Темы статей
Выбрать темы

Право. Нужно ли подавать декларацию о доходах физлицу — учредителю хозобщества?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Нужно ли подавать декларацию о доходах физлицу — учредителю хозобщества?

 

Обязательно ли физическому лицу — учредителю декларировать взносы в уставный фонд? Действует ли ст. 86 Хозяйственного кодекса Украины, предусматривающая необходимость декларирования доходов и имущества физлица? Какие штрафные санкции предусмотрены за непредоставление такой декларации?

(г. Донецк)

 

Для начала напомним содержание нормы, в отношении которой задан вопрос.

Согласно ч. 3 ст. 86 ХКУ финансовое состояние учредителей — юридических лиц в части их способности осуществить соответствующие взносы в уставный фонд хозяйственного общества в случаях, предусмотренных законом, должно быть проверено независимым аудитором (аудиторской организацией) в установленном порядке, а имущественное состояние учредителей-граждан должно быть подтверждено декларацией об их доходах и имуществе, заверенной соответствующим налоговым органом.

Прежде всего следует ответить на вопрос с какой целью устанавливалась данная обязанность. В той же ч. 3 ст. 86 ХКУ говорится о запрете использования для формирования уставного фонда хозобщества бюджетных средств, средств, полученных в кредит и под залог, кроме случаев, установленных законом для банков и других финансовых учреждений, а также случаев, предусмотренных Законом Украины «О первоочередных мерах по предупреждению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» в течение срока его действия.

Поэтому в целом из содержания ч. 3 ст. 86 ХКУ можно сделать вывод, что необходимость проверки финсостояния учредителей-юрлиц и подтверждения имущественного состояния учредителей-физлиц предусмотрена как механизм, с помощью которого можно установить, не формируется ли уставный фонд с помощью бюджетных средств, средств, полученных в кредит и под залог. Именно на эту цель указывают налоговые органы, подавая иски с требованием обязать физических лиц — учредителей задекларировать доходы со ссылкой на ст. 18 Закона № 889. В соответствии с ней годовая декларация об имущественном состоянии и доходах (налоговая декларация) подается налогоплательщиком, обязанным подавать такую декларацию в соответствии с нормами этого Закона либо других законов. Таким «другим» законом налоговые органы считают ХКУ (см., например, разъяснение на сайте ГНА в Волынской области http://www.vl-sta.gov.ua/article/2076.html). При этом заверить декларацию с целью реализации ч. 3 ст. 86 ХКУ налоговый орган должен путем проставления оттиска печати и подписи руководителя (уполномоченного лица) налогового органа (см. письмо ГНАУ от 01.10.2007 г. № 4781/П/17-0715).

Однако суды в удовлетворении подобных требований налоговиков отказывают по следующим основаниям:

1) ни Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII (далее — Закон № 509), ни Закон № 889 таким полномочием, как обращение в суд с требованием обязать налогоплательщика подать декларацию о доходах и имуществе, налоговые органы не наделяет (см., например, постановления Запорожского административного окружного суда от 30.09.2009 г. № 2а-4911/09/0870, Днепропетровского административного окружного суда от 10.08.2009 г. № 2-а-8379/09/0470, Окружного административного суда АРК от 05.10.2009 г. № 2а-5165/09/6/0170, определение Харьковского апелляционного админсуда от 28.10.2009 г. № 2-а-40050/09/2070). Более того, в компетенцию налоговых органов не входит осуществление контроля за формированием уставных фондов хозяйственных обществ (определение ВАСУ от 14.06.2006 г. № К-7214/06);

2) обязанность подачи декларации о доходах и имуществе предусмотрена ХКУ, который направлен на регулирование хозяйственных отношений, и поэтому предусмотренные им обязанности на налоговые правоотношения распространяться не могут;

3) если физическое лицо выполнило предусмотренные

Законом № 889 обязанности (им была подана годовая налоговая декларация либо в случае, когда данная обязанность считается выполненной, поскольку физлицо получало доходы исключительно от налоговых агентов), обязать его подавать дополнительную отчетность о доходах нет оснований (постановление Днепропетровского окружного админсуда от 01.12.2009 г. № 2-а-11124/09/0470);

4) физическое лицо — учредитель хозобщества не охватывается определением налогоплательщика, которое приведено в

Законе № 889, а потому на него не может распространяться обязанность подачи налоговой декларации в порядке, предусмотренном этим Законом. Кроме того, Закон № 889 предусматривает необходимость подачи декларации об имущественном состоянии и доходах, а ст. 86 ХКУ декларацию о доходах и имуществе, т. е. названия документов не совпадают. Действующее же законодательство предусматривает порядок подачи и ответственность за неподачу либо несвоевременную подачу именно декларации об имущественном состоянии и доходах, а не декларации о доходах и имуществе (см. постановление Окружного админсуда АРК от 19.02.2010 г. № 2а-10959/09/8/0170);

5) то, что налоговые органы рассматривают обязанность физического лица — учредителя задекларировать свое имущественное состояние как возможность проконтролировать, осуществляется ли взнос в уставный фонд из доходов физлица, которые задекларированы и с которых был уплачен налог, суды также считают неправомерным, поскольку у налоговых органов нет полномочий определять уровень доходов физлица по его расходам, так как

непрямые методы определения доходов физического лица законодательством не предусмотрены (постановление Окружного админсуда АРК от 19.02.2010 г. № 2а-10959/09/8/0170).

От себя добавим, что

ХКУ, указывая на необходимость подтверждения способности физлица-учредителя сделать взнос, говорит о том, что декларация должна быть заверена налоговым органом, а не подана ему . Поэтому, даже если исходить из строгого прочтения ч. 3 ст. 86 ХКУ, получается, что налоговый орган в данной ситуации выполняет чисто техническую функцию и полномочий требовать подачи ему декларации у него нет.

Не может потребовать декларацию о доходах и имуществе и государственный регистратор

, так как в ст. 24 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV (далее — Закон № 755) закреплен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены для осуществления государственной регистрации юридического лица (см. письмо Госкомпредпринимательства от 30.08.2004 г. № 5865). Какой-либо документ, подтверждающий имущественное состояние учредителей, в этом перечне не назван (см. также постановление Окружного админсуда АРК от 19.02.2010 г. № 2а-10959/09/8/0170).

Необходимо также ответить на вопрос, не может ли невыполнение требований

ст. 86 ХКУ стать основанием для принудительной ликвидации хозяйственного общества. Для начала вспомним, кто может стать инициатором такой ликвидации (см. «Ликвидация хозобщества по решению суда: обзор судебной практики» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 94, с. 37):

— в исключительном перечне полномочий

госрегистратора, который приведен в ч. 1 ст. 6 Закона № 755, такие полномочия не названы;

участники хозобщества имеют право обратиться в суд с требованием о ликвидации хозобщества (ч. 2 ст. 110 ГКУ), однако суды удовлетворяют подобные требования при одновременном наличии таких условий: 1) на момент рассмотрения дела учредительные документы хозобщества не соответствуют требованиям законодательства; 2) нарушения, допущенные при принятии и утверждении учредительных документов, не могут быть устранены; 3) соответствующие положения учредительных документов нарушают права или охраняемые законом интересы истца (см. п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 24.10.2008 г. «О практике рассмотрения судами корпоративных споров»); в рассматриваемой нами ситуации данные условия отсутствуют;

— согласно

п. 17 ст. 11 Закона № 509 органы государственной налоговой службы имеют право обращаться в предусмотренных законом случаях в судебные органы с заявлением (исковым заявлением) об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности. Однако неподтверждение имущественного состояния учредителей-граждан путем предоставления декларации об их доходах и имуществе, заверенной соответствующим налоговым органом, среди возможных оснований инициации налоговиками ликвидации хозобщества законодательством не называется;

органы прокуратуры, призванные осуществлять надзор за соблюдением законодательства и при выявлении нарушений предпринимать меры по их устранению.

Как показал анализ законодательства, при создании хозобщества декларация о доходах и имуществе физлица-учредителя ни налоговым органам, ни государственному регистратору подаваться не должна. Получается, идея установления данной обязанности была в том, чтобы на руках у учредителя остался документ, подтверждающий его способность сделать взнос в уставный фонд.

Повсеместная практика такова, что создание хозяйственных обществ происходит без предоставления подобных документов. В связи с этим есть угроза того, что органы прокуратуры могут попытаться обосновать, что в такой ситуации есть

основания для ликвидации хозяйственного общества. Однако если обратиться к исчерпывающему перечню оснований принудительной ликвидации юрлиц, то единственным близким по содержанию основанием можно считать следующее — при создании юрлица допущены нарушения, не подлежащие устранению. Суды крайне строго относятся к возможности его применения, стараясь использовать любую возможность для устранения допущенных нарушений. Поэтому непредоставление физическим лицом — учредителем декларации о доходах и имуществе, заверенной соответствующим налоговым органом, в качестве неустранимого нарушения ими рассматриваться не будет. Более того, суды придерживаются позиции, что данное основание ликвидации может применяться исключительно в тех случаях, когда допущенное нарушение могло стать основанием для отказа в регистрации юрлица. А предоставления учредителем — физическим лицом декларации о его доходах и имуществе, заверенной соответствующим налоговым органом, как мы уже указывали, при госрегистрации юрлица не требуется.

Кроме того, напомним, что ликвидация является одним из видов административно-хозяйственных санкций, а значит возможность обращения в суд уполномоченных на это госорганов с требованием ликвидировать общество ограничена предусмотренными

ст. 250 ХКУ сроками. Напомним, в соответствии с ней админхозсанкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения субъектом хозяйствования установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом. К сожалению, примеров применения судами данной нормы в делах о принудительной ликвидации юрлиц нет, поэтому говорить о том, как сложится практика, рано.

В целом, можно сделать вывод, что действующее законодательство не только

не предусматривает механизма выполнения учредителями-гражданами обязанности подтвердить имущественное состояние декларацией об их доходах и имуществе, но и не устанавливает каких-либо негативных последствий за ее невыполнение.

 

Елена Уварова, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше