА Украины от 13.03.98 г. № 107 «Об утверждении форм бланков торговых патентов и изменений к Порядку заполнения бланков торговых патентов», зарегистрированным в Минюсте Украины 24.03.98 г. под № 195/2635, работники налоговых органов при заполнении реквизитов и выдаче торгового патента сверяют вид предпринимательской деятельности, указанный в поданной заявке, с наличием подтверждающего документа на право осуществления такого вида деятельности.

Следует отметить, что

основными законодательными актами, регулирующими порядок патентования отдельных видов предпринимательской деятельности, является Закон № 98/96 и указанные выше нормативные акты.

Учитывая изложенное, Государственная налоговая администрация Украины не видит оснований для невыполнения требований указанных законодательных и нормативных актов, а потому

если субъект хозяйствования их не выполняет, налоговый орган имеет право отказать в выдаче торгового патента.

 

Заместитель председателя А. Любченко



комментарий редакции

Получение торгового патента: какие документы может потребовать налоговый орган?

Необходимость в разъяснении вызвана достаточно привычным обстоятельством: подзаконный акт предъявляет к субъектам хозяйствования ряд дополнительных требований по сравнению с законом, регулирующим те же вопросы. Вопрос традиционно заключается в том, подлежит ли применению такой подзаконный акт в той части, в которой он выходит за установленные законом пределы?

В данном случае речь идет о Положении об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденном постановлением Кабмина от 13.07.98 г. № 1077 (далее — Положение № 1077), и требующем включать в заявку на приобретение торгового патента те сведения, которые не предусмотрены Законом Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР (далее — Закон о патентовании).

Напомним, согласно Закону о патентовании основанием для приобретения торгового патента является заявка, содержащая такие реквизиты: наименование субъекта предпринимательской деятельности; извлечение из учредительных документов о юридическом адресе субъекта предпринимательской деятельности, а в случаях, если патент приобретается для структурного (обособленного) подразделения, — справка органа, согласовавшего местонахождение такого подразделения, с указанием этого места; вид предпринимательской деятельности, осуществление которой требует приобретения торгового патента; наименование документа о полной либо частичной оплате стоимости торгового патента (ч. 2, ч. 4 ст. 2 Закона о патентовании). При этом прямо оговорено, что

установление каких-либо дополнительных условий в отношении приобретения торгового патента не допускается.

В то же время Положение № 1077 в перечень необходимых к указанию в заявлении сведений дополнительно к указанным в Законе включает реквизиты документов, удостоверяющих право собственности (аренды), либо разрешения на размещение пунктов торговли, и предусматривает, что должностные лица налоговых органов обязаны сверять указанные в заявке сведения с оригиналами документов, на основании которых она заполняется.

ГНАУ, как и следовало ожидать, признает обязательность соблюдения приведенных предписаний Положения № 1077. Более того, она указывает на правомерность требований налоговых органов о необходимости предъявления субъектом хозяйствования документа, подтверждающего его право на осуществление того вида предпринимательской деятельности, который указан в заявке.

Фактически это означает, что, кроме заявки и извлечения из учредительных документов о юридическом адресе субъекта предпринимательской деятельности (либо справки о согласовании местонахождения подразделения субъекта хозяйствования), предъявления которых требует Закон о патентовании, субъект хозяйствования вынужден также

предъявить налоговому органу целый ряд дополнительных документов. В противном случае ему откажут в выдаче торгового патента.

В этой связи следует обратить внимание на следующее.

Отказ налогового органа в выдаче торгового патента

на том основании, что субъектом хозяйствования не были предоставлены документы либо в заявление не включены сведения, не предусмотренные ст. 2 Закона о патентовании, можно обжаловать. Вероятность того, что такой спор будет решен в пользу субъекта хозяйствования, как свидетельствует анализ судебной практики, достаточно высока (см. определения ВАСУ от 26.05.2009 г. № К-3248/07, от 23.07.2009 г. № К-11411/07, от 22.04.2008 г. № К-38961/06, от 15.07.2008 г. № К-38853/06, от 19.01.2010 г. № К-10720/08). Как дополнительный аргумент можно использовать не раз высказывавшуюся позицию Госкомпредпринимательства, который настаивает на неправомерности подобных требований налоговиков (см. письма от 28.08.2008 г. № 7426, от 14.12.2007 г. № 940, от 13.08.2007 г. № 5988). Другое дело, что каждый субъект хозяйствования должен для себя решить, насколько неприемлемым для него является требование о предоставлении дополнительных документов при получении торгового патента. На наш взгляд, цена такой принципиальности (при наличии испрашиваемых документов) в данном случае все же несоразмерна тому количеству времени и усилий, которые потребуются для установления неправоты налоговиков в рассматриваемой ситуации.

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше