Об уменьшении размера уставного капитала ООО
Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 13.04.2010 г. № 4573
Госкомпредпринимательства дополнительно к письму от 24.02.2010 № 2267, касающемуся уровня, до которого может быть уменьшен размер уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью, сообщает следующее.
В соответствии с частью первой статьи 52 Закона Украины «О хозяйственных обществах» в обществе с ограниченной ответственностью создается уставный (складочный) капитал, размер которого должен быть не меньше суммы, эквивалентной одной минимальной заработной плате,
действующей на момент создания общества с ограниченной ответственностью.Как следует из статьи 144 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ), в соответствии с уставным капиталом определяется минимальный размер имущества общества, гарантирующий интересы его кредиторов.
Размер уставного капитала общества не может быть меньше размера, установленного законом. Уменьшение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью допускается после уведомления в порядке, установленном законом, всех его кредиторов. В этом случае кредиторы имеют право требовать досрочного прекращения или выполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.Частью первой статьи 8 ГКУ определено, что если гражданские отношения не урегулированы этим Кодексом, другими актами гражданского законодательства или договором, они регулируются правовыми нормами этого Кодекса, других актов гражданского законодательства, регулирующих подобные по содержанию гражданские отношения (аналогия закона).
Согласно части третьей статьи 157 ГКУ уменьшение акционерным обществом уставного капитала ниже установленного законом размера приводит к ликвидации общества.
При решении вопроса по существу следует также учитывать, что в соответствии с частью третьей статьи 5 ГКУ, если гражданские отношения возникли раньше и регулировались актом гражданского законодательства, утратившим силу, новый акт гражданского законодательства применяется к правам и обязанностям, возникшим с момента вступления им в силу.
Учитывая важность затронутого вопроса, Госкомпредпринимательства обратился в Министерство юстиции Украины с просьбой выразить свою точку зрения, на что письмом от 01.04.2010 № 3245-0-33-10-19 получил ответ.
Позиция Госкомпредпринимательства подтверждается, а именно общество с ограниченной ответственностью
может уменьшить размер уставного капитала до минимального размера, установленного законом на момент создания общества.Предоставленные этим письмом разъяснения просим срочно довести до сведения государственных регистраторов для учета и использования в работе.
Заместитель председателя С. Третьяков
Минимальный размер уставного фонда ООО
Каждое хозяйственное общество должно иметь
уставный фонд, требования к минимальному размеру которого устанавливаются законодательством. Данное требование настолько привычно, что уже давно никто не задумывается над целью его введения. Если все же вспомнить о назначении уставного фонда, то основная его функция — служить минимальной гарантией платежеспособности хозобщества для его контрагентов.Чтобы эта гарантия не становилась простой формальностью, на хозобщества возложена обязанность обеспечивать соответствие стоимости чистых активов размеру уставного фонда. Об этой обязанности помнят наверняка все АО и ООО, поскольку действующее законодательство в качестве возможного последствия ее невыполнения предусматривает ликвидацию общества (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 101).
Так, согласно ч. 4 ст. 144 Гражданского кодекса Украины,
если после окончания второго и каждого следующего финансового года стоимость чистых активов ООО окажется меньше уставного фонда, общество обязано объявить об уменьшении своего УФ и зарегистрировать соответствующие изменения в уставе в установленном порядке, если участники не приняли решения о внесении дополнительных вкладов. Если стоимость чистых активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.Аналогичные последствия несоответствия стоимости чистых активов минимальному размеру уставного фонда, если оно не будет устранено в течение 10 месяцев с даты его наступления (т. е. окончания финансового года), предусмотрены и для акционерных обществ (ч. 3 ст. 14 Закона Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.2008 г. № 514-VI).
Необходимость в разъяснении со стороны Госкомпредпринимательства, казалось, знакомых всем положений законодательства возникла в связи с тем, что
с 30.12.2009 г. Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по упрощению условий ведения бизнеса в Украине» от 15.12.2009 г. № 1759-VI требования к минимальному размеру уставного фонда для ООО были значительно снижены — со ста минзарплат до одной.Указанные законодательные изменения, видимо, как раз и повлекли за собой вопрос, каким минимальным размером уставного фонда следует руководствоваться обществам с ограниченной ответственностью, зарегистрированным до 30.12.2009 г.
Ответ Госкомпредпринимательства —
минимальный размер, до которого может быть уменьшен уставный фонд ООО и с которым необходимо сравнивать стоимость чистых активов, определяется на момент создания общества .На наш взгляд, вывод правильный. Но те субъекты хозяйствования, для которых вопрос стоит остро, могут использовать следующий аргумент, чтобы попытаться с его помощью избежать угрозы ликвидации в случае ее возникновения. В ч. 4 ст. 144 ГКУ, где говорится о том, что стоимость чистых активов общества не должна быть меньше определенного законом минимального размера уставного фонда, а иначе общество подлежит ликвидации, нет строгого указания, на какой момент необходимо определять такой размер — на момент создания общества или на момент сравнения со стоимостью чистых активов. Поскольку это та величина, с которой сравнивается уставный фонд на момент создания ООО, то следует предположить, что и для целей определения того, соблюдает ли ООО требования к стоимости чистых активов, также должна применяться именно она. Такой вывод логичен и мы полностью его поддерживаем. Однако в данном случае мы имеем особую ситуацию: требования к чистым активам ООО, зарегистрированных до 30.12.2009 г., и к ООО, которые создаются после этой даты, отличаются в 100 раз. Это существенно.
Ликвидация, если она инициируется уполномоченным государственным органом, должна рассматриваться как административно-хозяйственная санкция (отмена государственной регистрации и ликвидация субъекта хозяйствования названы среди админхозсанкций, перечисленных в ст. 239 Хозяйственного кодекса Украины). Следовательно, можно говорить о том, что, снизив требования к минимальному размеру уставного фонда, законодатель смягчил ответственность за невыполнение требований к стоимости чистых активов. А в той же ст. 5 Гражданского кодекса Украины допускается обратное действие акта гражданского законодательства (которым в рассматриваемом случае можно считать закон, снижающий требования к минимальному размеру уставного фонда ООО), если он смягчает либо отменяет гражданскую ответственность лица.
Елена Уварова