Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Ресурсное, биржевое, льготное: завершаем обзор Закона № 2275

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2010/№ 50
Печать
Статья

Ресурсное, биржевое, льготное: завершаем обзор Закона № 2275

 

После «процеживания» Закона № 2275 через сито предыдущих публикаций этого тематического номера мало что осталось для завершающей статьи. Тем не менее надеемся, что для многих наших читателей эта статья будет, как говорят англичане, последней в списке, но не последней по значению, и каждый, кто ознакомится с ней, найдет что-нибудь полезное для своей повседневной работы.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Безусловно, наиболее важное из оставшегося — это изменения, касающиеся ресурсных платежей. Между тем, несмотря на достаточно значительный объем указанных изменений (см.

п. 11 разд. I и п. 9 разд. II Закона № 2275), большинство из них — скорее псевдоновации, чем действительно нововведения, которых следует опасаться налогоплательщикам в связи с принятием Закона № 2275 в той же мере, как нововведений по НДС и налогу на прибыль или по проверкам (соответствующие статьи об этом см. на с. 38 и с. 31 сегодняшнего номера). К тому же практически все ресурсные изменения заработают только с 1 января 2011 года, а до того времени все остается по-старому.

И тем не менее совсем расслабляться не стоит. Лучше наоборот, слегка напрячься и, пока есть время, заблаговременно ознакомиться с грядущими переменами. Итак, приступим.

 

Индексация нормативов ресурсных платежей

О намечающейся тенденции к разбалансированию единого механизма индексации нормативов всех ресурсных платежей мы начали говорить достаточно давно (см. редакционный комментарий к

письмам ГНАУ от 17.01.2007 г. № 619/7/15-0817, от 26.01.2007 г. № 1367/7/15-0817, от 17.01.2007 г. № 620/7/15-0817 и от 22.01.2007 г. № 984/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 12, с. 49).

Вкратце напомним суть проблемы. Унифицированная методика индексации ресурсных платежей, в частности платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и сбора за специальное водопользование, в свое время была установлена

постановлением № 1735. Ее суть заключалась в необходимости начиная с 1 января 2004 г. использовать в качестве коэффициента ежегодной индексации нормативов перечисленных выше ресурсных сборов и платежей коэффициент индекса цен производителей промышленной продукции за предыдущий год. Если этот индекс за предыдущий год не превышал 100 %, индексация в текущем году не проводилась. Базовыми значениями нормативов считались величины каждого из них по состоянию на 31.12.2003 г., а для вновь введенных нормативов — на 31 декабря года их введения.

Вместе с тем начиная с 2007 года применение

постановления № 1735 на практике фактически прекратилось, хотя формально оно остается действующим и по сей день. Связано это с периодическими изменениями налогового законодательства, содержащимися в законах о госбюджете на очередной год, а также в известных Законах № 398 и № 309 (последний из них см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 47). В результате Кабмин прямо или косвенно был лишен полномочий устанавливать новые нормативы ресурсных платежей — они вводились указанными законами вместе с коэффициентами их индексации, которые никакого отношения к величине индекса цен производителей промышленной продукции за соответствующий год не имели.

Сегодня ситуация с нормативами ресурсных сборов (платежей) после вступления в силу

Закона о госбюджете-2010 выглядит следующим образом:

— с 30 апреля 2010 года согласно

ст. 9 этого Закона в текущем году к базовым нормативам платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, определенным в приложении № 1 к Закону № 309, которые являются абсолютными величинами, следует применять произведение коэффициента 1,439, действовавшего в 2009 году, и коэффициента 1,143 (подробно см. редакционный комментарий к письму ГНАУ от 19.05.2010 г. № 9775/7/15-0917 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 43);

— с этой же даты при исчислении

налоговых обязательств по сбору за специальное водопользование плательщики должны применять нормативы этого сбора согласно приложению № 2 к Закону № 309 с использованием коэффициентов 1,439 и 1,143 (см. письмо ГНАУ от 07.05.2010 г. № 9040/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 41, с. 4).

Как видим, индексация нормативов этих двух ресурсных сборов (платежей) хотя и отклонилась в сторону от единой методики ее проведения, изначально предложенной

постановлением № 1735, но в конечном итоге все равно стала проводиться с использованием одних и тех же коэффициентов.

Несколько особняком в этом контексте стоит

сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, — увеличение его нормативов в связи с ростом инфляции также периодически проводилось, но коэффициенты такого увеличения отличались от коэффициентов, приведенных выше. На сегодняшний день к нормативам указанного сбора, которые приведены в приложении к Порядку № 115, следует применять коэффициент 3,19 (подробности — в том же редакционном комментарии к письму ГНАУ от 19.05.2010 г. № 9775/7/15-0917, о котором шла речь ранее).

Как следует из

п.п. 1 п. 11 разд. I Закона № 2275 , законодатель, судя по всему, решил, что пришло время привести к общему знаменателю индексацию нормативов всех трех ресурсных сборов (платежей), в отношении которых мы совершили краткий исторический экскурс. С этой целью разд. II «Заключительные положения» Закона № 309 был дополнен пунктом 82, в котором отныне содержится новый порядок такой индексации.

Формула для ежегодного проведения нарастающим итогом индексации нормативов

платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, определенных в абсолютных значениях, нормативов сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, и нормативов сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод имеет вид:

Ні = Нб х дІ

,

где

Ніпроиндексированный норматив платежа (сбора) в текущем году, гривень за 1 куб. метр (1 тонну, 1 килограмм, 1 грамм, 1 карат, 1 тоннаж-сутки эксплуатации, 1 место-сутки эксплуатации);

Нб

базовый норматив платежа (сбора), гривень за 1 куб. метр (1 тонну, 1 килограмм, 1 грамм, 1 карат, 1 тоннаж-сутки эксплуатации, 1 место-сутки эксплуатации);

дІ

произведение индексов цен производителей промышленной продукции за предыдущие годы начиная с 2010 года, а для вновь введенных нормативов платежа (сбора) — начиная с года их введения, десятичной дробью с точностью до четырех знаков;

І

— официально обнародованный индекс цен производителей промышленной продукции за предыдущий год, процентов.

По-прежнему, если этот индекс за предыдущий год не превысит 100 %, такой индекс в текущем году следует применять со значением, равным 100 %, что формально означает отсутствие необходимости в проведении индексации.

Заслуживает внимания определение законодателем

нормативов, которые должны считаться базовыми при проведении индексации.

Так,

для платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, определенных в абсолютных значениях, и сбора за специальное водопользование таковыми являются нормативы, установленные соответственно в приложениях № 1 и № 2 к Закону № 309, с применением коэффициента 1,6448* и округленные до количества знаков, сколько содержала его начальная величина, указанная в приложениях № 1 и № 2.

* Заметим, что коэффициент 1,6448 есть произведение коэффициентов 1,439 (действовавшего в 2009 году) и 1,143 (действующего в текущем году), о которых было сказано выше.

В отношении

сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, базовыми будут нормативы, определенные в приложении к Порядку № 115, с применением коэффициента 3,19 и округленные до количества знаков, сколько содержала его начальная величина, указанная в упомянутом приложении.

Обращаем внимание: согласно

п. 1 разд. II «Заключительные положения» Закона № 2275 новый порядок индексации начинает действовать с 1 января 2011 года. Именно поэтому в качестве базовых в Законе определены не прошлогодние нормативы, а нормативы текущего года.

И в завершение этого раздела дадим ответ на вопрос, который наверняка вертится в голове каждого, кто дочитал статью до этого места: а как же быть с нормативами рассматриваемых платежей (сборов) до конца 2010 года? Ждет ли нас очередное их изменение и, как следствие, необходимость выдумывать все новые и новые приемы для заполнения безнадежно устаревших отчетных форм?

Спешим успокоить. В соответствии с

п. 9 разд. II «Заключительные положения» Закона № 2275 все указанные нормативы определяются в прежнем порядке, т. е. согласно Закону о госбюджете-2010. Другими словами, никаких революций в этом плане до конца года не ожидается, а ориентиром для правильного исчисления платежей (сборов) и заполнения отчетности по ним будут разъяснения ГНАУ, изданные после принятия госбюджетного закона на текущий год (их реквизиты и ссылки на наше издание, в котором они были опубликованы, приведены ранее).

Приятная новость, не так ли? И тем не менее без ложки дегтя в этой части

Закона № 2275 все же не обошлось. Об этом — в следующем разделе.

 

«Губит людей не пиво, губит людей вода…»

Нет, пиво тоже, конечно, губительно для здоровья, но по несколько другим причинам, например, вследствие повышения

Законом № 2275 ставок акцизного сбора на него (см. об этом в статье на с. 35 сегодняшнего номера). Ну да ладно с ним, с этим пивом…

Скажем о другом. Обычная бутиллированная вода, а также все прочие напитки, в которых вода — основной компонент (кстати, и пиво в том числе) могут вскоре серьезно подняться в цене. Объясняется это

существенным (в 7,2 раза) повышением с 1 июля 2010 года нормативов спецводосбора за использование воды, входящей исключительно в состав напитков. Теперь за 1 куб. м. использованной поверхностной воды производители напитков будут уплачивать 21,60 грн., а за 1 куб. м. подземной — 25,20 грн. вместо 3,00 грн. и 3,50 грн. соответственно.

Единственное послабление

Закона № 2275, о котором сказано в п. 9 разд. II «Заключительные положения»: к установленным этим Законом нормативам спецводосбора за воду, использованную для производства напитков, коэффициент 1,143, предусмотренный ст. 9 Закона о госбюджете-2010, не применяется. Очевидно, это следует понимать так, что и коэффициент 1,439, действовавший в прошлом году, к этим нормативам тоже не имеет никакого отношения (хотя, еще раз подчеркнем, к остальным нормативам спецводосбора оба приведенных коэффициента следует применять с 30 апреля и до конца текущего года).

Напомним, что согласно

Классификатору ДК 016-97, раздел 15 которого «Продукция пищевой промышленности» определяет группу 15.9 «Напитки», таковыми среди прочих являются:

напитки спиртовые дистиллированные (виски, ром, джин, водка и т. д.);

вина всех видов;

пиво;

воды минеральные и напитки безалкогольные.

Что касается

отчетности по спецводосбору за I полугодие этого года, то все пока должно остаться по-прежнему, т. е. так, как это предусматривалось после вступления в силу Закона о госбюджете-2010. Однако, как это «по-прежнему», ГНАУ до сих пор не сказала — оба ее письма, посвященные администрированию спецводосбора в текущем году (от 11.02.2010 г. № 2689/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 17 и от 07.05.2010 г. № 9040/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 41, с. 4), вопросов составления отчетности не касались.

Между тем, в редакционном комментарии к первому из писем мы указывали на уже имеющиеся к тому времени недостатки действующей формы Налогового расчета сбора за специальное водопользование в части использования воды, в том числе использования воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водопотребления, и использования поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков.

Очевидно, что после увеличения

Законом № 2275 нормативов этого сбора для производителей напитков существующая отчетность становится еще менее пригодной к практическому применению. Однако, учитывая, что новые нормативы впервые «сыграют» только при расчете сбора за 9 месяцев, у ГНАУ есть еще достаточно времени, чтобы определиться со своим видением этой проблемы. Конечно же, мы обязательно сообщим о соответствующих разъяснениях налоговиков на страницах нашего издания.

 

«Биржевой» оптимизации налогов — надежный заслон!

Изменениями, внесенными

Законом № 2275 в Закон Украины «О товарной бирже» от 10.12.91 г. № 1956-XII, установлено, что вещи, определенные индивидуальными признаками, если они не продаются партией, а также любые товары, бывшие в употреблении, включая транспортные средства, и капитальные активы не могут быть предметом биржевой торговли. Указанное ограничение не распространяется на имущество, отчуждаемое из налогового залога, и на имущество, конфискованное согласно закону.

Приведены также определения терминов «партия», «товары, бывшие в употреблении» и «новые транспортные средства» (см.

п. 2 разд. I Закона № 2275). При этом для толкования термина «капитальный актив» (факта ввода его в эксплуатацию) предложено руководствоваться Законом о налоге на прибыль.

Такие нововведения

Закона № 2275 преследуют, по меньшей мере, две цели. Во-первых, они направлены на предотвращение уклонения от налогообложения владельцев транспортных средств — физических лиц, которые в связи с запретом привлечения услуг товарной биржи для оформления сделок по купле-продаже автомобилей отныне будут вынуждены регистрировать такие сделки у нотариусов. При этом Законом об НДФЛ нотариус, в отличие от товарной биржи, прямо назван налоговым агентом, в том числе и в отношении сделок по продаже транспортных средств. Это безусловно, увеличивает поступление в бюджет налога, уплачиваемого при продаже указанного имущества.

Напомним, что порядок налогообложения операций по продаже таких объектов движимого имущества, как

легковой автомобиль, мотоцикл, мотороллер или моторная (парусная) лодка урегулирован п. 12.2 Закона об НДФЛ, в соответствии с которым при осуществлении второй и последующих в течение отчетного налогового года продажи одного из перечисленных объектов продавцы — физические лица должны уплатить налог с доходов по ставке 15 %. В то же время при условии осуществления такой операции не чаще одного раза в течение отчетного налогового года, а также уплаты (перечисления) суммы госпошлины в бюджет или суммы платы нотариусу за нотариальное удостоверение соответствующей сделки к доходам продавца от указанных операций применяется ставка НДФЛ в размере 1 % от стоимости такого объекта движимого имущества.

Вторая, не менее очевидная, цель рассматриваемых в этом разделе новаций

Закона № 2275 состоит в том, что они ставят заслон перед попытками продажи капитальных активов предприятий (недвижимости, оборудования, транспортных средств и т. п.) по заниженным ценам посредством применения п.п. 1.20.4 Закона о налоге на прибыль. Как известно, в соответствии с этой нормой Закона цена товаров, полученная при их продаже с использованием, в частности, биржевого предложения, считается обычной ценой.

О возможности обоснования обычных цен таким способом мы писали в статье «Обычные цены: основные нюансы применения» («Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 86). Там же был приведен и условный числовой пример, который имеет смысл повторить в связи с вышеизложенным.

Пример.

Предприятие в октябре 2009 года продало на бирже грузовой автомобиль, числящийся на балансе как товар, за 24000 грн. (без НДС — 20000 грн.; НДС 20 % — 4000 грн.). При этом рыночная цена такого транспортного средства составляет в среднем 48000 грн. (без НДС — 40000 грн.; НДС 20 % — 8000 грн.).

В результате проведенной через биржу операции валовой доход предприятия до вступления в силу

Закона № 2275 следовало увеличить на 20000 грн., несмотря на среднерыночную цену автомобиля в 40000 грн. без НДС. Налоговые же обязательства по НДС у такого предприятия увеличивались всего на 4000 грн., хотя при продаже этого авто традиционным способом за те же деньги обычной считалась бы среднерыночная цена, а налоговые обязательства, исчисленные из нее в соответствии с п. 4.1 Закона об НДС, составили бы 8000 грн. Не станем спорить, что выгода бюджета от устранения биржевой лазейки в условиях рассмотренного примера более чем очевидна.

 

Немного о льготах

Вряд ли кто-то, прочитав почти до конца сегодняшний тематический номер и прочувствовав резко фискальную направленность

Закона № 2275, мог подумать, что им предоставляются налоговые льготы. Увы, с обещанными налоговыми каникулами малому бизнесу или с чем-нибудь еще в этом роде придется повременить. Указанный Закон всего лишь корректирует предыдущую редакцию ч. 2 ст. 1 Закона о системе налогообложения, в которой говорилось о праве Верховного Совета Автономной Республики Крым и сельских, поселковых, городских советов устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм, поступающих в их бюджеты.

В новой редакции этой нормы уточняется, что перечисленные выше органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные льготы по обложению

местными налогами и сборами, земельным налогом и налогом с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов в пределах сумм, поступающих в их бюджеты. Предоставление таких льгот не может нарушать принципы равенства и недопущения каких-либо проявлений налоговой дискриминации, как это предусмотрено ст. 3 Закона о системе налогообложения.

Заметим, что соответствующие нормы о праве местных советов по установлению льгот по некоторым налогам давно уже присутствуют в профильных законодательных актах —

Декрете № 56-93 (ч. 2 ст. 18), Законе № 2535 (ч. 3 ст. 12) («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 6) и Законе № 1963 (ч. 3 ст. 4). Сейчас же такое право и перечень налогов, в отношении которых это право можно реализовать, прямо оговорены в ч. 2 ст. 1 Закона о системе налогообложения.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше