Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Анализ ошибок. Не учли изменение госбюджетного коэффициента индексации ставок земельного налога

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2010/№ 47
Печать
Статья

Не учли изменение госбюджетного коэффициента индексации ставок земельного налога: исправляем ошибку

 

Ситуация

В собственности предприятия находится земельный участок площадью 1,5 га, расположенный в пределах населенного пункта с численностью населения до 10 тыс. чел., денежная оценка земель которого не проведена. Годовая сумма земельного налога за этот участок, указанная в налоговом Расчете на 2010 год, составляет 6975,00 грн. (15000 кв. м х 0,15 грн./кв. м х 3,1). Бухгалтер предприятия не предоставил в установленные сроки новый отчетный Расчет по земельному налогу за такой участок в связи с увеличением с 30.04.2010 г. Законом о госбюджете на текущий год коэффициента индексации ставок земельного налога. Ошибка обнаружена 29 мая.

 

Нарушение

Предприятием нарушена

ст. 7 Закона Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII (далее — Закон о плате за землю // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 6), в соответствии с которой ставки земельного налога за земельные участки, денежная оценка которых не произведена, установленные ч. 2 этой статьи, применяются с учетом коэффициентов индексации, определенных Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

 

Анализ ситуации

При расчете земельного налога необходимо учитывать, что

Законом о плате за землю установлены разные виды ставок земельного налога в зависимости от расположения земельных участков и их целевого назначения (подробно см. в статье «Составляем отчетность по земельному налогу» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 6). В частности, для земель населенных пунктов ставки налога зависят от того, проведена или нет денежная оценка таких земель.

Отметим, что определяющим здесь будет не наличие либо отсутствие справки о денежной оценке конкретного участка у его землепользователя (собственника), а

наличие такой оценки в отношении всех земель этого населенного пункта, которая должна производиться по решению органа местного самоуправления*.

* По информации Госкомзема, размещенной на его официальном сайте (http://dkzr.gov.ua/), по состоянию на 1 апреля 2010 года из общего количества населенных пунктов по Украине 29815 (площадью 7437,3 тыс. га) нормативная денежная оценка земель проведена по 24728 населенным пунктам (на площади 6354,08 тыс. га), что составляет 82,9 % от количества населенных пунктов и 85,4 % от их общей площади.

Для населенных пунктов, где денежная оценка земель

не произведена, ч. 2 ст. 7 Закона о плате за землю установлены средние ставки земельного налога в гривнях за 1 кв. м. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 12 ст. 7 Закона о плате за землю ставки земельного налога, приведенные в ч. 2 этой статьи, применяются с учетом коэффициентов индексации, определенных Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Статьей 14 Закона о плате за землю

предусмотрено, что плательщики земельного налога (кроме граждан) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года подают в соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам.

Определенное в расчете на текущий год налоговое обязательство по земельному налогу

уплачивается равными частями за базовый налоговый (отчетный) период, который равен календарному месяцу, ежемесячно на протяжении 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца (ст. 17 Закона о плате за землю).

Ввиду того что до наступления предельного срока предоставления отчетности по земельному налогу на 2010 год закон о госбюджете не был принят, при составлении такой отчетности плательщикам следовало применять

прошлогодний повышающий коэффициент, равный 3,1, который был установлен ст. 63 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI. Основанием для этого являлась норма ч. 4 ст. 46 Бюджетного кодекса Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III, предписывающая до принятия закона о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период налоги, сборы (обязательные платежи) и другие поступления взимать согласно такому закону на предыдущий бюджетный период.

Со вступлением в силу с 30 апреля 2010 года

Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.2010 г. № 2154-VІ (далее — Закон о Госбюджете-2010 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 36-37) возникла необходимость внесения соответствующих корректировок в ранее поданную отчетность по земельному налогу. Объясняется это тем, что ст. 62 Закона о госбюджете-2010 на текущий год установлен повышающий коэффициент к ставкам земельного налога по населенным пунктам, денежная оценка земель которых не проведена, равный 3,2.

Разъяснения по порядку индексации в 2010 году ставок земельного налога за земли, денежная оценка которых не проведена, после даты вступления в силу

Закона о Госбюджете-2010 даны в письме ГНАУ от 19.05.2010 г. № 9771/7/15-0717 (см. на с. 8 сегодняшнего номера). Там, в частности, указывается, что новый коэффициент индексации (3,2) ставок земельного налога в населенных пунктах, денежная оценка земель которых не проведена, применяется с 30 апреля 2010 года, т. е. налоговые обязательства по земельному налогу, рассчитанные до этой даты с применением прошлогоднего коэффициента 3,1, не пересчитываются.

В соответствии с

п. 5 Порядка подачи налогового расчета земельного налога, утвержденного приказом ГНАУ от 26.10.2001 г. № 434 (далее — Порядок № 434), в случае изменения в течение года денежной оценки земли, функционального использования земли, наступления другого изменения или выявления ошибок, изменяющих сумму земельного налога за отчетный(е) месяц(ы), плательщик налога подает новый отчетный Расчет с исправленными показателями за такой(ие) отчетный(е) месяц(ы) в сроки, установленные п.п. 4.1.4 «а» Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III (далее — Закон № 2181), без применения штрафов, установленных п. 17.2 этого Закона, т. е. в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца.

На основании вышеизложенного и исходя из условий примера получаем, что сумма земельного налога после увеличения повышающего госбюджетного коэффициента должна равняться:

за апрель 2010 года

(6975 грн. : 12 мес.) х 29 дн. : 30 дн. + (6975 грн. : 12 мес.) х (3,2 : 3,1) х 1 дн. : 30 дн. =

581,88 грн. вместо 581,25 грн.;

— помесячно

за май — декабрь 2010 года

(6975 грн. : 12 мес.) х (3,2 : 3,1) =

600,00 грн. вместо 581,25 грн.

В связи с этим

неподача до 20 мая 2010 года нового отчетного Расчета земельного налога привела к занижению налоговых обязательств по нему за апрель на сумму 0,63 грн. (581,88 грн. - 581,25 грн.).

Заметим, что говорить о таком нарушении, как

непредоставление декларации, и применять к предприятию соответствующую финансовую санкцию в размере 170 грн., установленную п.п. 17.1.1 Закона № 2181, в данном случае у налоговиков оснований нет*. Это связано со спецификой декларирования налоговых обязательств по земельному налогу, которая заключается в том, что обязанность по их декларированию считается выполненной до конца текущего года в случае, как было указано выше, подачи до 1 февраля этого года налоговой декларации на текущий год (см. последний абз. п.п. 4.1.4 Закона № 2181).

* Хотя они и пытаются это делать, о чем свидетельствуют обращения наших читателей.

Дополнительно задекларировать земельный налог в текущем году

землепользователю в обязательном порядке следует только в случае, если в течение года у него возникает право собственности и/или право пользования землей. В этой ситуации необходимо в течение месяца со дня возникновения такого права подать отчетный Расчет за вновь отведенные земельные участки (см. п. 4 Порядка № 434, а также письмо ГНАУ от 15.05.2007 г. № 9586/7/15-0717, п. 3 письма ГНАУ от 10.07.2009 г. № 14447/7/15-0617 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 85 и п. 2 Обобщающего налогового разъяснения о плате за землю с юридических лиц, утвержденного приказом ГНАУ от 25.03.2010 г. № 186 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 29).

Любые

дальнейшие уточнения или изменения сумм земельного налога в течение года (как в годовом Расчете земельного налога, так и в Расчете за вновь отведенные земельные участки) производятся путем подачи нового отчетного либо уточняющего Расчетов (подробнее см. раздел «Исправление ошибок» статьи «Составляем отчетность по земельному налогу» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 6). Причем по общим правилам подачи таких Расчетов, установленным п. 17.2 Закона № 2181 (с учетом особенностей декларирования налоговых обязательств по земельному налогу), подача нового отчетного Расчета производится для внесения изменений в годовую отчетность по этому налогу, влияющих на его сумму за текущий или будущий(е) отчетный(е) месяц(ы). Такой Расчет, как отмечалось ранее, подается в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным. При этом 5 % самоштраф, установленный п. 17.2 Закона № 2181, не применяется.

Если же указанный в предыдущем абзаце срок пропущен, то при обнаружении какой-либо ошибки, влияющей на ранее определенную сумму налога предыдущих отчетных периодов, необходимо предоставить

уточняющий Расчет. В случае занижения налогового обязательства вместе с таким уточняющим налоговым Расчетом необходимо уплатить возникшую в результате недоимку вместе с 5 % штрафом от суммы недоплаты. Дополнительно отметим, что согласно п. 17.2 Закона № 2181 при самостоятельном доначислении суммы налоговых обязательств административные штрафы не налагаются.

Наконец, если плательщик налогов не подает в соответствующие сроки ни новый отчетный, ни уточняющий Расчеты земельного налога, то

налоговый орган сможет проверить достоверность исчисления земельного налога за текущий год таким плательщиком только в ходе его документальной проверки.

Как известно, в соответствии с

Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII проверки органов ГНС, в зависимости от порядка их осуществления, делятся на документальные невыездные (они же — камеральные) и выездные. Последние, в свою очередь, могут быть плановыми и внеплановыми. Однако для проведения как плановой, так и особенно внеплановой проверки у налоговиков должны быть соответствующие основания, о чем подробно можно прочитать в статье «Основания для проверок налоговыми органами» («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 30).

Если выяснится, что данные документальной проверки результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении суммы его налоговых обязательств, заявленных в налоговом расчете, контролирующий орган самостоятельно доначислит сумму налогового обязательства, как того требует

абз. «б» п.п. 4.2.2 Закона № 2181. При этом согласно п.п. 17.1.3 данного Закона налогоплательщик обязан уплатить штраф в размере 10 % от суммы недоплаты (занижения суммы налогового обязательства) за каждый из налоговых периодов, установленных для внесения земельного налога, начиная с налогового периода, на который приходится такая недоплата, и заканчивая налоговым периодом, в котором налогоплательщик получает налоговое уведомление от контролирующего органа. Сумма штрафа в данном случае должна быть не более 50 % суммы недоплаты и не менее 170 грн. совокупно за весь срок недоплаты независимо от количества истекших налоговых периодов.

Несколько слов о возможности выявления недостоверных сведений в отчетности по земельному налогу при

камеральной проверке. В соответствии с абз. «в» п.п. 4.2.2 Закона № 2181 камеральной считается проверка, проводимая контролирующим органом исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях, без проведения каких-либо других видов проверок налогоплательщика. Если вследствие проведения камеральной проверки налоговики выявляют арифметические либо методологические ошибки в предоставленной налогоплательщиком налоговой декларации, которые привели к занижению или завышению суммы налогового обязательства, контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму налогового обязательства налогоплательщика.

Размер штрафа, который при этом грозит налогоплательщику, определен

п.п. 17.1.4 Закона № 2181 и составляет 5 % от суммы доначисленного налогового обязательства, но не менее одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан, т. е. 17 грн., совокупно за весь срок недоплаты независимо от количества прошедших налоговых периодов.

Однако еще раз подчеркнем, что даже при таком развитии событий

наложить штраф за неподачу нового отчетного или уточняющего Расчета земельного налога по результатам как выездных, так и невыездных документальных проверок налоговики не могут.

 

Исправление ошибки

В рассматриваемой ситуации бухгалтер предприятия узнал об увеличении повышающего госбюджетного коэффициента и о возможности избежать начисления 5 % самоштрафа путем предоставления нового отчетного Расчета земельного налога за апрель — декабрь текущего года только 29 мая, т. е. уже после истечения срока, оговоренного

п. 5 Порядка № 434.

Поэтому, несмотря на то что срок уплаты земельного налога за апрель текущего года к указанному моменту еще не наступил (предельным сроком уплаты налоговых обязательств по земельному налогу за апрель 2010 года с учетом

письма ГНАУ от 02.09.2008 г. № 8436/6/15-0716, № 17667/7/15-0717 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 80 является 31 мая), для исправления ошибки необходимо предоставить:

уточняющий Расчет за январь — апрель с начислением и предварительной уплатой 5 % штрафа согласно п. 17.2 Закона № 2181

— и

новый отчетный Расчет за май — декабрь 2010 года*.

* Обращаем внимание, что указанным способом можно исправить соответствующие показатели годовой отчетности по земельному налогу не позднее 21.06.2010 г. После этой даты и до 20.07.2010 г. включительно уже придется подавать уточняющий Расчет за январь — май и новый отчетный Расчет за июнь — декабрь 2010 года и т. д.

При этом в строках 4.1 — 4.3

уточняющего Расчета проставляют сумму земельного налога за январь — март 2010 года в прежнем размере (581,25 грн.), поскольку перерасчет налога за эти месяцы, как было сказано выше, не производится. В строке 4.4 приводят новую сумму земельного налога за апрель (581,88 грн.), после чего в строках 2 и 4 указывают итоговую сумму строк 4.1 — 4.4 (2325,63 грн.). Далее, в строках 5.1 — 5.4 показывают сумму земельного налога за январь — апрель по предыдущему Расчету, который уточняется (581,25 грн.), а сумму этих строк (2325,00 грн.) — в строке 5. Затем в строках 6 и 6.4 проставляют сумму налога, увеличивающую налоговое обязательство за апрель (0,63 грн.), в строке 8 — сумму самостоятельно рассчитанной финсанкции согласно п. 17.2 Закона № 2181 (0,63 грн. х 5 % : 100 % = 0,03 грн.), а в строке 9 указывают причину подачи уточняющего Расчета. Строки 1, 1.1 — 1.2, 3, 4.5 — 4.12, 5.5 — 5.12, 6.1 — 6.3 и 6.5 — 6.12, 7, 7.1 — 7.12 не заполняются.

В новом отчетном Расчете

строки 2 и 4 должны содержать пересчитанную (в связи с повышением госбюджетного коэффициента индексации ставок земельного налога) сумму налога за май — декабрь 2010 года (4800,00 грн.), в строках 4.1 — 4.4 ставятся прочерки, а в строках 4.5 — 4.12 приводятся ежемесячные уточненные суммы налога (600,00 грн.). Строки 1, 1.1 — 1.2, 3, 5, 5.1 — 5.12, 6, 6.1 — 6.12, 7, 7.1 — 7.12, 8 и 9 прочеркиваются.

При составлении уточняющего Расчета или нового Расчета во вступительной части налогового Расчета земельного налога необходимо поставить отметку «х» напротив соответствующего поля.

Приведем фрагменты заполнения указанных Расчетов.

 

Фрагмент заполнения уточняющего Расчета

№ з/п

Категорія земель

Загальна сума нарахованого земельного податку, що підлягає сплаті (грн., коп.)

1

2

3

1

Землі сільськогосподарського призначення, усього

.

у тому числі:

 

1.1

у межах населених пунктів

.

1.2

за межами населених пунктів

.

2

Землі населених пунктів

2

3

2

5

.

6

3

3

Землі несільськогосподарського призначення, за межами населених пунктів

.

4

Разом нараховано податку за поточний рік

2

3

2

5

.

6

3

у тому числі за базові податкові (звітні) місяці поточного року

 

4.1

січень

5

8

1

.

2

5

4.2

лютий

5

8

1

.

2

5

4.3

березень

5

8

1

.

2

5

4.4

квітень

5

8

1

.

8

8

4.5

травень

.

4.6

червень

.

.

5

Нараховано податку за 2010 рік за даними раніше поданого розрахунку, що уточнюється*

(р. 4 розрахунку, що уточнюється)

2

3

2

5

.

0

0

у тому числі в розрізі базових податкових (звітних) місяців за даними раніше поданого розрахунку, що уточнюється

 

5.1

січень (р. 4.1 розрахунку, що уточнюється)*

5

8

1

.

2

5

5.2

лютий (р. 4.2 розрахунку, що уточнюється)*

5

8

1

.

2

5

5.3

березень (р. 4.3 розрахунку, що уточнюється)*

5

8

1

.

2

5

5.4

квітень (р. 4.4 розрахунку, що уточнюється)*

5

8

1

.

2

5

5.5

травень (р. 4.5 розрахунку, що уточнюється)*

.

5.6

червень (р. 4.6 розрахунку, що уточнюється)*

.

.

6

Сума податку, яка збільшує податкове зобов'язання у зв'язку з виправленням помилки*

(р. 4 - р. 5), якщо р. 4 > р. 5

 

 

 

 

 

 

 

0

.

6

3

 

у тому числі в розрізі базових податкових (звітних) місяців

 

6.1

січень

.

6.2

лютий

.

6.3

березень

.

6.4

квітень

0

.

6

3

6.5

травень

.

6.6

червень

.

.

7

.

8

Сума штрафу (нараховується платником самостійно відповідно до пункту 17.2 статті 17 Закону України «Про порядок погашення зобов'язань платників податків перед бюджетами та державними цільовими фондами»)*(р. 6 х 5 %)

0

.

0

3

9

Зміст помилки*: не враховано держбюджетний коефіцієнт індексації за 30 квітня 2010 року.

* Заповнюються у разі подання уточнюючого розрахунку, що містить виправлені показники.

 

Обращаем внимание, что в соответствии с

п. 17.2 Закона № 2181 перед подачей уточняющего Расчета необходимо уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 5 % от такой суммы. При этом если такой уточняющий Расчет был предоставлен в местную ГНИ 29 мая, то предприятие должно было до этой даты перечислить в бюджет 0,66 грн. (0,63 грн. — сумма недоплаты за апрель 2010 года и 0,03 грн. — штраф согласно п. 17.2 Закона № 2181). А вот основную сумму земельного налога за апрель в размере 581,25 грн., ранее задекларированную в годовом Расчете, можно было перечислить не позднее 31 мая.

 

Фрагмент заполнения нового отчетного Расчета

№ з/п

Категорія земель

Загальна сума нарахованого земельного податку, що підлягає сплаті (грн., коп.)

1

2

3

1

Землі сільськогосподарського призначення, усього

.

у тому числі:

 

1.1

у межах населених пунктів

.

1.2

за межами населених пунктів

.

2

Землі населених пунктів

4

8

0

0

.

0

0

3

Землі несільськогосподарського призначення, за межами населених пунктів

.

4

Разом нараховано податку за поточний рік

4

8

0

0

.

0

0

у тому числі за базові податкові (звітні) місяці поточного року

 

4.1

січень

.

4.2

лютий

.

4.3

березень

.

4.4

квітень

.

4.5

травень

6

0

0

.

0

0

4.6

червень

6

0

0

.

0

0

4.7

липень

6

0

0

.

0

0

4.8

серпень

6

0

0

.

0

0

4.9

вересень

6

0

0

.

0

0

4.10

жовтень

6

0

0

.

0

0

4.11

листопад

6

0

0

.

0

0

4.12

грудень

6

0

0

.

0

0

 

Материал подготовил экономист-аналитик Издательского дома «Фактор» Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц