Темы статей
Выбрать темы

Аннулирование регистрации плательщиком НДС: основания и процедура

Редакция НиБУ
Статья

Аннулирование регистрации плательщиком НДС: основания и процедура

 

Аннулирование регистрации плательщиком НДС — процедура, в отношении которой между плательщиками и налоговыми органами традиционно возникают разногласия. На слуху истории о регулярных попытках неправомерного лишения субъектов хозяйствования статуса плательщиков НДС. Как должна проходить процедура аннулирования, чтобы права всех участников этого процесса были соблюдены, рассмотрим в этой статье.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Основания для аннулирования НДС-регистрации

Аннулирование регистрации плательщиком НДС означает полную утрату этого статуса. Для того чтобы его в последующем вернуть, субъекту хозяйствования придется пройти процедуру регистрации плательщиком НДС в общем порядке. Возможность временного приостановления НДС-регистрации и временной сдачи свидетельства об НДС-регистрации действующим законодательством не предусмотрена (см.

письмо ГНАУ от 22.02.2010 г. № 1824/5/15-0516 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 30, с. 3).

Основания для аннулирования регистрации плательщиком НДС приведены в

п. 9.8 Закона об НДС (см. таблицу на с. 22). Суды к данному перечню подходят как к исчерпывающему. Так, ссылаясь на несоответствие требованиям п. 9.8 ст. 9 Закона об НДС, суды, в частности, признавали неправомерным аннулирование регистрации плательщиков НДС на основании распоряжения Кабмина от 01.07.2009 г. № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)», предусматривавшего возможность аннулирования регистрации плательщика НДС в случае установления органами государственной налоговой службы факта выписки налоговых накладных, по которым не задекларированы (не уплачены) налоговые обязательства, объем которых по налогооблагаемым операциям превышает сумму, определенную п.п. 2.3.1 п. 2.3 ст. 2 Закона об НДС (см. постановления Окружного административного суда г. Киева от 09.02.2010 г. № 2а-14076/09/2670, от 28.05.2010 г. № 2а-993/10/2670).

В целом, из таблицы видно, что все основания для аннулирования НДС-регистрации можно условно разделить на две группы:

основания для добровольного аннулирования, когда инициатором выступает сам налогоплательщик, и принудительного аннулирования, происходящего по инициативе налогового органа.

Аннулирование регистрации

— как добровольное, так и принудительное — осуществляется путем аннулирования Свидетельства и исключения плательщика налога на добавленную стоимость из Реестра плательщиков НДС.

Рассмотрим более детально, в каком порядке происходит аннулирование.

 

Процедура добровольного аннулирования НДС-регистрации

Плательщик НДС, который хочет аннулировать НДС-регистрацию по своей инициативе, подает в налоговый орган по месту пребывания на учете заявление об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость по форме № 3-ПДВ (

приложение 3 к Положению № 79).

Вместе с заявлением налогоплательщик должен вернуть налоговому органу Свидетельство плательщика НДС и все его заверенные копии. Если указанные документы приложены к заявлению не будут, налоговый орган не примет заявление к рассмотрению.

Решение об аннулировании регистрации по заявлению налогоплательщика принимается налоговым органом в течение

10 календарных дней. Данные о рассмотрении заявления и аннулировании регистрации плательщика НДС указываются в соответствующей графе заявления по форме № 3-ПДВ.

Заявление подлежит удовлетворению только при наличии предусмотренных оснований (см. таблицу на с. 22). Если такие основания отсутствуют либо если лицо соответствует критериям, при наличии которых регистрация плательщиком НДС является обязательной, налоговый орган предоставляет письменное объяснение (отказ в аннулировании регистрации) и возвращает Свидетельство вместе с его заверенными копиями под подпись налогоплательщику (или его представителю) либо направляет почтой с уведомлением о вручении за счет такого налогоплательщика.

Представим в виде схемы

процедуру аннулирования регистрации плательщиком НДС по инициативе самого плательщика (см. рис. 1).

 

img 1

 

Если налоговым органом на основании заявления субъекта малого предпринимательства, который зарегистрирован плательщиком НДС, принято решение о том, что лицо с определенного отчетного периода переходит на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и при этом не будет плательщиком НДС согласно

абзацу второму ст. 6 Указа № 727, но этот отчетный период еще не наступил, то на Свидетельстве, корешке Свидетельства и всех заверенных копиях Свидетельства в левой верхней части делается специальная запись:

«Свидетельство действительно до «дата последнего дня отчетного периода, предшествующего переходу плательщика на уплату единого налога», запись сделана «дата».

Запись на Свидетельстве и всех заверенных копиях Свидетельства заверяется подписью руководителя (заместителя руководителя) органа государственной налоговой службы и печатью. Свидетельство и копии с такой отметкой возвращаются плательщику при выдаче документов, подтверждающих его право на применение упрощенной системы налогообложения, начиная с определенного отчетного периода. После окончания срока действия Свидетельства с такой отметкой оно и его копии сдаются субъектом малого предпринимательства в налоговый орган вместе с заявлением об отмене регистрации плательщиком НДС. После этого налоговый орган исключает лицо из Реестра последним днем отчетного периода, предшествующего переходу налогоплательщика на выбранные им условия уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

 

Процедура принудительного аннулирования НДС-регистрации

Принудительное аннулирование НДС-регистрации, как мы уже указывали, осуществляется по инициативе соответствующего налогового органа.

Как предусмотрено действующим законодательством, при наличии установленных оснований налоговый орган

обязан принять решение об аннулировании.

Следует сказать, что вопрос о том, могут ли третьи лица либо контролирующие органы обратиться в налоговый орган, например, через суд, с требованием провести процедуру аннулирования, если есть основания для принудительного аннулирования, а налоговый орган его не проводит, на практике никогда остро не стоял. На наш взгляд, третьему лицу обосновать, что такое бездействие налогового органа приводит к нарушению его прав и законных интересов, будет весьма непросто. Более реальным выглядит вариант направления прокурором налоговому органу представления об устранении нарушений требований

Закона об НДС.

В общем же случае

решение об аннулировании регистрации принимается налоговым органом при наличии соответствующих подтверждающих документов (см. таблицу на с. 22).

Решение налогового органа об аннулировании регистрации плательщика НДС оформляется актом об аннулировании по форме № 6-ПДВ (приложение 5). Акт составляется в двух экземплярах комиссией, созданной по распоряжению руководителя налогового органа, и утверждается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В акте об аннулировании регистрации плательщика НДС обязательно указывается основание для такого аннулирования со ссылкой на соответствующие нормы

Закона об НДС (см. п.п. 25.2.2 Положения № 79).

Дата утверждения акта об аннулировании регистрации плательщика НДС считается днем принятия такого решения. Акты об аннулировании в день их утверждения регистрируются в журнале учета актов об аннулировании регистрации плательщиков НДС по форме № 6-РЖ (приложение 4). Номер акта соответствует порядковому номеру записи в этом журнале.

Один экземпляр акта хранится в учетном деле (регистрационной части) налогоплательщика. Документы или копии документов, на основании которых налоговый орган принял решение об аннулировании регистрации, должны быть приложены к этому экземпляру акта.

Не позднее следующего рабочего дня после внесения записи об аннулировании регистрации в Реестр один экземпляр акта об аннулировании регистрации плательщика НДС направляется налоговым органом лицу, регистрация которого аннулирована, по местонахождению или месту проживания такого лица, которые указаны в Свидетельстве, либо при наличии сведений о комиссии по прекращению (ликвидаторе, ликвидационной комиссии и др.) такого лица — по местонахождению комиссии. Экземпляр акта об аннулировании регистрации плательщика НДС считается направленным (врученным) налогоплательщику, если он направлен письмом с уведомлением о вручении либо передан под подпись самому налогоплательщику либо его представителю.

Если налоговый орган либо почта не могут вручить налогоплательщику экземпляр акта об аннулировании регистрации плательщика НДС в связи с отсутствием должностных лиц, их отказом принять акт, отсутствием налогоплательщика по месту нахождения (месту проживания), сотрудниками налогового органа оформляется соответствующая справка, в которой указывается, с чем связана невозможность вручения экземпляра акта об аннулировании плательщика НДС такому плательщику. В последующем экземпляр акта, который так и не был вручен, может быть передан под подпись самому налогоплательщику либо его представителю в случае их письменного или устного обращения в налоговый орган.

Как указано в

абзаце седьмом п.п. 25.2.2 п. 25 Положения № 79, начиная со дня принятия решения об аннулировании регистрации плательщика НДС отсчитывается срок в 20 календарных дней, в течение которого налогоплательщик должен вернуть в налоговый орган Свидетельство плательщика НДС и все его заверенные копии. Нарушение сроков возврата Свидетельства приравнивается к нарушению сроков предоставления налоговой отчетности, а значит, влечет за собой применение штрафа по п.п. 17.1.1 Закона № 2181 в размере 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, т. е. 170 грн. (см., например, определение Киевского апелляционного административного суда от 08.06.2010 г. по делу № 6/156/2-а-13247/08, постановление Запорожского окружного административного суда от 05.07.2010 г. по делу № 2а-2396/10/0870).

Информацию об аннулированных Свидетельствах с указанием индивидуальных налоговых номеров, дат аннулирования, причин и оснований для аннулирования ГНАУ не позднее 2, 12 и 22 числа каждого месяца обнародует на своем web-сайте www.sta.gov.ua (

п. 35 Положения № 79). Поэтому не лишним будет интересоваться такой информацией в отношении своих контрагентов.

Схематично процедура принудительного аннулирования НДС-регистрации выглядит так (см. рис. 2).

 

img 2

 

Следует сказать, что суды нарушение в указанной процедуре принудительного лишения статуса плательщика НДС, например, непринятие мер по вручению обжалуемого акта об аннулировании, рассматривают как основание для отмены соответствующего решения налогового органа и восстановления статуса плательщика НДС (см.

определение ВАСУ от 03.06.2010 г. по делу К-20269/07).

Отметим также, что налоговый орган не может отклониться от указанной процедуры и заявить требование об аннулировании регистрации плательщика НДС в судебном порядке (например, вместе с требованием о взыскании всего полученного по ничтожной сделке), поскольку такой способ реализации полномочий не предусмотрен действующим законодательством (см.

постановление Окружного административного суда г. Киева от 27.04.2009 г. № 9/43).

 

Дата аннулирования НДС-регистрации

Согласно

п. 25.3 Положения № 79 налоговый орган аннулирует регистрацию плательщика НДС:

на дату подачи заявления или утверждения акта об аннулировании регистрации, если не определен предельный срок действия Свидетельства или дата, на которую субъект хозяйствования утрачивает статус плательщика НДС (это касается, в частности, лиц, переходящих на уплату единого налога), либо при наличии оснований для аннулирования до истечения срока действия Свидетельства;

— на дату истечения срока действия Свидетельства, за день до даты, на которую плательщик НДС утрачивает этот статус;

— на дату принятия решения или события в других случаях (так, акт по форме № 6-ПДВ предусматривает, что датой аннулирования регистрации плательщика НДС может быть как дата утверждения такого акта, так и другая дата).

Получается, что в общем случае при добровольном аннулировании регистрации субъект хозяйствования утрачивает статус плательщика НДС на дату подачи заявления, при принудительном — на дату принятия решения об аннулировании регистрации плательщика НДС, т. е. на дату утверждения руководителем налогового органа (его заместителем) соответствующего акта о таком аннулировании.

К сожалению, суды в вопросе о том, с какого момента налогоплательщик утрачивает право на начисление налогового кредита, склонны к буквальному прочтению положений законодательства и исходят из того, что поскольку датой аннулирования Свидетельства плательщика НДС является дата утверждения акта об аннулировании плательщика НДС по форме № 6-ПДВ, именно с этой даты субъект хозяйствования утрачивает все права и обязанности плательщика НДС, в том числе на предоставление покупателям налоговых накладных, а не с даты, когда он либо его контрагенты узнали или могли узнать об отмене регистрации в качестве плательщика НДС, и не с даты фактического возврата свидетельства плательщика (см., например,

определения Днепропетровского апелляционного административного суда от 12.03.2009 г. по делу № 5/285/07-АП, Киевского апелляционного административного суда от 19.05.2009 г. по делу № 22-а-15657/08). Поэтому, например, налоговые накладные, выписанные субъектом хозяйствования после подачи заявления об аннулировании регистрации плательщиком НДС, если в последующем заявление будет удовлетворено, считаются недействительными (см. определение Харьковского апелляционного административного суда от 30.07.2008 г. по делу № 22-а-4593/2008).

Напомним также, что независимо от того, по чьей инициативе происходит аннулирование регистрации, налогоплательщик одновременно со сдачей Свидетельства и его копий должен:

1)

предоставить в налоговый орган декларацию по НДС, включающую все операции за последний налоговый период, по которым возникли налоговые обязательства. При этом последним налоговым периодом считается период, начинающийся со дня, следующего за последним днем предыдущего отчетного периода (т. е. 1 числа налогового месяца или квартала), и заканчивающийся днем аннулирования регистрации. Это означает, что срок подачи декларации в данном случае начинает отсчитываться не со дня фактического окончания такого налогового периода, а со дня, следующего за днем окончания месяца (квартала), в котором произошло аннулирование НДС-регистрации (см. более подробно статью «Процедура выхода из состава плательщиков НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 11, с. 9);

2)

внести в бюджет суммы налоговых обязательств или налогового долга по НДС, возникших до момента аннулирования (в случае их наличия). При этом не важно, будет ли субъект хозяйствования оставаться зарегистрированным как плательщик НДС на дату уплаты такой суммы или нет.

 

Таблица 1. Основания аннулирования регистрации плательщика НДС

Положение
норма-тивно-право-вого акта

Основание аннулирования регистрации плательщика НДС

Субъект, который может инициировать аннулирование

Необходимые документы

Практика применения (позиция налоговых органов и судебных инстанций)

1

2

3

4

5

П.п. «а» п. 9.8 Закона
об НДС

 

Плательщик налога, который до месяца подачи заявления об аннулировании регистрации зарегистрирован согласно п.п. 2.3.1 Закона об НДС более 24 календарных месяцев, включая месяц регистрации, и имеет за последние 12 текущих календарных месяцев объем налогооблагаемых операций меньше, чем определено этим подпунктом

 

Аннулирование осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика. Налоговый орган не может отказать в аннулировании регистрации в случае наличия указанного основания

 

Плательщик НДС, который хочет аннулировать НДС-регистрацию по своей инициативе, подает в налоговый орган по месту пребывания на учете заявление об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость по форме № 3-ПДВ (приложение 3 к Положению № 79).
Вместе с заявлением налогоплательщик должен вернуть налоговому органу Свидетельство плательщика НДС и все его заверенные копии

 

Общий объем налогооблагаемых операций за этот период определяется по данным предоставленных в налоговый орган налоговых деклараций за последние
12 текущих календарных месяцев. При этом в расчет общего объема налогооблагаемых операций включаются объемы операций, облагаемых по ставкам 20 % и 0 %, а также освобожденных от обложения НДС (см. письмо ГНАУ от 03.04.2008 г. № 3011/6/16-1515-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 11, с. 45).
На этом основании аннулировать свой НДС-статус могут и добровольно зарегистрированные плательщики
(см. п. 3 письма ГНАУ от 28.02.2008 г.
№ 3975/7/16-1515-20
// «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 11, с. 46).
Непредоставление в течение последних
12 месяцев хотя бы одной декларации по НДС делает невозможным определение объема налогооблагаемых операций, в связи с чем налоговый орган может отказать в аннулировании (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 12.01.2010 г. № 2а-13456/09/2670)

Примечание. Плательщики НДС могут аннулировать НДС-регистрацию на данном основании, если они одновременно:
— были зарегистрированы плательщиками этого налога в связи с достижением предельных объемов налогооблагаемых операций, т. е. 300000 грн.;

— пребывали в этом статусе более 24 календарных месяцев;
— за последние 12 текущих календарных месяцев не достигли объема налогооблагаемых операций 300000 грн.

П.п. «б» п. 9.8 Закона
об НДС

 

Ликвидационная комиссия плательщика налога, объявленного банкротом, завершает работу либо плательщик налога ликвидируется по собственному желанию или по решению суда (физическое лицо лишается статуса субъекта хозяйствования)

 

Аннулирование может происходить по инициативе как налогового органа, так и самого налогоплательщика.
Если аннулирование инициирует налогоплательщик, налоговый орган при наличии указанных оснований не может отказать в аннулировании

 

Решение об аннулировании НДС-регистрации может быть принято при наличии таких документов (сведений):
\ — информации ликвидатора или ликвидационной комиссии об окончании ее работы либо о судебном решении о ликвидации юридического лица — банкрота или о прекращении предпринимательской деятельности физиского лица — предпринимателя в связи с признанием его банкротом;
— уведомления государственного регистратора о внесении в Единый госреестр записи о прекращении банкрота;
— заявления о прекращении плательщика налогов по форме № 8-ОПП, какое-либо иное уведомление налогоплательщика, уполномоченного им органа или лица о принятии решения о ликвидации по собственному желанию;
— сведений из Единого госреестра о внесении записи о решении учредителей (участников) либо уполномоченного ими органа в отношении прекращения юридического лица, принятия физлицом решения о прекращении предпринимательской деятельности;
— судебного решения о прекращении юридического лица либо предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя, которое не связано с банкротством, либо уведомление госрегистратора о внесении соответствующей записи в реестр

Отсутствие доказательств наличия какого-либо из перечисленных сведений — основание для признания аннулирования регистрации плательщика НДС незаконным (см. определение ВАСУ от 01.08.2007 г. № К-21884/06).
Если основанием для аннулирования НДС-регистрации выступает прекращение юридического лица, то такое аннулирование возможно только после исключения субъекта хозяйствования из Единого государственного реестра.
До такого исключения аннулирование регистрации может осуществляться исключительно по инициативе юридического лица (через ликвидационную комиссию, ликвидатора, органа управления юридического лица, если на него возложено выполнение функций комиссии по прекращению юридического лица) после составления ликвидационной комиссией (ликвидатором) ликвидационного баланса.
До аннулирования регистрации лицо, пребывающие в процессе ликвидации, имеет право и обязано в соответствующих случаях выдавать налоговые накладные на общих основаниях. Прекращенным юрлицо считается с даты внесения в Единый госреестр записи о государственной регистрации прекращения юридического лица. Только после этого субъект хозяйствования может быть исключен из Реестра плательщиков НДС (справка ВАСУ о результатах изучения и обобщения практики применения административными судами отдельных норм Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»« от 15.04.2010 г. )

П.п. «в» п. 9.8 Закона
об НДС

Лицо, зарегистрированное плательщиком НДС, регистрируется плательщиком единого налога или становится субъектом других упрощенных систем налогообложения, которые устанавливают особый порядок начисления и уплаты НДС, отличный от установленных Законом об НДС, или освобождают такое лицо от уплаты НДС по решению суда или по каким-либо другим причинам

Аннулирование может происходить как по инициативе налогового органа, так и самого налогоплательщика.
Налоговый орган обязан принять самостоятельное решение об аннулировании регистрации при наличии указанных оснований

 

Решение об аннулировании регистрации таких плательщиков принимается на основании:
— Свидетельства или корешка Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом по ставке единого налога 10 % или документа о применении других упрощенных систем налогообложения, которые определяют особый порядок начисления или уплаты НДС, отличающийся от установленных Законом об НДС;
— судебного решения об аннулировании налоговой регистрации или Свидетельства об освобождении от уплаты НДС;
— документа, свидетельствующего, что на основании соответствующего законодательного акта лицо, зарегистрированное плательщиком НДС, освобождается от уплаты этого налога, не является плательщиком налога или не имеет права на сохранение статуса плательщика налога;
— информации органов регистрации актов гражданского состояния, уведомления государственного регистратора или сведений из Единого государственного реестра о смерти физлица-предпринимателя;

— судебного решения об объявлении физлица-предпринимателя умершим, о признании физлица-предпринимателя без вести отсутствующим, о признании физлица-предпринимателя недееспособным либо ограничении его гражданской дееспособности, либо информации о таком решении органов регистрации актов гражданского состояния, уведомления государственного регистратора или сведений из Единого государственного реестра;
— Свидетельства или корешка Свидетельства, которым подтверждается окончание срока его действия;
— документа, подтверждающего окончание срока, на который был создан плательщик налога, заключен договор о совместной деятельности, соглашение о разделе продукции

Формулировку п.п. «в» п. 9.8. Закона об НДС, указывающего, что основанием для аннулирования НДС-регистрации могут быть «какие-либо другие причины», суды толкуют как наличие «причин, при которых лицо не может быть плательщиком налога», а не любых других причин, как это склонны трактовать налоговые органы. Соответственно подтверждающим документом, на основании которого налоговым органом может быть принято решение об аннулировании НДС-регистрации, несмотря на то что он прямо не назван в Положении № 79, выступает документ, свидетельствующий, что согласно соответствующему законодательному акту лицо, зарегистрированное как плательщик НДС, освобождается от уплаты этого налога, не является его плательщиком либо не имеет рпава на сохранение статуса плательщика НДС (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 18.08.2009 г. № 2а-930/09/2670).
Поэтому, например, нарушения, допущенные при прохождении процедуры регистрации плательщиком НДС, основанием для ее аннулирования по п.п. «в» п. 9.8 Закона об НДС выступать не могут (определение ВАСУ от 08.04.2010 г. К-9577/08).
В то же время то обстоятельство, что основание аннулирования НДС-регистрации прямо не названо в п. 9.8. ст. 9 Закона об НДС, а подводится под «иные причины», не меняет процедуры аннулирования НДС-регистрации. Аннулирование осуществляется налоговым органом по своей инциативе либо по инициативе плательщика. Обращаться в суд с требованием об аннулировании регистрации плательщиком НДС ни налоговый орган, ни плательщик не должны (определение ВАСУ от 04.03.2010 г. по делу № К-23381/07).
При подаче филиалами заявлений об аннулировании регистрации плательщика НДС как основание для такого аннулирования указывается «Подпункт «в» пункта 9.8 статьи 9 Закона — «Аннулирование регистрации по каким-либо основаниям». Основание — «Отсутствие оснований для пребывания в качестве плательщика налога на добавленную стоимость» (см. письмо ГНАУ от 18.05.2009 г. № 10191/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 47, с. 5)

 

П.п. «г» п. 9.8 Закона
об НДС

 

Лицо, зарегистрированное плательщиком НДС, выбирает в соответствии с Законом об НДС специальный режим налогообложения по ставкам, отличающимся от установленных в статьях 6 и 81 Закона об НДС

 

Решение об аннулировании регистрации таких плательщиков принимается на основании:
— Свидетельства или другого документа о регистрации или выборе плательщиком налога в соответствии с Законом специального режима налогообложения по ставкам, отличающимся от установленных в статьях 6 и 81 Закона об НДС.

 

П.п. «ґ» п. 9.8 Закона об НДС

Лицо, зарегистрированное плательщиком НДС, не предоставляет налоговому органу декларации по НДС в течение 12 последовательных налоговых месяцев либо предоставляет декларацию по НДС, свидетельствующую об отсутствии налогооблагаемых поставок в течение 12 последовательных налоговых месяцев, а также другие случаи, установленные законодательством о порядке регистрации субъектов хозяйствования

 

Решение об аннулировании регистрации таких плательщиков принимается на основании:
— акта или справки подразделения налогообложения юридических или физических лиц о неподаче налогоплательщиком налоговому органу декларации по НДС в течение 12 последовательных налоговых месяцев;
— реестра (перечня) налоговых деклараций (налоговых расчетов) лица за 12 последовательных налоговых месяцев, свидетельствующих об отсутствии в таких декларациях (налоговых расчетах) налогооблагаемых поставок в течение 12 последовательных налоговых месяцев.


В реестре (перечне) указываются:
— данные о регистрации лица плательщиком НДС и по каждой декларации (налоговому расчету) — налоговый период;
— дата поступления декларации (налогового расчета) в орган государственной налоговой службы;
— общие объемы налогооблагаемых поставок отчетного периода, указанные в соответствующих строках и колонках налоговой декларации (налогового расчета)

При рассмотрении вопроса о том, были ли основания для аннулирования НДС-регистрации в связи с отсутствием налогооблагаемых поставок в течение 12 последовательных налоговых месяцев, суды преимущественно исходят из того, что под налогооблагаемыми поставками следует понимать все операции, по которым возникают как налоговые обязательства, так и налоговый кредит. Поэтому если за указанный период налогоплательщиком подавались декларации, в которых был задекларирован налоговый кредит по НДС, аннулирование по данному основанию осуществляться не должно. Хотя следует признать, судебная практика в этом вопросе не всегда на стороне налогоплательщиков (постановления Киевского апелляционного административного суда от 13.07.2010 г. по делу № 2а-1648//09/2670, Хозяйственного суда АРК от 25.01.2008 г. № 2-11/16471-2007А).
«Случаи, установленные законодательством о порядке регистрации субъектов хозяйствования», которые могут быть основанием для аннулирования регистрации плательщиком НДС, должны быть прямо указаны законодательством Украины. Так, Положением № 79 утверждена форма заявления № 3-ПДВ об аннулировании регистрации плательщика НДС. В указанном заявлении формы № 3-ПДВ приведен перечень случаев, установленных законодательством о порядке регистрации субъектов хозяйствования, в частности ими могут быть смерть физического лица — предпринимателя либо признание лица умершим; вынесение судебного решения о признании физического лица — предпринимателя безвестно пропавшим, недееспособным либо ограниченным в гражданской дееспособности. На основании указанных положений суды приходят к выводу, что налоговый орган может аннулировать регистрацию плательщика НДС в случаях, установленных законодательством о порядке регистрации субъектов хозяйствования, только при условии, что была осуществлена государственная регистрация прекращения юридического лица либо прекращения предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя (см. постановление Киевского окружного административного суда от 04.09.2009 г. по делу № 2-а-9129/09/1070).
Примечание. При расчете 12-месячного периода не учитывается месяц регистрации субъекта хозяйствования плательщиком НДС, если такая регистрация состоялась позднее, нежели 1 число этого месяца.
Для плательщиков НДС, для которых установлен квартальный налоговый период, исключений нет — для снятия их с регистрации на данном основании также ориентируются на 12 последовательных налоговых месяцев.

П.п. «д» п. 9.8 Закона
об НДС

Учредительные документы лица, зарегистрированного как плательщик НДС, по решению суда признаны недействительными

 

 

Поскольку данное основание аннулирования регистрации плательщиком НДС является новым (соответствующие изменения внесены Законом № 2275 // см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 50, с. 40), найти отражение в Положении № 79 они еще не успели, в котором пока отсутствует указание на документы, которые могут служить подтверждением наличия указанного основания для аннулирования регистрации плательщика НДС. В то же время это не может стать препятствием для применения данного основания. Из содержания п.п. «д» п. 9.8 Закона об НДС можно сделать вывод, что таким подтверждающим документом должно выступать решение суда о признании учредительных документов недействительными

Практика применения данного основания еще не сложилась.
Возможность применения данного пункта ст. 9 Закона об НДС, на наш взгляд, может быть оспорена, поскольку действующее законодательство наделяет суды полномочием на принятие решения о ликвидации (прекращении) юридического лица, основанием для чего могут быть, в частности, неустранимые нарушения, допущенные при его создании. Вынесение такого решения охватывается предусмотренным п.п. «б» п. 9.8 Закона об НДС основанием для аннулирования

 

П.п. «е» п. 9.8 Закона об НДС

 

В Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей сделана запись об отсутствии юридического лица либо физического лица по его местонахождению

 

Данное основание также внесено в п. 9.8 ст. 9 Закона об НДС Законом № 2275. Положение № 79 документы (сведения), которые могут служить подтверждением его наличия, не приводит.
Из содержания самого п.п. «е» п. 9.8 Закона об НДС следует, что в этом случае подтверждением выступают сведения из Единого госреестра

 

Практика применения данного основания, учитывая его недавнее появление, также еще не сложилась. Однако в отличие от п.п. «д» п. 9.8 Закона об НДС, уверены, налоговые органы к нему будут активно обращаться. Дело в том, что еще до включения данного основания в Закон об НДС налоговики делали попытки обосновать правомерность аннулирования регистрации плательщика НДС, ссылаясь на его отсутствие по месту нахождения. Суды, указывая на то, что Закон об НДС такого основания не называет, признавали такие действия налоговых органов неправомерными (см. определение Киевского апелляционного административного суда от 27.04.2010 г. по делу № 2а-11528/09/2670, постановление Киевского окружного административного суда от 04.09.2009 г. по делу № 2-а-9129/09/1070).
Теперь же данное основание закреплено на уровне Закона, чем, безусловно, не преминут воспользоваться налоговые органы. Более того, уже с первых дней действия данной нормы налоговые органы пытаются существенно расширить возможности ее применения (см. письмо ГНАУ от 05.07.2010 г. № 13215/7/29-1017 на с. 45).

Так, по информации, размещенной на сайте Совета предпринимателей при Кабмине, налоговым инспекциям дано указание аннулировать регистрацию тех плательщиков НДС, которые не предоставили государственному регистратору подтверждение сведений о себе. В связи с этим субъектам хозяйствования рекомендуют подать государственному регистратору форму № 6 — подтверждение.
Хотим в связи с этим напомнить, что в соответствии с требованиями Закона № 755 неподтверждение юридическим лицом сведений о себе далеко не всегда приводит к появлению в Едином госреестре записи об отсутствии юридического лицо по его местонахождению.
Так, согласно ч. 11 ст. 19 Закона № 755 юридическое лицо обязано подавать (направлять) ежегодно в течение месяца, который наступает за датой государственной регистрации, начиная со следующего года, государственному регистратору для подтверждения сведений о юридическом лице регистрационную карточку о подтверждении сведений о юридическом лице. В случае непоступления в установленный срок регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице государственный регистратор обязан направить заказным письмом в течение 5 рабочих дней с даты, установленной для подачи регистрационной карточки, юридическому лицу уведомление о необходимости подачи государственному регистратору указанной регистрационной карточки.

В случае непредоставления юридическим лицом в течение месяца с даты получения им соответствующего уведомления регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице государственный регистратор должен внести в Единый государственный реестр запись об отсутствии подтверждения указанных сведений.
Если заказное письмо вернется с отметкой отделения связи об отсутствии юридического лица по указанному адресу, государственный регистратор должен внести в Единый госреестр запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению.
Как видим, в случае непредоставления юридическим лицом государственному регистратору подтверждения сведений о себе запись об отсутствии такого юрлица по местонахождению, что является основанием для аннулирования НДС-регистрации, появится только в том случае, если к госрегистратору вернется письмо с отметкой отделения связи об отсутствии юридического лица по указанному адресу. Принять меры для предотвращения такой ситуации достаточно просто: следует лишь обеспечить получение корреспонденции по своему юридическому адресу.
Запись же об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице в качестве основания для аннулирования НДС-регистрации в п. 9.8 ст. 9 Закона об НДС не названа.

Следует также обратить внимание, что запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению может быть сделана в Едином госреестре и по другим основаниям, не связанным с необходимостью подтверждения сведений о юридическом лице. Так, уведомление об отсутствии юрлица по его местонахождению госрегистратору может поступить от налогового органа. В этом случае госрегистратор в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления должен опять же направить заказное письмо на адрес регистрации юридического лица с уведомлением о необходимости подачи регистрационной карточки. Если такое письмо не вернется к госрегистратору с отметкой отделения связи об отсутствии юридического лица по указанному адресу, то запись о его отсутствии по местонахождению в Едином госреестре также не появится, а значит, оснований для аннулирования НДС-регистрации по п.п. «е» п. 9.8 Закона об НДС не будет

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше