Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Почта редакции. Уборка снега на прилегающей территории: чья это обязанность?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2010/№ 17
Печать
Ответы на вопросы

Уборка снега на прилегающей территории: чья это обязанность?

 

Исполком местного совета наложил на директора нашего предприятия штраф в размере 850 грн. за то, что прилегающая к офису территория на расстоянии 20 метров не убрана от снега. Правомерно ли такое решение? В каком порядке и на каком основании можно его обжаловать?

г. Харьков

 

Как следует из вопроса, наличие снега возле офиса предприятия было квалифицировано как нарушение норм и правил в сфере благоустройства населенных пунктов, правил благоустройства территорий населенных пунктов. За данное нарушение ст. 152 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусматривает ответственность для должностных лиц предприятия в виде штрафа в размере от 850 до 1700 грн. Админпротоколы, фиксирующие подобные нарушения, уполномочены составлять органы внутренних дел и должностные лица, уполномоченные исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов (ст. 255 КоАП). Штраф налагают исполнительные комитеты местных советов (ст. 219 КоАП).

Если процессуальные требования к порядку наложения админвзыскания нарушены не были, соответственно по этим основаниям обжаловать постановление исполкома не удастся. В этом случае необходимо выяснить, был ли действительно допущен административный проступок со стороны директора и предусмотрена ли действующим законодательством обязанность предприятия по уборке прилегающей к его офису территории.

Поскольку в ст. 152 КоАП речь идет о нарушении правил благоустройства территории населенных пунктов, прежде всего следует обратиться к правилам благоустройства того населенного пункта, в котором расположен офис предприятия. В соответствии с п. 44 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР вопрос об установлении правил благоустройства территории населенного пункта, обеспечения в нем чистоты и порядка, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, решается исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета. Так как вопрос поступил из г. Харькова, для ответа на него необходимо ознакомиться с соответствующим решением сессии Харьковского городского совета. (Тем не менее данная информация будет полезна и тем субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность в других населенных пунктах, поскольку близкие по содержанию нормы можно найти в правилах благоустройства практически любого из них.)

Итак, согласно п.п. 5.6.13 Правил благоустройства территории г. Харькова, утвержденных решением 16 сессии Харьковского городского совета 3 созыва от 16.06.2000 г. , предприятия, учреждения, организации либо лица, содержащие соответствующие территории по договору, обязаны:

— иметь собственный необходимый для уборки снега и льда ручной инвентарь (лопаты, метлы, ледорубы);

— иметь достаточный запас материала для посыпания (песок, шлак) с целью своевременного проведения мер, предупреждающих гололед;

убирать снег немедленно, с начала снегопада, для предупреждения наката;

— ограждать опасные для пешеходов, в случае падения сосулек и снега с крыш, места, обеспечивать удаление сосулек с крыш, карнизов и других элементов домов.

Как видим, обязанность убирать снег для предприятий действительно предусмотрена, но следует выяснить, в отношении какой территории предприятие обязано ее выполнять.

В п.п. 5.6.2 Правил благоустройства территории г. Харькова предусмотрено, например, что обязанности по механизированной и ручной уборке территорий, осуществлению мер, предупреждающих гололед, распределяются, в частности, следующим образом:

1) уборка покрытия проезжей части городских проспектов, улиц, переулков, набережных, бульваров, площадей возлагается на соответствующие дорожно-эксплуатационные предприятия;

2) уборка дворов, тротуаров, покрытия проезжей части, придомовой территории жилого фонда территориальной громады осуществляется балансодержателем жилого фонда;

3) уборка дворов, тротуаров, площадок, покрытия проезжей части, других территорий земельных участков, предоставленных в собственность либо в пользование юридическим или физическим лицам, и территорий на расстоянии 20 м от периметра сооружений и до проезжей части улицы, возлагается на соответствующие предприятия, физических лиц — предпринимателей, которые являются собственниками либо пользователями таких участков;

4) уборка территорий, прилегающих к торговым центрам, объектам бытового обслуживания, общественного питания, авторемонтным мастерским, магазинам, рынкам, палаткам, ларькам, киоскам, другим объектам торговли на расстоянии 20 м от периметра сооружений и до проезжей части улицы возлагается на субъектов хозяйствования, которые эксплуатируют указанные объекты;

5) уборка

территорий, прилегающих к АЗС, на расстоянии 50 м от периметра сооружений и до проезжей части улицы осуществляется субъектами хозяйствования, эксплуатирующими указанные объекты;

6) уборка

парковок и тротуаров на расстоянии 10 м вокруг них возлагается на лиц, которым указанные территории предоставлены в пользование.

Как видим,

Правилами благоустройства территории г. Харькова действительно обязанность по уборке прилегающей к зданию территории возложена на субъектов хозяйствования, у которых в собственности либо в пользовании находится часть двора, тротуара, площадки либо другой территории.

Но следует выяснить, не выходят ли органы местного самоуправления, возлагая своим решением на субъектов хозяйствования обязанность по уборке не только закрепленной за ними (на правах собственности либо пользования), но и дополнительной территории, за рамки предусмотренных действующим законодательством полномочий.

В соответствии с

Законом Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV:

— на территории объекта благоустройства могут быть размещены здания и сооружения торгового, социально-культурного, спортивного и другого назначения, собственники которых обязаны обеспечить надлежащее содержание предоставленного им в установленном порядке земельного участка, а также могут на условиях договора, заключенного с балансодержателем, обеспечивать надлежащее содержание другой закрепленной за ними территории (прилегающей территории). Границы такой территории определяет собственник объекта благоустройства (

ч. 4 ст. 15, п. 1 ч. 2 ст. 18);

— предприятия обеспечивают благоустройство земельных участков, предоставленных им на праве собственности или праве пользования в соответствии с законом (

ст. 24).

Итак, из положений

Закона о благоустройстве следует, что, по общему правилу, субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать уборку только той территории, которая находится у них в собственности либо пользовании (ст. 24). Однако за субъектами хозяйствования, которые размещают на территориях общего пользования (в парках, площадях, бульварах, улицах) либо придомовых территориях здания и сооружения торгового, социально-культурного, спортивного либо иного назначения (аналогичного перечисленному), органами местного самоуправления может быть закреплена дополнительная территория, которая не находится у них в собственности либо пользовании, с установлением обязанности по ее уборке. Но и в этом случае только решения органа местного совета недостаточно — с субъектом хозяйствования должен быть заключен договор об обеспечении надлежащего содержания закрепленной за ним территории, границы которой определяет орган местного самоуправления.

Следует сказать, что приведенные законодательные положения, как правило, учитываются при составлении Правил благоустройства территории того или иного населенного пункта, однако не всегда о них помнят при проведении органами местного самоуправления проверок по их соблюдению и привлечении должностных лиц предприятия к ответственности. Так, согласно

п.п. 5.4.2 Правил благоустройства территории г. Харькова Харьковский городской совет и его исполнительные органы могут закреплять для содержания в надлежащем состоянии за предприятиями прилегающие к их земельным участкам территории путем заключения Соглашения об организации взаимоотношений в сфере благоустройства между субъектом хозяйственной деятельности, исполкомом и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Харьковского городского совета.

Из изложенного можно сделать вывод, что решение исполкома местного совета о наложении штрафа на директора предприятия за неубранную от снега территорию, которая прилегает к офису предприятия, может быть признано правомерным только в том случае, если данная территория находится в собственности либо пользовании данного предприятия, или в отношении ее содержания между предприятием и местным советом заключено соответствующее соглашение. В противном случае постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в местном суде путем подачи административного иска (подробно о процедуре обжалования см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 14).

 

Елена Уварова, юрист

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше