Налоговые последствия для предприятия в случае ликвидации банка
Банк, в котором обслуживается предприятие, ликвидируется. В этом банке на текущем счете предприятия осталась определенная сумма средств в национальной валюте, которую, вероятнее всего, не удастся получить из-за недостаточности имущества банка. Можно ли считать такие средства безнадежной задолженностью и включить их в валовые расходы?
(г. Киев)
По правилам, установленным
ст. 89 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III (далее — Закон № 2121), со дня принятия НБУ решения об отзыве лицензии или собственником банка решения о его ликвидации ликвидатор публикует объявление об открытии ликвидационной процедуры в газетах «Урядовий кур'єр» или «Голос України».В течение
одного месяца со дня опубликования такого объявления кредиторы имеют право заявить ликвидатору о своих требованиях к банку.По окончании этого срока ликвидатор
прекращает прием требований кредиторов (ст. 93 Закона № 2121).Ликвидатор в течение трех месяцев со дня опубликования объявления о начале ликвидационной процедуры определяет сумму задолженности каждому кредитору и относит требования к определенной очереди погашения, а также включает требования кредиторов к ликвидируемому банку в соответствующий перечень (реестр).
Требования, заявленные после окончания срока, установленного для их подачи, не рассматриваются и считаются
погашенными. Также погашенными считаются требования, не удовлетворенные в связи с недостаточностью имущества (ст. 96 Закона № 2121).Таким образом, чтобы иметь возможность претендовать на получение средств, хранящихся на текущем счете в банке, предприятие должно заявить ликвидатору о своих требованиях к банку в течение одного месяца со дня опубликования объявления об открытии ликвидационной процедуры.
Если такие действия не выполнить или выполнить с опозданием, на получение денег от банка-должника можно не рассчитывать — требования будут считаться погашенными.
Теперь, собственно, о том, как поступать с суммой задолженности в налоговом учете.
Согласно
п.п. 5.2.8 Закона о налоге на прибыль у предприятия есть возможность включить в состав своих валовых расходов суммы безнадежной задолженности в части, не отнесенной на валовые расходы, если соответствующие меры по взысканию таких долгов не привели к положительному результату.Чтобы воспользоваться этой нормой, нужно знать, что представляет собой безнадежная задолженность. В соответствии с
п. 1.25 Закона о налоге на прибыль безнадежной считается, в частности, задолженность, оказавшаяся непогашенной вследствие недостаточности имущества физического лица — субъекта предпринимательской деятельности или юридического лица, объявленных банкротами в порядке, установленном законом, или при их ликвидации (снятии с регистрации как субъекта предпринимательской деятельности).Здесь нужно обратить внимание на такой нюанс. Согласно
ст. 96 Закона № 2121 требования кредитора, не удовлетворенные в связи с недостаточностью имущества, считаются погашенными. Вместе с тем Закон о налоге на прибыль в качестве одного из критериев признания задолженности безнадежной упоминает о непогашенной задолженности, а такая задолженность в понимании Закона № 2121, повторяем, считается погашенной. Тем самым в данном случае мы имеем дело с расхождением терминологии в этих двух законах. То есть задолженность, непокрытая по причине недостаточности имущества ликвидируемого банка, которая в Законе № 2121 расценивается как погашенная, для налогового учета считается непогашенной безнадежной задолженностью. Следовательно, в налоговом учете налогоплательщик вправе применить к ней соответствующие правила налогообложения безнадежной задолженности, установленные п.п. 5.2.8 Закона о налоге на прибыль, если, конечно, своевременно заявил о своих требованиях ликвидатору.Имейте в виду следующее. О том, что задолженность окажется непогашенной, достоверно станет известно лишь
по окончании процедуры ликвидации банка — с момента внесения записи об этом в Государственный реестр банков после утверждения отчета ликвидатора (ст. 98 Закона № 2121). Таким образом, именно это событие и будет важным для налогообложения, поскольку оно определяет задолженность должника как безнадежную и именно на дату такого события предприятие сможет увеличить свои валовые расходы.К сведению: процедура ликвидации банка согласно
ст. 88 Закона № 2121 должна быть завершена не позднее трех лет со дня отзыва банковской лицензии. Но НБУ имеет право продлить эту процедуру на срок до одного года, а процедуру ликвидации системообразующих банков — на срок до двух лет.Если кредитор
не принял никаких мер по взысканию задолженности с ликвидируемого должника, то оставшуюся непогашенной задолженность он не вправе будет рассматривать как безнадежную, ведь она остается непогашенной не из-за недостаточности имущества должника, а по другой причине — из-за бездействия кредитора. Не следует в таком случае дожидаться и истечения сроков исковой давности, поскольку согласно ст. 609 ГКУ с ликвидацией юридического лица обязательство прекращается. Это означает, что суммам, «зависшим» на текущем счете в ликвидируемом банке, дорога в валовые расходы закрыта.
Наталья Белова, экономист-аналитик