Темы статей
Выбрать темы

Обжалование аннулирования регистрации плательщика НДС

Редакция НиБУ
Статья

Обжалование аннулирования регистрации плательщика НДС

 

Споры, связанные с обжалованием решений налоговых органов об аннулировании НДС-регистрации, — одни из самых многочисленных и упорных. И это понятно. Если с незаконным, по мнению налогоплательщика, применением штрафной санкции или доначислением налоговых обязательств иногда проще смириться, не вступая в длительные тяжбы, то вопрос наличия либо отсутствия статуса плательщика НДС куда более принципиален. Тут отступать некуда. Как вести эту борьбу, расскажем в этой статье.

Нина Костенко, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Жалоба в орган налоговой службы

Процедура так называемого административного (т. е. внесудебного) обжалования аннулирования регистрации плательщика НДС урегулирована весьма скупо.

Так, согласно

п. 25.4 Положения № 79 решение об аннулировании регистрации плательщика НДС по инициативе органа государственной налоговой службы может быть обжаловано в соответствии с действующим законодательством. В случае поступления жалобы от лица, регистрацию которого аннулировали по инициативе органа государственной налоговой службы, такая жалоба рассматривается в сроки и в порядке, определенные Законом Украины «Об обращениях граждан».

Больше никаких специальных предписаний, раскрывающих процедуру обжалования решений налогового органа об аннулировании НДС-регистрации, ни

Закон об НДС, ни Положение № 79 не содержат.

Из того немногого, что все же сказано в

п. 25.4 Положения № 79, следует:

во-первых, третье лицо, считающее, что аннулирование регистрации плательщика НДС нарушает его права и законные интересы (например, контрагент такого плательщика), обратиться с жалобой на соответствующее решение налогового органа не может; субъектом, которому предоставлено право на такое обжалование, является сам плательщик НДС;

во-вторых, обжалованию подлежит решение об аннулировании НДС-регистрации, проведенной по инициативе налогового органа; если аннулирование было осуществлено по заявлению самого плательщика НДС, такое решение обжалованию не подлежит; в этом случае, если налоговый орган допустил отдельные нарушения (например, неправильно определил дату, с которой НДС-регистрация должна быть аннулирована), налогоплательщик может подать жалобу на действия самого налогового органа с требованием устранить допущенные нарушения, требовать полной отмены решения об аннулировании у субъекта хозяйствования оснований не будет;

в-третьих, поскольку

п. 25.4 Положения № 79 прямо указывает на то, что обжалование осуществляется в порядке и в сроки, предусмотренные Законом Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР. Это значит, что ни предписания Закона № 2181, ни нормы Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы, утвержденного приказом ГНАУ от 11.12.96 г. № 29, напрямую к данной категории споров применяться не могут. Их можно использовать только по аналогии в качестве ориентира.

Теперь приведем основные правила, о которых следует помнить при использовании внесудебного механизма обжалования решения об аннулировании регистрации плательщиком НДС:

1.

В жалобе обязательно указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место проживания физического лица — налогоплательщика, а для юридического лица — налогоплательщика — его наименование, местонахождение, адрес, на который необходимо направлять решение (ответ) по жалобе;

2) наименование органа государственной налоговой службы, решение которого обжалуется, дата и номер решения;

3) краткое описание ситуации с указанием, в каком порядке и по какому основанию налоговым органом принято решение об аннулировании, была ли соблюдена процедура аннулирования и уведомления субъекта хозяйствования об исключении его из Реестра плательщиков НДС;

4) сведения о подаче или неподаче административного иска в суд об отмене обжалуемого решения налогового органа;

5) требование, которое может быть сформулировано следующим образом: «Отменить акт аннулирования регистрации плательщиком НДС, обязать налоговый орган восстановить регистрацию плательщиком НДС»;

6) подпись физического лица — налогоплательщика, а для юридического лица — налогоплательщика — подпись руководителя либо лица, выполняющего его обязанности. Если жалоба подается представителем, то к ней необходимо приложить копию доверенности;

7) перечень документов, которые прилагаются к жалобе, подтверждают, по мнению субъекта хозяйствования, его право на пребывание в числе плательщиков НДС и указывают на неправомерность решения налогового органа.

Если жалоба оформлена без соблюдения этих требований, она в течение 10 дней будет возвращена заявителю с соответствующими пояснениями о причинах отказа в рассмотрении.

2. Жалоба

подается в порядке подчиненности высшему органу. Так, жалоба на решение городской налоговой инспекции необходимо подавать в областную налоговую.

3.

Жалоба может быть подана в течение одного года с момента принятия обжалуемого решения, но не позднее месяца со времени ознакомления субъекта хозяйствования с принятым решением.

4. Субъект хозяйствования может включить в жалобу требование о предоставлении возможности присутствовать при рассмотрении жалобы и принимать в нем личное участие.

5. Жалоба должна быть рассмотрена в течение не более чем одного месяца со дня ее подачи. Если в указанный срок налоговый орган вложиться не может, руководитель принимает решение о продлении сроков рассмотрения жалобы, о чем сообщает заявителю. Но в любом случае общий срок рассмотрения заявленных в жалобе требований не может превышать 45 дней.

6. По результатам рассмотрения жалобы может быть принято одно из таких решений:

1) об оставлении обжалуемого решения без изменений, а жалобы без удовлетворения;

2) об отмене решения и удовлетворении жалобы;

3) об оставлении жалобы без рассмотрения и возвращении ее заявителю.

7. Решение органа государственной налоговой службы об отмене аннулирования регистрации и отмене акта об аннулировании регистрации плательщика НДС излагается с описанием ситуации, ссылками на

Закон, указанием мотивов и обоснований принятия такого решения, оформляется на бланке и подписывается руководителем налогового органа.

8. Обжалование решения налогового органа в порядке, раскрытом выше, не лишает его права в любой момент обратиться в суд с административным иском.

 

Судебное обжалование

Оспорить правомерность аннулирования регистрации плательщиком НДС можно также в административном суде. Более того, значительная часть налогоплательщиков, обходя процедуру обжалования в вышестоящем налоговом органе (которая не является обязательной), сразу обращается с иском в административный суд, рассчитывая на большую его объективность.

Обжаловать решение налогового органа нужно в

окружном административном суде (ч. 2 ст. 18 КАСУ) по местонахождению налогоплательщика, в чьих интересах подается жалоба (ч. 2 ст. 19 КАСУ) (более подробно об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 93).

Напомним,

подача иска в суд автоматически прекращает процедуру административного обжалования (если таковая инициировалась).

Для того чтобы обжаловать решение налогового органа, в административный суд подается письменное заявление, называемое административным иском. Несколько слов о том, как его составить и подать.

В иске нужно указать

:

1) наименование административного суда, в который подается исковое заявление;

2) имя (наименование) истца, почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые есть;

3) имя (наименование) ответчика, почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если такие известны;

4) содержание исковых требований и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования;

5) в случае необходимости — в иск включается ходатайство истца, т. е. обращение к суду с просьбой совершить определенные действия, которые сам истец совершить не может. Это может быть ходатайство об освобождении от уплаты судебного сбора, о назначении судебной экспертизы, об истребовании доказательств, о вызове свидетелей и др.;

6) перечень документов и других материалов, которые прилагаются.

В качестве искового требования указывается требование

отменить решение налогового органа об аннулировании регистрации плательщика НДС.

Кроме того, в иск можно также включить

требование о взыскании с налогового органа, принявшего оспариваемое решение, средств на возмещение ущерба, причиненного его незаконным решением (ст. 21 КАСУ, п. 8 Обзорного письма ВАСУ от 21.12.2007 г. № 1329/9/1/13-07 «О практике применения административными судами предписаний Кодекса административного судопроизводства Украины в отношении определения юрисдикции административных дел (по материалам дел, рассмотренных в кассационном порядке Высшим административным судом Украины)»). Обосновать его можно ссылкой на ст. 1173 Гражданского кодекса Украины, согласно которой ущерб, причиненный физическому или юридическому лицу незаконными решениями, действием или бездействием органа государственной власти при осуществлении ими своих полномочий, возмещается государством независимо от вины этих органов. При этом суды рассматривают такие иски только при условии, что решение было признано незаконным (см., например, постановление ВСУ от 21.10.2008 г., постановление ВХСУ от 11.06.2008 г. № 15-6/413-06-10919). Субъекту хозяйствования в иске необходимо будет обосновать, что ему был нанесен ущерб в виде упущенной прибыли за период, когда он не мог осуществлять деятельность, поскольку был лишен статуса плательщика НДС. Но вынуждены признать: суды крайне скрупулезно относятся к доказательствам неполучения прибыли и наличия причинной связи между незаконным решением и невозможностью ее получения.

Исковое заявление подписывается истцом или его представителем с указанием даты подписания.

Подать иск можно либо самостоятельно, либо через представителя, полномочия которого на представительство интересов налогоплательщика в суде должны быть подтверждены доверенностью, либо направив иск почтой. Если иск подается представителем, в нем указываются имя представителя, его почтовый адрес, номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются.

Обратиться в суд с жалобой на решение госоргана можно в течение года со дня получения оспариваемого решения

(ч. 2 ст. 99 КАСУ). Однако уже в самое ближайшее время этот срок может сократиться до шести месяцев: со вступлением в силу Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», который был принят Верховной Радой Украины и при условии его подписания Президентом (вероятность чего очень высока, поскольку инициатором принятия данного Закона выступал как раз сам Президент).

Обратим внимание еще на один момент. При подаче административного иска всегда есть возможность обратиться к суду с

ходатайством о приостановлении действия решения налогового органа. Например, если речь идет об обжаловании решения о взыскании налогового долга или налогового решения-уведомления, то такое приостановление выглядит спасительным для налогоплательщика. В рассматриваемом же случае подобное ходатайство вряд ли поможет: дело в том, что на момент обращения налогоплательщика в суд он уже исключен из Реестра плательщиков НДС, а обязать налоговый орган восстановить запись в Реестре на время рассмотрения дела суд не может.

 

Результаты рассмотрения жалобы

Вступившее в силу решение суда либо решение налогового органа об отмене аннулирования регистрации и отмене акта об аннулировании регистрации плательщика НДС — основание для внесения в Реестр плательщиков НДС записи об отмене аннулирования регистрации, которая прошла по инициативе органа государственной налоговой службы.

Как указано в

абзаце третьем п. 25.4 Положения № 79, решение с копиями необходимых документов направляется в ГНАУ для рассмотрения и внесения соответствующих изменений в Реестр. Хотим обратить внимание: несмотря на то что фактические действия по внесению изменений в Реестр плательщиков НДС должна совершить ГНАУ, административный иск все равно должен подаваться в налоговый орган, у которого субъект хозяйствования пребывает на учете в качестве плательщика налогов (см., например, постановления Харьковского окружного административного суда от 23.06.2010 г. по делу № 2а-7023/10/2070, от 14.06.2010 г. по делу № 2а-6663/10/2070).

Однако непонятен юридический механизм такого восстановления, ведь регистрация плательщиком НДС осуществляется путем внесения соответствующей записи в Реестр с формированием по каждой записи отдельного номера Свидетельства, а аннулирование означает исключение соответствующего номера из Реестра. И

Положение № 79 процедуры восстановления аннулированного свидетельства плательщика НДС не предусматривает. На наш взгляд, у субъекта хозяйствования есть все основания действовать следующим образом: законодательство предусматривает возможность восстановления правового статуса, который существовал до нарушения (причем восстанавливается он именно с момента, когда произошло нарушение, а не с момента принятия решения о восстановлении), и препятствием для этого не может служить отсутствие технической возможности восстановить свидетельство НДС с тем же номером плательщика НДС. Юридически получается, что субъект хозяйствования, регистрация которого плательщиком НДС была аннулирована незаконно, ни на минуту этого статуса не лишался и выписанные им в этот период налоговые накладные с прежним номером должны признаваться действительными.

Поэтому в случае отказа налогового органа выдать Свидетельство плательщика НДС с прежним номером субъект хозяйствования может обратиться в суд с просьбой разъяснить порядок восстановления регистрации плательщика НДС (см. определение Донецкого апелляционного административного суда от 04.12.2009 г. по делу № 2-а-25186/09/1270, постановление Винницкого окружного административного суда от 26.11.2008 г. по делу № 2-а-11096/08).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше