Темы статей
Выбрать темы

Ликвидация субъекта хозяйствования и утрата им статуса плательщика НДС

Редакция НиБУ
Справка от 15.04.2010 г. №

Hачало

Предыдущий фрагмент

7. Аннулирование свидетельства плательщика налога на добавленную стоимость

Вопрос аннулирования свидетельства плательщика налога на добавленную стоимость определен пунктом 9.8 статьи 9 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость». В частности, в соответствии с указанным Законом приказом Государственной налоговой администрации Украины от 1 марта 2000 года № 79 утверждено Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 3 апреля 2000 года под № 208/4429.

В результате обобщения судебной практики по решению указанной категории споров выявлены отдельные ошибки, которые допускались судами при решении вопроса о правомерности подтверждения формирования налогового кредита налога на добавленную стоимость налоговыми накладными, выданными субъектом предпринимательской деятельности, свидетельство о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость которого признано судом недействительным с момента его регистрации.

В соответствии с пунктом 9.8 статьи 9 Закона «О налоге на добавленную стоимость» предусмотрено, что регистрация лица как плательщика налога на добавленную стоимость действует до даты ее аннулирования.

Этому положению отвечают предписания пункта 25 Положения о реестре плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 1 марта 2000 года № 79.

В связи с этим судам следует иметь в виду, что принятие решения о ликвидации юридического лица не влечет за собой утраты таким юридическим лицом статуса плательщика налога на добавленную стоимость независимо от того, кем принято такое решение.

Следовательно,

принятие судом решения о прекращении юридического лица — плательщика налога на добавленную стоимость, в том числе в связи с недействительностью его учредительных документов, не означает автоматической утраты таким лицом статуса плательщика налога на добавленную стоимость и не лишает правового значения выданных по таким хозяйственным операциям налоговых накладных.

Примером этой позиции может служить дело по иску Отдела государственной службы охраны при УМВД Украины в <…> области к Государственной налоговой инспекции в г. <…> об отмене налогового уведомления-решения (определение от 7 апреля 2009 года).

Согласно подпункту «б» пункта 9.8 статьи 9 Закона «О налоге на добавленную стоимость» аннулирование регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость происходит, в частности, если ликвидационная комиссия плательщика налога, объявленного банкротом, заканчивает работу или плательщик налога ликвидируется по собственному желанию либо по решению суда (физическое лицо будет лишаться статуса субъекта хозяйствования); в соответствии с абзацем восьмым этого пункта аннулирование регистрации на основаниях, определенных в подпунктах «б» — «г» этого пункта, осуществляется по инициативе налогового органа или такого лица.

При применении указанных положений следует иметь в виду, что в случае ликвидации юридического лица аннулирование регистрации по инициативе налогового органа возможно только в том случае, если юридическое лицо исключено из Единого государственного реестра.

До такого исключения аннулирование регистрации осуществляется исключительно по инициативе юридического лица (в лице ликвидационной комиссии, ликвидатора, органа управления юридического лица, если на него возложено выполнение функций комиссии по прекращению юридического лица).

До аннулирования регистрации статуса плательщика налога на добавленную стоимость лицо, находящееся в процессе ликвидации, имеет право и обязано в соответствующих случаях выдавать налоговые накладные на общих основаниях.

В результате изучения судебной практики установлены случаи преждевременного аннулирования регистрации плательщика налога на добавленную стоимость. Примером может служить дело по иску Закрытого акционерного общества «С» к <…> объединенной государственной налоговой инспекции о признании недействительными актов об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость в связи с внесением государственным регистратором в журнал учета регистрационных действий судебного решения о прекращении юридического лица (определение Высшего административного суда Украины от 27 ноября 2008 года).

Решая спор, суды всех инстанций пришли к выводу о том, что <…> объединенная государственная налоговая инспекция преждевременно аннулировала регистрацию плательщика налога на добавленную стоимость, учитывая следующее.

В соответствии со статьей 33 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам в результате слияния, присоединения, деления, преобразования (реорганизации) или в результате ликвидации по решениям, принятым учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченным ими органом, по судебному решению или по решению органа государственной власти, принятому в случаях, предусмотренных законом. При этом юридическое лицо является прекратившимся с даты внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации прекращения юридического лица.

Статьей 38 этого Закона определено, что суд, принявший решение о прекращении юридического лица, которое не связано с банкротством юридического лица, в день вступления такого решения в законную силу направляет его копию государственному регистратору по местонахождению юридического лица для внесения в Единый государственный реестр записи о судебном решении. Дата поступления соответствующего судебного решения вносится государственным регистратором в журнал учета регистрационных действий.

Подпунктом «б» пункта 9.8 статьи 9 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» предусмотрено, что регистрация действует до даты ее аннулирования, которая происходит, в частности, если ликвидационная комиссия плательщика налога, объявленного банкротом, заканчивает работу или плательщик налога ликвидируется по собственному желанию либо по решению суда (физическое лицо будет лишаться статуса субъекта хозяйствования).

Судами исследована справка ЕГРПОУ и установлено, что на момент обращения в суд Закрытое акционерное общество «С» находится в Едином государственном реестре, а в соответствии с частью пятой статьи 111 Гражданского кодекса Украины юридическое лицо является ликвидированным со дня внесения в Единый государственный реестр записи о его прекращении.



комментарий редакции

Ликвидация субъекта хозяйствования и утрата им статуса плательщика НДС

Одной из основных функций налоговой службы является контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов в бюджет. С этой целью налоговики, кроме всего прочего, проводят постоянный мониторинг лиц, включенных в Реестр плательщиков НДС, и при существовании определенных оснований принимают решения об аннулировании НДС-регистрации таких лиц (см. п.п. 25.2.1 Положения № 79). Аннулирование же по большому счету затрагивает интересы не только самих плательщиков НДС, но и их контрагентов, поскольку налоговые накладные по операциям с лицами, снятыми с НДС-регистрации, сотрудники налогового ведомства признают недействительными.

Напомним, что регистрация лица как плательщика НДС действует

до даты ее аннулирования, которая осуществляется в случаях, предусмотренных п. 9.8 Закона об НДС. В перечень этих случаев входит и такой: ликвидационная комиссия плательщика налога, объявленного банкротом, заканчивает работу или плательщик налога ликвидируется по собственному желанию либо по решению суда (физическое лицо лишается статуса субъекта хозяйствования) .

При таких обстоятельствах согласно п. 25.3 Положения № 79 налоговый орган аннулирует регистрацию плательщика НДС:

на дату подачи заявления — если аннулирование регистрации происходит по инициативе субъекта хозяйствования;

на дату принятия решения об аннулировании регистрации плательщика НДС, т. е. на дату утверждения руководителем налогового органа (его заместителем) соответствующего акта о таком аннулировании, или на дату события (акт по форме № 6-ПДВ (приложение 5 к Положению № 79) предусматривает, что датой аннулирования регистрации плательщика НДС может быть как дата утверждения такого акта, так и другая дата) — если инициатива аннулирования НДС-регистрации исходит от налогового органа.

В соответствии с п.п. «б» п. 9.8 Закона об НДС и п.п. «б» п. 25 Положения № 79, если

по решению суда происходит прекращение юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, не связанное с банкротством, решение об аннулировании НДС-регистрации таких плательщиков принимается на основании:

— соответствующего

судебного решения о прекращении юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, не связанного с банкротством;

уведомления государственного регистратора или сведений из Единого государственного реестра о внесении записи относительно такого решения.

Субъектам хозяйствования часто приходилось слышать от налоговиков, что

принятие судом решения о ликвидации юридического лица автоматически лишает его статуса плательщика НДС независимо от того, по чьей инициативе это происходит. А раз так, то это юридическое лицо после принятия указанного судебного решения не вправе выписывать налоговые накладные, поскольку согласно п.п. 7.2.4 Закона об НДС право на начисление налога и составление налоговых накладных предоставляется исключительно лицам, зарегистрированным как плательщики НДС. Причем зачастую сотрудники налогового ведомства признавали недействительными и те налоговые накладные, которые выписаны юридическим лицом еще в период, когда оно было зарегистрировано плательщиком НДС (т. е. задним числом).

Налогоплательщики, которых не устраивало такое положение вещей, вынуждены были обращаться в суд для подтверждения с его помощью своего права на налоговый кредит как покупателя (см., например, определение ВАСУ от 27.11.2008 г., постановление ВСУ от 13.01.2009 г. № 21-1578во08).

Чтобы предупредить случаи преждевременного аннулирования регистрации плательщика НДС в дальнейшем и сориентировать суды на принятие правильных решений, ВАСУ в комментируемой Справке разъясняет следующее.

Принятие судом решения о прекращении юридического лица — плательщика НДС, в том числе в связи с недействительностью его учредительных документов, не означает автоматическую утрату таким лицом статуса плательщика НДС и не делает незаконными выданные налоговые накладные по осуществленным хозяйственным операциям.

При ликвидации юридического лица аннулирование его НДС-регистрации по инициативе налогового органа возможно лишь в случае, если такое юридическое лицо

исключено из Единого государственного реестра.

Аннулирование НДС-регистрации до момента исключения из Единого государственного реестра возможно только

по инициативе самого юридического лица (в лице ликвидационной комиссии, ликвидатора, органа управления юрлица, если на него возложены функции комиссии по прекращению юрлица) после составления комиссией по прекращению ликвидационного баланса (см. п. 25 Положения № 79).

В связи с этим ВАСУ делает вывод:

до аннулирования статуса плательщика НДС субъект хозяйствования, пребывающий в процессе ликвидации, имеет право и обязан в соответствующих случаях выдавать налоговые накладные на общих основаниях.

Кстати, ГНАУ в письме от 04.07.2008 г. № 6587/6/16-0016 подтверждает, что регистрация плательщиков НДС

действует до даты ее аннулирования. При этом аннулирование НДС-регистрации поставщика товаров (услуг) в период после осуществления операции по поставке и выписке налоговой накладной не может считаться достаточным основанием для непризнания налогового кредита у получателя таких товаров (услуг). Единственное условие — наличие надлежащим образом оформленной налоговой накладной (или заменяющего ее документа).

 

Наталья Белова

Выводы

По итогам изложенного предлагаются следующие выводы.

В случае передачи плательщиком налога векселя (собственной эмиссии или ранее эмитированного третьим лицом) в расчет за приобретенные товары или услуги налог на добавленную стоимость на стоимость векселя (номинальную или договорную) не начисляется.

При этом указанное правило не зависит от того, что операции по передаче по индоссаменту векселя, ранее эмитированного третьим лицом, в расчет за товары или услуги является бартерными.

Момент возникновения права на налоговый кредит у плательщика налога, который рассчитался за приобретенные товары (услуги) векселем собственной эмиссии или эмитированным третьим лицом, определяется согласно общим правилам пункта 7.4 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», т. е. с учетом правила первого события независимо от факта погашения векселя.

Суммы налога на добавленную стоимость, начисленные в составе цены приобретенных плательщиком налога товаров (услуг), расчеты за которые осуществлены векселями, эмитированными плательщиком налога или выпущенными третьим лицом, не учитываются при определении размера бюджетного возмещения, причитающегося плательщику налога.

Судам следует учитывать, что пункт 4.8 статьи 4 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» распространяется не только на векселя, но и на другие долговые инструменты — облигации предприятий, государственные облигации Украины, облигации местных займов, казначейские обязательства Украины, сберегательные (депозитные) сертификаты, векселя.

Таким образом, все правила обложения налогом на добавленную стоимость, применяемые для операций с использованием векселей, распространяются также и на операции, в которых применяются другие виды долговых ценных бумаг.

Согласно общему правилу, установленному пунктом 4.1 статьи 4 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», судам следует учитывать уровень обычных цен на поставляемые товары (услуги). Если судом будет установлено занижение плательщиком налога договорных цен по сравнению с уровнем обычных цен более чем на 20 процентов, база налогообложения в таких операциях должна определяться по обычным ценам.

Определение уровня обычных цен на товары (услуги), налог на добавленную стоимость на стоимость которых включается в состав налогового кредита, осуществляется с учетом всех составляющих цены таких товаров (услуг).

Применение нулевой ставки для налогообложения операций по предоставлению сопутствующих услуг возможно при условии наступления следующих условий:

1) должен произойти экспорт товара, в отношении которого услуги являются сопутствующими;

2) сопутствующие услуги должны быть включены в состав таможенной стоимости при таможенном оформлении экспортируемых товаров;

3) сопутствующие услуги должны отвечать требованиям, установленным статьей 274 Таможенного кодекса Украины, а именно:

а) уплата их стоимости должна относиться к одному из видов расходов, перечисленных в пунктах «а» — «в» части второй статьи 274 Таможенного кодекса Украины;

б) расходы на их уплату должны быть фактическими, т. е. стоимость услуг должна быть уплаченной;

в) расходы на уплату таких услуг не должны быть ранее включены в состав таможенной стоимости, в частности они не должны быть учтены в контрактной цене экспортируемого товара.

Только при наличии всех перечисленных выше условий в совокупности лицо, предоставившее сопутствующие услуги, имеет право на применение нулевой ставки налогообложения, независимо от того, является он экспортером товаров или нет.

Судам следует учитывать, что если на момент осуществления проверки налоговым органом у плательщика налога отсутствуют налоговые накладные, грузовые таможенные декларации, подтверждающие правомерность отнесения определенных сумм в налоговый кредит, то судом не может учитываться их предоставление в ходе рассмотрения дела в суде.

Если после проведения проверки плательщик налога получает, выявляет эти документы, он имеет право сформировать налоговый кредит с учетом таких налоговых накладных в следующем налоговом периоде.

Незначительные недостатки в заполнении налоговых накладных, полученных от поставщика, не являются основанием для вывода о неправомерности отнесения понесенных покупателем расходов в налоговый кредит и об обоснованности решения налоговой инспекции о начислении финансовых санкций.

Исходя из содержания пункта 7.4 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» правовые последствия в виде возникновения права плательщика налога на налоговый кредит могут иметь только реально совершенные хозяйственные операции по приобретению товаров, услуг или основных фондов с целью использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности, а не именно только оформление соответствующих документов или движение денежных средств на текущих счетах плательщиков налога.

Принятие судом решения о прекращении юридического лица — плательщика налога на добавленную стоимость, в том числе в связи с недействительностью его учредительных документов, не означает автоматической утраты таким лицом статуса плательщика налога на добавленную стоимость и не лишает правового значения выданные по таким хозяйственным операциям налоговые накладные.

Для устранения приведенных расхождений в применении норм действующего законодательства при решении указанной категории дел считаем необходимым подготовленное обобщение обсудить на заседании четвертой судебной палаты Высшего административного суда Украины, использовать при подготовке постановления Пленума Высшего административного суда Украины «О судебной практике решения некоторых споров, связанных с применением отдельных норм Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», направить для оказания методической помощи административным судам нижестоящего уровня и для ознакомления Государственной налоговой администрации Украины.

 

Судья Высшего административного суда Украины К. Конюшко

Советник заместителя Председателя суда А. Поляничко

Начальник отдела обобщения судебной практики Н. Богданюк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше