Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Как филиал уплачивает отдельные налоги и сборы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2010/№ 20
Печать
Статья

Как филиал уплачивает отдельные налоги и сборы

 

Вы знаете, что филиал не является юридическим лицом и не подлежит государственной регистрации. Тем не менее очень часто требуется его регистрация в органах налоговой службы как плательщика отдельных налогов. В каком же порядке осуществляются филиалом уплата отдельных налогов и сборов и подача отчетности по ним? Ответ на этот вопрос — в предлагаемой статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Филиал как плательщик налогов: общие положения

Начнем с того, что согласно

п. 1.1 Порядка № 80 к числу плательщиков налогов относятся юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, а также физические лица, имеющие статус предпринимателя (самозанятого лица) или не имеющие такого статуса, на которых в соответствии с законами возложена обязанность удерживать и/или уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи), пеню и штрафные санкции.

Взятие на учет как плательщиков налогов — юридических лиц и

обособленных подразделений юридических лиц осуществляется по их местонахождению соответствующими налоговыми органами после внесения сведений о них в Единый государственный реестр или в случаях, предусмотренных законодательством, после присвоения идентификационных кодов по Единому государственному реестру (п. 4.1 Порядка № 80).

Основанием для взятия на учет обособленного подразделения юридического лица является

поступление уведомления о его создании от государственного регистратора в налоговый орган по местонахождению такого обособленного подразделения. На это указывает п. 4.4 Порядка № 80.

Если такие сведения от государственного регистратора в орган налоговой службы по местонахождению обособленного подразделения не поступили, юридическое лицо

по собственному желанию может обратиться к налоговикам с просьбой о взятии обособленного подразделения на учет (п. 4.7 Порядка № 80). Для этого нужно предоставить документы, перечисленные в п. 4.10 данного Порядка:

— заявление по ф. № 1-ОПП (приложение 1 к

Порядку № 80);

— копию извлечения из Единого государственного реестра с указанием сведений об обособленном подразделении, если заявителем является обособленное подразделение юридического лица, сведения о котором включаются в Единый государственный реестр;

— копию документа (свидетельства) о регистрации, аккредитации, легализации, создании и т. п. и копию документа, подтверждающего присвоение идентификационного кода ЕГРПОУ, если заявителем является обособленное подразделение юридического лица, сведения о котором включаются в Единый государственный реестр.

Одновременно с подачей заявления предоставляются оригиналы указанных документов.

После взятия плательщика налогов на учет орган государственной налоговой службы формирует справку о взятии на учет плательщика налогов по ф. № 4-ОПП (приложение 4 к

Порядку № 80), которая направляется такому плательщику на следующий рабочий день после дня взятия на учет или с его согласия в такой же срок выдается ему или его представителю в органе налоговой службы (п. 4.17 Порядка № 80).

Данная справка является единственным документом, подтверждающим взятие плательщика налогов на учет в налоговых органах (

п. 4.18 Порядка № 80).

Таким образом, для налоговых органов существуют

два рода плательщиков налогов:

само предприятие (с подразделениями или без);

обособленное подразделение с кодом ЕГРПОУ.

На подразделения без кода ЕГРПОУ налоговики не реагируют, что подтверждают и

Методрекомендации № 784// «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 16, с. 5.

Перейдем непосредственно к порядку уплаты филиалами некоторых видов налогов и сборов.

 

Налог с доходов физических лиц

Для целей начисления и уплаты налога с доходов физических лиц

Закон № 889 различает обособленные подразделения юридических лиц, которым в установленном порядке предоставлены полномочия по начислению, удержанию и уплате в бюджет налога (уполномоченные подразделения), и обособленные подразделения, не наделенные такими полномочиями (неуполномоченные подразделения).

Другими словами, согласно

Закону № 889 наделять полномочиями в части уплаты (начисления) налога с доходов физических лиц свое подразделение может только головное предприятие, невзирая на то, есть у подразделения код ЕГРПОУ или нет. Получается, что:

а) уполномоченные филиалы должны самостоятельно

:

— регистрироваться как плательщики налога с доходов физлиц в ГНИ по своему местонахождению;

— начислять доходы «своим» физлицам, удерживать с них налог и уплачивать его;

— подавать налоговый расчет по ф. № 1 ДФ в ГНИ по своему местонахождению;

б) неуполномоченные филиалы не должны

выполнять все вышеперечисленные действия. За них это обязано сделать головное предприятие: оно должно стать на учет в ГНИ филиала как плательщик налога с доходов физических лиц, перечислять налог по местонахождению филиала и подавать налоговый расчет по ф. № 1ДФ (о том, в какую ГНИ его подавать, — см. ниже).

Однако после вступления в силу

Закона № 889 появились разъяснительные подзаконные документы, которые несколько иначе смотрят на «уполномоченность». В данном случае идет речь о Налоговом разъяснении № 232 и Порядке № 451 (п. 5.3). Из их норм можно сделать вывод, что если обособленному подразделению присвоен код ЕГРПОУ, то оно автоматически приобретает статус уполномоченного и должно все делать самостоятельно (регистрироваться, начислять и перечислять налог, подавать налоговый расчет по ф. № 1ДФ), как бы невзирая на желание самого головного предприятия. Вот и получалось, что филиалы, которые всегда имеют код ЕГРПОУ, априори в глазах ГНИ не могли быть неуполномоченными.

Сегодня справедливость в некоторой степени восстановлена

Методрекомендациями № 784. Там сказано, что если у предприятия имеется неуполномоченный филиал, то регистрироваться в качестве плательщика налога с доходов физических лиц по местонахождению этого филиала обязано головное предприятие (см. абзац третий п. 2.1). Также определено, что если филиал не является уполномоченным подразделением, то налоговый расчет по ф. № 1ДФ в виде отдельной порции за филиал подает головное предприятие по своему местонахождению. Как видите, в этом документе уже учитывается желание головного предприятия (нет привязки к коду ЕГРПОУ), что более соответствует Закону № 889 . При этом обратите внимание на требование подавать налоговый расчет по ф. № 1ДФ по данным неуполномоченного филиала в ГНИ головного предприятия, в то время как уплата налога осуществляется по местонахождению неуполномоченного филиала.

 

Налог с владельцев транспортных средств

Напомним, что согласно

ст. 1 Закона № 1963 плательщиками налога с владельцев транспортных средств являются предприятия, учреждения и организации — юридические лица, иностранные юридические лица, а также физические лица (граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства), имеющие зарегистрированные в Украине в соответствии с действующим законодательством собственные транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения.

То есть

филиалы и другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, не выступают в качестве самостоятельных плательщиков этого налога.

Учитывая это, а также то, что уплата налога и подача Расчета налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов привязаны

к месту регистрации транспортного средства (см. ст. 3 и 6 Закона № 1963), перечислять налог и отчитываться за транспортное средство, закрепленное за филиалом, должно головное предприятие, являющееся юридическим лицом.

Вместе с тем

если обособленное подразделение предприятия выделено им на отдельный баланс и имеет код ЕГРПОУ, то в соответствии с п. 2.4 Методрекомендаций № 784 субъектом учета в данном случае может быть как само головное предприятие, так и его филиал. На это обращают внимание представители налогового ведомства и в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 14, с. 54.

О решении головного предприятия

делегировать филиалу с кодом ЕГРПОУ право по уплате налога с владельцев транспортных средств и по подаче отчетности за транспортное средство, находящееся в его ведении, нужно письменно проинформировать налоговые органы по месту регистрации и головного предприятия, и филиала.

В такой ситуации на учете в налоговой инспекции по месту регистрации транспортного средства будет находиться

обособленное подразделение (филиал), а головное предприятие на учет налоговики брать не будут.

Остается напомнить, что возможность регистрации транспортных средств головным предприятием по местонахождению филиала оговорена в

п. 21 Порядка № 1388. Так, согласно этому пункту транспортные средства юридических лиц регистрируются по местонахождению таких лиц. Однако если стоянка транспортных средств расположена по местонахождению филиала, то эти транспортные средства юрлицо регистрирует по месту их стоянки (т. е. по месту размещения филиала).

 

Плата за землю

Согласно

ст. 2 Закона № 2535 использование земли в Украине является платным. При этом собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, кроме арендаторов и инвесторов — участников соглашения о распределении продукции, уплачивают земельный налог. За земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная плата.

Субъектами платы за землю могут быть только

юридические лица и физические лица — предприниматели (в том числе резиденты и нерезиденты), которые в соответствии с законодательством приобрели право собственности на землю в Украине или которым по законодательству предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды.

Это означает, что в отношении юридических лиц, имеющих в своем составе

филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, обязанности по регистрации в качестве плательщиков платы за землю, по ее уплате и по подаче отчетности возлагаются именно на таких юридических лиц (см. п. 3.1 Методрекомендаций № 784).

Если за субъектом хозяйствования числятся в собственности или пользовании

земельные участки в нескольких административно-территориальных единицах, то в каждом из органов государственной налоговой службы, обслуживающих такие единицы, данный субъект должен находиться на учете как плательщик платы за землю. Об этом, кстати, говорится и в п. 9.2 Порядка № 80.

Подробнее земельные вопросы рассмотрены в статьях

«Составляем отчетность по земельному налогу» и «Отчетность по арендной плате за землю: вы спрашивали — мы отвечаем» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 6).

 

Коммунальный налог

В

ст. 15 Декрета № 56-93 определено, что коммунальный налог уплачивают только юридические лица , за исключением бюджетных учреждений, организаций, планово-дотационных и сельскохозяйственных предприятий.

Поскольку обособленное структурное подразделение не имеет статуса юридического лица, то оно, по логике, не должно уплачивать этот налог.

Однако не все так просто. Дело в том, что порядок уплаты местных налогов и сборов самостоятельно устанавливают и определяют органы местного самоуправления (

ст. 18 Декрета № 56-93).

Например, в

Положении о коммунальном налоге, утвержденном решением Запорожского городского совета от 30.11.2005 г. № 6, в круг плательщиков коммунального налога включены не только юридические лица, но и их филиалы (отдельные и другие обособленные подразделения), в том числе те, которые не имеют отдельного баланса и текущего счета в учреждениях банка, исходя из численности работников в составе предприятий, являющихся юридическими лицами.

При этом местные власти руководствуются

п. 3 ст. 15 Закона № 1251, согласно которому механизм взимания и порядок уплаты местных налогов устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами согласно перечню и в рамках предельных размеров ставок.

Налоговики всегда поддерживали местные органы власти, обязывающие филиалы уплачивать коммунальный налог. Так, еще в

письме от 24.05.2002 г. № 3244/6/15-3116 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2002, № 64) ГНАУ отметила, что действия местных властей соответствуют предоставленным им полномочиям, т. е. их требование об уплате коммунального налога филиалами вполне законно.

По разъяснениям главного налогового органа, изложенным в

письмах от 13.10.2006 г. № 19126/7/15-0617 и от 13.10.2006 г. № 11600/6/15-0616 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 80), если обособленное структурное подразделение не составляет отдельный баланс и не имеет текущего счета в банке, то коммунальный налог за работников такого подразделения в местный бюджет территориальной громады города по месту его расположения должно уплачивать головное предприятие — юридическое лицо.

Так что, если это предусмотрено положением о коммунальном налоге, принятым органом местного самоуправления по месту расположения обособленного безбалансового подразделения, головное предприятие должно

зарегистрироваться (стать на учет) в органе государственной налоговой службы по месту нахождения такого подразделения как плательщик отдельного вида налога (коммунального налога), подавать в такой налоговый орган налоговый расчет коммунального налога, составленный с учетом среднеучетного количества штатных работников такого подразделения, и уплачивать коммунальный налог в соответствующий местный бюджет.

Несколько иначе обстоят дела, когда обособленное структурное подразделение

выделено на отдельный баланс, имеет текущий счет в банке и собственный идентификационный код по ЕГРПОУ. Такому подразделению головное предприятие согласно п. 2.3 Методрекомендаций № 784 может делегировать полномочия по подаче налоговых расчетов и уплате коммунального налога. Для этого в налоговый орган подается документально подтвержденное согласие юридического лица и учредительные документы, подтверждающие передачу полномочий филиалу (обособленному подразделению) по уплате коммунального налога от имени юридического лица или за юридическое лицо (см. консультацию специалиста ГНАУ, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 6, с. 14).

Взятие на учет в налоговом органе плательщика осуществляется

по факту подачи им налогового расчета коммунального налога (абзац пятый п. 2.3 Методрекомендаций № 784).

 

Сбор за специальное использование водных ресурсов

В

ст. 49 Водного кодекса предусмотрено, что специальное водопользование является платным. Общие принципы взимания сбора за специальное водопользование установлены ст. 30 данного Кодекса, а конкретизированы в Порядке № 1494.

Согласно

ст. 30 Водного кодекса плательщиками сбора за специальное использование водных ресурсов наряду с предприятиями — юридическими лицами являются также их филиалы, отделения и другие обособленные подразделения.

В самом

Водном кодексе не описан порядок уплаты сбора филиалами (отделениями и другими обособленными подразделениями), поэтому за дополнительными уточнениями по данному вопросу следует обратиться к Инструкции № 231. Исходя из ее требований можно сделать вывод, что в число плательщиков сбора за специальное использование водных ресурсов входят только те филиалы (отделения и другие обособленные подразделения), которые имеют банковские счета, ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности и составляют отдельный баланс (см. пп. 2.2 и 2.3).

Для удобства информацию о порядке уплаты сбора филиалами представим в таблице.

 

Порядок уплаты филиалами сбора за специальное использование водных ресурсов

Вид филиала

Порядок уплаты сбора за специальное использование водных ресурсов

Филиалы, которые имеют банковские счета, ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, составляют отдельный баланс

Сбор уплачивается такими филиалами самостоятельно по месту своей налоговой регистрации (месту пребывания на налоговом учете в органах налоговой службы) (п. 2.2 Инструкции № 231). Сюда же филиалы самостоятельно подают отчетность по сбору

Филиалы, которые не имеют банковских счетов, не ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, не составляют отдельный баланс

Сбор уплачивается предприятием-водопользователем, в состав которого входят такие филиалы, по месту налоговой регистрации (месту нахождения на налоговом учете в органах налоговой службы) таких филиалов (п. 2.3 Инструкции № 231). То есть в этом случае головное предприятие дополнительно регистрируется плательщиком отдельных видов налогов в том местном органе налоговой службы, где располагаются такие филиалы, и туда же подает отчетность по сбору

 

Описанный порядок уплаты сбора за специальное использование водных ресурсов

и предоставления отчетности по нему предусмотрен и п. 2.5 Методрекомендаций № 784.

К сказанному добавим, что возможна еще и такая ситуация, когда обособленные подразделения потребляют воду на территории, которая не является местом их налоговой регистрации. Согласно разъяснениям ГНАУ, изложенным в

п. 2 письма от 22.01.2008 г. № 613/5/15-0816, в каждом конкретном случае для целей взимания сбора за специальное использование водных ресурсов следует определиться со статусом обособленного подразделения, а также выяснить, с какой целью им использовалась вода, после чего действовать по приведенной выше схеме. Детально вопросы, касающиеся взимания водосбора, рассмотрены в статье «Сбор за специальное использование водных ресурсов» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 32).

 

Сбор за загрязнение окружающей природной среды

Согласно

п. 2.1 Инструкции № 162 плательщиками сбора за загрязнение окружающей природной среды являются:

— субъекты хозяйствования независимо от форм собственности;

— юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность;

— бюджетные, общественные и другие предприятия, учреждения и организации;

— постоянные представительства нерезидентов, зарегистрированные в Украине, или нерезиденты, выполняющие агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей;

— граждане, осуществляющие на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны выбросы и сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

Как видим, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, расположенные на территории иной, нежели головное предприятие, территориальной громады,

не входят в состав плательщиков сбора за загрязнение окружающей природной среды. Обращаем внимание, что исключение филиалов, отделений и других обособленных подразделений из числа плательщиков сбора произошло совсем недавно, а именно с 31 июля 2009 года (подробнее об этом читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 62, с. 4 и № 84, с. 8).

По правилам, установленным

пп. 7.1 и 7.2 Инструкции № 162, а также п. 3.9 Методрекомендаций № 784, плательщики сбора подают налоговые расчеты сбора за загрязнение окружающей природной среды и уплачивают сбор:

по местонахождению стационарных источников загрязнения — в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения и сбросов;

по местонахождению специально отведенных для размещения отходов мест или объектов — в случае размещения отходов;

по местопребыванию плательщика сбора на налоговом учете — в случае осуществления выбросов передвижными источниками загрязнения.

Из этого следует, что предприятия, имеющие в своем составе

филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, должны подавать налоговые расчеты и уплачивать сбор с учетом выбросов, сбросов и размещения отходов, осуществленных такими филиалами, отделениями и другими обособленными подразделениями, в том числе по их местонахождению (по местопребыванию на налоговом учете), в части передвижных источников загрязнения или/и по местонахождению стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов (см. письмо ГНАУ от 22.10.2009 г. № 23120/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 88).

Тот факт, что в случае осуществления филиалами, отделениями и другими обособленными подразделениями выбросов передвижными и стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещения отходов

сбор уплачивает головное предприятие, в состав которого входят такие филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, подтверждают письмо ГНАУ от 24.09.2009 г. № 20856/7/15-0817 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 84) и консультация сотрудников ГНАУ, опубликованная в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 40, с. 21.

При таких обстоятельствах, как предусматривает

п. 9.2 Порядка № 80, налоговые органы должны относить плательщиков сбора за загрязнение окружающей природной среды (т. е. головное предприятие) к категории плательщиков отдельных налогов:

по месту нахождения стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов, расположенных на территориях иных, нежели плательщик, сельских, поселковых или городских советов при осуществлении выбросов и сбросов стационарными источниками загрязнения и размещения отходов;

по месту нахождения объединений, филиалов, отделений и других обособленных подразделений в случае осуществления выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения.

Решение о зачислении в категорию плательщиков отдельных налогов принимается

на основании регистрационного заявления или налогового расчета сбора, предоставленных плательщиком сбора (т. е. головным предприятием) в соответствующую налоговую инспекцию, или по результатам документальной проверки, проведенной налоговым органом. Так сказано в письме ГНАУ от 22.10.2009 г. № 23120/7/15-0817 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 88).

Теперь вы знаете, в каком порядке происходит уплата филиалами отдельных видов налогов и сборов. Уверены, что эти знания помогут вам грамотно скоординировать свои действия и объективно оценить экономический эффект от работы филиалов.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц