Акциз и алкоголь
Как и ожидалось, Закон № 2275 принес с собой повышение ставок акцизного сбора на ряд подакцизных товаров. Впрочем, не обошлось и без приятных моментов. Подробнее об этом — в статье.
Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Акцизный сбор
Экспорт алкоголя и табака: освобождение от акциза — по экспортной ГТД
Как известно, до настоящего времени непременным
условием освобождения экспорта алкогольных и табачных изделий от акцизного сбора являлось поступление за них валютной выручки на валютный счет предприятия (п. «г» ч. 2 ст. 3 Закона об акцизе на алкоголь и табак, раздел 7 Положения № 111). При этом если акцизный сбор все же уплачивался в экспортном случае (скажем, валютная выручка не поступала предприятию до момента подачи расчета по акцизному сбору), то впоследствии при условии зачисления валютных средств на валютный счет сумма акцизного сбора возвращалась из бюджета налогоплательщику (абзац второй ч. 5 ст. 7 Закона об акцизе на алкоголь и табак).Теперь же после
Закона № 2275 такие подкорректированные «экспортные» нормы предусматривают следующее:
Освобождение экспорта алкоголя и табака от акциза
П. «г» ч. 2 ст. 3 Закона об акцизе на алкоголь и табак | |
до Закона № 2275 | после Закона № 2275 |
Не подлежат обложению акцизным сбором: | |
… г) стоимость алкогольных напитков и табачных изделий, экспортированных за пределы таможенной территории Украины за иностранную валюту, при условии поступления этой валюты на валютный счет предприятия | … г) стоимость алкогольных напитков и табачных изделий, экспортированных за пределы таможенной территории Украины, если их вывоз в таможенном режиме экспорта (реэкспорта) был удостоверен грузовой таможенной декларацией с надлежащей отметкой таможенного органа |
Как видим, отныне достаточным условием для необложения экспорта алкогольных напитков и табачных изделий акцизом является их непосредственный
вывоз (экспорт). Таким образом, теперь экспортеры станут освобождаться от акцизного сбора по факту вывоза алкогольно-табачной продукции, подтвержденному экспортной ГТД с отметкой таможни о пересечении границы, не дожидаясь поступления валютной выручки.Это условие также учтено и в
абзаце втором ч. 5 ст. 7 Закона об акцизе на алкоголь и табак, где отмечается, что в случае уплаты акцизного сбора в экспортном случае основанием для возврата его ранее уплаченных сумм налогоплательщику теперь служит факт экспорта, подтвержденный экспортной ГТД с отметкой таможенного органа.
Повышение ставок акцизного сбора
Законом № 2275
введено обещанное увеличение ставок акцизного сбора на:— пиво из солода (с 1 июля 2010 года,
ст. 1 р. II Закона № 2275; формально в период с 16.06.2010 г. до 01.07.2010 г. действует старая ставка 0,31 грн. за 1 л);— спирт и алкогольные напитки (с 1 сентября 2010 года — первого числа третьего месяца, следующего за месяцем опубликования
Закона № 2275; ст. 1 р. II Закона № 2275);— табачные изделия (c 1 июля 2010 года — первого числа месяца, следующего за месяцем опубликования Закона № 2275;
ст. 1 р. II Закона № 2275);— прочие специальные бензины, прочие легкие дистилляты, бензины моторные и пр. (с даты опубликования
Закона № 2275).А также введена отдельная ставка акцизного сбора на печное топливо (код согласно УКТ ВЭД 2710 19 61 00, 2710 19 63 00, 2710 19 65 00, 2710 19 69 00) — 30 евро за 1000 кг.
При этом, как предусмотрено
ст. 4 р. II «Заключительные положения» Закона № 2275, до 1 января 2012 года установленные этим Законом ставки акцизного сбора на спирт этиловый, алкогольные напитки и табачные изделия не подлежат увеличению, кроме случаев их ежегодной индексации (проведение которой после внесения изменений Законом Украины от 31.03.2009 г. № 1201-VI, напомним, предусмотрено соответственно ст. 2 Закона Украины «О ставках акцизного сбора на табачные изделия» от 06.02.96 г. № 30/96-ВР и ст. 82 Закона Украины «О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки» от 07.05.96 г. № 178/96-ВР). Напомним также, что в этом случае КМУ поручено ежегодно не позднее 1 августа публиковать в официальных печатных изданиях проиндексированные (на индекс инфляции за прошедшие 12 календарных месяцев — период с июня года, в котором проводится индексация, до июня предыдущего года) ставки акцизного сбора (округленные до двух знаков после запятой), применять которые нужно с 1 января следующего года.Очевидно, такое повышение акциза скажется на размере минимальных оптово-отпускных и розничных цен на алкогольные напитки (размер которых, напомним, в настоящее время для водки и ликеро-водчных изделий, коньяка 3, 4, 5 звездочек, вин в стеклотаре емкостью 0,7 л и прочей таре емкостью 1 л, определен
постановлением КМУ «Об установлении размера минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков отечественного производства» от 30.10.2008 г. № 957).И еще один момент. Как известно, установление максимальных розничных цен на подакцизные товары осуществляется производителями или импортерами таких товаров путем декларирования таких цен (
ч. 15 ст. 6 Декрета об акцизном сборе). При этом согласно существующим правилам декларацию максимальных розничных цен производители подают налоговым органам, а импортеры — органам таможенной службы не позднее чем за 5 календарных дней до момента внедрения установленных розничных цен. Установленные в ней максимальные розничные цены вводятся с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи декларации налоговым или таможенным органам. Как предусмотрено ст. 2 р. II «Заключительные положения» Закона № 2275, на частичное изменение таких положений Декрета об акцизном сборе в связи с произошедшими изменениями законодательства производители и импортеры могут подать новую декларацию об установлении максимальных розничных цен в месяце опубликования Закона № 2275 — т. е. в июне (по 30 июня включительно).Также
Законом № 2275 поручено КМУ препятствовать контрабандному ввозу и производству фальсифицированных подакцизных товаров. Кроме того, запрещается реализация на территории Украины подакцизных нефтепродуктов, не отвечающих требованиям стандартов (национальных стандартов Украины и межгосударственных стандартов, действующих в Украине).
Алкогольные напитки
Торговля вином столовым в розницу: без лицензии и без РРО
Розничная торговля вином столовым теперь получила особый «привилегированный» статус.
Законом № 2275 этот вид деятельности выведен из-под действия Закона № 481, регулирующего алкогольно-табачную сферу (о чем теперь прямо говорится в преамбуле). А значит, начиная с 16.06.2010 г. ограничительные «алкогольные» условия данного Закона розничную торговлю столовым вином не затрагивают. В частности, из этого следует, что торговать вином столовым в розницу отныне можно без «розничной» лицензии, а также без внесения сведений о розничных местах его хранения в Единый реестр.Кроме того,
ст. 14 р. I Закона № 2275 освободила розничных торговцев столовыми винами от применения РРО. Так, теперь прямо определено, что продажа вин столовых осуществляется без РРО, однако с использованием РК и КУРО. Правда, как будет применяться эта норма на практике, пока непонятно. Ведь соответствующие изменения при этом не внесены в специальный Закон об РРО, ст. 1 которого предусматривает, что установление норм относительно применения или неприменения регистраторов расчетных операций в других законах не допускается.Попутно напомним, что согласно
п. 28 ст. 1, ст. 6 Закона о вине вино столовое — это вино, изготовленное путем полного или неполного сбраживания сусла, с содержанием спирта не ниже 9 % объемных. При этом в зависимости от содержимого сахаров столовое вино разделяется на сухое, полусухое, полусладкое.Вместе с тем
Законом № 2275 в то же время уточнено, что столовые вина как алкогольные напитки подпадают под ограничения из ст. 152 Закона № 481 (относительно употребления — в частности, запрета на распитие в общественных местах) и ст. 153 Закона № 481 (относительно продажи — в частности, запрета на продажу лицам, не достигшим 18 лет); подробнее о таких ограничениях на примере пива см., к примеру, письмо ГНАУ от 15.03.2010 г. № 5195/7/32-0117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 27, с. 19. Правда, разрешается употреблять и продавать столовые вина в лечебных целях — на территории санаториев.
Сидром и перри торговать в розницу можно по «общей» лицензии
Напомним:
Закон Украины от 25.12.2008 г. № 797-VI, внесший изменения в Закон № 481, с 1 января 2010 года ввел лицензирование оптовой и розничной торговли сидром и перри (без добавления спирта), установив при этом годовую плату за лицензию в размере 780 гривень — для оптовой торговли и 780 гривень за каждое место торговли — для розничной торговли такими алкогольными напитками (письмо ГНАУ от 28.05.2009 г. № 2609/32-0415).Теперь же
Законом № 2275 для розничного случая сделано следующее уточнение: субъектам хозяйствования, получившим лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками, разрешается продавать сидр и перри (без добавления спирта) без получения для этого отдельной лицензии на розничную торговлю такими алкогольными напитками. Таким образом, получать дополнительную лицензию на сидр и пери (грушевое вино) розничным торговцам, уже имеющим лицензию на розничную торговлю алкоголем, теперь не нужно.
В рознице место хранения — не место торговли
Как известно, одним из условий осуществления операций с алкогольными и табачными изделиями является внесение сведений о местах их хранения в Единый государственный реестр мест хранения (Единый реестр).
Напомним, что, как в последнее время разъяснялось в
письме ГНАУ от 04.02.2010 г. № 1114/6/32-0615, в случае розничной торговли в Единый реестр должно вноситься любое место хранения алкогольных напитков и табачных изделий, находящееся как в месте осуществления торговли, так и в обособленных от объекта торговли местах (складских помещениях). Тем самым налоговики фактически требовали от розничных торговцев внесения в Единый реестр сведений о любом месте нахождения «розничного» табака и алкоголя.Вместе с тем не можем не заметить, что сам
Закон № 481 (ст. 1) при этом все же различает такие понятия, как «место хранения» и «место торговли». Похоже, теперь после Закона № 2275 для розничного случая этот момент окончательно урегулирован на законодательном уровне. Ведь отныне ст. 15 Закона № 481 прямо установлено, что субъекты хозяйствования, получившие лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, вносят в Единый реестр только те места хранения алкогольных напитков и табачных изделий, которые расположены по другому адресу, чем место осуществления торговли. Таким образом, розничные торговцы отныне будут включать в Реестр только «прочие» места хранения, отличные от торговой точки (отдельные складские помещения и т. п.).