Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об осуществлении органами местного самоуправления мероприятий госнадзора (контроля) в сфере торговли

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2010/№ 44
Печать
Письмо от 25.02.2010 г. № 2357

Об осуществлении органами местного самоуправления мероприятий госнадзора (контроля) в сфере торговли

Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 25.02.2010 г. № 2357

 

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел <…> письмо <…> о предоставлении разъяснений относительно особенностей применения Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон о контроле) в ходе осуществления органами местного самоуправления мероприятий государственного надзора (контроля) за субъектами хозяйствования, осуществляющими торговую деятельность на рынках города, и в пределах компетенции сообщает следующее.

Статьей 7 Закона о контроле установлено, что для осуществления планового или внепланового мероприятия орган государственного надзора (контроля) издает

приказ, который должен содержать наименование субъекта хозяйствования, в отношении которого будет осуществляться мероприятие, и предмет проверки.

На основании приказа оформляется

удостоверение (направление) на проведение мероприятия, которое подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственного надзора (контроля) (с указанием фамилии, имени и отчества) и заверяется печатью.

В удостоверении (направлении) на проведение мероприятия, в частности, указываются: название органа государственного надзора (контроля), осуществляющего мероприятие; наименование субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица — предпринимателя, в отношении деятельности которых осуществляется мероприятие; местонахождение субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения, в отношении деятельности которых осуществляется мероприятие; номер и дата приказа, во исполнение которого осуществляется мероприятие.

Также следует отметить, что согласно статье 7 Закона о контроле на основании акта, составленного по результатам осуществления планового мероприятия, в ходе которого выявлено нарушение требований законодательства, в течение пяти рабочих дней со дня завершения мероприятия составляется

предписание, распоряжение или другой распорядительный документ об устранении нарушений, выявленных во время осуществления мероприятия.

Учитывая приведенное, мероприятие государственного надзора (контроля) проводится в отношении конкретного субъекта хозяйствования по процедуре, определенной Законом о контроле. Следовательно, о проведении плановой проверки

лично уведомляется каждый из субъектов хозяйствования, который осуществляет торговую деятельность на территории рынка и в отношении которого осуществляется плановое мероприятие государственного надзора (контроля).

Относительно проблемных вопросов соблюдения процедуры уведомления физического лица — предпринимателя о проведении плановой проверки сообщаем следующее.

В соответствии со статьей 5 Закона о контроле уведомление направляется

заказным письмом или телефонограммой за счет средств органа государственного надзора (контроля) или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под роспись.

Статьей 17 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» предусмотрено, что в Едином государственном реестре должны содержаться, в частности, следующие сведения относительно физического лица — предпринимателя:

— имя физического лица;

— идентификационный номер физического лица — плательщика налогов или номер и серия паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным или другим убеждениям отказываются от принятия идентификационного номера, официально уведомили об этом соответствующие органы государственной власти и имеют отметку в паспорте);

— местожительство;

— виды деятельности.

Кроме того, Правилами торговли на рынках, утвержденными приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственной налоговой администрации Украины, Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 26.02.2002 № 57/188/84/105, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 22.03.2002 под № 288/6576, предусмотрено, что на торговом месте продавца (физического лица — субъекта предпринимательской деятельности) устанавливается табличка с указанием, в частности, его фамилии, имени и отчества, номера свидетельства о государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности и названия органа, осуществившего данную регистрацию.

Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с Законом о контроле

государственный надзор (контроль) — это деятельность уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления, других органов в пределах полномочий, предусмотренных законом, относительно выявления и предупреждения нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечения интересов общества, в частности надлежащего качества продукции, работ и услуг, приемлемого уровня опасности для населения, окружающей природной среды.

Мероприятия государственного надзора (контроля)

— это плановые и внеплановые мероприятия, осуществляемые путем проведения проверок, ревизий, осмотров, обследований и других действий.

Плановые мероприятия осуществляются в соответствии с годовыми или квартальными планами, которые утверждаются органом государственного надзора (контроля).

Орган государственного надзора (контроля) определяет в отнесенной к его ведению сфере критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности.

Критерии, по которым оцениваются степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и периодичность проведения плановых мероприятий, утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению органа государственного надзора (контроля).

Специальные положения о принятии актов Кабинетом Министров Украины содержит Закон Украины «О Кабинете Министров Украины» (далее — Закон о КМУ). В соответствии с частью 1 статьи 52 указанного Закона Кабинет Министров Украины на основе и во исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины издает обязательные для исполнения акты — постановления и распоряжения.

Статьей 53 Закона о КМУ предусмотрено, что право инициативы в принятии актов Кабинета Министров Украины имеют члены Кабинета Министров Украины, центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации.

Инициировать подготовку и принятие актов Кабинета Министров Украины может Президент Украины. Проекты актов Кабинета Министров Украины готовятся министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями. Следует отметить, что органы местного самоуправления в указанном перечне отсутствуют.

Одновременно сообщаем, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 21.05.2009 № 502 «О временных ограничениях в осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» органам и должностным лицам, уполномоченным законами осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности, предусмотрено

до 31 декабря 2010 года, в частности, временно прекратить проведение плановых проверок субъектов хозяйствования, кроме проверок субъектов хозяйствования, которые в соответствии с утвержденными Кабинетом Министров Украины критериями оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности отнесены к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска, и плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением санитарного и налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей).

В то же время норма об установлении моратория на проведение проверок субъектов малого предпринимательства была закреплена еще и на законодательном уровне.

30 декабря 2009 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины об упрощении условий ведения бизнеса в Украине» (далее — Закон № 1759).

Пунктом 2 «Заключительных положений» данного Закона установлен до 1 января 2011 года мораторий:

— на осуществление мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами относительно субъектов малого предпринимательства, кроме:

проведения проверок субъектов малого предпринимательства, хозяйственная деятельность которых отнесена к высокой степени риска, критерии определения которой утверждены Кабинетом Министров Украины в соответствии с требованиями Закона о контроле;

проведения органами государственной налоговой службы плановых и внеплановых выездных проверок (кроме проверок, которые проводятся согласно пунктам 4 и 8 части шестой статьи 111 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине»);

проведения органами Пенсионного фонда Украины плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования с высокой или средней степенью риска;

проведения органами защиты прав потребителей внеплановых проверок по жалобам потребителей.

С учетом того, что в соответствии с Законом о контроле мероприятия государственного надзора (контроля) — это плановые и внеплановые мероприятия, считается, что мораторий установлен как на плановые, так и на внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля).

Следует отметить, что норма Закона № 1759 об установлении моратория на осуществление мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами субъектов малого предпринимательства имеет императивный характер, то есть четко определены правила поведения, категоричные предписания, запрет иных, нежели предусмотренные, действий.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии со статьей 3 Закона о контроле одним из основных принципов государственного надзора (контроля) является принцип недопустимости дублирования полномочий органов государственного надзора (контроля).

Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия по государственному надзору (контролю) за соблюдением законодательства в сфере торговли, дублируют полномочия других органов государственного надзора (контроля).

Принимая во внимание указанное и учитывая требования Закона о контроле, Закона № 1759 и постановления № 502, по мнению Госкомпредпринимательства, органы местного самоуправления на данный момент не должны осуществлять мероприятия государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства в сфере торговли

.

 

Председатель А. Кужель



комментарий редакции

Проверки торговцев на рынках: позиция Госкомпредпринимательства

Комментируемое письмо интересно сразу несколькими выводами.

Во-первых, Госкомпредпринимательства небезосновательно обращает внимание на то, что проверки субъектов хозяйствования, осуществляющих торговую деятельность на рынке, должны проходить с соблюдением общих требований к порядку проведения проверок. Одно из них — обязательное

уведомление субъекта хозяйствования о плановой проверке. Речь, безусловно, идет о ситуации, когда проверяется деятельность торгующих на рынке субъектов, а не деятельность рынка как самостоятельного субъекта хозяйствования.

Ссылка же контролирующих органов на то, что место торговли на рынке не может считаться местонахождением субъекта хозяйствования, а значит уведомление о проверке направить невозможно, также выглядит малоубедительной. Направлять уведомление о проверке на торговое место на рынке действительно нет ни смысла, ни возможности, учитывая то, что самостоятельного адреса оно не имеет.

Уведомление должно быть направлено на тот адрес, по которому субъект хозяйствования зарегистрирован, либо, если это физлицо-предприниматель, по его месту жительства. Эту информацию можно получить из Единого госреестра. Впрочем, Госкомпредпринимательства предлагает еще один вариант, которым при желании могут воспользоваться контролирующие органы, — уведомление можно вручить лично предпринимателю, если торговлей на рынке занимается он сам.

Если у проверяющих не будет доказательств направления уведомления о плановой проверке субъекту хозяйствования, торгующему на рынке, он имеет право не допустить их к проверке. И хотя письмо посвящено проверкам, которые проводятся органами местного самоуправления, изложенное может быть полезно в отношениях с любым контролирующим органом.

Второе, на что следует обратить внимание, — вывод Госкомпредпринимательства о том, что

мораторий на проверки , введенный постановлением Кабмина от 21.05.2009 г. № 502 «О временных ограничениях в отношении осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» (далее — постановление № 502), продолжает действовать, несмотря на вступление в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины об упрощении условий ведения бизнеса в Украине» от 15.12.2009 г. № 1759-VI (далее — Закон № 1759). Напомним, в соответствии с последним до 01.01.2011 г. установлен мораторий на проверки в сфере хозяйственной деятельности, проводимые органами государственной власти и местного самоуправления в отношении субъектов малого предпринимательства. Следует сказать, что Закон № 1759 значительно более сдержан в ограничении полномочий проверяющих по сравнению с постановлением № 502:

ограничения касаются только проверок, проводимых в отношении субъектов малого предпринимательства, деятельность которых отнесена к средней либо низкой степени риска;

— предусмотренный Законом № 1759 мораторий не распространяется на плановые и внеплановые проверки органов налоговой службы и органов ПФУ, внеплановые проверки управлений по защите прав потребителей.

На наш взгляд, поскольку Закон № 1759 и постановление № 502, имея одинаковый предмет регулирования — введение временных ограничений по проведению проверок контролирующими органами, устанавливают разные правила, приоритет следует отдать Закону № 1759, а постановление № 502 в части установления моратория на проверки считать не действующим (к тому же, изначально реальная сила вводимого им моратория ставилась судами под сомнение, поскольку он был введен подзаконным актом). Однако Госкомпредпринимательства предлагает иначе смотреть на возникшую коллизию и считать постановление № 502 не противоречащим, а дополняющим Закон № 1759. Если субъекты хозяйствования возьмут на вооружение эту позицию и, например, не будут допускать к плановым проверкам все контролирующие органы, за исключением налоговой службы, ПФУ и СЭС, вряд ли они найдут поддержку своих действий в суде.

И еще один вывод комментируемого письма:

органы местного самоуправления на данный момент не должны осуществлять мероприятия государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства в сфере торговли. Аргументами Госкомпредпринимательства на этот счет стало то, что: 1) органы местного самоуправления, осуществляя проверки соблюдения законодательства о торговле, дублируют полномочия других контролирующих органов, что недопустимо*; 2) мораторий на проверки действует и в отношении проверок органов местного самоуправления; 3) у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия на инициирование принятия постановления Кабмина, что делает процедурно невозможным утверждение критериев риска, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проверок.

* Аналогичный вывод в отношении проверок органами местного самоуправления соблюдения законодательства о труде Госкомпредпринимательства делал в своем письме от 09.10.2009 г. № 12268.

Каким бы заманчивым это не казалось, но и с выводом о неправомерности проверок органов местного самоуправления вынуждены не согласиться: 1) за органами местного самоуправления закреплен ряд полномочий, среди которых

установление правил торговли на рынках и контроль за их соблюдением (п. 44 ч. 1 ст. 26, ст. 30 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР); в пределах этих полномочий органы местного самоуправления не дублируют другие госорганы и могут осуществлять проверки; 2) мораторий действительно распространяется на проверки, проводимые органами местного самоуправления, но действует он только по отношению субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность с низкой либо средней степенью риска; на проверки других субъектов хозяйствования запрет не установлен; 3) отсутствие критериев оценки риска от осуществления хозяйственной деятельности, подлежащей проверке органами местного самоуправления, не запрещает проведение проверок, а лишь приводит к тому, что плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в пять лет.

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше